Лекция 1: «Институт главы государства в конституционном праве» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1: «Институт главы государства в конституционном праве»



Понятие государственного органа. Система государственных органов. Государственно-властные полномочия органов.

Глава государства в системе органов государственной власти. Конституционное регулирование особенностей правового статуса монарха. Особенности правового статуса президента как главы государства. Политико-правовая природа института главы государства. Становление поста президента в РСФСР. Конституционный статус Президента РФ как главы государства. Полномочия президента РФ. Место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти. Порядок избрания Президента РФ. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ. Отставка Президента РФ. Правовые проблемы механизма отрешения президента РФ от должности. Акты Президента. Место и роль указов Президента России в системе права.

 

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст.11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь. Государственную власть в России осуществляет Президент РФ, а также органы государственной власти согласно принципу разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.

В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст.10, 11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов РФ, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев. Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания; государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган исполнительной власти – Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – президенты и главы администраций субъектов РФ, их Правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Органы исполнительной власти делятся по территории действия на федеральные и субъекта Федерации. Федеральные – это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым – министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов. Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, - как правило, министерства, вторые – государственные комитеты.

Органы судебной власти – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции РФ ст.126 Верховный Суд РФ. В ст.127 устанавливается, что высшим органом по разрешению экономических споров и иных дел является Высший Арбитражный Суд РФ. Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее перечисленных составляют органы прокуратуры. Прокуратура РФ, согласно Конституции ст.129, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов РФ входят также и другие государственные органы, осуществляющие различные вспомогательные, совещательные и другие функции, такого рода, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно состоят эти органы. Например, Администрация Президента РФ, Совет Безопасности РФ, которые состоят при Президенте РФ и др.

Таким образом: государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действует в установленном государством порядке.

Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

Во всех развитых демократических государствах государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, представительную и судебную. Каждая ветвь отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти.

Глава государства — это высшее должностное лицо или орган государства, представляющие государство в международных отношениях и внутриполитической жизни страны.

В качестве главы государства выступают: 1) наследственный либо выборный монарх (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты); 2) выборный президент 3) коллегиальный орган.

Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю — регенту или регентскому совету. В бывших колониях Великобритании главой государства формально является британский монарх, представленный генерал-губернатором, хотя условия назначения и объем его полномочий определяются национальным законодательством. Полномочия, обязанности и ответственность главы государства зависят от многих факторов, прежде всего от формы правления и нередко от личности, занимающей данный пост.

Президент всегда избирается и занимает свой пост в течение определенного срока. Срок полномочий колеблется от 4 до 7 лет (4 – Исландия, 5 – Германия, Греция, Франция, 6 – Австрия, 7 – Италия, до 2000 г. – Франция). Способы избрания: 1. В парламентарных республиках – парламентом либо с его участием (образование специальной коллегии – Италия – депутаты, сенаторы и представители субъектов); 2.Избрание выборщиками (США – 538 человек) 3.Прямое избрание населением

Полномочия президента отличаются в зависимости от формы республики. Особенности статуса монарха заключаются в единоличном, наследственном и пожизненном характере принадлежащей ему власти. Как правило, власть при этой форме правления переходит по праву рождения. В настоящее время распространены следующие системы престолонаследования: салическая: престол наследуют только мужчины — прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаслед­ников исключаются полностью (Япония, Бельгия, Норвегия); кастильская: женщины полностью из круга престолонаследников не исключаются, однако преимущество отдается муж­чинам по прямой восходящей линии (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды); скандинавская: женщины наследуют престол на равных
основаниях с мужчинами (Швеция); мусульманская: трон наследуется не определенным лицом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родственников займет освободившийся престол (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия).

Реальный объем его прерогатив зависит от разновидности формы правления. Всей полнотой власти он обладает при абсо­лютной монархии, огромными полномочиями обладает монарх при дуалистической монархии. Наименьшие полномочия име­ются у главы государства в условиях парламентской конститу­ционной монархии.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике такого рода институт был органически чужд. Полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти президента. Набирающие силу процессы демократизации, обновление всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в 1990г. был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент Российской Федерации несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции Российской Федерации и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В реализации всех этих функций Президент Российской Федерации может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамах Конституции Российской Федерации.

Это относится и к такой функции Президента Российской Федерации, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Президент Российской Федерации идет на выборы с определенной программой, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают последние достоянием депутатов, народа, партий, общественности. Это дает возможность в случае необходимости корректировать политику Президента Российской Федерации с использованием всего потенциала конституционных форм.

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Конституцией (ст. 81) и на ее основе Федеральным законом о выборах Президента Российской Федерации от 10 января 2003г. Конституция определила и те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты. Для осуществления в высокой мере ответственных функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать необходимым жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, набравший при голосовании большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства.

1. Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти задействованы и Президент и парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной думы (ст. 84). Он назначает выборы Государственной думы; распускает Государственную думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией.

2. Большой объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной с деятельностью исполнительной власти.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимать решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего могут быть отменены Президентом. Президент Российской Федерации назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей в субъектах федерации.

3. Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики, ведет переговоры и подписывает международные договоры, утверждает военную доктрину Российской Федерации и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России.

4. Президент имеет право назначать всероссийский референдум. Но референдум назначается в соответствии с федеральным конституционным законом.

5. К полномочиям Президента как главы государства отнесено решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий Российской Федерации, осуществление помилования.

6. Президент осуществляет правотворческую деятельность - издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Президент РФ является субъектом правотворчества, издающим свои нормативные правовые акты, на основании ч.1 ст. 90, в соотношении с ч.1 ст.115 и п. «а» ч.2 ст.125.

Президент РФ издает Указы и распоряжения обязательные к исполнению на территории РФ. Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 83 Конституции). Они подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент эти акты издает самостоятельно, т.е. от своего имени. Указы подразделяются на нормативные и индивидуальные. Последние издаются по таким вопросам, как гражданство, предоставление политического убежища, кадровые назначения, награждение государственными наградами и др. Распоряжения – это вторые по значимости (после указа) правовые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного характера. Это правовые акты оперативного характера, позволяющие динамично и конкретно решать вопросы на уровне главы государства.

Президент РФ вправе приостановить действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и Федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Это связано с тем, что акты Президента РФ обладают высокой юридической силой. Акты Президента публикуются в официальных изданиях и только после опубликования они вступают в официальную силу.

Рассмотрим еще один вид формализованных актов Президента РФ, это послания Президента РФ, которые можно подразделить на две группы: послания общего характера, которые охватывают комплекс вопросов политики, экономики, социальной инфраструктуры, правовой и правоохранительной сфер, международного положения и др.; и послания Президента РФ, имеющие проблемно-тематический, специализированный характер. Согласно п. «е» ст.84 Конституции с посланием первого вида Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, т.е. Послание Президента РФ – это фундамент всей правовой деятельности правотворчества, совершенствования российского законодательства. Примером второго вида посланий может служить Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2002 год».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.026 с.)