Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема принципов государства в современных условиях.

Поиск

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА –ЭТО ИСХОДНЫЕ, ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НАЧАЛА, ИДЕИ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ФУНКЦИОНИРУЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ.

1. Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина(принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

В современном понимании принцип разделения властей включает в себя:

во-первых, разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

во-вторых, формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

в-третьих, возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем:

закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

6.Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

7. Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

8.Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

9.Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

10.Принцип выборности и назначаемости.

17. Проблема противоречий в теориях о происхождении государства и права. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти - зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства и права. За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.

Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими соотносящимися с ним процессами.Обращая внимание на последнее обстоятельство, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что вопрос о происхождении государства часто смешивается с вопросом "об обосновании государства". Конечно, логически эти два вопроса совершенно различны, но "психологически они сходятся общими корнями". Вопрос о том, почему нужно повиноваться государственной власти, в таком представлении логически связывается с вопросами, каково ее происхождение.Таким образом, в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент. "Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод). В этом заключается основная цель смешения названных явлений и отражающих их понятий. В этом - одна из причин множественности и неоднозначности произрастающих на данной основе теорий. Различного рода теории возникают не только в связи с неправомерным смешением процесса возникновения государства с другими взаимосвязанными с ним процессами. Аналогичная картина наблюдается и в отношении процесса зарождения и становления права, его первоначального возникновения. При этом нередко имеет место неправомерное смешение происхождения права с его развитием. На это особое внимание обращал, в частности, Н.М. Коркунов. Объяснение происхождения права, писал он, не может ограничиваться и подменяться указанием на то, как развивается право. Главный и самый трудный вопрос заключается в объяснении первоначального возникновения права, в объяснении того, каким образом впервые появляется "самое сознание о праве" "В современном быту, размышлял он, мы знаем, что право творится и развивается сознательной деятельностью и при этом отправляется от сознания недостатков или неполноты уже существующего права. Но откуда же взялось первоначальное сознание о праве?" Разрешение вопроса тем труднее, что сознание людей всегда предполагает уже готовый объект, готовое содержание. Обыкновенно, объект одного акта сознания дается предшествующим ему, также сознательным актом. Но когда речь идет о первоначальном возникновении сознания относительно права или государства, то такое объяснение неприменимо. Остается предположить или врожденность правосознания, или же, что "первоначально объект правосознания дается бессознательным актом".Не имея возможности вполне определенно и аргументированно ответить на данный вопрос, исследователи зачастую обращаются к проблемам развития права вместо изучения проблем его первоначального возникновения. Такая подмена близких, но не равнозначных явлений и отражающих их понятий нередко уводит в сторону от познания процесса возникновения государства и права, создает благоприятную основу для появления самых различных, порою весьма противоречивых суждений и теорий. Кроме того, оставляя вопрос о происхождении государства и права весьма запутанным и не решенным, не умея, как отмечал Н.М. Коркунов, естественным путем объяснить их происхождение, в них начали усматривать "божественное установление". Государство и право получает, таким образом, в глазах людей значение некоего объективного порядка, "не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола". И это действительно так. Как показывает опыт решения проблем происхождения государства и права, особая роль в решении этих вопросов на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. "Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова", - читаем мы в Библии.

Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже XII-XIII вв. в Западной Европе развивается, например, теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти "не от Бога". Примерно в тот же период появляется учение широко известного в просвещенном мире ученого - богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам Божественный разум, согласно учению Ф. Аквинского, управляет всем миром. Он лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.

Автор выступал за активное проникновение богословской идеологии в науку и философию, за неразрывную взаимосвязь светских и религиозных институтов. Религия, по логике Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь последнее обязано защищать религию. Призывая светские власти беспощадно бороться с еретиками, Ф. Аквинский писал, что "извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков".Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме, о том, что на возникновение и развитие государства и права, а также на закат отдельных государств и правовых систем решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них - жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти. "Что послужило главной причиной упадка Римского государства?", - спрашивает римский историк I в. до н.э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе "Заговор Кателины". И тут же отвечает: "Упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам". После того, пишет Саллюстий, когда "трудом и справедливостью" возросло Римское государство, когда силой оружия были укрощены великие цари и смирились дикие племена, когда исчез с лица земли Карфаген - соперник Римской державы и "все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и все перевернула вверх дном". Римляне, которые с легкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством. Сперва развилась жажда денег, за нею - жажда власти, и обе стали как бы общим корнем всех бедствий. Так случилось потому, что корыстолюбие сгубило верность, честность и остальные добрые качества. Вместо них "оно выучило высокомерию и жестокости, выучило презирать богов и все полагать продажным". Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило "в сердце таить одно", а вслух говорить другое. Дружбу и вражду оценивать "не по сути вещей, а в согласии с выгодой. О пристойной наружности заботиться больше, чем о внутреннем достоинстве".Особенно сильно падение нравов отразилось на молодежи. Ее легко было подтолкнуть на преступление, лжесвидетельство и мошенничество. В ней легко было воспитать презрение к верности. По вине богатства "на юность напали роскошь и алчность, а с ними и наглость: хватают, расточают, свое не ставят ни во что, жаждут чужого, стыд и скромность, человеческое и божественное - все нипочем, их ничто не смутит и ничто не остановит".

Все сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные основы Римского государства, и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые - несомненно, играют значительную роль в процессе возникновения и развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее следствием, но не первопричиной. Хотя и выступают иногда, как в случае с Римской империей, на первый план. Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.Научные исследования свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях. Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Становилось экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали. В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение, появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки. Во всей Галлии, писал по этому поводу еще в глубокой Древности Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.), "существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имели над ними все права господ над рабами". Об аналогичной ситуации, складывающейся между различными классами и слоями населения в связи с имущественным неравенством, во все последующие столетия писали многие авторы. Но особое внимание данному фактору, оказавшему огромное влияние на процесс возникновения государства и права, уделялось в период становления капитализма и в последовавшие за этим годы. Так, в частности, всемирно известный английский экономист Д. Рикардо обращал внимание на то, что "продукт земли - все, что получается с ее поверхности путем соединенного приложения труда, машины и капитала, - делится между тремя классами общества, а именно, землевладельцами, собственниками денег или капитала, необходимого для ее обработки, и рабочими, трудом которых она обрабатывается. К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что с возникновением и существованием классов неразрывно связано возникновение и существование государства и права. Государство, писал Энгельс, существует "не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью". В.И. Ленин рассматривал государство как "продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". "Государство, - писал он в работе "Государство и революция", - возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены". В отличие от многих буржуазных авторов, считавших, что государство и право существуют на всех стадиях развития человеческого общества, пролетарские ученые и идеологи придерживались иного мнения. С их точки зрения, государство и право имманентны лишь классовому обществу. Что же касается доклассового, первобытного общества, то в нем существуют лишь зачатки государства и права. "Доклассовое общество без государства и классовое общество с государством", - заключал Ленин. При первобытном строе начавшееся расслоение общества первоначально ведет к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией. В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. "Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства", - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством". Государственные органы и организации частично появились в результате преобладания органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя. Частично - путем полного вытеснения последних. О появлении признаков государства в любой стране свидетельствует прежде всего выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами. Об этом же свидетельствует наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытнообщинном строе, а по административно-территориальному; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, призванных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а, с другой - самим вести новые территориальные завоевания.

О появлении признаков государственной организации общества и вытеснении ею первобытнообщинного строя свидетельствуют и другие факторы. Они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникло на его основе естественным путем. Вместе с тем оно развивается и совершенствуется. "Все древнейшие государственные организации, - писал в середине XIX в. немецкий историк Г. Ландау, - возникли не из человеческого произвола, не благодаря организационным эдиктам. Как раз наоборот. Они выросли, словно растение из зерна, брошенного в землю, в силу объективной необходимости, в силу неизменных, самой природой данных законов". Аналогично обстоит дело и с государственной (или публичной) властью, являющейся признаком государства. Право появляется в мире в силу тех же причин, что и государство, и под воздействием тех же экономических, социальных и политических процессов изменяется. До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу интересами. Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право. Важнейшими признаками, свидетельствовавшими о его появлении, стали следующие: социальное и имущественное расслоение в обществе, появление классов-антагонистов - бедных и богатых, угнетенных и угнетателей; постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других; появление, наряду с имущественными, семейно-брачных и иных правоотношений; придание действующим социальным нормам общеобязательного характера, обеспечиваемого принудительной силой со стороны возникающих государственных органов; и др.

Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и наделенных такими полномочиями чиновников. Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремились закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось, о чем можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, в особенности Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.Так, например, в хорошо известных каждому образованному правоведу Институциях римского юриста II в. н.э. Гая прямо закреплялось имущественное и социальное неравенство людей: "Главное разделение лиц состоит в том, что все люди - или свободные, или рабы". "Из свободных людей одни - свободнорожденные, другие - вольноотпущенные. Свободнорожденные суть те, которые родились свободными, вольноотпущенные - это те, которые отпущены на волю из законного рабства".

В этих же Институциях, имевших юридическую силу и выступавших одновременно в качестве учебника по римскому праву, закреплялась власть правящих кругов, одной части общества над другой, одних членов семьи над другими. Итак, говорится в данном акте, "под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами - есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину". Далее в Институциях Гая закрепляется деление в праве лиц на "самовластных", т.е. обладающих широкой властью по отношению к другим лицам, и подвластных. "Из подвластных одни находятся под властью отца, другие - под властью мужа, третьи - в неограниченной власти (mancipio) от другого". Аналогичное закрепление в праве экономического и социального неравенства, наличие права собственности у одних и отсутствие его у других, официальное закрепление власти господствующих слоев и классов имеют место и у других народов. В этом заключается одна из важнейших отличительных особенностей права и правовых обычаев - от прежних неправовых обычаев, регулировавших общественные отношения в условиях первобытного строя. Рассматривая процесс, а вместе с ним теории возникновения государства и права, остановимся на раскрытии лишь некоторых, наиболее известных и распространенных из них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.159 (0.013 с.)