Проблема соотношения суверенитета и полномочий субъектов в федеративном государстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема соотношения суверенитета и полномочий субъектов в федеративном государстве.



Основной Закон России, Федеративный и иные договоры в целях сохранения единства и верховенства государственной власти, защиты суверенитета России предусматривают разделение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относя при этом наиболее важные вопросы общегосударственного значения к ведению Российской Федерации в лице ее высших органов государственной власти, такие как принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроля за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России, вопросы обороны и безопасности страны, определения статуса и защиты государственной границы, а также другие вопросы, определяемые основными направлениями осуществления государственного суверенитета. Таким образом, по принципу разделения предметов ведения к ведению Российской Федерации отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно для защиты суверенитета и верховенства России, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории.в федеративном государстве субъекты федерации и ее центр на основе зафиксированных договоренностей идут на распределение полномочий - их "деление". Так формируются предметы исключительного ведения федерации, предметы ведения субъектов федерации и предметы совместного ведения. Вместо применения термина делимости суверенитета, точнее в теоретическом смысле было бы говорить о делегировании полномочий предметов ведения.

26.Проблема соотношения критериев определения функций государства. Функции государства — это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность. Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций. На заре своего существования государство выполняло весьма небольшой перечень функций. Содержание большинства из них носило ярко выраженный классовый характер. Государство активно поддерживало социальное расслоение общества и обеспечивало преимущественное удовлетворение интересов экономически господствующих кланов и социальных групп.По мере развития и усложнения социальных связей, изменения положения человека в окружающем мире возрастает управленческая роль государства, меняются его функции. Одни из них отмирают, теряя былое значение, другие изменяются, третьи возникают вновь.Классовое содержание функций современного государства проявляется не столь жестко и открыто, как это было ранее. Для этого используются косвенные способы, связанные с системой налогов и сборов, трудового законодательства и т. д. Повышается значимость общесоциальных функций. Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом. Невнимание именно к этим функциям вызывает ослабление, а порой и исчезновение государств. В функциях наглядно проявляются национальные особенности страны, так как государство обязано обеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т. п. По функциям можно судить о том, кому служит данное государство, чьи интересы выражает.Особую актуальность для функций современного государства приобретают факторы, вызывающие необходимость межгосударственного сотрудничества для решения проблем выживания цивилизации в целом. К ним относятся, прежде всего, экологические проблемы, отражающие негативные последствия научно-технического прогресса, вопросы ядерного вооружения, демографические, сырьевые и иные международные проблемы современности.Таким образом, функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Признаки и виды функций государства. Функции государства имеют следующие признаки.

Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей.Это — исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития.Это — устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах социальной действительности.Они выполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом.еализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

-по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;

-по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;

-по продолжительности действия: постоянные и временные;

-по степени общности: основные и неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

Классификация функций. Функции государства классифицируются по различным критериям:

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

-охранительные;

-регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

 

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации. В юридической науке существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие критерии классификации функций государства, а именно:

  1. В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние);
  2. По продолжительности их существования и деятельности (постоянные и временные);
  3. По важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности (основные и не основные);
  4. По принципу разделения властей (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные);
  5. В зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества);
  6. От сфер их приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические);
  7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные);
  8. На основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов федерации или, как в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства);
  9. В зависимости от обусловленности "природой всякого общества" (функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества - общесоциальные функции).

Особую проблему представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства, который имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций – большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, например СНГ, с неизбежностью встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосудирственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства, свободы передвижения граждан и многих других вопросов.Например, в пределах Российской Федерации возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти на местах как бы трех уровней: органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, органами власти автономных областей и округов и органами власти краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга.Есть такие вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна делу. Это относится к таким стратегическим вопросам, как совместная оборона, обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т.п. Но есть вопросы другого рода, где объективно требуется децентрализация функций государства, учет местной специфики, который может быть осуществлен только местными органами власти. Например, в процессе перехода к рыночной экономике для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов и органов местного самоуправления.Но проблеме децентрализации функций в Российской Федерации свойствен еще один аспект. Выше уже отмечалось, что становление многоукладной рыночной экономики влечет изменение ролей государства и человека в обществе. Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, политически и юридически самостоятельных (автономных) субъектов, предполагает сужение роли государства, в том числе сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений.В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат – система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.Подчеркнем, что функции государства, а не различные функции различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти. Аппарат государства – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Различают представительные законодательные органы, принимающие законы (парламент, верховный совет, федеральное собрание, конгресс и т.д.), органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства), – на эти органы возлагается обязанность организовывать реализацию принятых законов. И наконец, судебные органы, разрешающие различные имущественные и иные споры, контролирующие исполнение законов. Государственные органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной государственной власти, которая не обязательно должна быть авторитарной, диктаторской. Необходима и возможна легитимная (основанная на законе) сильная власть. Государственные органы, как официальные представители государства, имеют право издавать нормативно-правовые (общего характера) либо индивидуальные правовые акты (акты применения права), обязательные для исполнения. Для государственного аппарата требуются специально подготовленные кадры чиновников-управленцев, обладающих необходимой квалификацией и профессионализмом. Слой людей, занятых на работе в аппарате государства и профессионально занимающихся управлением общественными делами, определяют как бюрократию (от греч. «бюрократ» – столоначальник, букв.: «власть стола»). Но этот термин используют и для обозначения отрицательной характеристики таких проявлений в деятельности государственного аппарата, как формализм, волокита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность и черствость, равнодушие к людям и их нуждам.Для преодоления этих негативных явлений используются демократические методы и стиль работы, понимаемые не как абстрактная идея, а как целая система специально разработанных и реально действующих мер и механизмов, призванных обуздать, сдержать бюрократизацию. Таким корректирующим средством служит принцип «разделения властей», предполагающий создание системы взаимных «сдержек и противовесов». Эффективны такие меры, как замещение должностных постов по конкурсу, перевод управленческого аппарата на работу по контракту, лишение государственных служащих права участвовать в коммерческой деятельности, но одновременно установление для них высокого уровня заработной платы, обеспечивающего их заинтересованность в честной службе. Управленческий аппарат должен быть инструментом органов власти, избранных и контролируемых народом. Деятельность государственного аппарата должна осуществляться на основе принципа законности, предполагающего строгое, точное и неукоснительное соблюдение законов.Государственный орган следует отличать от различных общественных организаций, объединений. Он наделяется властно-принудительными полномочиями для осуществления своих функций, имеет свою сферу, свою область занятий, которую именуют предметом ведения. Для функциональной характеристики государственного органа используется понятие компетенции, которое означает взятый в единстве круг и объем полномочий и обязанностей, принадлежащих этому государственному органу, а также предмет его ведения. Государственный орган может делать только то, что ему разрешено. Принцип «разрешено все, что не запрещено» не относится к деятельности государственных органов. Этот принцип действует в сфере имущественных отношений граждан, юридических лиц.Государственный орган, как правило, реализует свою компетенцию, издавая соответствующие акты (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.). Но для определенной категории государственных органов основным является реальная хозяйственная, организационная, властная деятельность.Государственные органы имеют определенные формы деятельности, иерархию, например выделяют центральные и местные органы. Такие отрасли юридической науки, как наука государственного права, наука административного права, осуществляют специальное изучение государственного органа, государственного аппарата.

В теории государства задача ставится более скромная: определить взаимосвязь функций государства и обеспечивающихих выполнение структур, т.е. государственных органов.

Подчеркнем практическое значение правильного теоретического решения этого вопроса. Так, государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот – создавать орган, а потом находить ему занятие, функцию. Впрочем, необязательно и создание отдельного государственного органа под каждую новую функцию государства. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена.Эти положения, когда они соблюдаются в государственной жизни, приобретают большое значение для практической организации наиболее эффективной деятельности государства, выполнения его социального назначения. Напротив, недопустимо дублирование одних и тех же функций разными органами.

Функции государства могут быть классифицированы, разделены на виды но различным основаниям (критериям).

1. По причинам (источникам) возникновения функции государства:

• функции, вытекающие из классовых противоречий, – подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.;

• общесоциальные функции (функции общих дел), обусловленные природой общества и вытекающие из потребностей общества в целом – обеспечение правопорядка, охрана природы и др.

2. На основе разделения государственной власти на такие ветви, как законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть:

• правоустановительная – направление деятельности государства по возведению воли общества в закон;

• правореализаторская – направление деятельности государства по претворению юридических норм в фактическое правомерное поведение субъектов;

• правозащитную – направление деятельности по обеспечению функционирования норм права.

3. По времени или продолжительности действия функции государства:

• постоянные – присущие государству на всех этапах его развития;

• временные – свойственные государству лишь на отдельных этапах его развития.

4. По сфере приложения действия делятся на:

• внутренние функции государства – основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества;

• внешние функции государства – основные направления деятельности государства во внешней политике, в его отношениях с другими государствами.

Внутренние функции государства:

• экономическая – управленческое воздействие на экономическую сферу общества;

• социальная – поддержка малоимущих слоев населения, смягчение неравенства и социальной напряженности в обществе, обеспечения достойных условий жизни для каждого человека;

• охраны правопорядка – обеспечение точного и полного осуществления юридических норм всеми субъектами права, борьба с правонарушениями;

• экологическая – охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;

• по развитию культуры – деятельность государства по духовному, интеллектуальному развитию общества;

• по развитию научно-технического прогресса – деятельность государства по развитию науки и техники, поддержке науки, контролю за негативными последствиями научно-технического прогресса.

Внешние функции государства:

• обороны – защита своей независимости и территориальной целостности;

• захвата чужих территорий – приращение своей территории и увеличение сфер влияния путем военного насилия в отношении других государств;

• сотрудничества с другими государствами – деятельность государства по согласованию усилий с другими государствами в сферах общих интересов;

• дипломатическая – деятельность государства по осуществлению целей и задач его внешней политики путем переговоров и других мирных средств.

Относительно классификации функций государства имеются и другие взгляды. Так, по мнению профессора Льва Ивановича Спиридонова, существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функцию внешнеполитических, экономических и культурных связей и экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды. К числу внутренних ученый, в частности, относит функцию обеспечения общественного порядка (охрана предпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т.п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).В настоящее время членение функций на внутренние и внешние в известной степени утратило свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства) и наоборот. И тому пример Чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран, а по существу – всей Земли.

Влияние глобальных проблем на функции современного государства. Глобальный (франц. global – "всеобщий" и лат. globus – "шар") – относящийся к территории всей Земли, охватывающий весь земной шар, всемирный.Современное развитие цивилизации проходит иод знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.

Глобальные проблемы человечества можно поделить на два вида.

Первый вид – проблемы, которые в целом имеют нормальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу своей природы требуют усилий всего человеческого сообщества. Это защита прав и свобод человека, освоение космоса, построение всеобщей информационной системы (создание общепланетарного информационного пространства) и др.

Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу уничтожения цивилизации: проблемы экологических катастроф, демографического, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др.Что касается второй разновидности глобальных проблем современности, то, как заметил профессор А. Б. Венгеров, "человечество – особый биологический вид, который существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения".Вместе с тем в программе социального развития человека заложены, видимо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. И один из таких механизмов – целенаправленная деятельность государства.Существование глобальных проблем человечества обусловливает возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.

Глобальные функции государства – это направления деятельности государства, необходимые для решения общепланетарных проблем. В их ряду следующие функции:

• защиты прав и свобод человека, в том числе "права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42 Конституции РФ);

• предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий;

• решения демографических, сырьевых и энергетических проблем;

• борьбы с международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка;

• сотрудничества в области освоения космоса;

• объединения усилий в создании общепланетарного информационного пространства.

Можно выделить отдельным направлением борьбу с голодом на Земле (хотя в принципе это направление входит в функцию защиты прав человека – права на жизнь и достойное существование).

27. Теория правового государства и ее значение в XXI веке. Античность: Основными источниками теории правового государства являются работы Сократа, Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), Цицерона («О государстве», «О законах», «Об обязанностях»). У Аристотеля мы находим такой признак правового государства, как верховенство права (верховенство закона). Эпоху Возрождения (Ренессанса), когда активно развиваются не только естественные, но и общественные науки, в том числе идеи правового государства. В этот период наиболее последовательное и завершенное освещение дискуссионных вопросов по теории правового государства находим у Н. Макиавелли, Ж. Бодена и Г. Гроция. Н. Макиавелли видит сущность государства в том, чтобы оно обеспечивало защиту имущества и безопасность для каждого гражданина, не позволяя государству доминировать над личностью. Ж. Воден считает, что наиболее правильное государство – такое государство, которое осуществляет правовое управление, обеспечивает права и свободы человека. В период разложения феодализма и ранних буржуазных революций теории правового государства уделяется пристальное внимание в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье. Особое значение они придавали обеспечению свободы личности, ограждению ее от административной воли государства, подчинив последнее праву. В частности, Ш. Монтескье писал: «Свобода есть право делать то, что дозволено законом». Тем самым в своих работах он делает акцент на принципе верховенства права. Ш. Монтескье пришел к выводу, что разделение властей необходимо произвести для того, чтобы ветви власти сдерживали друг друга и не позволяли себе применять неправовые методы Таким образом, был разработан принцип разделения властей. Открыт же он был еще Аристотелем в его известном труде «Политика». К концу XVIII в. теория правового государства получила значительное развитие, а к началу XIX в. сложилась теория правового государства, в которой на достаточной научной базе были обоснованы три принципа: верховенство закона; связанность во взаимоотношениях государства и личности правом; разделение властей (на законодательную, исполнительную, судебную). Элементы теории правового государства в этот период продолжали разрабатывать прогрессивные мыслители Западной Европы Р. Иеринг, Г. Спенсер, Л. Дюги, Р. фон Моль, Ж. Ж. Руссо. Как и их предшественники, они в своих работах основное внимание уделяли свободе личности и проблеме подчинения праву самого государства, чтобы избавить граждан от произвола чиновников. Р. Иеринг писал, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, приобретая окончательную правовую прочность. Ж. Ж. Руссо разработал основные теоретические положения гражданского общества. Стало ясно, что одним из условий реализации идеи правового государства, его успешного функционирования является наличие развитого гражданского общества. Канту обращал особое внимание на необходимость государства опираться на право и руководствоваться им в своей деятельности. Значительно развил идеи о правовом государстве в своей работе «Философия права» Г. Гегель. Он считал, что совершенное государство свою деятельность должно осуществлять на правовой основе, реализуя свободу человека. Обращал он внимание и на то, что взаимоотношения государства и личности должны строиться в соответствии с предписаниями норм права, они должны быть связаны между собой правом. Он предлагал ослабить неправовые принудительные функции государства. В результате развития идей правового государства этими мыслителями открывается еще один важный признак – связанность государства и личности правом. В начале XIX в. идеи правового государства разрабатываются и в России. Они заняли значительное место в трудах Д.М. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и др. Теоретическую же завершенность учение о правовом государстве получило в работах ученых-юристов России В.М. Гессена, С.А. Котляревского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, И.В. Если проанализировать основные положения их работ о правовом государстве, то они сводятся к следующему. Для формирования правового государства необходимо, чтобы оно Функционировало на основе принципов верховенства права, всеобщей справедливости, связанности государства и личности правом, разделения властей.

На современном этапе теория правового государства у нас в стране получила развитие в трудах таких известных ученых, как С.С. Алексеев, Б.М. Лазарев, А.Б. Венгеров, Р.3. Лившиц, М.Н. Марченко, М.И. Матузов, В.С. Нерсесянц, В. А. Четвернин и др. Из зарубежных авторов, пишущих на эту тему, можно выделить А. Гроссе, А. Менюдье, Э.В. Беккенферде, М.Т. Баймаханова, У.Л. Брауна, Р. Вассермана, Д. Леттера, У. Пройса и др. Теория правового государства развивается и имеет практическое значение. Стремление обеспечить принцип верховенства права в своей деятельности присуще многим цивилизованным государствам. Этот принцип становится основополагающим в международных отношениях.

Основу правового государства составляют принципы справедливости. Правовое государство – не просто соблюдение формальной законности и правопорядка, но и справедливость, основанная на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности.Правовое государство – это такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания государственной власти путем установления правовых норм в целях недопущения злоупотреблений.В идее правового государства можно выделить два главных элемента:

-свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав и свобод;

-ограничение государственной власти правовыми нормами.

Государство должно гарантировать, что учреждения и иные структуры государственной власти будут обеспечивать ее наиболее полное соблюдение.Кроме того, неотъемлемым элементом правового государства является демократия.Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.Правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией рФ они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства.Государство обязано соблюдать и защищать не только права и свободы граждан, непосредственно закрепленные Конституцией РФ, но и производные от них другие права и их гарантии, приобретаемые на основании федерального закона.Правовым государство является в том случае, если его деятельность основана на праве, а целью его деятельности служит обеспечение, защита прав и свобод человека. Если исходить из этого положения, то в основе деятельности России как любого другого правового государства лежат следующие принципы:

-верховенство закона, господство права над государством;

-разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

-ответственность государства перед своими гражданами;

-равенство граждан перед законом, их правовая защищенность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.93.126 (0.039 с.)