Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы правоприменительной практики вступления федеральных законов в силу↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось выше, порядок и сроки вступления законов в силу нормативно урегулированы. Базовым актом для федеральных законов является Закон от 14 июля 1994 года (с изменениями и дополнениями от 22 октября 1999 года) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Первоочередного внимания заслуживают четыре позиции, закрепленные этим законом. 1. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации. Интересно отметить, что исторически российское законодательство в своем развитии прошло несколько этапов, характеризовавшихся как разновременным (в зависимости от момента поступления на места официальных изданий с текстом закона), так и одновременным на всей территории страны вступлении в силу законов. Бесспорно, закрепление в действующем российском законодательстве принципа одновременного вступления в силу федеральных законов следует признать положительным фактором в правовом регулировании. Такой подход наиболее совместим с принципом единой законности, помогает обеспечить равенство граждан и других субъектов права, значительно смягчает трудности практического характера, возникающие в правоприменительной деятельности. 2. Вопросы вступления законов в силу могут регламентироваться только нормативными актами, имеющими форму закона. Это важная новелла в российском законодательстве. Следует напомнить, что еще в недалеком прошлом, в бытность, например, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, порядок введения в действие конкретного закона мог определяться актом меньшей юридической силы, а именно постановлением законодательного органа, принявшего закон. Сейчас соответствующие нормы о вступлении конкретного закона в силу содержатся либо в специальном разделе того же закона, являясь его заключительной частью, либо в специальном законе о введении в действие. По мнению М.С.Студеникиной, первый вариант предпочтительнее (если, конечно, речь не идет о слишком большом количестве норм о порядке введения), и вот почему. Во-первых, нормы о вступлении в силу по своему содержанию представляют собой органическую часть самого закона о конкретном позитивном регулировании и разрывать их чаще всего нецелесообразно. Во-вторых, такой подход ориентирует законодателя на решение всех вопросов действия закона в комплексе и ограничивает возможность значительного разрыва во времени между принятием основного закона и акта о введении его в действие. В-третьих, исключается искусственное увеличение количества самих законов, что в условиях бума законотворчества немаловажно для реального обеспечения идеи систематизации законодательства.[79] 3. В базовом федеральном Законе об опубликовании установлено, что федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Значимость этой нормы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а значит и со вступлением в силу) федеральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию. 4. Законодательным путем закреплен принцип определения сроков для вступления законов в силу после их опубликования. Общее правило для федеральных законов таково: они вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание законодательного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение. Наряду с общим правилом определения даты для вступления закона в силу – по истечении десяти дней после дня опубликования – законодатель наделен правом в каждом конкретном законе определять время вступления его в силу особо. Причем запретов на уменьшение общего десятидневного срока в законодательстве нет. Значит вполне допустимо, что такой срок может быть либо длиннее, либо короче срока, установленного Законом об опубликовании. Анализ законотворческой практики по этому вопросу выдвигает следующие проблемы. Приходится констатировать, что общее правило о вступлении законов в силу по истечении десяти дней после опубликования оказалось невостребованным. Более того, за последние годы общее правило превратилось в исключение. Можно привести буквально единичные примеры, когда в законе указывалось бы, что он вступает в силу по истечении десяти дней после опубликования или когда в нем вообще не содержалось норм о вступлении его в силу, что означало бы автоматическое применение общего правила.[80] В 1999 г. из 209 принятых законов только один вступил в силу по истечении десяти дней после публикации. Во всех остальных законах были установлены другие сроки вступления их в силу. Причем сами юридико-технические способы определения сроков вступления законов в силу весьма разнообразны. Это может быть: а) день опубликования; б) истечение более длительного, чем десять дней, срока после опубликования (причем этот срок точно установлен); в) указание конкретной даты; г) наступление какого-то определенного события или совершение каких-то действий. Проиллюстрируем каждый из этих способов примерами из законотворческой практики. Вступление закона в силу со дня его официального опубликования. Этот способ стал приоритетным при определении момента, с которого закон начинает действовать; 150 законов, принятых в 1999 г., вступили в силу именно со дня опубликования. Такой подход подтверждают и предыдущие годы работы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Но объяснить тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, в адрес которых они направлены, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей[81], а есть и такие, которые насчитывают сто и более статей. Наряду с законами позитивного регулирования в этой группе можно увидеть и такие законы, которыми усиливается юридическая ответственность за совершенные противоправные деяния, вводятся новые составы правонарушений, каким-либо иным способом ограничиваются права физических и юридических лиц как сторон правоотношений. В качестве иллюстрации последних можно назвать Федеральный закон от 9 февраля 1999 года, значительно повысивший уголовную ответственность за похищение людей, Федеральный закон от 15 марта 1999 года, установивший уголовную ответственность руководителей за несвоевременную выплату зарплаты, пенсий и стипендий. Вообще следует заметить, что все десять законов, которые успели уже внести изменения в новый УК РФ, вступали в силу со дня опубликования. Трудно объяснить причину отказа от общего правила вступления в силу и для тех законов, которыми ограничиваются права граждан или каким-либо иным способом ухудшается их положение. Почему, например, непременно со дня опубликования нужно было вводить в действие закон, в соответствии с которым не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации? Аналогичный вопрос возникает и в связи с введенным в действие со дня опубликования Федеральным законом от 8 июля 1999 года «О налоге на отдельные виды транспортных средств». Отметим, кстати, что такое решение вопроса применительно к дате вступления в силу закона об установлении нового налога не только нелогично, но и на момент принятия закона находилось в противоречии с Налоговым кодексом Российской Федерации. «Изъятие из обращения» в законотворческой практике десятидневного срока с момента опубликования, в течение которого население имело хотя бы минимальные возможности ознакомиться с новшествами в правовом регулировании, чревато немалыми негативными последствиями. Отсутствие десятидневного срока существенно подрывает принцип «презумпции знания закона», согласно которому никто не может сослаться на незнание действующего нормативного акта, если таковой в официальном порядке доведен до сведения исполнителей, и уклониться под этим предлогом от исполнения его предписаний. Чтобы принцип знания закона имел реальные основания и не превратился в пустую формальность, он должен быть обеспечен определенными юридическими гарантиями. Одной из таких гарантий является, с нашей точки зрения, правило о том, что закон, усиливающий ответственность или иным способом ухудшающий положение лица, не может вступать в силу со дня его опубликования. Этим концептуальным положением необходимо дополнить Закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Вступление закона в силу по истечении более длительного, чем десять дней, срока после его опубликования. Этот срок, судя по практике, может быть различным: тридцать дней, один месяц, три месяца, шесть месяцев. Сразу оговоримся, что представляется неудачным употребление при исчислении сроков словосочетания «один (три, шесть) месяцев. Количество дней в разных месяцах разное, и это уже само по себе может создавать сложности в определении даты вступления закона в силу. Чтобы избежать дополнительных трудностей для правоприменителя, целесообразно прямо указывать количество календарных дней, по истечении которых с момента опубликования нормы закона вступают в силу. Тем более, что такой прием известен в законотворческой практике. Применительно к рассматриваемому способу определения даты вступления законов в силу специально следует сказать о Налоговом кодексе. В нем установлены особые временные рамки вступления в силу такой категории законов, которые касаются налогов и сборов. Этому посвящена ч. 1 ст. 5 Кодекса «Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени». Суть положений, содержащихся в этой статье, сводится к следующему. Законы о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Причина установления удлиненных (по сравнению с общим) сроков для вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах вполне понятна. Увеличенные сроки дают многочисленным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, необходимое время для того, чтобы, с одной стороны, объективно проанализировать собственную финансовую базу и механизм влияния через налогообложение на производство и предпринимательство, а с другой – оценить уровень налогового бремени и организовать с учетом баланса публичного и частного интереса весь процесс, охваченный финансами. Указание на конкретную дату как точка отсчета для вступления закона в силу. Чаще всего этот способ определения времени вступления закона в силу является разновидностью предыдущего способа. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв, между днем опубликования закона и днем введения его в действие. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации был принят 13 июня 1996 года, а вступил в силу с 1 января 1998 года; Семейный кодекс Российской Федерации был принят 29 декабря 1995 года, введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 года. Бесспорно, такая peгламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение. Случаи расширения временных рамок между опубликованием закона и точной датой его вступления в силу могут быть объяснимы также тем, что для реализации закона требуется проведение таких-то дополнительных организационных мероприятий, изыскание необходимых финансовых, материальных и людских ресурсов. Вступление закона в силу при условии наступления определенного события или совершения каких-то конкретных действий. Отлагательное условие для вступления закона в силу – довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что глава 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ; Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Следует заметить, что прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка для того, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе и конъюнктурными. Под этим углом зрения мы проанализировали действие со времени (в части вступления в силу) Налогового и Бюджетного кодексов. Налоговый кодекс (часть первая), принятый 31 июля 1998 года, вводился в действие с 1 января 1999 года, за исключением положений, для которых самим Кодексом были установлены иные сроки. В большинстве этих «изъятых» положений было сказано, что они вводятся в действие со дня вступления в силу второй части Налогового кодекса РФ. Прошло уже немало времени, а второй части Налогового кодекса до сих пор нет. На практике это означает, что часть первая, хотя и вступила в силу, но действует усеченно. Это обусловило появление уже в конце 1998 г. многочисленных предложений о целесообразности приостановления действия первой части Налогового кодекса РФ, что избавило бы от двусмысленности ситуации. На приостановление Налогового кодекса законодатель не решился, но буквально через полгода после вступления Кодекса в силу в него было внесено около 200, существенных изменений Аналогичная картина со вступлением в силу наблюдалась и с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Его приняли 31 июля 1998 года. В Заключительных положениях Кодекса вопрос о его вступлении в силу решался следующим образом: Бюджетный кодекс РФ вводится в действие федеральным законом о введении в действие Бюджетного кодекса. Такой закон пришлось ждать ровно год. В период этих годичных ожиданий, по существу, создавалась лишь видимость нового правового регулирования бюджетных отношений. 3. Регламентация порядка опубликования региональных законов и введения их в действие В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации процедура официального опубликования принимаемых ими законов в целом урегулирована их конституциями (уставами) и законами. При этом есть много общего и особенного в подходах к решению данной проблемы. К общим для субъектов Российской Федерации подходам следует отнести: - правило об обязательности опубликования всех принимаемых законов, в соответствии с которым не подлежат применению законы, официально не опубликованные; - недопущение опубликования закона в изложении или частично; - предусмотрены случаи, когда закон или его часть не подлежат официальному опубликованию в силу секретности или конфиденциальности содержащихся в нем сведений (в таких случаях содержание закона или его части, не подлежащей официальному опубликованию, доводится до сведения исполнителей); - законодательно определен порядок внесения законов для официального опубликования и источники официального опубликования законов (один или несколько); - установлены сроки официального опубликования законов. При этом имеются значительные различия в урегулировании проблемы официального опубликования законов субъектов Российской Федерации. Например, законодательство города Санкт-Петербурга предполагает наличие пяти источников официального опубликования законов города, причем опубликование в двух из них носит субсидиарный характер (законы, затрагивающие проблемы бюджета города, могут быть официально опубликованы в журналах «Вестник Администрации Санкт-Петербурга» или «Вестник Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга»). Эти различия обусловлены, во-первых, особенностями каждого субъекта Российской Федерации, а, во-вторых, тем, что до принятия Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на федеральном уровне не были закреплены соответствующие нормы. С вступлением в силу указанного федерального закона возникла проблема приведения в соответствие с ним действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по рассматриваемому нами вопросу. В частности, не во всех субъектах Российской Федерации срок официального опубликования вновь принятого закона ограничен 14 днями. Например, в городе Санкт-Петербурге установлен пятнадцатидневный срок. Не во всех субъектах Российской Федерации установлена обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации направлять закон для официального опубликования. Снова обращаясь к примеру Санкт-Петербурга, можно сказать, что в соответствии с законом города от 20 июля 1995 года «О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга» вновь принятый закон подлежит официальному опубликованию либо Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в «Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», газете «Санкт-Петербургское эхо», либо Губернатором Санкт-Петербурга в газете «Санкт-Петербургские ведомости». В этом плане субъектами Российской Федерации ведется работа по приведению своего законодательства в соответствие с федеральным законодательством. Следует также отметить, что до настоящего времени в субъектах Российской Федерации остаются не решенными также иные вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. К ним можно отнести нарушение сроков официального опубликования законов, допущение фактов официального опубликования неполных текстов законов (без сопутствующих им объемных приложений), нерешенность вопроса о повторном официальном опубликовании ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов, в которые в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения и дополнения. Обращает на себя внимание и тот факт, что многие законы субъектов Российской Федерации официально опубликованы с ошибками и опечатками, работа по исправлению которых не ведется, так как не урегулирован порядок внесения подобного рода исправлений. Нельзя считать решенным и вопрос об официальном опубликовании закона на языках народов, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Несколько более предметно хотелось бы остановиться на некоторых республиканских законах, так как в этих субъектах Федерации накоплен более богатый опыт законотворческой деятельности. Так, в республиканских законах Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карелии вопросам опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов посвящены определенные главы, содержащие статьи или отдельные пункты, закрепляющие порядок опубликования законов, источники официального опубликования законов и сроки вступления законов в силу. Несколько по иному дело обстоит в законе республики Алтай. Порядку опубликования региональных законов в нем посвящены отдельные главы, а порядок вступления законов в силу закреплен в главе: «Действие законов и иных республиканских нормативных правовых актов». Обращает на себя внимание статья 37 Закона «О нормативных правовых актах республики Адыгея», которая определяет, что законы республики Адыгея вступают в силу по истечении семи дней со дня опубликования, если в законе не установлен иной порядок вступления его в силу. Предположительно «иной порядок» вступления закона в силу может предусматривать, что законы субъекта Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования. [82] И все-таки представляется оправданным нормативное закрепление десятидневного срока, как это имеет место в других анализируемых республиканских «законах о законах». Следует подчеркнуть, что в законе «О правовых актах в Кабардино-Балкарской республике», несмотря на то, что глава 6 называется «Подписание, обнародование и вступление в силу законов Кабардино-Балкарской республики» имеется еще и глава 11 под названием «Порядок опубликования правовых актов», где весьма обстоятельно, детально и последовательно закреплен весь алгоритм опубликования республиканских законов, включая вопросы направления законов для официального опубликования, исправления неточностей, допущенных при официальном опубликовании и т.д. Заслуживает внимания часть 2 статьи 61 анализируемого закона, которая закрепляет, что наряду с другими официальными печатными республиканскими органами официальным источником опубликования республиканских законов является Федеральный регистр нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской республики. Необходимо заметить, что ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации является реализацией правовых предписаний Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ». Вступление в силу законов субъектов Российской Федерации – завершающая стадия законодательного процесса. В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Федеральный закон не определяет точный срок вступления в силу законов субъектов Российской Федерации после их официального опубликования. Поэтому можно сделать вывод, что данный срок может быть определен самими субъектами Российской Федерации. Учитывая то обстоятельство, что на усвоение содержания ряда законов необходимо определенное время, региональное законодательство может предусматривать достаточно длительный срок вступления закона в силу. Так, в Свердловской области он равен семи дням, в Иркутской области — десяти дням, а в Санкт-Петербурге — четырнадцати дням после официального опубликования закона, если в самом законе не установлены иные порядок и сроки его вступления в силу. При этом иной срок вступления областного закона в силу не может начинаться ранее дня, следующего за днем официального опубликования закона. В соответствии с этим правилом, в большинстве случаев законы субъектов Российской Федерации вступают в силу на следующий день после их официального опубликования. Законодательством субъектов Российской Федерации также могут быть установлены особенности порядка вступления в силу налоговых и иных законов субъекта Российской Федерации. Так, в Свердловской области в соответствии с Областным законом от 9 января 1998 года № 2-03 «О порядке рассмотрения и принятия законов Свердловской области, требующих внесения изменений в областной бюджет или бюджеты областных внебюджетных фондов» законы Свердловской области, предусматривающие внесение изменений и дополнений в областные законы о бюджетном процессе в Свердловской области, о бюджетном регулировании в Свердловской области, установление новых налогов и сборов, передачу органам местного самоуправления муниципальных образований отдельных государственных полномочий или изъятие у них таких полномочий, вводятся в действие не ранее 1 января года, следующего за годом принятия указанных областных законов. Областные законы, предусматривающие изменения бюджетной классификации Свердловской области, вносимые в связи с изменениями федеральных законов о налогах и бюджете, вводятся в действие в том же порядке, что и соответствующие федеральные законы. В иных случаях, прямо не предусмотренных указанным областным законом, областные законы или их отдельные положения, связанные с изменениями бюджетов текущего года, могут вводиться в действие в текущем году, но не ранее дня вступления в силу областных законов о внесении изменений в соответствующий бюджет. Законы субъектов Российской Федерации по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории субъекта Российской Федерации (если в самом акте о введении его в действие не установлено иное) и распространяются на всех лиц, проживающих или пребывающих на территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Заключение Делая общий вывод о правовой регламентации введения федеральных законов в действие, следует сказать, что Федеральный закон 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» нуждается в существенном совершенствовании, поскольку он не решает (либо решает не полностью) многих вопросов, касающихся одного из важных аспектов действия закона во времени – аспекта вступления закона в силу Что же касается вопросов правовой регламентации опубликования и введения в действие региональных законов, практически во всех субъектах Российской Федерации отсутствует необходимая научно-методическая база, позволяющая осуществлять официальное опубликование законов на уровне, отвечающем современным требованиям учета, систематизации и классификации нормативных правовых актов. Данные обстоятельства негативно сказываются на состоянии правовой регламентации завершающей стадии законодательного процесса. МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНФТИТУТ КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Е.А. Магомедова
Нормативное обеспечение подготовки и издания подзаконных нормативных правовых актов Лекция для студентов юридического факультета специальности 021100 - Юриспруденция
Калуга – 2004
Автор: преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Магомедова Е.А.
Одобрено на заседании кафедры «____» _________________ 2004 года
Вопросы лекции 10. Правовые основы правотворческой деятельности Президента и Правительства Российской Федерации. 11. Нормативное обеспечение правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции. 12. Правовые основы подзаконного правотворчества в субъектах Российской Федерации Основная литература: Курс административного права и процесса/ Ю.А.Тихомиров. – М.: 1998. – 798 с. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Теория, практика, методика/ Под ред. А.В.Гайды, М.Ф.Казанцева, К.В.Киселева, В.Н.Руденко. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. – 448 с. Проблемы правотворчества субъектов РФ. Научно-методическое пособие. Отв.ред. – д.ю.н., проф. А.С.Пиголкин. – М.: Издательство НОРМА, 1998. – 272 с. Нормативные правовые акты: Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «о Правительстве Российской Федерации» от 11.04.1997 года. Указ Президента Российской Федерации от 7.03.1996 года № 342 «Вопросы Главного Государственно-правового Управления Президента Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений правительства Российской Федерации» от 2.05.1996 года № 638. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Распоряжение президента Российской Федерации № 85 от 5.02.1993 года «О порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации». Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 года № 74 «Вопросы организации деятельности Совета Министров – Правительства Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 года №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный Постановление Правительства Российской Федерации от 1.06.2004 года № 260. Введение Подзаконные нормативные правовые акты – это очень сложная по своей юридической природе, отраслевой и функциональной направленности подсистема в общей системе нормативных правовых актов. Подзаконные нормативные правовые акты более многочисленны, чем законы, так как призваны осуществлять более оперативное и конкретное правовое регулирование, нежели это делает закон, закрепляющий лишь самые значимые, типичные и устойчивые общественные отношения. Подзаконные нормативные правовые акты позволяют охватить массу подробностей, черт, особенностей, которые не могут быть учтены в рамках закона. Эти акты отличаются широким диапазоном действия и многопрофильностью регулирования общественных отношений, а следовательно, наибольшей степенью динамичности. Принимая во внимание, что одним из признаков правотворчества является его обусловленность правом, в данной лекции предлагается рассмотрение вопросов нормативного обеспечения подготовки и издания подзаконных нормативных правовых актов. Вопросы лекции раскрываются на основе анализа статей нормативных правовых актов, которые в совокупности образуют правовую основу подзаконного правотворчества.
1. Правовые основы правотворческой деятельности Президента и Правительства Российской Федерации.
В статье 80 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Президент Российской Федерации является главой государства». Отсюда вытекает широта его функций, позволяющих обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Полномочия Президента, определяющие содержание издаваемых им актов, установлены статьями 80, 83, 89 Конституции Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации дается неоднозначная характеристика актов Президента РФ. В статье 90 говориться о том, что Президент издает указы и распоряжения. В пункте 1 статьи 115 речь идет о нормативных указах как основании для издания актов Правительства, а в пункте «а» статьи 125 – о разрешении Конституционным Судом дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ. Приведенные конституционные характеристики раскрывают разные грани актов Президента. По мнению Ю.А.Тихомирова, наиболее важными признаками президентских актов являются следующие: - высокое место этих актов в правовой системе после Конституции и законов; - широта регулируемых актами Президента общественных отношений в силу масштабности его функций и полномочий; - общеобязательность исполнения указов и распоряжений Президента на всей территории РФ; - единоличный порядок издания актов Президента, сочетаемый с использованием консультативно-совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения; - соответствие президентских актов Конституции и федеральным законам; - нормативное многообразие актов в виду сочетания в них общенормативных, конкретно-регулирующих и оперативных мер[83]. Акты Президента находятся в общей правовой системе нашего государства. Поэтому принципиальное значение имеет положение пункта 3 статьи 90 Конституции РФ: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Оно ориентирует правотворчество Президента на строгое соблюдение основополагающего принципа российской правовой системы. Процесс подготовки указов и распоряжений Президента РФ имеет важное значение. Создаются условия и гарантии проведения информационно-аналитической работы, согласование проектов актов и повышение их уровня. Указанные задачи решаются с помощью процедур, введенных специальными актами Президента. В целях упорядочения подготовки актов Президента Российской Федерации, повышения их качества и соответствия действующему законодательству Российской Федерации Президентом издано Распоряжение № 85-рп от 5 февраля 1993 года, утверждающее «Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации». В соответствии с этим Распоряжением проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации вносятся письмом с пояснительной запиской, содержащей краткое изложение существа проекта, необходимые обоснования, справочные и аналитические материалы. Проекты указов и распоряжений Президента должны проходить юридическую экспертизу и редактирование в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации и согласовываться (визироваться) начальником этого Управления или его заместителем, специально на то уполномоченным. В целях упорядочения подготовки и принятия указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации, президентом издан Указ от 2 мая 1996 года № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации». Подготовку проектов указов и распоряжений президента осуществляет Главное государственно-правовое управление президента Российской Федерации, формат деятельности которого определен в «Положении о Главном государственном правовом управлении Президента Российской Федерации», утвержденном Указом Президента от 7 марта 1996 года № 342. Конституционная формула Правительства России, осуществляющего исполнительную власть в РФ предопределяет роль и содержание правительственных актов. Акты Правительства выступают правообразующим фактором в сфере непосредственного регулирования основных управленческих отношений, в сфере формирования и развития всего массива ведомственных актов. Поэтому эти акты обладают мощным правотворческим потенциалом. Ю.А.Тихомиров считает, что можно выделить следу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.169 (0.015 с.) |