Понятие, признаки и виды законов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки и виды законов



Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке орга­ном законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наи­более важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

4) он обладает высшей юридической силой и все подзаконные ак­ты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от­ношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нор­мативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным осно­ваниям:

- по их юридической силе (Конституция, федеральный консти­туционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);

- по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе­рендума или законодательным органом);

- по предмету правового регулирования (конституционные, ад­министративные, гражданские, уголовные и т.п.);

- по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, орга­нические (кодификационные) и иные законы.

 

Подзаконные нормативные акты

Принимаются на основании законов в целях конкретизации их положений и закрепления механизмов их реализации. Основным принципом соотношения законов и подзаконных актов является их непротиворечие друг другу. При этом законы, так же как и подзаконные акты, обладают прямым действием и могут непосредственно применяться в процессе правового регулирования. При возникновении противоречия (коллизии) между положением закона и подзаконного акта приоритетом пользуются положения закона.

Классифицируются (в порядке убывания юридической силы):

1. Подзаконные акты федерального уровня (указы Президента России, постановления Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ, акты федеральных министерств и ведомств)

2. Подзаконные акты регионального уровня (органов государственной власти субъектов РФ)

3. Подзаконные акты местного уровня (органов местного самоуправления).

 

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъ­ективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлени­ем его в силу и утратой силы. Согласно статьи 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Соб­рания» «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опуб­ликования, если самими законами или актами палат не установлен дру­гой порядок вступления их в силу». (См.: Российская газета, 1994, 15 июня).

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обрат­ной силы не имеет, то есть он не должен распространяться на те отно­шения, которые уже существовали до момента вступления его в юриди­ческую силу.

Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

- по истечении срока действия акта, на который он был принят;

- в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действую­щий (косвенная отмена);

- на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется терри­торией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее су­хопутное и водное пространство внутри государственных границ, воз­душное пространство над ними, недра. К ней относится также террито­рия российских дипломатических представительств за рубежом, воен­ные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящие­ся в полете за пределами Федерации.

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, об­щественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

 

Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество — это деятельность прежде всего государствен­ных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные орга­ны, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установ­ленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конститу­ции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в приня­тии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

- оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;

- основная продукция его — юридические нормы, воплощаю­щиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого в норматив­ных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

- это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

- уровень и культура правотворчества, а соответственно и каче­ство принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизован­ности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

- научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуа­цию, объективные потребности развития общества и т.п.);

- профессионализм (заниматься подобной деятельностью долж­ны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и другие);

- законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

- демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в общест­ве);

- гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворче­ского процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

- оперативность (предполагает своевременность издания норма­тивных актов).

Следовательно, принципы правотворчества — это основопола­гающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

 

 

Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхслож­ная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведе­ния референдума (всенародного голосования по наиболее важным во­просам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, Госу­дарственной Думы, Правительства РФ);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Пре­зидента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления.

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, вы учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, проф­союзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представитель­ных органов — парламентов, в процессе которого издаются норматив­ные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соот­ветствии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятель­ность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оператив­ного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимают­ся и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министер­ствами, ведомствами, государственными комитетами, местными орга­нами государственного управления, губернаторами, главами админист­раций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законо­творчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы це­лесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме всего прочего подзаконное право­творчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.016 с.)