Понятие и структурные элементы системы права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структурные элементы системы права



Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение.

Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, инсти­тутов, подотраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляет со­бой целостное образование, состоящее из множества элементов, нахо­дящихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как для за­конодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нару­шая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние систем­ности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодатель­ства.

Черты системы права:

- ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования

- институты, подотрасли, отрасли;

- ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаи­моувязаны, что придает ей целостность и единство;

- она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими фактора­ми;

- имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствую­щую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

 

Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли

Для деления норм права на отрасли используют 2 критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это те общественные отно­шения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определен­ный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения — семейно-брачного права.

Вместе с тем, предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли потому, что:

1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;

2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

Вот почему вторым (дополнительным) критерием выступает ме­тод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юридическим.

Метод правового регулирования — это совокупность юридиче­ских средств, при помощи которых осуществляется правовое регулиро­вание качественно однородных общественных отношений.

Выделяют следующие основные методы правового регулирова­ния:

- императивный — метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказания;

- диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;

- поощрительный — метод вознаграждения за определенное за­служенное поведение;

- рекомендательный — метод совета осуществления конкретно­го желательного для общества и государства поведения и т.п.

51. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отноше­ний.

Отрасль — наиболее крупное подразделение системы права. Ка­чественная однородность, специфика той или иной области обществен­ных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей,.то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Выделяют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право;

2) гражданское;

3) административное;

4) уголовное;

5) земельное;

6) трудовое;

7) семейно-брачное;

8) уголовно-исполнительное;

9) аграрное (сельскохозяйственное);

10) экологическое (природоохранное);

11)финансовое;

12) уголовно-процессуальное;

13) гражданско-процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли пред­принимательского, налогового, муниципального, компьютерного, кос­мического права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод право­вого регулирования конституционного, административного, граждан­ского и уголовного права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом ре­гулирования которой являются основы конституционного строя, право­вое положение личности, форма правления и государственного устрой­ства; доминирующий метод — императивный.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неиму­щественные отношения. Основной метод — диспозитивный.

Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельно­сти органов государства. Преобладающий метод — императивный.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т.п. Господствующий метод — императивный.

 

Институт права: понятие и виды

Институт права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отно­шений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — лишь их вид.

Институт — гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, сово­купность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются ин­ституты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т.п.

Виды институтов:

1) в зависимости от характера институты подразделяются на ма­териальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбужде­ния уголовного дела);

2) в зависимости от сферы распространения — на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собствен­ности);

3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Субинститут права это упорядоченная совокупность юридиче­ских норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.

Субинститут — составная часть института права. Так, институт престу­плений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на суб­институты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против досто­инства личности (клевета, оскорбление).

Между тем важно помнить, что далеко не каждый институт права имеет хотя бы один институт. Субинститут — это проблема деления институтов права.

Вместе с тем сами институты могут «складываться» в такие более крупные подразделения системы права, как подотрасли.

Система однородных институтов определенной отрасли права об­разует подотрасль права. Подотрасль права — это уже не институт, но еще и не отрасль права.

Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право — подотраслью финансового права; муниципальное — подотраслью адми­нистративного права.

Частное и публичное право

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публич­ное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

 

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состо­ит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, адми­нистративного, финансового, уголовного и иных.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свой­ственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публич­ному — неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господ­ствует метод координации, то в публичном — субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с госу­дарством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утвер­ждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

54. Соотношение системы права и системы законодательства Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под ко­торой понимается его внутреннее строение.

Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям:

1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства — нормативный акт;

2) если система права выступает в качестве содержания, то сис­тема законодательства — в качестве формы;

3) если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законода­тельства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя;

4) если система права имеет первичный характер, то система за­конодательства — производный (первая служит исходной базой для второй);

5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федератив­ное, иерархическое);

6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разно­образия нормативности (ведь, кроме законодательства, право оформля­ется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юриди­ческих прецедентах);

а, с другой стороны, включает в себя кроме фор­мулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.019 с.)