Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Поиск

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не­редко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательно­го акта — форма выражения государственной воли, средство воплоще­ния нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель:

- может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

- может в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

- может элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

- может элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

 

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосред­ственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда ста­тья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.

 

Классификация норм права

Классификация позволяет четче обозначить место и роль юриди­ческих норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от функциональной роли они подразделяются на:

- исходные нормы, которые определяют основы правового регу­лирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, на­правления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и т.п.);

- общие нормы, которые присущи общей части той или иной от­расли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

- специальные нормы, которые относятся к отдельным институ­там той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особен­ностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и про­странственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отрас­левой принадлежности) — на конституционные, гражданские, админи­стративные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования — на:

- императивные (содержащие властные предписания);

- диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

- поощрительные (стимулирующие социально полезное поведе­ние);

- рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содер­жащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном ре­гионе в связи со стихийным бедствием).

 

40. Понятие и виды форм (источников) права

Формы права — это способ выражения во вне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источ­ником права 3 фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жиз­ни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые уче­ния и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть фор­ма права.

Выделяют четыре основных формы права:

- нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

- правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым послед­ствиям (например, согласно статьи 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

- юридический прецедент — это судебное или административ­ное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);

- нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (напри­мер, Федеративный договор РФ 1992 года).

Нормативные акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности.

Все нормативные акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Система нормативных актов в РФ

Нормативно-правовой акт — это такой правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значи­мой информации.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы:

Законы и подзаконные акты.

Виды законов:1) Конституция (закон законов) — основополагающий учреди­тельный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы принимаются по вопро­сам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, полити­ческой и духовной жизни общества;

4) законы субъектов федерации — издаются их представитель­ными органами и распространяются только на соответствующую терри­торию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты ис­полнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу­дарственных комитетов регулируют, как правило, общественные отно­шения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов го­сударственного управления;

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) орга­нов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и орга­низации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

-нормативные акты государственных органов;

-нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

-нормативные акты совместного характера (государственных ор­ганов и иных социальных структур);

-нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

-общефедеральные;

-нормативные акты субъектов Российской Федерации;

-нормативные акты органов местного самоуправления;

-локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

-нормативные акты неопределенно-длительного действия;

-временные нормативные акты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.008 с.)