Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти и местного самоуправленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для каких целей осуществляется разграничение компетенции? Проблема разграничения компетенции занимала и занимает одно из главных мест в системе местного самоуправления. Она глубоко уходит своими корнями в далекое прошлое нашей страны. Компетенция делилась междувече и администрацией в древний период, между представительными, исполнительными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в целях обеспечения надлежащего управления делами местного значения. Разграничение компетенции имело и имеет место между местным самоуправлением и государственной властью. Основой разграничения компетенции между местным самоуправлением и государственной властью являлось разграничение собственности и материально-финансовых ресурсов. Объем полномочий и предметов ведения, то есть компетенция, должен соответствовать объему собственности и материально-финансовых ресурсов местного самоуправления. В случае недостаточности муниципальной собственности и материально-финансовых ресурсов, компетенция местного самоуправления, установленная законодательством, окажется невостребованной, а функции не будут осуществлены. В связи с этим важно принятие федерального закона о разграничении собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность местного самоуправления. Более четкого разграничения требуют источники доходов бюджетов всех уровней. Сегодня недостаточной является существующая доходная часть местных бюджетов для осуществления компетенции, закрепленной за местным самоуправлением. Для реализации компетенции местного самоуправления, определенной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», необходимо, чтобы удельный вес доходов местных бюджетов составлял не менее 30-35% от объема доходов федерального бюджета. Сбалансированное распределение собственности и материально-финансовых ресурсов и на основе этого компетенции между различными уровнями власти обеспечит наиболее эффективное управление в обществе и государстве. Жизнь выдвигает все новые проблемы, связанные с повышением эффективности управления в обществе. Управление требует совершенствования как на государственном, так и на местном уровне. Новая экономическая модель не в полной мере соответствует модели всей системы государственного и общественного управления. Преобладание государственно-административных методов управления не совсем соответствует модели рыночных отношений и мешает развитию производства и приумножению различных форм собственности, в том числе и муниципальной. Сравнительно большой удельный вес государственно-административных методов управления увеличивает разрыв между обществом и государством, что несет в себе известные негативные последствия. Разрыв этот необходимо сокращать. Средством, обеспечивающим сокращение разрыва между обществом (народом) и государством, на протяжении всей истории нашей страны было местное самоуправление. Но местное самоуправление для этого необходимо наделить достаточным объемом собственности, материально-финансовых ресурсов и соответствующей им компетенцией. Конституция Российской Федерации (ст. 3) установила, что многонациональный народ является единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы местного самоуправления. Поскольку Конституция закрепила право на осуществление власти за народом, он может ее реализовать. А как известно, всякая власть основывается на собственности. Без собственности власть не может быть полноценной. Следовательно, для осуществления власти народом ему необходимо передать основную долю собственности, на которой будет базироваться эта власть. В большей мере власть народа может быть реализована в системе местного самоуправления, самого приближенного к народной среде института управления. Основная часть дел местного значения будет передана с государственного уровня наместный, что освободит государственные органы от несвойственных функций. Успеха в управлении можно достичь только в том случае, если каждое звено управленческой системы будет заниматься своим делом, а высокие инстанции освободятся от массы текущих дел, отвлекающих их от более крупных проблем. В то же время органы местного самоуправления, имея достаточную компетенцию, соответствующую их материально-финансовым возможностям, смогут более оперативно и качественно решать задачи местного значения, приближенные к жизни человека. Проблема оптимального разграничения компетенции между государством и местным самоуправлением подчеркивается снижением объема производства, ростом безработицы, изменением структуры экономических отношений и слабой управляемостью в масштабе всей страны. Центральная власть не в состоянии решить все эти задачи самостоятельно. Следовательно, во избежание пробелов в управлении целесообразно передать часть таких задач на решение муниципальных образований. Таким образом, компетенцию между государством и местным самоуправлением представляется возможным разграничить на основе разграничения собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. На основе собственности можно установить предметы ведения и полномочия. Разграничение компетенции между государственными органами и местным самоуправлением ни в коем случае не означает отделение местного самоуправления от государства. И государство и местное самоуправление, являющееся его продолжением, осуществляют сходные функции. Местное самоуправление является продолжением государственного управления. Однако объем компетенции у них совершенно разный. Поэтому необходимо уравновесить эти величины в пределах разумного. Не менее важной является проблема разграничения полномочий в системе местного самоуправления. Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении определили различные формы осуществления местного самоуправления. Естественно, в этих условиях возникает необходимость в распределении полномочий внутри системы местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает только лишь исключительные полномочия представительного органа, ничего не упоминая о полномочиях исполнительных органов, должностных лиц, а также о вопросах, решаемых на местных референдумах, собраниях и сходах граждан. Таким же путем, как уже было отмечено, пошли при принятии законов о местном самоуправлении отдельные субъекты Российской Федерации. В законах ряда субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, с одной стороны, достаточно удачно решена проблема разграничения полномочий между сообществом в целом, принимающим решения путем проведения местного референдума либо путем принятия решения на собраниях, сходах граждан, и между органами местного самоуправления и должностными лицами. С другой стороны, разграничены полномочия между представительными и исполнительными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Какова компетенция исполнительного органа местного самоуправления? Компетенция исполнительного органа местного самоуправления определена конституциями и уставами ряда субъектов Российской Федерации, законами о местном самоуправлении отдельных субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Компетенция исполнительных органов выражена либо через полномочия, предоставляемые главе местного самоуправления (главе администрации), либо через полномочия местной администрации, как коллегиального органа местного самоуправления. Единого подхода к определению компетенции исполнительных органов местного самоуправления в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований нет. Полномочия исполнительного органа представляют собой совокупность прав и обязанностей в области исполнительно-распорядительной и управленческой деятельности на соответствующей территории. В полномочия входит решение вопросов организационно-правового и экономического характера, политической и социальной направленности. Законы о местном самоуправлении значительной части субъектов Российской Федерации определяют компетенцию исполнительных органов местного самоуправления в общем плане, путем выделения наиболее крупных направлений деятельности. К ним можно отнести следующие: 1) разработка структуры местной администрации; 2) утверждение схемы управления отраслевых и функциональных подразделений и управление ими; 3) организация управления бюджетными учреждениями, состоящими на местном бюджете; 4) управление муниципальной собственностью в порядке, установленном представительным органом; 5) разработка проектов местного бюджета и подготовка отчетов об исполнении местного бюджета; 6) разработка планов и программ развития территории и поселений; 7) организация охраны общественного порядка; 8) обеспечение санитарного состояния территории и многие другие вопросы. Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении...» определяет компетенцию исполнительных органов местного самоуправления по отраслевому и функциональному признакам. В Законе определены детально полномочия в области: а) планирования, бюджета, финансов и учета; б) пользования и распоряжения муниципальной собственностью, взаимоотношения с предприятиями различных форм собственности; в) ценообразования; г) материально-технического обеспечения социально-экономического развития; д) сельского хозяйства, использования земли, охраны природы; е) строительства транспорта и связи; ж) жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения; з) социально-культурного обслуживания населения; и) социальной защиты населения; к) обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан. Аналогичный перечень полномочий и предметов ведения используется в уставах муниципальных образований районов и городов.
Какова компетенция выборных должностных лиц местного самоуправления? Выборными должностными лицами местного самоуправления, согласно действующему законодательству субъектов Российской Федерации, являются глава муниципального образования, глава администрации, председатель представительного собрания, председатель городской, районной Думы, председатель муниципального Совета, староста и другие. Каждый субъект Российской Федерации, а в свою очередь, каждое муниципальное образование самостоятельно в названиях. Рассмотрим компетенцию трех видов должностных лиц: главы муниципального образования, главы администрации и председателя представительного собрания. При этом следует учитывать, что в отдельных субъектах Российской Федерации должности главы муниципального образования совмещены с должностью и главы администрации и председателя представительного органа. Компетенция главы муниципального образования определяется уставами муниципального образования. В уставах муниципальных образований используется различный подход к определению компетенции главы муниципального образования. В одних уставах устанавливается перечень вопросов, отнесенных к компетенции главы муниципального образования, в других указывается, что глава муниципального образования решает все вопросы, за исключением тех, которые отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления. Согласно уставам муниципальных образований компетенцию глав муниципальных образований можно подразделить на сильную и слабую. Под сильной компетенцией следует понимать компетенцию, дающую возможность главе муниципального образования самостоятельно решать большую часть вопросов местного значения без согласования с представительным органом. Слабая компетенция предполагает согласование целого ряда вопросов с представительным органом. Например, сильной компетенцией наделены главы муниципальных образований городов Тынды и Благовещенска Амурской области. Так, глава местного самоуправления города Тынды согласно ст. 23 Устава города Тынды: 1) представляет органы городского самоуправления во взаимоотношениях с органами государственной власти, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, а также в международном сотрудничестве; 2) возглавляет муниципальный Совет, созывает его очередные и внеочередные заседания, обеспечивает выполнение принятых решений; 3) утверждает структуру и штаты исполнительного органа (муниципалитета); 4) назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений исполнительного органа (муниципалитета), определяет их полномочия; 5) назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий; 6) управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, представляет на утверждение муниципального Совета программу приватизации муниципальной собственности, предложения по порядку использования земельных, водных и иных природных ресурсов, находящихся в ведении городского самоуправления; 7) осуществляет меры по обеспечению охраны общественного порядка, охраны окружающей среды, социальной защиты населения; 8) утверждает тарифы на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями; 9) принимает решения о выпуске и размещений лотерей, займов; 10) учреждает средства массовой информации; 11) представляет в муниципальный Совет проект городского бюджета и отчет о его исполнении, осуществляет функции распорядителя кредитов; 12) представляет на утверждение муниципального Совета планы и программы социально-экономического развития города; 13) ежегодно отчитывается перед муниципальным Советом и населением о своей деятельности и т. д. Для сравнения сильной и слабой компетенции главы муниципального образования приведем компетенцию главы муниципального образования города Скопина Рязанской области. В соответствии со ст. 37 Устава города Скопина Рязанской области глава муниципального образования: 1) разрабатывает структуру городской администрации и схему управления развитием экономики и социальной сферы. Утверждает эти вопросы городской Совет, являющийся представительным органом; 2) назначает глав администраций поселков Заречный и Октябрьский; 3) представляет на согласование с городским Советом депутатов назначение заместителей главы администрации и начальников структурных подразделений администрации; 4) организует разработку и представляет на утверждение городского Совета депутатов проекты планов и программ социально-экономического развития и бюджета города, отчеты об их исполнении; 5) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений городского Совета депутатов и собственных постановлений и распоряжений; 6) отменяет противоречащие законам и постановлениям главы муниципального образования распоряжения и приказы руководителей структурных подразделений городской администрации и глав поселковых администраций; 7) организует прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений, жалоб и иных обращений; 8) содействует развитию системы органов территориального общественного самоуправления населения, учитывает в своей деятельности их предложения и рекомендации; 9) применяет меры поощрения, а также дисциплинарного воздействия в отношении руководителей и сотрудников городской администрации; 10) заключает договоры и соглашения с органами государственной власти, общественными объединениями и организациями, предприятиями и учреждениями от имени администрации города; 11) открывает и закрывает счета городской администрации в банковских учреждениях, распоряжается ее средствами, подписывает финансовые документы; 12) содействует развитию предпринимательства и рыночных отношений в муниципальном образовании; 13) принимает уведомление о проведении митингов, уличных шествий и демонстраций и принимает меры по обеспечению общественного порядка при их организации и проведении; 14) организует мероприятия по мобилизационной готовности города в соответствии с действующим законодательством и т. д. Названные вопросы компетенции ослаблены сильной компетенцией представительного органа. Это обусловлено, как правило, стремлением сбалансировать компетенцию органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Компетенция председателя представительного органа местного самоуправления. Председателями представительного органа местного самоуправления, как уже было замечено, могут быть главы муниципальных - образований, главы администраций, а также должностные лица, специально избранные на эту должность и не выполняющие какие-либо иные полномочия в системе органов местного самоуправления. Компетенция председателя представительного органа местного самоуправления устанавливается, как правило, уставами муниципальных образований и регламентами представительных органов местного самоуправления. В Рязанской области уставы муниципальных образований предусматривают отдельные статьи о компетенции председателя представительного органа, который не занимает какие-либо другие должности, и его заместителей. В соответствии со ст. 43 Устава города Рязани Председатель городского Совета: 1) возглавляет деятельность городского Совета; 2) организует работу Совета в соответствии с регламентом; 3) ведет заседания Совета; 4) представляет Совет как в городе, так и за его пределами; 5) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов городского Совета, созывает и ведет его заседания; 6) подписывает принимаемые городским Советом решения и другие акты; 7) руководит работой аппарата городского Совета, осуществляет в соответствии с действующим законодательством прием и увольнение его должностных лиц и служащих; 8) открывает и закрывает расчетные и текущие счета городского Совета и является распорядителем по этим счетам; 9) от имени городского Совета подписывает исковые заявления; 10) по вопросам своей компетенции издает распоряжения; 11) выполняет другие полномочия. Но другие полномочия уставом не предусмотрены. Аналогичные полномочия председателя представительного органа предусмотрены уставами муниципальных образований Скопинского района и города Скопина Рязанской области. В основном эти вопросы организационного характера. Сильным средством является право председателя представительного органа на подписание решений Совета. Если в других муниципальных образованиях правом подписи решений представительных органов наделен глава муниципального образования либо глава администрации, то в Рязанской области такого права указанные должностные лица не имеют. Здесь наблюдается отступление от модели, используемой в системе органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Староста, как уже ранее отмечалось, является выборным должностным лицом. Компетенция старост определена в отдельных законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, в специальных законах о сходе граждан и старостах, в положениях о старостах и в уставах муниципальных образований. Так, в Кировской области компетенция старосты установлена в Законе «О сходах граждан и старостах в Кировской области» от 29. 02. 96 г. № 18/22. Согласно ст. 15 и 16 названного Закона староста: 1) созывает сходы граждан для обсуждения на них вопросов, входящих в их компетенцию; 2) решает и вносит на рассмотрение местной администрации вопросы, относящиеся к повседневной жизни населения, направленные на улучшение культурно-бытового, медицинского, торгового обслуживания населения; 3) кооперирует на добровольной основе средства населения, предприятий, организаций для финансирования программ по благоустройству, коммунальному обслуживанию и другим вопросам местного значения; 4) оказывает помощь соответствующим органам в оформлении документов о привлечении лиц к административной ответственности за нарушения санитарного состояния территории, потраву посевов, несоблюдение правил содержания домашних животных, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками; 5) доводит до населения, разъясняет и содействует реализации положений федеральных и областных законов, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, решений сходов граждан; 6) обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления с населением; 7) привлекает население, предприятия и организации на проведение мероприятий по строительству и ремонту дорог, тротуаров, мостов, колодцев, коммунальных сетей, спортивных и детских игровых площадок, по поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, памятников истории и культуры, благоустройству, озеленению и улучшению содержания дворов, улиц населенного пункта; 8) оказывает помощь учреждениям культуры, спортивным организациям в проведении воспитательной и культурно-массовой работы; 9) проявляет заботу об инвалидах войны и труда, одиноких и престарелых гражданах, многодетных семьях, детях, оставшихся без родителей; 10) содействует отделу внутренних дел в обеспечении общественного порядка, осуществляет меры общественного воздействия на лиц, склонных к правонарушениям, а также к родителям, не занимающимся вопросами воспитания детей; 11) оказывает помощь противопожарной службе в осуществлении надзора за противопожарным состоянием домов и других объектов; 12) содействует местной администрации в обеспечении своевременного внесения населением налоговых, страховых и других местных платежей; 13) оказывает содействие местной администрации в учете населения, строений и землепользователей; 14) Рассматривает заявления и жалобы граждан, ведет прием населения, 15) отчитывается перед сходом граждан. Компетенция старосты представляет собой целую систему предметов ведения и полномочий, нацеленную на решение вопросов местного значения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.009 с.) |