Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выборы в системе местного самоуправления

Поиск

Каковы роль и значение выборов в системе местного самоправления?

Второй важнейшей формой непосредственного волеизъявления граж­дан являются выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Выборы в системе местного самоуправления предназначены для фор­мирования органов местного самоуправления и избрания должностных лиц местного самоуправления.

Участие граждан, проживающих на территории муниципального обра­зования, в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления является непреложным признаком демократического государства.

Выбирая депутатов, а также глав местного самоуправления из числа со­граждан, избиратели участвуют в деле организации управления на своей территории. От этого выбора во многом зависит судьба каждого граждани­на и судьба муниципального образования в целом.

Качественный состав представительных органов зависит как от выбо­ра избирателей, так и от законодательства, на основе которого проводят­ся выборы.

В настоящее время формированию законодательной основы избира­тельной системы уделяется особое внимание. Ее составляют Федераль­ный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.), Федеральный закон «Об обеспечении конститу­ционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избран­ными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. На 19 сен­тября 1997 г. в более 80 субъектов Российской Федерации приняты законы о выборах представительных органов местного самоуправления. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы, регу­лирующие порядок избрания населением глав муниципальных образова­ний и глав администраций.

Выборы депутатов представительных органов на 19 сентября 1997 г. были проведены в 82 субъектах Российской Федерации на территории 11858 муниципальных образований. Всего на территории Российской Федерации на данный период было образовано 13372 муниципальных образования.

В ходе выборов в представительные органы на 112 852 депутатских мандата претендовало свыше 350 тысяч кандидатов.

Часть депутатов избиралась по пропорциональной системе, основан­ной на выборах депутатов по спискам избирательных объединений.

Во многих субъектах Российской Федерации реализуются нормы зако­нов о выборах должностных лиц местного самоуправления. Так, на 19 сен­тября 1997 г. выборы глав местного самоуправления проводились непосред­ственно населением путем тайного голосования. Выборы проходили на альтернативной основе. В голосовании участвовало от 50% до 80% избира­телей, обладающих избирательным правом.

Выборы в местные представительные органы проводились, в основ­ном, по мажоритарной системе с образованием одномандатных избира­тельных округов. В 28 регионах выборы проведены по одномандат­ным избирательным округам. При смешанной форме на 19 сентября 1997 г. избрано путем прямого голосования граждан 9757 глав муници­пальных образований, что составляет 72,9% от их общего числа по Рос­сийской Федерации. В ряде регионов главы муниципальных образова­ний избраны представительными органами местного самоуправления.

Кто назначает выборы?

Назначение выборов осуществляют различные органы и должностные лица. Такой порядок предусмотрен и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 2 ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» предусматривает, что порядок проведения муниципаль­ных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об основных гаранти­ях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации выборы органов или депутатов назначает уполномочен­ный на то орган или должностное лицо в соответствии с конституциями, законами, уставами субъектов Российской Федерации, уставами муници­пальных образований. В связи с этим субъекты Российской Федерации вправе сами определять порядок назначения выборов.

Изучение Законодательных актов о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления показало, что выборы назначают органы го­сударственной власти, представительные органы местного самоуправле­ния, главы муниципальных образований. В период с 1993 г. по 1997 г. на­значение выборов осуществлялось органами государственной власти. Но есть и исключения Закон Ленинградской области «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» от 29 апреля 1996 г. в ч. 2 ст. 5 предусматривает, что дата проведения выборов органов местного самоуправления, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления в муниципальном об­разовании назначается представительным органом местного самоуправле­ния не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Согласно законодательству о выборах в системе местного самоуправ­ления голосование может быть назначено только на календарный выходной день.

В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, то выборы назначаются решением территориальной избирательной комиссией муниципального образования, если же комиссия отсутствует и не может быть создана в соответствии с действующим законодательством, выборы назначает суд общей юрисдикции. Такие нормы закреплены в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, ряде уставов муниципальных образований.

При этом выборы организует и проводит временная территориальная избирательная комиссия, которая формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня вступления су­дебного решена в силу.

 

Какие избирательные комиссии образуются при подготовке к выборам?

Для организации и проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии.

При проведении выборов депутатов в представительные органы ме­стного самоуправления образуются территориальные, окружные и уча­стковые избирательные комиссии. При проведении выборов глав муни­ципальных образований окружные комиссии не образуются. Эти вопросы решаются в субъектах Российской Федерации исходя из мест­ных условий и особенностей, нагрузки на территориальные избиратель­ные комиссии.

Территориальные и окружные избирательные комиссии формируются на основе предложений избирательных объединений, избирательных бло­ков, общественных объединений, собраний избирателей по месту житель­ства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего со­става выборным органом местного самоуправления. Предложения по формированию участковых избирательных комиссий вносятся теми же субъектами, кроме избирательных комиссий предыдущего состава.

Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава всех названных комиссий на основе предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в представительном органе местного самоуправления. При этом Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ч. 2 ст. 23 предусматривает, что от каждого избирательного блока, избирательного объединения может быть назначено в эти комиссии только по одному представителю. На основании ч. 10 ст. 23 данного Закона сроки полномочий территориальных и окружных избирательных комиссий по выборам органов местного самоуправления предусматриваются законами субъек­тов Российской Федерации. Они, как правило, создаются на период под­готовки и проведения выборов. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть предусмотрена деятель­ность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе. В этом случае срок полномочий территориальной избирательной комис­сии не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представи­тельного органа местного самоуправления.

Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются че­рез 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если на ее действия не поступили жалобы в вышестоящие избирательные комиссии или в суд. В последнем случае участковая избирательная ко­миссия работает до завершения рассмотрения жалобы.

Для проведения муниципальных выборов представительных органов в 1996-1997 гг. было образовано более 81 тысячи избирательных комиссий, в том числе более 2 тысяч территориальных. Территориальные и окруж­ные комиссии, согласно законам, формировались из 5-9 членов, участко­вые - из 5-15 человек. Например, в Липецкой области на территориях с небольшой численностью избирателей (чуть более 800 тыс. человек) было образовано 302 муниципальных, 2726 окружных комиссий.

Каким образом осуществляется выдвижение кандидатов в депутаты?

Выдвижение кандидатов в депутаты может проводиться с примене­нием различных систем, которые закреплены в законах субъектов Рос­сийской Федерации.

В соответствии с Законом Ленинградской области «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» от 29 апреля 1996 г. (ст. 24) кандидаты в выборные органы местного само­управления при мажоритарной избирательной системе выдвигаются самостоятельно (самовыдвижение), на собраниях избирателей, избира­тельными объединениями (блоками), а при пропорциональной избира­тельной системе - избирательными объединениями (блоками).

При смешанной системе часть кандидатов, избираемая по округам, выдвигается самостоятельно, на собраниях избирателей, избираемыми объединениями (блоками); часть, избираемая по спискам, выдвигается избирательными объединениями (блоками).

Кандидаты на должность глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления выдвигаются са­мостоятельно, на собраниях избирателей и избирательными объедине­ниями.

Выдвижение кандидатов в депутаты и на другие выборные должности органов местного самоуправления начинается с момента образования из­бирательных комиссий и продолжается не менее 20 дней. Заканчивается выдвижение кандидатов не менее чем за 30 дней до дня выборов.

Выдвижение кандидатов избирательными объединениями. Избира­тельными объединениями при выборах органов местного самоуправле­ния, глав муниципальных образований и других должностных лиц мест­ного самоуправления являются местные отделения общефедеральных и региональных избирательных объединений, зарегистрированные в уста­новленном порядке, их блоки, а также местные (муниципальные) изби­рательные объединения, уставы которых предусматривают право на уча­стие в выборах органов местного самоуправления.

Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избира­тельного объединения принимается на собрании его местного отделения и на собрании местного (муниципального) избирательного объединения путем тайного голосования.

При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным ок­ругам избирательные объединения и блоки вправе выдвигать по одному кандидату в каждом округе (в том числе по единому многомандатному округу) при выборах глав муниципальных образований и других должно­стных лиц местного самоуправления.

При выдвижении кандидатов по многомандатным избирательным ок­ругам, а также в случае проведения выборов по пропорциональной или смешанной избирательной системам, избирательные объединения и бло­ки выдвигают списки кандидатов по количеству мандатов. В этом случае в поддержку списка кандидатов требуется собрать подписи в количестве не менее 2% избирателей соответствующего округа.

Выдвижение кандидатов избирателями осуществляется либо инициа­тивной группой, либо путем самовыдвижения.

Инициативная группа в письменной форме уведомляет окружную из­бирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество кандидата, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. К заявлению долж­ны быть приложены протокол собрания инициативной группы по выдви­жению кандидата, список присутствующих на собрании граждан, решение о назначении уполномоченного инициативной группы избирателей.

При самовыдвижении кандидат направляет в окружную избиратель­ную комиссию письменное заявление о выдвижении своей кандидатуры для баллотирования по соответствующему избирательному округу и со­общает о себе те же данные, которые названы для кандидата, выдви­гаемого инициативной группой избирателей.

При самостоятельном выдвижении кандидат обязан собрать не менее одного процента подписей. Подписи собираются только среди избирате­лей, проживающих в данном избирательном округе. Сбор подписей в поддержку кандидата проводится по месту работы, службы, учебы, мес­ту жительства избирателей.

Подписные листы изготавливаются инициаторами сбора подписей по форме, установленной законами о выборах органов местного самоуправ­ления или должностных лиц местного самоуправления. В каждом подпис­ном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место ра­боты, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается.

В подписных листах указывается также фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дата рождения), адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, дата внесения подписи избирателя и сама подпись.

Подписной лист заверяется лицом, собирающим подписи, с указани­ем своих фамилий, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа. Кроме того, на подписном листе ставится подпись кандидата в депутаты. Сбор подписей позволяет избирателям заранее получить информацию о своих кандидатах и о дне проведения выборов в органы местного самоуправления.

Регистрация кандидатов в депутаты осуществляется окружными изби­рательными комиссиями. Для регистрации кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков их уполномоченные представите­ли представляют в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы в поддержку кандидатов в депу­таты, данные о кандидате, заявление кандидата о его согласии баллотиро­ваться по данному округу; копию свидетельства о регистрации избира­тельного объединения, его устав; решение об образовании на территории субъекта РФ отделений общефедеральных партий, движений, объедине­ний; оформленную в установленном порядке доверенность уполномочен­ного представителя избирательного объединения.

Уполномоченные представители избирательных блоков одновремен­но с подписными листами представляют в окружную избирательную ко­миссию решения общественных объединений о создании избирательно­го блока, решение совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты.

Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями округа, пред­ставляет в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы и личное заявление о согласии балло­тироваться по данному избирательному округу.

Окружная избирательная комиссия проверяет документы и принима­ет решение о регистрации кандидата в депутаты либо об отказе в регист­рации.

Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандида­та либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в территориаль­ную избирательную комиссию или в суд.

В случае, если после завершения срока регистрации кандидатов в из­бирательном округе остается один кандидат или не зарегистрировано ни одного кандидата, то в этом округе выборы откладываются решением территориальной избирательной комиссии на срок, установленный за­конодательством о выборах органов местного самоуправления. В Ниже­городской области этот срок составляет 12 недель. В Москве в таком слу­чае сроки выдвижения кандидатов в депутаты, сбор подписей и регист­рация кандидатов продлеваются на 2 недели.

Каждому кандидату выдается удостоверение. Кандидат в депутаты, в главы местного самоуправления вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру, поставив в известность об этом окружную (тер­риториальную) избирательную комиссию. При этом заявление кандида­та о снятии своей кандидатуры оформляется в письменной форме.

Каковы права кандидата в депутаты?

Законодательство закрепляет за кандидатами равные права и обязан­ности. Кандидаты после регистрации по их личному заявлению осво­бождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на вре­мя участия в выборах. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации его в каче­стве кандидата до момента опубликования результатов выборов.

В течение этого срока кандидату выплачивается единовременная де­нежная компенсация в размерах, предусмотренных законами о выборах субъектов Российской Федерации. В Новгородской области эта компен­сация не должна превышать минимальной оплаты труда более чем в 8 раз. В Ленинградской области она выплачивается в размере пятикрат­ной минимальной месячной оплаты труда, в Москве - не превышает трехкратного размера оплаты труда. По законодательству субъектов Рос­сийской Федерации выплату компенсаций осуществляют территориаль­ные или окружные избирательные комиссии.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не мо­жет быть уволен с работы или переведен на другую работу по инициати­ве администрации без его согласия.

Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут ме­рам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан поставить в известность окружную избирательную ко­миссию, осуществившую регистрацию кандидата.

Кандидаты вправе иметь доверенных лиц, регистрируемых окружной избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата в депу­таты. Доверенные лица получают удостоверение и оказывают кандидату содействие в ведении избирательной кампании. Они также имеют право на неоплачиваемый отпуск.

Важнейшим средством при проведении выборов является агитация. Предвыборная агитация гарантируется государством и может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий в виде собраний, встреч с избирателями, публичных предвы­борных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных материалов и публикаций и т. д.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения, по­литические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого за­регистрированного кандидата.

Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия до­ступа к средствам массовой информации. Контроль за выполнением этих условий осуществляют окружные и территориальные избиратель­ные комиссии.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Сроки проведе­ния агитации на телерадиовещании определяются законодательством субъектов Российской Федерации.

Средства массовой информации, учредителями которых являются ор­ганы местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрирован­ным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агита­ции. Это означает, что если одному кандидату предоставлена возможность выступить по местному радио в течение двух часов, то и ос­тальные кандидаты вправе потребовать о предоставлении им такого же эфирного времени.

Финансирование выборов осуществляется из средств местного бюд­жета. Эти средства поступают в территориальную избирательную комис­сию, которая распределяет их по окружным и участковым избиратель­ным комиссиям.

Окружные и участковые избирательные комиссии представляют тер­риториальной комиссии отчет о расходовании средств. В свою очередь, территориальная избирательная комиссия отчитывается перед органом местного самоуправления, которым были выделены денежные средства.

В ходе проведения выборов в органы местного самоуправления финан­сирование осуществляется за счет местных бюджетов. В некоторых законах о выборах предусматривается помощь из бюджета субъектов Российской Федерации. Законы предусматривают создание избирательных фондов. Вместе с тем законы о выборах органов местного самоуправления Респуб­лики Мордовия, Республики Чувашия, Республики Тыва не предусматри­вают создание избирательных фондов кандидатов, что ограничивает их возможности.

В субъектах Российской Федерации нет единого подхода в определе­нии суммы взноса в избирательный фонд кандидатов. В Республике Ка­бардино-Балкария они не должны превышать 100 минимальных окла­дов, в Республике Марий Эл — 50, в Краснодарском крае — 500, в Архан­гельской и Иркутской областях — 200, в Костромской области - 10 ми­нимальных окладов.

Какие требования предъявляются к протоколам участковой и окружной избирательных комиссий?

Протокол подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. В законодательстве о выборах органов местного самоуправле­ния изложены основные требования к форме и содержанию протокола участковой избирательной комиссии, согласно которым протокол дол­жен содержать:

а) номер экземпляра;

б) обозначение уровня выборов;

в) наименование «Протокол»;

г) наименование участковой комиссии с указанием номера участка;

д) число избирателей, внесенных в список;

ж) число избирательных бюллетеней, полученных участковой изби­рательной комиссией;

з) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, прого­лосовавшим досрочно;

и) число погашенных избирательных бюллетеней;

к) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в день голосования;

л) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, голосо­вавшим вне избирательного участка;

м) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;

н) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;

о) число действительных избирательных бюллетеней;

п) число недействительных избирательных бюллетеней;

р) число голосов избирателей, поданных за каждую кандидатуру;

с) перечень жалоб, актов и иных документов, прилагаемых к прото­колу;

т) фамилии и инициалы всех членов участковой избирательной ко­миссии и их подписи;

у) дата и время подписания протокола и печать участковой избира­тельной комиссии.

Протокол составляется не менее чем в трех экземплярах. Один экземп­ляр представляется в окружную избирательную комиссию, второй – на хранение в территориальную избирательную комиссию. Третий экземп­ляр предназначен для ознакомления избирателей, инициативных групп с результатами голосования по данному участку.

Окружная избирательная комиссия на основе протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем сложения содержа­щихся в них данных устанавливает результаты выборов по данному изби­рательному округу и включает их в составляемый ею протокол.

В протокол окружной избирательной комиссии дополнительно ко всем требованиям, предъявляемым к протоколу участковой избирательной ко­миссии, включаются данные о количестве участковых избирательных ко­миссий, о количестве поступивших протоколов участковых избирательных комиссий. В протоколе указывается одно из следующих решений:

— признание кандидата избранным депутатом;

— признание выборов по избирательному округу недействительными;

— признание выборов по избирательному округу несостоявшимися.

Что такое отзыв, каким образом он организуется?

Отзыв выборных лиц местного самоуправления является одной из форм прямого волеизъявления граждан, присущих демократическому государству. Наличие института отзыва депутата, другого выборного должностного лица местного самоуправления повышает ответственность каждого из них перед избирателями за порученное дело.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 18) предусматривает возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа мест­ного самоуправления, выборного должностного лица местного само­управления. Установленный федеральным законом принцип нашел свое развитие в законодательстве субъектов Российской Федерации. По со­стоянию на 19 сентября 1997 г. в 15 субъектах Российской Федерации приняты специальные законы о порядке отзыва депутата или выборного должностного лица. О порядке отзыва депутата приняты законы в рес­публиках Башкирия, Хакасия, Красноярском крае, Тамбовской области, о порядке отзыва депутата и выборного должностного лица муниципаль­ного образования в Алтайском крае, Владимирской области. В Белгород­ской и Воронежской областях этот вопрос урегулирован в избирательных кодексах. В Эвенкийском автономном округе порядок отзыва определен в законе о местном самоуправлении. В Республике Карелия отзыв пре­дусмотрен в Законе «О статусе депутата представительного органа мест­ного самоуправления Республики Карелия».

Основанием отзыва депутатов, как правило, является невыполнение своих депутатских обязанностей, нарушение законодательства, устава муниципального образования, совершение действий недостойных зва­ния депутата, игнорирование законных интересов граждан и т. д.

В 1997 г. граждане отдельных муниципальных образований выступи­ли с инициативой отозвать избранных глав администраций 6 городов, 3 районов, 15 поселков и сельсоветов. В Республике Хакасия таких му­ниципальных образований оказалось 3, в Алтайском крае - 16, в Псков­ской области - 2, в Иркутской, Нижегородской и Свердловской облас­тях — по одному.

Действуя в соответствии с законодательством, инициативные группы граждан в большинстве из указанных территорий собрали необходимое количество подписей избирателей.

Законы предусматривают различное количество подписей избирателей (в основном от 1% до 20% от общего числа избирателей). В соответствии с Законом Красноярского края «О порядке отзыва депутата представитель­ного органа местного самоуправления» от 26 сентября 1996 г. (ст. 11) груп­па избирателей, краевое избирательное объединение вправе внести предложение в соответствующий представительный орган о проведении голосования об отзыве депутата при условии, что такое предложение под­держивает не менее одного процента избирателей соответствующего изби­рательного округа. При этом однопроцентная норма может не соблюдать­ся, если предложение поддерживается не менее 5 тыс. избирателей соответствующего избирательного округа. В Уставе города Тынды Амурской области эта норма составляет 20% избирателей округа. Устав города Северодвинска (ст. 38) снижает эту норму до 200 подписей избирателей.

В 10 муниципальных образованиях было назначено и проведено в июне-сентябре 1997 г. голосование по отзыву ранее избранных населе­нием глав администраций муниципальных образований.

Отзыв депутата или выборного должностного лица местного самоуправ­ления осуществляется в том же порядке, в каком проводятся выборы.

Выборы в системе местного самоуправления предназначены для формирования органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, причем, избирая, граждане определяют свой выбор в деле организации управления на всей территории.

Статья 23. Муниципальные выборы - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ

1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).


37. Устав муниципального образования: понятие, порядок принятия, структура, назначение.

Устав муниципального образования является его малой конституцией, определяющей статус и все направления организации и деятельности субъектов местного самоуправления. Выдержка из закона:

1. Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

2. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

4. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

7. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

8. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.016 с.)