Местное самоуправление в современный период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местное самоуправление в современный период



Первым практическим шагом реформирования местного управ­ления, внедрения нового для современной России (но давно рас­пространенного в цивилизованных странах) подхода к нему как к местному самоуправлению стали принятие 9 апреля 1990 г. и реализация Закона СССР «Об общих началах местного самоуправле­ния и местного хозяйства в СССР».

Конституционное закрепление местного самоуправления как управления, отделенного от государственной власти, в российском законодательстве происходило постепенно.

С реформой 24 мая 1991 г. на смену исполкомам местных Советов пришло понятие «местная администрация». Она была подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распоряди­тельным органам. Но принципиальное новшество состояло в том, что местная администрация уже не являлась органом соответствую­щего местного Совета, в отличие от прежних исполкомов, которые хотя и были фактически независимы от Советов, но юридически считались их исполнительными и распорядительными органами.

Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» включил местную администрацию в систему местного са­моуправления и называл их представительными органами власти без слова «государственной» (ст. 1, ч. 1).

Закон предусматривал разграничение функций между предста­вительными и исполнительными органами. Местный Совет опре­делялся как орган власти, а местная администрация - как орган управления. При этом усиливалась самостоятельность последней. И вместо исполнительного комитета местного Совета как колле­гиального органа, подчиненного и подотчетного Совету, учрежда­лась местная администрация под единоначальным руководством главы администрации, избираемым населением. Устанавливалась собственная компетенция администрации, которая ослабляла ее ответственность перед вышестоящими исполнительно-распоря­дительными органами и местным Советом. Местный Совет про­возглашался как главный орган местного самоуправления, у него появлялось немало возможностей влиять на администрацию (в осо­бых случая даже отстранять главу администрации от должности), но фактически администрация получала значительную самостоятель­ность. По мнению А. Н. Широкова и С. Н. Юрковой, термин «адми­нистрация» был более уместен, чем использовавшийся длительное время термин «исполнительный орган». Ведь администрация не яв­лялась в чистом виде исполнительным органом в системе местного самоуправления: т.к. наделялась отдельными государственными полномочиями, а также приобретала собственные полномочия, за­крепленные за ней уставами городов и районов.

Согласно Закону «О местном самоуправлении в РСФСР» учреж­дался институт территориального общественного самоуправления населения, который включал: общие собрания (сходы), конфе­ренции граждан, местные референдумы. Предполагались иные формы непосредственной демократии: органы территориального общественного самоуправления населения (Советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских насе­ленных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, до­мов).

Формирование и становление местного самоуправления востре­бовало объединения усилий новых муниципальных образований в целях создания благоприятных условий для их функционирования и развития. В этот период возникают региональные и федеральные объединения, союзы, ассоциации органов местного самоуправле­ния. Одним из первых 13 марта 1991 г. был учрежден Союз россий­ских городов и региональных образований (СРГ).

Указом «О реформе местного самоуправления в Российской Фе­дерации» № 1760 от 26 октября 1993 г. была прекращена деятель­ность районных и городских Советов. Одновременно было утверж­дено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.

Это Положение предусматривало такую систему местного само­управления:

· в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. чело­век - собрания, сходы граждан и выборный глава местного самоуправления;

· в городских и сельских поселениях с населением до 50 тыс. человек выборное собрание представителей и выборный глава местного самоуправления (глава администрации);

· в городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. человек выборное собрание представителей и назначаемый сверху либо избираемый населением глава местного самоуправления;

· в сельских районах - глава местного самоуправления (глава ад­министрации) без указания на то, избирается он или назначается; может быть образован также орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений;

· на территории сельсоветов - глава местного самоуправления (глава администрации), тоже без указания на то, избирается он или назначается; может быть образован орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления сельских поселений.

Новый этап становления и развития в России местного само­управления, действительно современного муниципального управ­ления, учитывающего российский опыт и эффективную зарубеж­ную практику, начался в стране в 1993 г.

Указом от 26 октября 1993 г. было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации на период поэтапной конституционной реформы. Оно предусматривало такую систему местного самоуправления:

· в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. чело­век - собрания, сходы граждан и выборный глава местного самоуправления;

· в городских и сельских поселениях с населением до 50 тыс. че­ловек - выборное собрание представителей и выборный глава местного самоуправления (глава администрации);

· в городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. чело­век - выборное собрание представителей и назначаемый сверху либо избираемый населением глава местного самоуправления;

· в сельских районах - глава местного самоуправления (глава администрации) без указания на то, избирается он или назначается; может быть образован также орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений;

· на территории сельсоветов - глава местного самоуправления (глава администрации), тоже без указания на то, избирается он или назначается; может быть образован орган местного само­управления, формируемый из представителей органов местного самоуправления сельских поселений.

Хотя российский и зарубежный опыт наглядно свидетельствовал, что структура государственной власти может быть эффективной и устойчивой лишь тогда, когда ее подкрепляет закон, но и после при­нятия Федерального закона «Об основах местного самоуправления» местное самоуправление не стало эффективным, реально функци­онирующим в соответствии с установленными принципами и дан­ными правами. Ведь почти все государственные решения, касаю­щиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы. Люди оценивают государственную политику прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд: через состоя­ние продовольственного рынка, жилищных условий, наличие тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, благо­устройства и т. д. Именно на местном уровне население чувствует прямую ответственность за решение насущных вопросов жизни, здесь формируются основы понимания собственной ответственно­сти граждан за свою судьбу.

Процесс муниципальных реформ в России, можно разбить на два основных этапа, ссылаясь на Федеральную программу госу­дарственной поддержки местного самоуправления, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1251. На первом этапе (в течение 1996 г.) создавались организационно-правовые основы местного самоуправления, на втором (в течение 1997-1998 гг.) должно было сложиться реальное самоуправление, т. е. сформированы его экономические основы.

По мнению ученых, основные задачи первого этапа рефор­мы местного самоуправления, хотя и с некоторым опозданием, в принципе были выполнены. Значительная работа была проведена не только в области законотворчества, но и в организационной сфе­ре. Подтверждение тому - муниципальные выборы 1996-1997 гг., в результате которых в подавляющем большинстве субъектов Россий­ской Федерации назначенные главы местных администраций сло­жили свои полномочия, а им на смену пришли новые (избранные населением) органы и должностные лица местного самоуправления. Выборы 2000-2001 гг. закрепили эти позиции и подтвердили, что население в целом принимало и продолжает принимать довольно активное участие в формировании муниципальных органов.

В 90-е гг. в основном организационно-правовые основы местного самоуправления в России были созданы. Однако несмотря на это, функционирующая в стране система местного самоуправления все еще была далека от своей конституционной модели. Хотя норматив­ная база и комплекс проведенных организационных мероприятий подтверждают факт перехода России к автономной модели местного самоуправления, тяжким наследием ранее действовавшей системы «местных Советов» продолжает оставаться экономическая зависи­мость органов местного самоуправления от вышестоящих органов государственной власти.

Именно проблемы экономического характера являлись на значи­тельное время основным фактором, сдерживающим развитие мест­ного самоуправления в нашей стране. В связи с этим основные уси­лия в рамках второго этапа муниципальной реформы должны быть направлены прежде всего на завершение формирования экономи­ческих основ местного самоуправления, являющихся гарантом обе­спечения финансово-хозяйственной самостоятельности местных органов власти. И это было достигнуто принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» в 2003 году.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.165.8 (0.006 с.)