Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная политика государства и система социальной защиты населения

Поиск

Целью экономической деятельности человека является создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменения условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

В XX веке в промышленно развитых странах особую популярность приобрели концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Значимой становится теория и практика социального «рыночного хозяйства», означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.

Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики, охватывающей все сферы экономических отношений в стране.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства является деятельность по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый связан с научным пониманием категории «свобода» применительно к экономике. Второй принцип связан с определением государством соотношения интересов различных общественных групп. Перед экономической политикой, в том числе ее социальным аспектом, стоит задача определения оптимальных компромиссов между этими интересами. Институциональное построение государственной власти таково, что она призвана принимать во внимание запросы всего населения. Однако учесть интересы каждого жителя невозможно, они обобщаются до уровня социальных групп, степень значимости этих обобщенных интересов зависит от меры их репрезентативности в обществе. Таким образом, с одной стороны, экономическая политика должна быть ориентирована на сознание правовых и институциональных условий для самореализации групповых интересов, с другой, - сочетать их в рамках общего курса.

При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая степень демократической культуры в обществе.

В настоящее время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и преобразований он особенно актуален…

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика».

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации.

Говоря о социальной политике государства, исследователи подразумевают, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и пе­рераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смыс­ле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.

Социальная политика обладает рядом функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

· компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

· элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

· кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших и незащищенных слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.

Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Неотъемлемыми составляющими социальной политики являются отношения социальной защиты.

Социальная защита - это такие отношения, которые позволяют индивидам, находящихся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе. Социальная защита — это охранительная функция либо политического, либо социального союза. Поэтому социальная защита есть свойство любого объединения людей. Наиболее значительными объединениями в данном случае являются государство и профессиональные союзы. Социальная защита со стороны государства пользуется преимуществом только в том моменте, что социальная защита, находящаяся в руках государства, обладает всеобщим характером. В силу того, что социальную защиту могут осуществлять и другие объединения людей кроме государства, социальная политика может быть реализованной либо через государственную, либо через негосударственную систему социальной защиты. Во втором случае обычно эта функция находится в руках профессиональных союзов. В связи с таким положением вещей выделяются две модели социальной политики, которые получают свою легитимацию в конституциях государств: либерально-консервативная модель; социал-демократическая модель. В научной литературе имеются другие представления о количестве моделей социальной политики, но эти количественные различия не имеют принципиального значения. Государство на основе социальной защиты, переданной в его компетенцию, создает систему социального обеспечения, состоящую из совокупности административных норм и учреждений, реализующих эти нормы в административном порядке. Содержательной стороной системы социального обеспечения, которая поддерживается государством, является принцип обязательного государственного страхования. Обязательность страхования не всегда предполагает обязательность взносов со стороны застрахованного. Страховой фонд по некоторым видам государственного страхования может пополняться за счет государства или за счет работодателя. Социальная политика государства не существует в отрыве от политики государства вообще, а так же от конкретных политик: от экономической, от налоговой; от бюджетной; от внешней и т.д. Сама социальная политика распадается на различные политики.

Вопрос о необходимости понятия социальной защиты ставился еще в 20-е годы различными учеными. В качестве терминов для определения такого понятия обсуждались термины социальное обеспечение и социальное страхование. Поскольку, однако, термин «социальное страхование» в большей степени характеризовал специфическую организационно-правовую форму борьбы с необеспеченностью населения, позже он стал использоваться для определения видового понятия, характеризующего особую организационно-правовую форму борьбы с необеспеченностью. Вместе с тем в советской специальной литературе еще в 70-80-е годы термин социальное страхование в учебниках и монографиях Высшей школы профдвижения использовался для определения родового понятия, связанного с обеспечением нуждающихся граждан.

Сам «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г в рамках «Нового курса» Рузвельта. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этого понятия значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

Широкое применение международным сообществом категории «социальная защита» во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

В России термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства и использующийся в советской нормативно-правовой базе, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».

Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».

История социальной защиты населения неразрывно связана с возникновением на Руси христианства и на первых порах носила преимущественно религиозную направленность.

Первые попытки со стороны светской власти организовать призрение за бедными, больными и увечными людьми были предприняты значительно позже и получили законодательное утверждение и определенность только при Петре I и Екатерине II. В большинстве случаев дело благотворительности ложилось на плечи частных лиц, зависело от их инициативы. Государство брало незначительную часть расходов, предоставляя решать эти задачи на местах, в губернских управлениях общественного призрения, причем по преимуществу в городах. После Революции 1917 года взяло на себя обязанность заботиться обо всех членах общества. 26 апреля 1918 года был организован Народный Комиссариат социального обеспечения Российской Федерации, а 31 октября 1918 года СНК принял «Положение о социальном обеспечении трудящихся». В соответствии с этим Положением предусматривалась врачебная помощь и санаторно-курортное лечение, выплата пособий по временной нетрудоспособности, пенсий при утрате трудоспособности вследствие болезни, увечья или старости.

Социальное обеспечение постепенно приняло единый вид с октября 1931 года, с установлением Правительством единых норм государственного обеспечения, окончательно унифицировалось.

С некоторыми изменениями и дополнениями данная система социального обеспечения просуществовала до 1991 года, когда в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 22.08.91 г. № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» бывшие отделы социального обеспечения стали именоваться органами социальной защиты населения [17].

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Как уже было сказано выше, термин «социальная защита» появился в Российской Федерации сравнительно недавно. Прежде всего, в этой сфере отношений использовалось исключительно понятие «социальное обеспечение», хотя оно также не является однозначным. Тем не менее, обобщив все имеющиеся точки зрения на его трактовку, М.И.Полупанов отмечает, что при формулировке определения понятия «социальное обеспечение» учеными берутся за основу следующие квалифицирующие признаки:

1) осуществление социального обеспечения в форме совокупности социально-экономических мероприятий;

2) круг лиц, на которых распространяется социальное обеспечение;

3) круг обстоятельств, при которых осуществляется социальное обеспечение;

4) целевая направленность фондов, из которых производится социальное обеспечение [].

На этом основании можно сделать вывод о том, что социальное обеспечение - это только часть социальной защиты, поскольку она предполагает не только социально-экономическую сторону. Известно, что уже в начале ХХ века ученые получили социальный заказ на науку, которая бы изучала закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в общественные группы и слои населения. Речь, прежде всего, шла об укреплении здоровья, морального климата, следовательно, социальная защита должна включать в себя, помимо экономической, правовой и ряда других защит, и психологическую защиту.

Следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997 — 2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.

Под социальной защитой в широком смысле слова понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и утверждения в жизни. В узком смысле слова социальную защиту рассматривают как совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни» Социальная защита – это совокупность законодательных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан.

Таким образом, предоставление материальных средств может служить формой защиты, но защита сама по себе этим не исчерпывается. Защита может быть направлена не только на материальную компенсацию неблагоприятных последствий, но и на предотвращение тех событий, которые их влекут.

Социальная защита населения предполагает дифференцированное решение различных проблем, которые являются следствием свершения разных социальных рисков. Исторически в России сложились определенные институты, в рамках ко­торых происходило социальное обеспечение населения и его отдельных групп. Приоритетами социального обеспечения всегда были пенсионирование, социаль­ные выплаты отдельным категориям населения и социальная помощь, размеры и виды которой жестко детерминировались установленными нормативами. В этой помощи личности, ее потенциальным возможностям никогда не отводилось места. В этой связи до 90-х годов прошлого века в стране практически не получил разви­тия институт социальной поддержки. Практическое становление, институционное построение системы социальной защиты населения началось в 1993 году. Положи­тельную роль в этом сыграло организованное в тот период Министерство социаль­ной защиты населения Российской Федерации.

Выбор приоритетов социальной защиты населения должен быть основан на глубоком анализе социальной структуры общества, изучении причинно-следствен­ных взаимосвязей социальных рисков и социальных проблем.

Основная цель социальной защиты населения на современном этапе не допус­тить сужения круга исторически сложившихся в стране социальных гарантий.

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органа- ми государственной власти.

Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть фонды - обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

 

 


[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -М.,1993. Стр. 34.

[2] Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. Издание 2-е, -М., 1994, стр. 12-13.

[3] Алексеев С.С. Государство и право. -М., 1992. Стр. 10.

[4] Коркунов Н.М. Лекции по общей тории права. -СПб., 1894. Стр. 240.

[5] Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. -М., 1917. Стр. 22.

[6] Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. -М.,1908. Стр. 4

[7] Хвостов В.М. Общая теория права. -М., 1914. Стр. 15.

[8] Гумплович Л. Общее учение о государстве. -СПб., 1910. Стр. 36.

[9] Еллинек Г. Общее учение о государстве. -СПб., 1908. Стр. 117-118.

[10] Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1. -СПб., 1908. Стр. 51

[11] Малько А.В. Правоведение. 1997. №3- с.12

[12] Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. – с. 66

[13] Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004 – с.40

[14] Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. — с.56-59

[15] Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004 – с.41-42

[16] Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. — с.60

[17] Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. – с. 70

[18] Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.1992. С. 181.

[19] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.254.

1 Керимов Д.А. Общая государства и права.М.1977. С. 250

 

 

2 Там же. С.322.

3 Там же. С.20.

1 Философский словарь. М. 1997. С. 21

2 Там же. С.22.

[20] (Деспотия - от греческого слова - неограниченная власть. Аристотель демократию называл тиранией. В средние века Фома Аквинский и другие тиранией называли монархии, которым давались отрицательные оценки. Монтескье, Мабли, Дидро и другие использовали понятие «деспотия» для критики абсолютной монархии, противопоставляя ей умеренное правление.)

[21] Это понятие и термин впервые употребил Иосиф Флавий в сочинении «Против Аппона» в отношении политического строя Иудейского царства, в котором власть жрецов во главк с первосвященником была установлена в VI в. до н.э.

[22] Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 58

[23] КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2000. – С. 136

[24] Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Юрайт, 1999. – С. 35

[25] Политическая социология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. С. 270.

[26] Кривогуз И. М. Политология. Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 178 – 179.

[27] Политическая социология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. С. 270.

[28] Политическая социология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. С. 273 – 274.

[29] Политология. Учебн. пособ. для вузов. Под ред. А. А. Радугина. – М.: Изд. ЦЕНТР, 1997. С. 146 – 147.

[30] Политическая социология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. С. 275 – 276.

[31] Политология. Учебн. пособ. для вузов. Под ред. А. А. Радугина. – М.: Изд. ЦЕНТР, 1997. С. 153.

[32] Политология. Учебн. пособ. для вузов. Под ред. А. А. Радугина. – М.: Изд. ЦЕНТР, 1997. С. 158 – 159.

[33] См. там же. С. 159 – 160.

[34] Политология. Учебн. пособ. для вузов. Под ред. А. А. Радугина. – М.: Изд. ЦЕНТР, 1997. С. 160.

[35] Политология. Учебн. пособ. для вузов. Под ред. А. А. Радугина. – М.: Изд. ЦЕНТР, 1997. С. 161.

[36] Политология. Учебн. пособ. для вузов. Под ред. А. А. Радугина. – М.: Изд. ЦЕНТР, 1997. С. 162 – 163.

[37] Теория государства и права. –М., 1997. С. 98-100.

[38] Общая теория государства и права. Т. 1. Теория государства. – М., 1998. С. 158-160.

[39] Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. – М., 1998. С. 8-19; Василгевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. – Минск, 1998.

[40] Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997.

[41] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особен­ная часть. Страны Европы / Отв. ред. Б.А.Страшун. – М.. 1997. С. 732-733.

[42] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999. С. 109.

[43] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. С. 100.

[44] Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос­сии, 2001. С. 56.

[45] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 1997. С. 67.

[46] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999 С. 98

[47] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – М.:Юрайт, 1997 С. 65

[48] Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен­ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88.

[49] Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен­ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. №4. С. 96.

[50] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287.

[51] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. С. 106.

[52] Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос­сии, 2001. С. 51.

[53] Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., №51, ст. 5712.

[54] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., №1, ст. 1.

[55] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) – М.: Фонд «Правовая культура», 1996 С. 222.

[56] Скуратов Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой. // «Российская юстиция», 1999, №3.

[57] Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г., №7, ст. 878.

 

[58] Натан Р., Хаффман Э.. Современный федерализм: сравнительные перспективы// Международная жизнь. 1991 N4 с. 35

[59] См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С.164.

[60] См.: Hesse K. 1) Der unitarische Bundesstaat. Karsruhe. 1962. Rdn. 221; 2) Grundzuge des Verfassungsrecht der BRD. Hudelberg. 1995. § 711. S 99. Rdn. 221.

[61] См.: Саленко А.В. Россия – унитарная федерация: парадокс или реальность//Правоведение. 2001. №2.

[62] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. С.309.

[63] См.: Саленко А.В. Россия – унитарная федерация: парадокс или реальность//Правоведение. 2001. №2.

[64] Российская газета. 2000. 5 дек.

[65] Баранчиков В.А Муниципальные органы Великобритании. – М., 1990.

 

[66] Маклаков В.В. Реформы местного управления во Французской Пятой Республике // В сб. Реформы местного управления в странах Западной Европы. – М.: ИНИОН. 1993. С. 26-27.

 

[67] Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ. – М.: МГУ, 1982. С. 15.

[68] Органы местного управления в зарубежных странах: Сравнительное исследование. – М.: ИНИОН. 1994. С. 13.

 

[69] Мишин А.А. Эволюция системы правового регулирования органов местного самоуправления в США на современном этапе. // Реформы местного управления в странах Западной Европы. – М.: ИНИОН, 1993. С. 81-83.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.013 с.)