Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории происхождения и сущности государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Представления о причинах происхождения государства, его сущности и социальной роли менялись по мере развития государственности. Многообразие взглядов объясняется сложностью самого процесса становления государства, различными формами существования государственности, субъективными идеологическими и политическими позициями мыслителей, и т.д. Сформировались различные теории по вопросу происхождения и сущности государства. К наиболее распространенным из них относятся: Теологическая теория происхождения государства Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен и др. Основные идеи: - государство создано Богом, как и весь мир; - государь исполняет Божью волю, его власть незыблема; - беспрекословное подчинение воле государя; - церковь выступает посредником между Богом и государем. Недостатки теории: не имеет научного обоснования, поскольку построена на вере. Договорная теория происхождения государства Представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Основные идеи: - государство возникает в силу общественного договора, заключенного между людьми; - согласно договору люди теряют часть своих естественных прав, своей свободы в пользу государства, но при этом приобретают гарантии защиты своей личности, своих прав, своей собственности со стороны государственной власти; - каждый участник договора принимает на себя обязанность выполнять все требования со стороны государства; - государство обязуется обеспечивать охрану порядка в обществе, защиту личности, имущества каждого; - государство и общество несут взаимную ответственность за невыполнение своих обязательств. Недостатки теории: идеализируется процесс возникновения государства как разовая сделка, непосредственно зависящая от воли человека, в то время как образование государства - это сложный эволюционный процесс, связанный с объективными факторами (социально-экономическими, географическими, военными, и т.д.). 3. Патриархальная теория происхождения государства Представители: Аристотель, Н. Михайловский и др. Основные идеи: - государство образуется путем разрастания семьи по типу: семья — племя - союз племен - государство; - власть главы семьи (патриарха) становится властью главы государства; - государь - отец народа, который заботится о своих подданных, как о членах своей семьи. Недостатки теории: государственная власть и власть в семье — не тождественные понятия, поскольку призваны решать разные задачи. Теория насилия Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Основные идеи: - главными факторами, обусловившими процесс происхождения государства, выступают военно-политические (завоевание, насилие, порабощение); - государство является результатом завоевания слабого племени другим, более сильным; - для завоевания и дальнейшего управления порабощенными племенами требуется соответствующий аппарат управления и принуждения, которым и становится государство; - порабощение порождает рабство, которое в свою очередь ведет к появлению частной собственности; - экономическое господство властвующих приводит к появлению классов, сословий; - государство по своей сути является организацией власти и силы. Недостатки теории: военно-политические факторы действительно сыграли определяющую роль в образовании ряда государств, однако в большинстве случаев причины военно-политического характера выступают второстепенными, уступая в первую очередь социально-экономическим факторам. Психологическая теория происхождения государства Представители: Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др. Основные идеи: - причины происхождения государства связаны с особенностями человеческой психики; - личность стремится к общению, испытывает потребность жить в коллективе; - одни люди в силу своих особенностей психики стремятся повелевать, другие, наоборот, подчиняться; - из власти, основанной на авторитете, возникает государственная власть. Недостатки теории: психика человека формируется под воздействием социально-политических и иных факторов, поэтому выступает не главным, а одним из многочисленных условий зарождения государственности. Ирригационная теория происхождения государства Представители: К. Витфогель и др. Основные идеи: - государство возникает вследствие проведения крупномасштабных работ по строительству ирригационных сооружений; - организация подобных работ требует привлечения большой массы людей; - для проведения строительства необходимо создание централизованной системы органов управления. Недостатки теории: возникновение государства подобным образом происходило в основном в восточных регионах, где природ-но-климатические, географические условия требовали создания ирригационных сооружений. В других регионах не требовалось проведения подобных работ, и государства возникали в силу иных факторов. 7. Марксистская теория происхождения государства (материалистическая, классовая) Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основные идеи: - государство возникло в силу социально-экономических факторов; - общественное разделение труда, совершенствование орудий труда приводит к появлению избыточного продукта, частной собственности и, как следствие, к возникновению классов — богатых и бедных; - первобытная организация власти не способна управлять обществом, где существует противоборство классов; - государство является результатом раскола общества на классы; - государственная власть принадлежит классу богатых; - государство по своей сути является машиной, созданной господствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса. Недостатки теории: социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной теории недооцениваются иные факторы (духовные, психологические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-экономическими причинами, а также гиперболизирована роль классов в образовании государства.
Понятие политической власти
Государство неразрывно связано с таким понятием как власть. Власть - это сложное явление, которое порождает множество подходов к его исследованию. Власть можно рассматривать как необходимую функцию любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности; власть характеризуется как организованная сила, обеспечивающая единство действий и устойчивый порядок в обществе. Власть определяется как реальная способность осуществлять свою волю, навязывать ее другим с помощью властных специальных методов. Существуют и иные подходы к определению власти, которые отражают те или иные стороны этого комплексного и многогранного явления. “Власть - это способность подчинить поведение и деятельность людей воле всего общества, отдельного класса, группы лиц”[18]. Власть - это социальное явление. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества. В условиях первобытнообщинного строя власть была нужна для исполнения общих дел, которые были свойственны этому обществу. Ее появление было обусловлено необходимостью упорядочения отношений между людьми в племени, роде. По своей природе это была общественная власть, власть общественного самоуправления, опирающаяся главным образом на силу общественного мнения. Веления общественной власти соблюдались добровольно, и лишь в исключительных случаях власть использовала и меры общественного принуждения (например, изгнание из рода). Насилие не просто сопровождало ход истории, а неизменно служило его пружиной и движущей силой. Власть в свою очередь, столь же постоянном однозначно, хотя и более скрыто, оказывалась источником и выразителем этой силы, охватывая все иерархические ступени социума от высшего руководства до превосходства одного человека над другим. Уже поэтому власть всегда считалась неизбежным злом и главной причиной социальной несправедливости. “Являя собой в первую очередь материальную силу, весомую грубую и зримую, власть тем не менее старалась опираться на закон, который регламентировал и официально закреплял право одних подчинять себе и эксплуатировать других членов социума”[19]. Именно таким способом, не прямо, а косвенно власть, т.е. насилие одних над другими, успешно реализовалась еще тысячелетие назад и осуществляется теперь. Это позволяло маскировать откровенное насилие под социальную справедливость. «Суров закон, но закон», - с гордостью повторяли древние, разработавшие классическое право властвовать одних над другими - право, дожившее до нашего времени. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства обусловило превращение общественной власти первобытнообщинного строя в государственную, т.е. политическую, власть. Государственная власть опирается, прежде всего, на силу государственного принуждения, хотя осуществляется она с помощью различных методов и средств. В обществе, где вся полнота власти принадлежит народу, государственная власть призвана выражать волю и обеспечивать коренные интересы всех членов общества. При этом власть организуется таким образом, чтобы обеспечить участие народа (непосредственное и через представителей) в управлении делами общества и государства. Принадлежность народу власти предопределяет ее осуществление демократическими методами, подконтрольность государственной власти обществу. “Главной обязанностью государственной власти является признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека, ибо в демократическом государстве человек, его права и свободы - высшая ценность”1. Власть предполагает структуру, через которую она и реализуется. Свое регулирующее воздействие на общественную жизнь людей государственная власть оказывает через систему государственных органов, в деятельности которых она как бы находит свое материальное воплощение. Государственные органы демократического государства в своей деятельности должны исходить из приоритета прав и свобод человека. Вместе со свободой воли, выраженной в сознании, людям досталось в придачу нечто довольно странное - желание поработить, подавить и уничтожить себе подобных, то есть наделенных такой же свободой воли. Странное потому, что такая внутривидовая агрессивность, как уже было сказано, совершенно не свойственна даже животному миру. Благодаря мышлению человек осознал себя существом смертным. Это, в свою очередь сделало жизнь его главной ценностью и предметом неусыпных забот, а страх потерять жизнь - важнейшим мотивом поступков и поведения. Таким образом, изначальный первобытный страх за собственную жизнь постепенно опосредуется по мере развития социума, обретая все более тонкие и изощренные формы. Страх перед коммунистами привел к власти, причем вполне легально и демократично, немецкий фашизм. В России мягкий государственный переворот, совершенный большевиками имел характер исторической флуктуации в пере возбужденном социуме, не подкрепленной какими-либо серьезными экономическими и политическими предпосылками. Носители власти, если они не экстремисты, вынуждены ориентироваться, прежде всего, на нормального, то есть среднестатистического гражданина, каких подавляющее большинство в любой социальной структуре, будь то отдельная партия или весь электорат. А такой человек, как учил еще Макиавелли2, ни хорош, ни плох, ни добр, ни зол - словом, нормален так же, например, как могут быть нормальны его рост, вес или физические способности. Только ориентируясь на такое заурядное большинство, президент или премьер могут рассчитывать на максимальную любовь народа в виде большинства голосов, учитывая, разумеется, особые интересы крупных социальных слоев, в том числе тех, кто беспомощен и нуждается в специальной защите. Отсюда следует, что стоящие у кормила власти обязаны учитывать наряду с действительными интересами народного большинства также реальную психологию и мораль людей - то есть не только их хорошее, но и плохое, не только их дарования и активность, но и дурь, бездарность и лень, не только честность и трезвый образ жизни, но и склонность граждан при случае ловко обойти закон или приложиться к бутылке. Короче, исходя из реальности, правители обязаны принимать во внимание как сильные стороны своих сограждан, так и их слабости, не только достоинства, но и пороки. При этом они должны профессионально опираться на гигантский исторический опыт, накопленный власть имущими, равно как и на современную науку о двойственной природе людей, причудливо сочетающей сознательное с иррациональным и необъяснимым, что зорко подметил еще Ф. Бэкон3. Н. Макиавелли (рубеж ХV - XVI веков) вошел в историю как трубадур циничного принципа властителей «цель оправдывает средства», тут же взятого на вооружение основанным вскоре после его смерти орденом иезуитов. На самом деле Макиавелли был первым, кто посмел сорвать покров с неприкасаемого дотоле ореола Божественной власти, бесстрашно обнажив ее сущность, уходящую, как оказалось, корнями в саму природу человека. Будучи крупным, вхожим в коридоры высшей власти дипломатом, также талантливым историком и литератором, пройдя через пытки и тюрьму, Макиавелли гениально разглядел за пышный фасадом и мишурой реальную картину власти. В отличие от книжной премудрости власть, по его суждению, предельно реальна и, более того, является собой, так сказать, сгущенную реальность, поскольку она, как никто и ничто, вершит судьбы людей, постоянно решая вопросы их жизни и смерти. Любая предвзятость, надуманность, натяжка и фальшивка, вывариваясь в этом котле, оборачиваются рано или поздно непредсказуемыми последствиями, как правило, бедственными и трагическими в силу их неожиданности и крупных масштабов. Глубокие суждения о власти Ф. Бэкона1(рубеж XVI и XVII вв.) особенно поучительны потому, что, снискав по достоинству славу выдающегося философа, он занимал одно время высшую государственную должность канцлера Англии - наиболее богатой и могущественной, в ту пору державы. Бэкон знал, что говорил, утверждая со ссылкой на мудрость древних: кто поймет до конца природу человека, тот рожден для власти. Рассуждая в своих всемирно известных «Опытах «об искусстве властвовать, он дает весьма меткую характеристику истинного положения властителя. «Жалок тот, кто ничего не желает и всего опасается; а ведь именно таков обычай удел монархов. Вознесенные превыше всех людей, они не имеют желаний и оттого томятся тоской, зато много воображают опасностей и страхов, отчего утрачивают ясность суждений»2.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Понятие формы государства. Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий и какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства. Форма государства - это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть. Форма государства - определяемая сущностью и политическим режимом государства организация высшей государственной власти, а также территориальная организация государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.127.59 (0.013 с.) |