Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и деятельности механизма российского государства

Поиск

 

Принципы, о которых здесь идет речь, – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе форми­рования, организации и функционирования механизма (аппара­та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья го­сударственного механизма, отдельные органы или группы ор­ганов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмот­ренный Конституцией РФ и федеральными процессу­альными законами прин­цип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равнопра­вия сторон, на закреплен­ный в Федеральном законе «О прокуратуре Россий­ской Федера­ции» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятель­ности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действую­щими на территории России за­конами, независимо от федераль­ных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объеди­нений. Обращает на себя внимание то положение, что частные прин­ципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизи­руя их примени­тельно к особенностям отдельных частей государ­ственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй – принципы, сформулиро­ванные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных феде­ральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О про­ку­ратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы ор­ганизации и деятельности механизма государства:

- разделение властей;

- народовластие;

- гуманизм;

- федерализм;

- разделение властей;

- за­конность.

Принцип разделения властей, согласно которому государствен­ная власть осуществляется на основе разделения на законода­тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само­стоятельность органов, относящихся к различ­ным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить меха­низм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полно­мочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как от­меча­лось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип народовластия проявляется в демократической орга­низации го­сударства, республиканской форме правления, при которых носитель суверени­тета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонацио­нальный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не­посредственно (например, выборы президента и представитель­ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест­вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий­ского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государ­ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль­ных потребностей личнос­ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в ос­новах кон­ституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обя­занность государства». Это конституционное требование обра­щено ко всем без исключения органам государства, к каждому государст­венному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одно­часье, но важно, что Конституция гарантирует новый маги­стральный путь развития России.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу­дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе­дерация состоит из равноправ­ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде­рального значения, авто­номные области, автономные округа. Во взаимоотно­шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера­ции равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграниче­нии предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полно­мочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъ­ектов, федеральные ор­ганы исполнительной власти и органы ис­полнительной власти субъектов Феде­рации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера­ции.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон­ституции РФ органы государ­ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требо­вания, как: верховенство за­кона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и сво­бод человека и гражда­нина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подза­кон­ных нормативных актов; особая ответственность органов го­сударства и госу­дарственных служащих за обеспечение законнос­ти, прав и свобод граждан, га­рантий от необоснованного привле­чения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений за­кона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер­шенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие конституционные принципы органи­зации и дея­тельности механизма государства получают свое под­крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци­пов, закрепляемых в федеральных за­конах. Комплексное выраже­ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа раз­деления зако­нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

- верховенство Конституции Российской Федерации и феде­ральных за­конов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны­ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо­средствен­ное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответ­ствии со способностями и профессиональной подготовкой;

- обязательность для государственных служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руково­дителями в пределах их полномочий и на основе законодательст­ва Российской Федерации;

- профессионализм и компетентность госслужащих;

- гласность в осуществлении государственной службы;

- ответственность служащих за принимаемые решения, неис­полне­ние либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанно­стей;

- внепартийность государственной службы; отделение рели­гиозных объединений от государства;

- и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета­ние коллеги­альности и единоначалия, экономичность государст­венной службы. Выполне­ние последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятель­ности государ­ственного механизма как системы государствен­ных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодей­ствии, придают механизму государства необходи­мые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и це­лостность.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.79 (0.01 с.)