Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типологизация регионов в Российской Федерации

Поиск

Под регионом понимается часть территории страны, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условия. Причем регион не обязательно должен совпадать с границами субъекта Федерации – в ряде случаев он может объединять территории нескольких смежных субъектов.

Обилие подходов к определению региона, его функций, методам регионализации породило чрезвычайную пестроту в области терминирования и классификации регионов. Чаще всего в основу последней кладутся следующие критерии:

- уровень экономического развития;

- темпы экономического развития региона;

- тип территориальной структуры хозяйства (узловой, гомогенный);

- коэффициент плотности населения;

- характер и коэффициент производственной специализации и др.

Для целей управления можно выделить несколько экономических типов регионов РФ, характеризующихся существенными объединяющими их особенностями, проблематикой, структурной спецификой. При этом отмечаются именно экономические особенности, а не различия в государственно-политическом устройстве регионов. Так можно выделить девять типов:

- регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и не имеющие ценных природных ресурсов (этот тип объединяет регионы, находящиеся в северной и восточной части Российской Федерации, часто в экстремальных природно-климатических условиях. Обширные территории, преобладание малых узкоспециализированных городов и поселков, крайне редкое сельское население. Хозяйство в основном представлено малорентабельными отраслями добывающей промышленности, энергетики, цветной металлургии, лесопереработки. Большой удельный вес занимает громоздкая малоэффективная производственная инфраструктура. Низка социальная-обустроенность. Собственная сельскохозяйственная база практически отсутствует или очень незначительна. Крайне обострены экологические проблемы. Велик контингент временного населения. Удобные для проживания районы занимают очень небольшую часть территории. Типичные представители - Мурманская и Тюменская области, Якутия.);

- регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и располагающие ценными ресурсами (крупные индустриальные области средней полосы и юга Сибири. Выделяются резким преобладанием тяжелой промышленности. Густая сеть крупных и средних городов, индустриальных поселков. Сельское население чрезмерно оттянуто в города, в результате сельское хозяйство потеряло свое былое значение и не играет существенной роли в обеспечении местных потребностей. Остры экологические проблемы. Экономика в целом рентабельна, регионы имеют значительное положительное финансовое сальдо. Социальная обустроенность не ниже среднего показателя. Типичные представители - Свердловская, Кемеровская и Ярославская области.);

- узкоспециализированные индустриальные районы северной и средней полосы РФ (сравнительно небольшие компактные области и автономные республики средней полосы с равномерным развитием обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Население устойчиво, развита сеть исторических небольших городов. В хозяйстве значительна доля предприятий и организаций республиканского и местного подчинения. Социальная обустроенность на среднем уровне. Достаточная база формирования местного бюджета. В межтерриториальном разделении труда производство и потребление в целом уравновешиваются. Типичные представители - Тамбовская и Курганская области, Республика Чувашия.);

- крупные индустриальные регионы средней полосы РФ (к этому типу относятся крупные индустриально-аграрные области и края южной полосы РФ. Сочетание развитого индустриализированного сельского хозяйства и крупной обрабатывающей промышленности. Крупные разносторонне развитые города сочетаются с устойчивой системой сельского расселения, представленной в основном крупными благоустроенными пунктами. Уровень социальной обустроенности в целом выше среднего. Значительна роль личного подсобного хозяйства. Регионы притягивают население. Серьезные экологические проблемы. Финансовое положение регионов различно. Типичные представители - Краснодарский край, Ростовская и Оренбургская области.);

- небольшие индустриально-аграрные регионы средней полосы РФ;

- крупные индустриально-аграрные регионы южной полосы;

- небольшие окраинные регионы юга РФ с низким уровнем социально-экономического развития;

- столичные регионы;

- пограничные регионы с ярко выраженной

- военной функцией.

Естественно, что ряд регионов Российской Федерации не вписывается четко в эту схему, охватывающую наиболее распространенные типы; они могут занимать какое-то промежуточное положение, относиться к другим единичным специфическим типам, к числу последних относятся Московский и Петербургский регионы, где области и города федерального подчинения являются самостоятельными равноправными административно-территориальными единицами. Эти регионы практически по всем параметрам характеризуются показателями, существенно превышающими среднероссийский уровень. Это объясняется исключительной концентрацией здесь производственно-технического и научного потенциала и существенным вкладом регионов в народное хозяйство страны, а также определенным исторически сложившимся приоритетом для них в финансовом, материально-техническом и потребительском обеспечении. Для этих регионов характерно обострение ряда экологических, производственных, градостроительных и социально-демографических проблем.

Негативной тенденцией территориального развития России является появление большого числа проблемных регионов или территорий с особыми аномалиями, характеризующихся остротой социальных, экономических, экологических проблем. В соответствии с этим им выделены следующие типы регионов:

-кризисные;

-отсталые (слаборазвитые);

-депрессивные;

-проблемные.

К кризисным относятся регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов (Чечня), экстремальных спадов производства и уровня жизни, вызывающих разрушения на-копленного экономического потенциала и огромные размеры вынужденной эмиграции населения.

Группа отсталых (слаборазвитых) регионов - это субъекты Российской Федерации, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя и характеризуется малодиверсифицированной структурой промышленности, слаборазвитыми инфраструктурой и социальной сферой. К числу таких регионов относятся ряд республик Северного Кавказа, Республика Алтай и Республика Тыва, большинство автономных округов (за исключением нефтегазодобывающих), некоторые области в различных частях страны. Этим субъектам Российской Федерации государство вынуждено будет помогать еще длительное время.

Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются:

Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала

Значительная доля промышленности в структуре экономики

Относительно высокий уровень квалификации кадров.

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:

Снижение конкурентоспособности основной продукции

Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса

Истощение минерально-сырьевой базы

Структурные сдвиги в экономике страны.

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.

Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в россии ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.

Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.

Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

- отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации;

- необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия);

- необходимость переселения избыточного населения.

К депрессивным регионам России, характеризующимся устойчивым и глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения, относятся локальные зоны старопромышленных, агропромышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока. Многие проблемы преодоления депрессии будут решаться за счет расширения внутреннего спроса, в том числе импортозамещения. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для большинства депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т. д. Однако регионы с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки.

Необходимость социально-экономических программ для вывода депрессивных районов России из кризиса очевидна. На Западе подобные программы сочетают государственное регулирование с рыночными механизмами. Вместе с тем опыт Запада – Великобритания, Соединённые Штаты, Германия не может быть полностью перенесен в Россию – с её своеобразным характером ведения хозяйства, устройством промышленности и системы управления. Из этого следует необходимость тщательного исследования соответствующего мирового опыта и предложения возможных путей преодоления депрессионного состояния отдельных территорий нашей страны.

В группу проблемных регионов входит также значительная часть северных территорий, где типичные негативные факторы (неблагоприятный климат и высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость и т. п.) не компенсируются сильными конкурентными преимуществами в виде используемых богатейших ресурсов (нефти и газа, алмазов, благородных и цветных металлов и др.). Бедственное положение ряда регионов Крайнего Севера (свертывание основных и обслуживающих производств, высокий уровень безработицы, низкие доходы населения, трудности с завозом топлива и продовольствия) требует специальных мер государственной помощи.

Региональное управление

Под региональным управлением понимается исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления субъекта РФ в административно-территориальных границах {республиках, краях, областях и т. д.) по руководству всеми подведомственными ему отраслями и сферами деятельности, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения.

Главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения на основе комплексного развития региона.

Уровень хозяйственно-экономической самостоятельности влияет на эффективность управления в регионе.

Выделяются наиболее значимые интересы региона:

- соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;

- наличие бюджетно-финансовых и иных материальных источников;

- потенциальные возможности для использования имеющихся ресурсов,

мест приложения труда, интеллекта;

- наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;

- природно-ресурсный и экологический потенциал региона;

- стабильность общественно-политической и этнонациональной ситуации.

С учетом этих интересов формируются цели, задачи и система регионального управления.

Система регионального управления включает в себя:

- систему государственных органов (федеральных и региональных);

- систему государственной службы;

- совокупность используемых в региональном управлении функций, методов, средств и ресурсов;

- систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления.

Решение вопроса о создании системы органов регионального управления требует выделения для конкретного субъекта приоритетных сфер управления.

Наиболее приоритетные сферы управления для всех регионов — это управление политической жизнью; сферой материального производства; финансово-кредитным комплексом; потребительским рынком; социально-бюджетным комплексом; использованием природных ресурсов; общей безопасностью; информационной средой.

Критерии оценки эффективности регионального управления:

- состояние социального потенциала региона:

- средняя заработная плата в регионе;

- уровень и темпы роста денежных доходов населения;

- прожиточный минимум;

- стоимость минимальной потребительской корзины;

- расходы на содержание социальной сферы;

- обеспеченность населения жильем; уровень медицинского обслуживания, образования, культуры и т. д.;

- уровень миграции населения;

- уровень и динамика безработицы;

- динамика рождаемости, смертности и т. д.;

- возможность региональных органов власти удовлетворять потребности населения за счет:

а) собственных бюджетных средств — точность прогноза доходной части бюджета; степень достаточности собственных бюджетных средств, эффективность использования средств внебюджетных фондов, банковских кредитов, займов и т. д.;

б) собственного экономического потенциала - уровень роста (падения)промышленного, сельскохозяйственного производства; рост себестоимости продукции; количество убыточных предприятий; развитость рыночной инфраструктуры; степень вовлеченности региона в межрегиональные и международные связи; уровень инвестиционной активности; наличие проектов, продвигающих вперед экономику региона; уровень реализации федеральных программ; степень рационального размещения производительных сил; дифференциация районов региона; достаточность природных ресурсов для реализации поставленных задач - степень такой достаточности; перемена в использовании природно-ресурсного и экологического потенциала региона;

- общественно-политические и организационные условия развития региона

- степень стабильности социальной, общественно-политической и национально-этнической ситуации в регионе; уровень коррупции; уровень преступности; своевременность выхода нормативно-правовых актов и их качество; рейтинг популярности первых лиц региона; рост затрат на содержание аппарата управления; уровень квалификации управленческих кадров.

 

Региональное управление, как со стороны регионов, так и со стороны федерального центра реализуется путем активного проведения:

- региональной экономической политики — экономическую основу составляет собственность субъекта РФ, а финансовую — бюджет;

- региональной социальной политики.

Существует два основных вида методов государственного управления регионом:

- прямые методы — создание федерального фонда развития регионов; дотации, субсидии и др.;

- косвенные методы — финансирование через внебюджетные фонды, дифференциация процентных ставок кредитов, предоставление льготных ставок арендной платы, стимулирование частных инвесторов, предоставление налоговых скидок и др.

 

Региональная политика

Под региональной политикой подразумевается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмы их реализации.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности государства, недопущении и распада на суверенные территории.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.

Каждый регион имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свои структуры хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.

Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в тоже время единое экономическое целое с другими регионами.

В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов Федерации необходима выработка четкой и действительной региональной политики в проведении экономических реформ в России.

Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональный уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка на ряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка государственных региональных программ и финансирование з государственного бюджета. В первую очередь это относиться к регионам уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам наиболее экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.

Необходимо обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов.

Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реконструкции экономически старопромышленных регионов, крупных городских агломераций, конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экономической обстановки и модернизации инфраструктуры.

Необходимо преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов, установить утраченную жизненную среду в сельской местности. Создание жизнеспособной экономики хозяйственного комплекса регионов и страны в целом – немыслимо без активной региональной политики государства.

Классификация региональной политики может проводится по разнообразным критериям, в зависимости от цели анализа.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими ре­гионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространст­венно локализованной сферы на кон­кретной территории и с уче­том ме­стных условий. Государственная регио­нальная политика призвана обеспечить дееспособность региональной поли­тики на местах. Объект региональной политики - взаимосвязи и отноше­ния между регионами. Главный региональный интерес России в на­стоящее время должен быть осознан как минимизация негатив­ных проявле­ний территориаль­ной дезинтеграции на уровне субъ­ек­тов Федера­ции, как поддержка местных преобразований, как соз­дание обще­российских условий для того, чтобы ка­ждый субъ­ект Федерации максимально использовал свой внутренний потен­циал и во все меньшей мере претендовал на возможности госу­дар­ствен­ной помощи. Региональные интересы определяются обес­пече­нием полно­кров­ного и сбалансированного существования на дан­ной террито­рии человека, общества и природы, гарантирова­ние их согласо­ванного воспроизводства на базе задействования ре­сурсов и пол­номочий, государственно признаваемых местными.

Совершенно очевидно, что основой региональной политики является реализация экономических целей и задач государственной власти, даже в том случае, когда речь идет о внеэкономической сфере, механизм обеспечения, например, необходимых социальных или экономических стандартов неизбежно «упирается» в финансово-экономические рычаги. Таким образом, предлагаемое ниже структурирование региональной политики с точки зрения ее направленности носит в известной степени условный характер.

- Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, а в ряде случаев – и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и входящих в известный список ООН наиболее развитых стран мира.

Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции и т.п. Разумеется, типичный обобщающий опыт региональной экономической политики не исключает применение таких лишь частных случаев и форм регулирования или комбинированного использования сразу нескольких мер.

Элементами региональной экономической политики являются:

Основными элементами региональной политики являются следующие.

а) налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.

б) бюджетная политика – механизм формирования и использования

государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между

регионами.

в) ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов,

способы и формы этого регулирования.

г) инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

д) структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.

е) институциональная политика – реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.

- Социальная политика. В поле ее зрения находятся процессы и формы организации жизни моделей общественного производства с точки зрения условий труда быта и отдыха и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения большинства государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровень жизни между различными регионами и типами населений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества социальной среды составляет суть региональной социальной политики.

Поскольку грани в обществе весьма условны, объекты и процессы, имеющие отношения к региональной социальной политике, требует интегрального подхода, включающего экономические, социальные и иные оценки. В этой в связи предлагается экономическую и социальную политику различать не по объектам проследования, а по поводу и по конечному результату.

- Демографическая политика. Строго говоря, демографическая политика является необходимым ингредиентом социальной политики, однако настолько специфическим, что в литературе получила самостоятельный статус. Она означает активное вмешательство государства как естественное, так и в механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

В федеративных и полиэтнических странах демографическая политика нередко носит дуалистический характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других – на ограничение рождаемости и естественного прироста. Реализация региональной демографической политики с «разновекторной» направленностью в рамках многонациональных стран (в том числе в России) таит в себе опасность межэтнических и межконфессиональных коллиций и связана с большими трудностями.

- Экистическая политика (поселенческая). Как известно, экистикой называется теоретический раздел геопланироваки – науки об эффективном использовании территории (территориальных ресурсов) конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Ограниченность территории многих западноевропейских государств понуждают их правительство и органы местного самоуправления уделять особое внимание вопросам рационального использования земельных участков как городской, так и сельской местности. Широко используются финансово-экономические рычаги (дифференцированная плата за землю, налоговые коэффициенты и т.д.) и административно-правовые санкции.

Обширность территории Российской Федерации подчас порождает иллюзию меньшей актуальности проведения здесь активной экистической политики в сравнении с небольшими по размерам странами. Между тем, именно в России, с ее обширными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно с экономить колоссальные средства.

- Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктующая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возрастающей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов поставили человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия типа «латания и штопанья дыр» уже не в состоянии сколько-нибудь надежно улучшить ситуацию: нужны принципиально новые подходы, основанные на тесном союзе науки и практики.

Ясно, что детериорация (то есть ухудшение качества окружающей среды) носит ярко выраженный региональный характер, что связано кА с различиями в хозяйственной специализации стран и регионов, так и не одинаковыми возможностями государств регулировать качество окружающей среды. В этой связи проведение целенаправленной региональной политики становиться императивом.

- Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации научно-исследовательских и конструкторских разработок и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства (в том числе технополисы и технопарки), региональные перемещения научных кадров (в том числе утечка мозгов) и т.п.

Структурирование региональной политики может производиться и по другим критериям:

1. по целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов и т.д.);

2. по механизму (автоматическая, то есть распределение по формуле; проблемная, то есть – по спецпрограммам; целевая, то есть – по конкретным регионам);

3. по средствам (финансовая - помощь, льготы, штрафы и т.д.; административная - разрешения и запреты; инфраструктурная - сооружение дорог, мостов и т.д.);

4. по адресату (региональные власти, фирмы, организации, отдельные граждане) и т. д.

Поскольку региональная политика подразделяет сферу деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программой, то логично кратко остановиться на организационных формах такого управления.

Как известно объект любого управления представляет собой нечто такое, по отношению к которому направлено управляющее воздействие субъекта управления.

К основным объектам региональной политики относятся: производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного воздействия труда), социальные (прежде всего – человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т.д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти (лица физические), так и отдельные учреждения, организации, предприятия (лица юридические).

К основным функциональным формам региональной политики относят:

1. прогнозирование;

2. программирование;

3. планирование.

Региональное программирование ассоциируется уже с целенаправленным вмешательством в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов. И, наконец, региональное планирование, которое в бывшем СССР связывалось лишь с социалистическими производственными отношениями (планово-централизованной экономикой), означает установление конкретных задач и целей на плановый (планируемый) период с указанием источников финансирования, непосредственных исполнителей и т.д.

Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качества жизни населения, инфраструктурной оснащенности в экономическом состоянии среды, остроты национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странах не зависимо от их положения в мировом табели о рангах (даже в странах «большой семерки» региональный довод на душу населения разниться иногда по штатам, провинциям и т.д. на 30-50%). Эти контрасты постоянно и повсеместно продуцируются из-за несовпадения экономических и социальных, стратегических и тактических целей развития. Часто возникают проблемы освоения (доосвоения) территорий. Особенно в таких обширных по площади странах, как Канада, США, Австралия, Китай, не говоря уже о России.

Совершенно очевидно, что цели и задачи региональной политики (равно как ее формы и методы) различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политике практически всех без исключения стран, ее реализующих.

Это прежде всего:

1. Создание и упрочение единого экономического пространства обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности (федерализма в полиэтнических, федеративных государствах);

2. Относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

3. Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;

4. Максимальное использование природных, в том числе ресурсных особенностей регионов;

5. Предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др.

Основные направления региональной политики западноевропейских государств преимущественно связываются с судьбой так называемых проблемных районов: депрессивных старопромышленных, слаборазвитых (аграрно-индустриальных и с экстремальными природными условиями) чрезмерной концентрацией населения и хозяйства и кризисных территорий в пределах крупнейших агломераций и т.п.

Стратегические цели региональной политики современной России в соответствии с Указом президента РФ от 03 июня 1996г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» состоит в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышения на этой основе уровня жизни населения, обеспечения единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов. В этом же документе формулируются главные задачи региональной экономической политики, связанные в частности с укреплением экономических основ территориальной целостности и стабильности государства, достижением экономически и социально оправданного уровня комплектности и рациональности структуры хозяйства регионов.

В развивающихся странах региональная политика требует вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий и ресурсов, интеграции различных пространств в единый национальный рынок, смягчения противоречий между городом и деревней, регулирования процесса урбанизации. Здесь отчетливо прослеживаются две контрастные тенденции в региональном развитии, выражающие через взаимоотношения «центр-переферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-переферийных диффузий» (развитие «снизу»). Во многом это следствие слаборазвитости, поскольку наиболее эффективно именно сочетание (слияние) обоих направлений региональной политики: и «сверху» и «снизу». Об этом со всей очевидностью свидетельствует прошлый опыт Индии, Бразилии, Мексики и других стран.

В орбиту региональной политики включаются такие основные моменты, как:

- соотношение и взаимодействие главных движущих сил регионального развития: социально-экономических укладов и секторов (государственного, частного, акционерного, кооперативного, смешанного и т.д.);

- баланс внутренних и внешних фактов и средств регионального развития;

- соотношение национального (общегосударственного) и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой (уровень региональной автономии, степень централизации планирования и управления);

- отношение к задаче оптимизации региональных пропорций, подъему экономики отсталых районов, освоению новых территорий и природных ресурсов.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.016 с.)