Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политики в российских регионах в современный периодСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие молодёжной политики в Российской Федерации происходит в единстве основных составляющих: федеральной и региональной. Федеральная молодёжная политика, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, развиваясь как «самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодёжными организациями» [166], имеет ряд особенностей. С одной стороны, реализуя функции социально ориентированной государственной структуры, молодёжная политика формируется как сложно организованная иерархичная система, включающая нормативную правовую, организационно-управленческую, концептуально-содержательную, материально-ресурсную и профессионально-кадровую составляющие. Другая особенность формирования молодёжной политики отражается в противоречивости и фрагментарности нормативной правовой базы, необеспеченности целевых установок конкретными мерами и источниками, слабости и постоянных изменениях соответствующих управленческих структур, недостатке ресурсного обеспечения, а также особенностях первоначального становления системы профессионально-кадрового обеспечения сферы организации работы с молодёжью. Непроработанность нормативного правового и концептуально-содержательного оснащения, организационная нестабильность, функциональная недостаточность организационно-управленческой составляющей молодёжной политики федерального уровня «закономерно определяет необходимость построения действенных моделей её реализации на региональном уровне» [167], так как «развитие молодёжи, самоорганизация молодёжной среды осуществляются непосредственно в регионах и зависят от политических, экономических, социальных и духовных факторов, складывающихся на местах» [168]. Объективная слабость федеральной составляющейобщественно-государственной политики способствует переводу центра тяжести на уровень субъекта Российской Федерации в части организации и реализации процесса управления социальным развитием молодёжи для «изменения социального положения (статуса), мотивационной сферы сознания (потребностей, интересов, ценностей) и интеграционного поведения молодёжи в различных сферах общественного производства (в материальном производстве, в сферах распределения, обмена и потребления, в духовном производстве)» [169]. Как следствие, в условиях модернизирующегося общества «ряд полномочий от центра передаётся регионам», в частности «процесс решения многих проблем перемещается на региональный уровень», так как от содержания регионального компонента молодёжной политики зависят: формирование социальных качеств молодёжи и развитие её социальной активности, самоопределение и самореализация в значимых сферах жизнедеятельности, включая реализацию своих потенциалов через досуг, коммуникации, спорт, социальные инициативы и др. Складывающаяся целевая ориентация субъекта Российской Федерации на решение конкретных проблем молодёжного сообщества исходит из специфических особенностей молодёжной среды, а также условий и возможностей социального, экономического, культурного развития региона. Усиление региональных практик молодёжной политики обусловлено объективными причинами в связи с тем, что органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации поставлены перед необходимостью решать социальные проблемы молодёжи, которые в постсоветский период не только не утратили, а наоборот приобрели социально острый характер. К общим проблемам, получившим широкое распространение на общерегиональном уровне, относятся: – качество образования и профессиональной подготовки, трудоустройство выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, адаптированность и конкурентность молодёжи на рынке труда; – обеспечение молодёжи жильём и поддержка функционирования молодых семей (в том числе семей с риском социального неблагополучия); – профилактика деструкций в молодёжной среде и формирование здорового образа жизни молодых людей; – преодоление трудных жизненных ситуаций, а также социальная адаптация и интеграция молодёжи с «особым статусом» (безработной и малообеспеченной молодёжи, выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых людей с инвалидностью и др.), включая молодёжь «группы риска» (склонных к зависимому поведению, отбывших наказание в местах наказания и т. д.). Субъекты Российской Федерации располагают различными ресурсами для решения проблем, возникающих в процессе социального развития молодёжи как «изменении её социального положения в системе общественного воспроизводства» [170]. Многообразие социальных практик по выбору подходов, механизмов и средств социального воздействия на молодёжь проявляется в том, что формирование регионального компонента происходит опережающими темпами по многим направлениям развития государственной молодёжной политики. С учётом состояния молодёжной среды субъекта Российской Федерации вырабатываются общие подходы и определяются пути решения проблем молодых людей, осуществляются социальные инициативы в процессе взаимодействия государственных структур, ведомств, учреждений и при непосредственном участии общественных организаций: 1) приняты законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации о молодёжи и молодёжной политике; 2) созданы региональные и муниципальные органы по делам молодёжи; 3) осуществляется финансирование расходов на молодёжную политику из бюджетов субъектов Российской Федерации; 4) реализуются региональные, муниципальные и ведомственные программы по приоритетным направлениям молодёжной политики с учётом аспектов жизнедеятельности юношей и девушек; 5) проводятся мониторинги эффективности реализации государственной молодёжной политики, оценки социального положения и самочувствия молодёжи в обществе, её вклада в развитие социально-экономической, социально-политической и социокультурной областей субъекта Российской Федерации; 6) готовятся доклады о положении молодёжи, о состоянии и перспективах развития региональной молодёжной политики; 7) имеется сеть государственных и муниципальных учреждений органов по делам молодёжи; 8) формируется система ресурсного обеспечения работы с молодёжью (методическое, информационное, материально-техническое); 9) развивается система профессионально-кадрового обеспечения работы с молодёжью. Процесс становления молодёжной политики в субъектах Российской Федерации сопровождается трудностями, обусловленными противоречиями, имеющими место на федеральном и региональном уровнях. Данное обстоятельство является одной из причин проявления интереса исследователей к региональным особенностям институционализации государственной молодёжной политики. Особое внимание в диссертационных исследованиях последних лет уделяется конкретным проблемам реализации молодёжной политики в различных субъектах Российской Федерации. Выявлено базовое противоречие государственной молодёжной политики на современном этапе в связи с постоянством социальных трансформаций в России: её проектирование в регионах преимущественно осуществляется по федеральным моделям и образцам, в то время как ресурсы реализации – объективные (материально-финансовое обеспечение, социальная инфраструктура, наличие подготовленных кадров) и субъективные (ожидания молодёжи от общества и общества от молодёжи, готовность власти к осуществлению принятых решений) – преимущественно сосредоточены на региональном уровне [171]. Изменения, происходящие в органах управления молодёжной политикой на уровнях федерального центра и субъекта Российской Федерации, взаимообусловлены, что в значительной степени препятствует системному развитию региональной молодёжной политики. Функционирование самостоятельного федерального органа влечёт за собой развитие самостоятельных органов по делам молодёжи в большинстве субъектов Российской Федерации, что способствует реализации целевых региональных программ, созданию относительно целостной системе работы с молодёжью на местах, а также более самостоятельной и вертикализированной структуре управления молодёжной политикой во всероссийском масштабе. Упразднение самостоятельного федерального комитета по делам молодёжи (молодёжной политике) влекло за собой волну упразднения самостоятельных структур в субъектах Российской Федерации. Последующая передача молодёжи в ведение широкого спектра отраслей, а именно в образование, культуру, семью, спорт, туризм – значительно ослабляло вертикальные и горизонтальные связи управления региональной молодёжной политикой [172]. Одной из важнейшей причин, обусловливающих незначительное продвижение в решении основных социальных проблем молодёжного сообщества является отношение к молодёжи со стороны государства и гражданского общества как к ресурсу общественного производства и объекту управления. В тоже время «социально-психологические особенности различных категорий молодёжи и её потребности не учитываются в должной мере властными структурами и социальными институтами, занимающимися проблемами молодёжи» [173]. пт т влению принятых решений) —на региональном уровнях. чтоуровень"ховных факторов, складывающихся Чрезмерная унификация региональной молодёжной политики при осуществлении работы с молодым поколением без учёта локальной специфики ведёт к воспроизводству в молодёжной среде деструктивных практик и стилей жизни (демографических, в сфере здоровья, в сфере построения профессиональной карьеры и др.). Констатация фактов социального неблагополучия положения молодёжи проявляется в следующей особенности: «амбивалентность социализации молодых людей, проживающих в социокультурном пространстве российской провинции, требует регионализации и дифференциации государственной и общественной молодёжной политики, т. е. речь должна идти о разработке и реализации особых форм работы с молодёжью в зависимости от того социокультурного пространства, в котором протекает жизнедеятельность молодого поколения» [174]. Как следует из материалов и результатов диссертационных исследований, региональная молодёжная политика, развиваясь в русле федеральных установок, концепций, механизмов, должна формировать собственные модели взаимодействия с молодёжью, ориентируясь на проблемные области молодёжного сообщества, одновременно учитывая место и роль молодёжи в реализации приоритетных целей и направлений регионального социально-экономического и социально-культурного развития. Направленность субъектов Российской Федерации «на создание правовых, экономических, социальных условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодёжи в системе общественных отношений и реализации ею экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества» [175] наглядно демонстрирует, что инфраструктура занимает одно из центральных мест в молодёжной политике российских регионов. Инфраструктура молодёжной политики субъекта Российской Федерации, с учётом федеральных установок, формирует и реализует процесс взаимодействия с молодыми людьми, ориентируясь на молодёжные проблемы, активно взаимодействует со многими субъектами государственной и общественной молодёжной политики. Инфраструктура молодёжной политики российских регионов формируется как сеть государственных и муниципальных учреждений органов по делам молодёжи, решает задачи по оказанию помощи, поддержки, содействия социальному развитию молодёжи и создаёт условия для социального включения молодых людей в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь субъекта Российской Федерации. Региональное законодательство организационно и функционально определяет «инфраструктуру молодёжной политики» как равнозначную понятию «инфраструктура для молодёжи», рассматривая её как «систему необходимых для жизнеобеспечения молодёжи объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальному обслуживанию, физическому, духовному и нравственному развитию молодых граждан, обеспечению их занятости и удовлетворению их общественных потребностей» [176]. Полифункциональный характер инфраструктуры молодёжной политики способствует созданию условий, обеспечивающих решение проблем социальной адаптации молодых людей, их интеграции в разные социальные системы – деятельность учреждений органов по делам молодёжи направлена на раскрытие субъектных качеств и поддержку интеллектуальных, профессиональных, социокультурных, личностных потенциалов всех без исключения молодых граждан, проживающих в различных российских регионах. Исследование инфраструктуры как составляющей молодёжной политики субъектов Российской Федерации позволяет рассматривать её особенности, ориентируясь на современное состояние последней. В исследовательской практикеимеют место два основных подхода к пониманию сущности современного состояния государственной молодёжной политики российских регионов или государственной молодёжной региональной политики. Во-первых, региональная молодёжная политика – это политика государства в отношении российских регионов. Исходя из логики этого подхода, любую внутреннюю политику государства можно считать региональной, поскольку российское государство состоит из регионов. Во-вторых, региональная молодёжная политика – это деятельность региональных органов власти по проведению государственной политики в отношении молодёжи, проживающей в субъекте и её социальных проблем. В рамках этого подхода федеральный центр понимается как государственная как структура, определяющая основы и фундамент государственной молодёжной политики, а также полномочия и ответственность субъектов Российской Федерации по её реализации на территориально уровне Как субъект молодёжной политики инфраструктура находится в области ведения, а также регулирования важнейших аспектов деятельности сети её учреждений со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти. В связи со сложившейся практикой реализации государственной политики по отношению к российской молодёжи и её проблемам, становление, реализация и развитие инфраструктуры региональной отрасли молодёжной политики обусловлено: – во-первых, предпосылками федерального уровня, определяющими формирование и реализацию направлений, аспектов молодёжной политики в Российской Федерации в целом; – во-вторых, основаниями, отражающими особенности построения и специфику реализации приоритетных аспектов молодёжной политики на региональном уровне. Среди предпосылок молодёжной политики федерального уровня и основанийсо стороны государственной политики в отношении молодёжи, развиваемой в субъектах Российской Федерации, определяющими можно считать: нормативные правовые, программно-ориентационные, содержательно-технологические, проективно-оценочные, организационно-территориальные. Нормативные правовые предпосылки формирования и реализации молодёжной политики разрабатываясь на уровнефедерального центра, регламентируют организационно-управленческую деятельность в сфере организации работы с молодёжью. Во-первых, закладывают базовые основы в создание государственных органов по делам молодёжи в структуре исполнительной власти всех уровней, регулирующих организационно-административные основы становления молодёжной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации»). Во-вторых, законодательно закрепляют виды учреждений органов по делам молодёжи и направления их деятельности (Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). В-третьих, определяют, что организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью отнесены к числу вопросов местного значения всех предусмотренных законодательством Российской Федерации типов муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения) (Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). Нормативные правовые основания со стороны молодёжной политики субъекта Российской Федерации включают вопросы регулирования отношений государства и гражданского общества с молодёжью, которые отражаются в законодательстве российских регионов. Ключевыми мотивами к принятию базовых законов о молодёжи и молодёжной политике становится стремление субъектов Российской Федерации определить региональные приоритеты, развить механизмы реализации и финансирования ведущего инструмента формирования и развития человеческого потенциала региона[177], включая ориентацию на решение проблем эффективности реализации государственных мер в связи с поддержкой основных сфер жизнедеятельности молодёжного сообщества. Принятие закона позволяет субъекту Российской Федерации самостоятельно выстраивать региональную молодёжную политику в соответствии с её нормативным правовым обеспечением. К 2009 году на основании имеющейся законодательной базы федерального уровня в 83 субъектах Российской Федерации было сформировано собственное нормативное правовое обеспечение различных аспектов государственной молодёжной политики. На конец 2010 года в 71 субъекте Российской Федерации имелись законы, регулирующие отношения российского государства и молодёжи. Нормативно-правовое обеспечение в некоторых субъектах Российской Федерации также включает документы, которые напрямую касаются организации деятельности учреждений инфраструктуры региональной молодёжной политики: – закон Республики Башкортостан от 31 октября 1996 года № 35-з (в ред. Закона РБ от 27.10.2010 № 318-з) «О поддержке деятельности детских, подростковых, молодёжных клубов и центров»; – закон Волгоградской области от 18 февраля 2003 года № 787-ОД (в ред. Закона Волгоградской области от 31.12.2009 № 1978-ОД) «О государственной поддержке специализированных организаций, осуществляющих работу с детьми, подростками и молодёжью в Волгоградской области»; – постановление Правительства Красноярского края «О внесении изменений в Постановление Совета администрации Красноярского края от 24 апреля 2007 года № 150-п «О поддержке деятельности муниципальных молодёжных центров »; – распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 8 декабря 2007 года № 35-р «Об утверждении концепции развития системы районных учреждений по делам молодёжи в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы»; – распоряжение Правительства Москвы от 30 декабря 2009 года № 3373-РП «О Концепции совершенствования организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства». Состояние нормативного правового обеспечения молодёжной отрасли государственной социальной политики постоянно меняется. Так, в 2009 году были произведены существенные изменения в законодательных актах, регламентирующих реализацию приоритетов молодёжной политики в сорока трёх субъектах Российской Федерации. В том числе было внесено более 200 законодательных инициатив в сфере обеспечения молодёжной политики в Год молодёжи. В семи субъектах Российской Федерации были приняты законы, определяющие молодёжную политику региона: Камчатском крае, Приморском крае, Воронежской области, Ульяновской области, Еврейской автономной области, Ямало-Ненецком автономном округе и городе Москве [178]. В законодательных актах названных субъектов вопросы обеспечения организации и функционирования инфраструктуры молодёжной политики отнесены к области повышенного внимания наряду с другими, не менее актуальными региональными направлениями работы в молодёжной среде. Например, необходимость законодательного закрепления условий деятельности общественных и государственных структур, организующих работу в молодёжной среде, сложившихся в городе Москве, включая определение стратегии их развития, стали одним из обоснований для принятия новой редакции Закона города Москвы «О молодёжи» (от 30 сентября 2009 года № 39) [179]. Программно-ориентационные предпосылки реализации молодёжной политики на федеральном уровне расставляют государственные приоритеты в части определения ближайших и среднесрочных перспектив развития инфраструктуры. Анализ программных мер трёх федеральных целевых программ «Молодёжь России», действовавших в Российской Федерации с 1994 по 2005 гг. показывает, что становлению учреждений инфраструктуры молодёжной политики в каждой из них отводилось одно из приоритетных мест. Основной целью для сети учреждений инфраструктуры стало «развитие организационных условий», ориентированных на социальную поддержку молодых людей, содействие их саморазвитию и самореализации по всем вопросам жизнедеятельности в современном обществе. Несмотря на то, что с 2006 года действие федеральных целевых программ было остановлено, концептуальная разработка новых программных документов на 2006-2010 гг. и 2011-2016 гг. была продолжена. В июле 2009 года состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации, на котором был предложен комплекс основных действий по модернизации молодёжной политики с учётом её развития как самостоятельного направления социальной политики. Важно, что в представленном на заседании докладе «Молодёжная политика России на современном этапе», программно-целевой подход был поддержан в качестве важнейшего источника ресурсного обеспечения молодёжной политики, включающего «комплексные меры по реализации инновационного потенциала молодёжи, гражданскому образованию, патриотическому воспитанию, поддержке молодёжных инициатив, включению молодёжи в социальные практики, поддержке молодых семей, стимулированию рождаемости». Следовательно, на федеральном уровне признаётся необходимость дальнейшего использования комплексных целевых программ в качестве механизма реализации государственных мер по поддержке российской молодёжи. Программно-ориентационные основания на региональном уровнеразвития инфраструктуры отражаются в содержании региональных, муниципальных и ведомственных программ субъекта Российской Федерации. В 2009 году на территории Российской Федерации органы по делам молодёжи и подведомственные им учреждения по работе молодёжной среде принимали участие в реализации более чем 220 программ. В российских регионах действуют программы по обеспечению жильём молодых семей, выполняются программные меры по поддержке молодёжных общественных организаций, молодых семей, талантливой молодёжи, программы по трудоустройству молодёжи, духовно-нравственному воспитанию, по работе с молодёжью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, по спорту, организации отдыха и пропаганде здорового образа жизни [180]. Как правило, в состав программ включены вопросы, касающиеся создания организационных условий и реализации комплекса услуг в связи с поддержкой тех или иных категорий, групп молодых людей. Работа по информационной, правовой, социальной поддержке, консультированию в рамках реализации мер государственной молодёжной политики проводится в сети учреждений органов по делам молодёжи, включённых в состав основных субъектов или исполнителей региональных, муниципальных или ведомственных программ. В ряде российских регионов, имеющих многолетний опыт работы с молодёжью, развитие учреждений инфраструктуры молодёжной политики осуществляется на основе специальных программ и проектов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и находящихся под контролем органов исполнительной власти: – постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 ноября 2007 года № 1481 «О Программе развития системы государственных учреждений подростково-молодёжных центров Санкт-Петербурга на 2008 – 2010 годы»; – постановление Правительства Амурской области от 15 сентября 2010 года № 513 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» Амурской области на 2011-2013 годы»; – постановление Правительства Еврейской автономной области от 24 июня 2010 года № 253-пп «О порядке предоставления субсидий на реализацию проектов (программ) молодёжных и детских общественных объединений в 2010 году»; – постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2009-2010 гг. «О конкурсах программ и проектов на 2009-2011 годы» (по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости подростков и молодёжи; направленных на социализацию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; по поддержке общественно полезных инициатив молодёжи; направленных на поддержку молодых семей; по развитию молодёжных информационных ресурсов; по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи; по стимулированию и подготовке молодёжи к занятию предпринимательской деятельностью). Проективно-оценочные предпосылки отражают наличие методик и критериев оценки эффективности реализуемых мер молодёжной политики в субъекте Российской Федерации. В состав оценочных механизмов в обязательном порядке входят показатели, касающиеся параметров организационно-управленческой составляющей молодёжной политики по вопросам: 1) управленческий ресурс молодёжной политики на региональном и муниципальном уровне (органы по делам молодёжи); 2) организационная структура сети учреждений органов по делам молодёжи (виды учреждений, их количество, особенности территориального размещения и др.); 3) функциональное состояние учреждений в связи с реализацией «помогающих» и/или «поддерживающих» мер в процессе жизнедеятельности молодых людей (виды, количество и качество оказанных услуг, охват молодёжи услугами различных видов, характер динамики в социальном положении молодых людей и т. д.); 4) информационное, технологическое и материально-техническое оснащение сети учреждений в части создания условий, обеспечивающих социализирующее влияние на молодёжь (наличие технологий, проектов, программ, материально-технических средств и т.д.); 5) кадровое обеспечение направлений деятельности учреждений по работе с молодёжью (по реализуемым профилям, направлениям, аспектам). В 2008 году Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации разработало и обсудило на общероссийском совещании с руководителями органов по делам молодёжи российских регионов документ «Статистические данные для оценки эффективности реализации государственной молодёжной политики в субъекте Российской Федерации». Предлагаемый перечень состоит из следующих показателей: – первый показатель включает оценки, определяющие положение молодёжи в регионе (социально-демографические характеристики, занятость, образование, служба в армии, социальная активность, совершённые преступления и правонарушения); – второй показатель даёт возможность комплексной оценки деятельности органов власти по реализации основных направлений государственной молодёжной политики в субъекте Российской Федерации (поддержка и сопровождение талантливой молодёжи, помощь и поддержка молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, система профессиональной ориентации и трудоустройства молодёжи, деятельность по профилактике асоциальных явлений в молодёжной среде, патриотическое воспитание и допризывная подготовка детей и молодёжи, поддержка молодых семей, работа с целевыми группами молодёжи, работа с объединениями молодёжных субкультур); – третий раздел показателей касается организационно-управленческого компонента региональной молодёжной политики – даёт представление о специфике управления государственной молодёжной политикой и состоянии её инфраструктуры (нормативная и правовая база отрасли, учреждения и организации по работе с молодёжью, орган по делам молодёжи) [181]. Обобщение и сопоставление этих показателей формирует достаточно полную картину эффективности государственной политики в отношении молодёжи (своего рода паспорт молодёжной отрасли по российским регионам). Второй составляющей, характеризующей эффективность молодёжной политики, должен быть ежегодный доклад «О положении молодёжи в Российской Федерации», информация для которого собирается социологическими методами. В обобщённом текстовом документе отражается не только статистическая картина, но и мнения, оценки самой молодёжью и гражданским обществом в целом действенности и результативности проводимой государственной политики по отношению к молодой части населения страны. Данный механизм в совокупности мер оценки состояния молодёжи и молодёжной политики в регионах введён в действие с 2010 года, и, по мнению разработчиков, он «должен стать универсальной системой оценки деятельности государства и общества в сфере государственной молодёжной политики на всех уровнях управления в Российской Федерации». Проективно-оценочные основания в субъектах Российской Федерации создаются: 1) на уровне всей инфраструктуры, включающей сеть региональных и муниципальных учреждений по работе с молодёжью; 2) на региональном или муниципальном уровнях деятельности сети учреждений органов по делам молодёжи; 3) на уровне конкретного учреждения органов по делам молодёжи. За 2007-2009 годы развитие получили проективно-оценочные основания, включённые в состав нормативных правовых актов и целевых программ субъектов Российской Федерации. Городская целевая программа «Молодёжь Москвы» (2007-2009 гг.) предлагала «Систему измерителей эффективности и результативности программы», которые включают «статистические показатели, систему прямых и косвенных индикаторов, а также результаты социологических исследований». В результате их использования, по мнению разработчиков программы, «система измерения эффективности реализации молодёжной политики должна действовать фактически в автоматическом режиме – вне зависимости от позиций конкретных исполнителей» [182]. Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодёжи» включает раздел, касающийся «оценки эффективности реализации государственной молодёжной политики». Согласно пункту 2 статьи 43 законодательного акта, «оценка эффективности» производится при помощи показателей, касающихся «количественных и качественных изменений положения молодёжи» [183]. В целях выполнения регионального законодательного акта Департаментом семейной и молодёжной политики города Москвы разработан проект документа «Положение о системе показателей эффективности реализации государственной молодёжной политики в городе Москве». Нормативный документ ориентирует на оценку эффективности реализации региональной молодёжной политики, которая «проявляется в обеспечении максимально полной реализации потенциала молодёжи и оценивается посредством показателей, отражающих изменение социальных характеристик молодёжи в процессе её социального развития». Показатели включают комплекс оценок положения московской молодёжи, которые позволяют сформировать заключение об эффективности реализации молодёжной политики в городе федерального значения. Система показателей, представляя собой информационную систему, ведение которой осуществляется в электронном виде, состоит из пяти блоков, включающих соответствующие параметры. Первый блок включает общие сведения о молодёжи, проживающей в городе Москве. Второй блок предполагает сбор сведений о реализации основных направлений государственной молодёжной политики в столичном регионе. Третий блок рассматривает вопросы управления и обеспечения функционирования инфраструктуры государственной молодёжной политики в городе Москве. Четвёртый блок ориентирует на проведение социологических исследований – измерений социального положения молодёжи в столичном регионе [184]. По результатам оценки эффективности реализации молодёжной политики планируется подготовка ежегодного доклада «О положении молодёжи в городе Москве», в котором предполагается отражать состояние молодёжной региональной политики в части мер, мероприятий, в том числе инфраструктурных условий содействия адаптации, интеграции и социализации молодых москвичей [185]. Проективно-оценочные основания, разрабатываемые в субъекте Российской Федерации, показывают, что современное состояние регионального компонента в части оценки положения молодёжи и государственных мер молодёжной политики напрямую обусловлено теми ориентирами, которые формируются на федеральном уровне. Наличие единых подходов в рассматриваемой области становится показателем системности в работе с молодёжью на федеральном и региональном уровнях. Содержательно-технологические предпосылки обусловливают выбор направлений, механизмов и средств социализации, самореализации, саморазвития молодёжи, которые существуют в рамках соответствующих видов профессиональной деятельности специалистов учреждений органов по делам молодёжи (социально-психологической, социально-медицинской, правозащитной, социально-педагогической, досуговой, физкультурно-оздоровительной и др.). На федеральном уровне обозначенные предпосылки формируются уполномоченным органом по работе с молодёжью – органом исполнительной власти Российской Федерации, который несёт ответственность за разработку методического инструментария реализации молодёжной политики. С этой целью Департаментом по молодёжной политике и внешних связей Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации подготовлен комплекс методических рекомендаций, раскрывающих общие подходы к организации работы с молодёжью в рамках деятельности региональных и муниципальных учреждений органов по делам молодёжи субъектов Российской Федерации. Методическое обеспечение, разработанное в 2008-2009 гг., охватывает широкий перечень вопросов реализации молодёжной политики: 1) организация работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодёжью (2008 г.); 2) обеспечение занятости молодёжи в рамках реализации антикризисных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда (2008 г.); 3) организация волонтёрских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодёжной среде (2009 г.); 4) формирование здорового образа жизни в молодёжной среде (2009 г.); 5) развитие сети учреждений органов по делам молодёжи в субъектах Российской Федерации (2009 г.) [186]. Использование методических материалов позволяет учреждениям организовать работу по актуальным направлениям реализации молодёжной политики на типовой основе, ориентируясь на региональную специфику проблем молодёжи, включая в обязательном порядке собственную вариативную часть. Содержательно-технологические основания формируются непосредственно в деятельности сети учреждений, обобщаются уполномоченными органами по делам молодёжи, несущими ответственность за разработку и реализацию мер государственной молодёжной политики в субъекте Россий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.198.127 (0.021 с.) |