Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка.

Поиск

Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методами изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. По мнению ученых, ЦБ России, покупая иностранную валюту, заблокировал фактически ставку рефинансирования и ограничил возможности кредитования российской экономики.

4. Депозитная политика.

Процентные ставки по вкладам в банки все годы рыночных реформ были ниже инфляции. Только в 2009 г. они немного превысили уровень инфляции. Если депозитные ставки ниже инфляции, то сбережения обесцениваются.

В рамках депозитной политики Банк России приступил к контролю за ставками банков по депозитам граждан. Ряд крупных банков в августе 2009 г. получил запросы теруправлений ЦБ об экономической обоснованности высоких ставок по вкладам. ЦБ считает завышенными ставки более 16,84% годовых. В случае его превышения банку будут направляться рекомендации по снижению ставки, а в случае их невыполнения регулятор воспользуется правом принудительно ограничивать ставку. До сих пор этим правом ЦБ не пользовался.[10]

Существуют также платежно-расчетная политика и политика обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы.

Ст. 35 Федерального закона "О Банке России" предоставляет Банку России возможность применять целый ряд инструментов денежно-кредитной политики. Выбор и применение Банком России конкретных средств денежно-кредитного регулирования зависит от многочисленных факторов, вследствие чего на разных этапах развития экономики страны приоритетными могут становиться различные инструменты. Например, одним из средств, примененных Банком России для преодоления "кризиса доверия" в 2004 г., было снижение норматива обязательных резервов с 7 до 3,5%, что позволило кредитным организациям высвободить часть денежных средств и снизить риск ликвидности в свете массовых требований вкладчиков о досрочном прекращении договорных отношений.

Основные инструменты денежно-кредитного регулирования в РФ на современном этапе:

n процентные ставки по операциям Банка России;

n резервные требования;

n операции на открытом рынке;

n рефинансирование кредитных организаций;

n валютные интервенции;

n установление ориентиров роста денежной массы;

n прямые количественные ограничения;

n эмиссия облигаций от своего имени.

Наиболее часто используются следующие инструменты:

Процентные ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам. К таким операциям относятся выдаваемые кредиты или депозитная политика. С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России постоянно корректирует процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям.

Рефинансирование кредитных организаций. Устанавливая ставку рефинансирования Центральный Банк, оказывает влияние на денежный рынок. Если цель центрального банка – удорожание рефинансирования и уменьшение кредитного потенциала кредитных институтов, то он должен поднять учетную ставку. Это ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению. Учетную ставку используют для стимулирования или сдерживания развития производства. Учетную ставку используют также для того, чтобы бороться с инфляцией.

Так, в 1998 г. в феврале ставка рефинансирования изменилась с 28 до 42%, в мае — с 30 до 50%, а затем до 150%, в июне — с 60 до 80%, в июле вновь снизилась до 60%. С 10 июля 2000 г. ставка была установлена на уровне 28%. Диапазон колебаний процентной ставки по кредитам «овернайт» составлял 40—50%. Самая высокая процентная ставка была объявлена 17 августа 1998 г. — 250% годовых. На 14.06.2010 г. ставка рефинансирования составила 7,75%.

Политика обязательных резервов. К коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Повышение резервной нормы ведет к снижению кредитов. Уменьшение резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.

Операции на открытом рынке – это выполнение операций по покупке или продаже ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. К основным ценным бумагам относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др. Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения.

Использование количественных кредитных ограничений – это количественное ограничение суммы выданных кредитов. Это прямой метод воздействия на деятельность банков. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

11. Проблемы и основные направления совершенствования кредитно-денежной политики в РФ. Проблемы КДП. 1. Преувеличение значимости монетаристских принципов, в том числе их влияния на развитие инфляции. 2. Ограниченный доступ для банков инструментов рефинансирования.3. Высокие и непрогнозируемые нормы инфляции подрывают возможность использования учетной ставки в качестве инструмента функционирования кредитно-денежной системы в целом.Еще одним ограничителем действенности изменения учетной ставки является относительная независимость крупных фирм от заемного капитала и возможность получения средств из более дешевых иностранных источников.4. Плохо работает механизм трансформации сбережений в реальные инвестиции через банковскую сферу. Происходит замыкание движения денежных потоков внутри банковской системы, что обескровливает реальный сектор экономики.5. Отсутствие доверия к государству проявляется в неготовности населения и экономических структур предоставить государству в долг свои сбережения. В условиях подорванного доверия к государству, оно не может получить кредит у населения и экономических структур. Население не только не готово идти на жертвы и лишения в условиях кризиса, но и в срочном порядке изымает свои накопления из банков, предпочитая сохранять их в иностранной валюте и товарно-материальных ценностях.6. Отсутствует адекватная оценка необходимого и достаточного объема денежной массы для устойчивого развития экономики России. Одной из важных причин экономического спада в стране, по мнению некоторых экспертов, является острая нехватка денежной массы по отношению к ВВП. Степень монетизации экономики России самая низкая в мире. (Рис.1)

 

Рис. 1. Монетизация экономик стран мира.[11] Существуют также значительные масштабы изъятия денег из экономики через механизм Стабилизационного фонда. В результате денег явно не хватает для финансирования производства на уровне его реальных возможностей, а также для создания достаточного массового платежеспособного спроса на внутреннем рынке.7. Концентрация усилий Банка России на валютной политике в ущерб всем остальным составляющим денежно-кредитного регулирования в значительной степени привела к долларизации экономики России. Допущено обращение в стране иностранной валюты наравне с национальной.8. Оторванность ДКП от структурной политики, что ведет к возрастанию диспропорций в экономике, росту доли сырьевых отраслей, в ущерб перерабатывающим отраслям. Направления совершенствования КДП. 1. Отказ от мировых денег и возврат к национальным деньгам.2. Ограничение возможностей для спекулятивной наживы паразитического капитала, создание условий для его вытеснения.3. Для превращения денег в инвестиции необходимо организовать два канала денежного предложения: первый – привлечение аккумулированных сбережений в депозиты банков и их размещение в приоритетных направлениях экономики; второй – кредитование коммерческих банков посредством механизма рефинансирования ЦБ.4. Денежно-кредитная политика должна быть в программной структуре целей общества, а не быть независимой от них.5. Рост кредитов реальному сектору экономики.10. Основные направления государственного регулирования банковского сектора в РФ.Банковскому регулированию в РФ присущи недостатки, характерные для всего механизма государственного регулирования в России. Это, прежде всего, ослабление позитивного управляющего воздействия государства и его институтов на экономические процессы и отсутствие взаимосвязанности и согласованности в механизме государственного регулирования этих процессов на всех уровнях (законодательном, управленческом и судебном). Отсутствует также осознание целей реформ банковского сектора.Государственное регулирование банковской деятельности сводится, прежде всего, к установлению общеобязательных правил ее осуществления и надзору за их исполнением в интересах стабильности всей экономики. Надзорные и регулятивные функции органов государственного регулирования на банковскую деятельность имеют собственное содержание. Они проявляются: в правовом обеспечении банковской деятельности, в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, правил проведения банковских операций, предъявлении квалификационных требований к руководителям кредитных организаций, в надзоре за исполнением нормативных правовых актов, касающихся осуществления банковской деятельности, и применения в случае обнаружения нарушений установленных в законе санкций к нарушителю.Формы государственного воздействия на банковскую систему: а) нормотворчество, в процессе которого Банк России на основе законодательства устанавливает порядок осуществления банковской деятельности; б) регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций, открытия филиалов и представительств иностранных банков; в) осуществление денежно-кредитного регулирования путем установления обязательных нормативов; г) осуществления надзора за банковской деятельностью. Государственное правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с помощью двух относительно независимых процессов: - нормотворческой деятельности органов государственной власти,- нормотворческой деятельности Центрального Банка Российской Федерации. Объектом правового регулирования выступает: правила осуществления банковских операций, статусные характеристики кредитных организаций, режимные требования к банковской деятельности и деятельность конкретных кредитных организаций, параметры банковской системы страны.[12]. Субъекты регулирования банковской деятельности: Центральный банк Российской Федерации, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Нормативно-правовая база: Закон «О банках и банковской деятельности"; Законе «О Центральном банке РФ».

Государственное регулирование банковской деятельности проводится в трех направлениях: вступление во владение банком и выход из него; осуществление надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций; защита интересов банковских клиентов. При осуществлении целого ряда банковских операций (открытие, ведение и закрытие счетов, оформление расчетно-платежных документов и т. д.) коммерческие банки следуют правилам и стандартам, установленным Центральным банком РФ.

Государством строго регламентируются правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой и статистической отчетности с учетом международных стандартов. [13]

Наряду с инструментами денежно-кредитной политики в механизме государственного регулирования банковской деятельности используются методы, гарантирующие стабильность и финансовую устойчивость кредитных организаций. К ним можно отнести меры, предусмотренные Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», а также изменения, предусмотренные гл. 25 Налогового кодекса РФ, касающиеся налогообложения прибыли и других видов деятельности банков.

В2010 гМинфин внес в Госдуму проект поправок в законы о ЦБ и о банках и банковской деятельности, которые создают базу для надзора на консолидированной основе. Готовится законопроект о национальной платежной системе. Подготовлен законопроект о государственных услугах, который содержит положение об обращении универсальных банковских карт. Минфин завершает подготовку поправок в законы о ЦБ и о банках и банковской деятельности, которые предоставят Банку России право определять критерии деловой репутации банкиров. Центральный банк России будет осуществлять надзор над банковскими группами и холдингами в целом. Они должны улучшить контроль за соблюдением норм кредитования.

В связи с финансовым кризисом предусматривается изменение системы регулирования банковским сектором. Так как Россия вовлечена в систему международных отношений очень сильно, то и на систему государственного регулирования, решающее влияние оказывают международные организации. В частности, к концу 2010 года Базельский комитет по банковскому надзору должен разработать глобальную рамочную программу по пересмотру стандартов банковского регулирования и надзора. Банку России предстоит внедрить элементы нового стандарта в отечественную практику. Комиссия РСПП по банкам и банковской деятельности намерена активно взаимодействовать с Банком России в плане формирования новой архитектуры регулирования. Кроме того, правительство РФ и Банк России приступили к разработке Стратегии развития банковского сектора на период 2011–2015 гг. Подготовка новой Стратегии предполагает активный диалог регулятора и банковского сообщества.

Главная цель развития банковского сектора — укрепление его устойчивости, исключающей возможность возникновения системных банковских рисков. К стратегическим целям отнесены также повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумуляции сбережений населения, средств предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции, восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков, предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой практики.

На 1 апреля 2010 г. в России было 158 банковских групп и 32 банковских холдинга, в которые входили 244 банка с долей активов 86% от активов банковского сектора.[14] С 2000 по 2010 гг. размер банковского сектора в России вырос более чем в два раза – с 33% до 75% ВВП. Глобальный кризис прервал восходящую траекторию развития банковского сектора. Финансовые потрясения выявили несколько системных и структурных проблем:

макроэкономические риски сырьевой экономики, а также инфляция, превышающая общепризнанный уровень ценовой стабильности;

невысокая рентабельность большинства предприятий среднего и крупного бизнеса, сдерживающая кредитование реального сектора на рыночных условиях;

высокая стоимость привлекаемых банками ресурсов на внутреннем рынке, прежде всего, депозитов населения;

отсутствие источников для формирования достаточных долгосрочных пассивов банков, как следствие – высокая зависимость от краткосрочных источников фондирования;

ограниченная клиентская база заемщиков и высокая концентрация кредитных рисков в отдельных отраслях и секторах экономики;

избыточная зависимость финансового сектора от волатильности обменного курса рубля;

сегментация банковской системы: большое число мелких банков сосуществуют с несколькими крупными банками, определяющими состояние всего сектора.

.

12. Основные направления антимонопольной политики в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на устранение и предупреждение негативных последствий монополизации экономики.В мировой практике в отношении регулирования монополий применяют два подхода: «принцип запрещения», характерный для законодательств США и некоторых стран Латинской Америки, и «принцип контроля и регулирования», распространенный в объединенной Европе и Японии. В соответствии с последним принципом создание монополий, либо заключение антиконкурентных соглашений не исключается в том случае, если это не нарушает основы рыночной конкуренции и не наносит ущерб потребителям. В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип. Обосновывается это тем, что в России существуют государственные монополии в таких сферах как ядерный комплекс, оборонное производство и иных имеющих особое, например, социальное значение отраслях.[15] Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике. Направления антимонопольной политики в России: запреты на монополистическую деятельность, контроль за экономической концентрацией, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления, ведение реестра как инструмент антимонопольного контроля. Инструменты антимонопольного регулирования. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Правовое регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Для определения доминирующего положения фирм на рынках антимонопольными органами используются данные о структуре товарных рынков.Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы экономического воздействия. К ним относятся: правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии. Через эти инструменты происходит стимулирование предпринимательской активности предприятий. С этой целью разрабатываются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.К инструментам антимонопольного регулирования относятся также ограничительные меры. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления. Например, антимонопольным законодательством может быть введен запрет на любые сделки, в результате которых возможно установление монопольного положения фирмы на определенном отраслевом рынке. К ограничительным относятся также вынесение предписаний, штрафы. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации).Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. С 1 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.В 2010 г. ФАС подготовила законопроекты, которые составляют "третий антимонопольный пакет" - изменения в Закон о защите конкуренции, изменения в КоАП. ФАС России предложила также концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О естественных монополиях", предусматривающую кардинальную переработку данного закона, создание современных методов регулирования и контроля деятельности естественных монополий. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими сферу деятельности ФАС России, являются:

1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями от 1 декабря 2007 г., от 29апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., от 17 июля, 19 июля 2009 г.);

2. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изменениями от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., от 13 мая, 27 октября 2008 г., от 7 мая 2009 г.);

3. Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 10 января, 26 марта 2003 г., от 29 июня 2004 г., от 31 декабря 2005 г., от 4 мая, 29 декабря 2006 г., 18 октября, 8 ноября 2007 г., от 25 декабря 2008 г.);

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
(с изменениями от 31 декабря 2005 г., от 27 июля 2006 г., от 20 апреля, 24 июля, 8 ноября 2007 г., от 23 июля, 1 декабря, 30 декабря 2008 г., от 24 апреля, 8 мая, 1 июля 2009 г., 17июля 2009г.);

5. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с последними изменениями от 19 июля 2009 г.);

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» (с изменениями от 27 октября, 28 ноября 2006 г., 8 февраля 2007 г., от 28 марта, 27 октября, 7 ноября, 29 декабря 2008 г.);

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 7.04.2004 г. №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (с изменениями от 30 июня 2004 г., 29 мая, 30 декабря 2006 г., от 28 марта, 27 октября 2008, от 27 января 2009);

9. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94
«О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 г. N 786).

Кроме того, ФАС России в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми актами общего действия.

11. Эволюция институциональной организации политики развития конкуренции в РФ. Развитие институциональных структур в сфере развития конкуренции в РФ проходило в несколько этапов. Зачатки конкурентной политики современного периода сформировались в конце 80-х годов прошлого столетия, когда был принят Закон ««О кооперации в СССР». Предполагалось, что деятельность кооперативов должна стимулировать развитие экономического соревнования, конкуренцию на рынке товаров, работ и услуг, а также способствовать всемерному повышению эффективности хозяйствования. Конкуренция рассматривалась как стимул к удешевлению продукции, снижению цен. Дальнейшее развитие первых попыток правового обеспечения политики в сфере конкуренции выразилось в принятии законов «О предприятиях в СССР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Затем 16 августа 1990 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства», которым определялись: • основы государственного антимонопольного регулирования; • меры по демонополизации в сфере управления; • меры по демонополизации в сфере планирования; • меры по демонополизации в сферах материально-технического снабжения и торговли; • меры по демонополизации в сферах научно-технического развития и других сферах экономики.14 июля 1990 г. вышел указ о структуре органов федеральной исполнительной власти, в соответствии с котором в России образовывался антимонопольный орган. 10 сентября 1990 г. постановлением Правительства № 344 были закреплены вопросы государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», а 8 октября 1991 г. – образованы территориальные антимонопольные органы.

22 марта 1991 года был принят первый антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1999 г - Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". В октябре 2006 вступил в силу разработанный ФАС России новый закон «О защите конкуренции». Сформировалось законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).

Следующий этап - это создание новых направлений Закона о конкуренции 1991г., а именно: ценового и рекламного. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов доминирующих на рынке, которое в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17 августа 1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также специальных законов (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»). В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы в 1995г. Был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В последнее время полномочия ФАС дополнены функциями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в сферах электроэнергетики, использования земли, недр и других природных ресурсов.Таким образом, вторым антимонопольным пакетом сфера применения российского антимонопольного законодательства была сильно расширена.В последние годы увеличилось количество сделок по экономической концентрации с иностранными компаниями. По предложению ФАС теперь сделки по экономической концентрации с иностранным элементом требуют согласования, если в них прямо или косвенно вовлечены российские юридические лица, а также иностранные лица, имеющие на территории России годовую выручку более 1 миллиарда рублей. Изменилась также ст. 28, согласно которой нужно будет согласовывать сделки с акциями (долями российских юридических лиц, российскими активами, приобретение контроля в отношении российских юридических лиц, а также иностранных лиц, имеющих выручку на территории России более 1 млрд. рублей).В 2010 г. ФАС подготовила законопроекты, которые составляют "третий антимонопольный пакет" - проект изменений в Закон о защите конкуренции, проект изменений в КоАП. В научной литературе выделяют несколько общих недостатков всех принятых законодательных актов: отсутствие единства, всесторонности и последовательности государственной политики; декларативный характер; отсутствие конкретных задач и механизмов, обеспечивающих их реализацию. Отмечается также, что произошла подмена терминов – конкурентная политика, конкурентное законодательство – были замещены терминами «антимонопольная политика», «антимонопольное законодательство». Основной упор в настоящее время в сфере конкуренции делается на защитных мерах, а не на развитии конкуренции.По мнению ученых конкурентная политика государства должна включать в себя два основных направления. Первое – активное развитие конкуренции на товарных рынках. Второе направление конкурентной политики – это дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов. Таким образом, государственная конкурентная политика – это последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции на рынках Российской Федерации. Средствами конкурентной политики являются: установление обязательных правил и формирование соответствующих реализационных (правоприменительных) механизмов, обеспечивающих соблюдение правил.В функции ФАС в настоящее время не входит формирование и осуществление конкурентной политики в части создания и развития конкуренции, хотя ранее функции по развитию предпринимательства и конкуренции на товарных рынках были возложены на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Отмечается, что в настоящее время, ни на один государственный орган не возложены функции по развитию конкуренции. [16]12. Пути совершенствования антимонопольного регулирования и поддержки конкуренции в РФ.

На первом этапе в РФ возник крайне монополизированный и коррумпированный рынок. Главными факторами конкуренции стали не издержки и цена, уровень и объем корпоративной власти и контроля над рынком, производством и социальными процессами. Главными конкурентными факторами были: статус предприятия, близость к ресурсам, степень сращивания с государственной властью. В этих условиях особенно актуальным стало формирование не только антимонопольной политики, но и конкурентной.

1. Государственная политика в сфере развития конкуренции и борьбы с монополизмом должна защищать национальные интересы России, ориентироваться на особенности социально-экономической структуры страны. Необходим синтез национально обусловленных детерминант и международного опыта. Она должна быть частью национальной модели хозяйства России и основана на ее исторических, национальных, культурных особенностях, учитывать уровень социально-экономического развития страны.2. Целесообразно было бы направить усилия государства на создание конкурентной отраслевой структуры, прежде всего путем снижения барьеров входа и выхода из отрасли.

3. Приоритет в этой сфере должен быть отдан на создание конкурентных преимуществ для наших товаров по принципу «качество –цена» в сторону повышения качества и снижения цены. Для сдерживания роста цен российское государство (по опыту других стран) должно установить: а) для монопольного сектора – жесткие рамочные механизмы и количественные критерии по каждому виду монополий; б) для немонопольного сектора необходимо использовать гибкий рыночный механизм.

4. Возможно, необходимо принять закон о сверхприбылях, предусматривающий изъятие до 95% всех сверхприбылей, а также принятие антитрестовского закона более жестко регулирующего слияния и поглощения и содержащего неотвратимые санкции к участникам сговора на рынке.

5. Есть предложение по усилению антимонопольного регулирования с целью контроля издержек монополистов для прекращения роста цен и остановки инфляции. Для этого предлагается:

- отрегулировать состав затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов (элемент налогового администирования);

- провести ревизию цен монополистов;

-обеспечить налоговые преференции режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.[17]

В течение последних лет тарифы на товары и услуги наших монополистов зачастую растут намного быстрее, чем средний индекс роста цен производителей в промышленности и сельском хозяйстве и чем индекс потребительских цен. Особенно значительным опережение монопольных цен было в 2005, 2006 и 2009 годах, когда разница в пользу монополистов достигала 5 или даже 10 процентных пунктов. Монополисты смогли поднять свои тарифы сразу на 15 процентов, в то время как в других секторах цены вырастали только на 5—10 процентов[18].

13. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в РФ.В России есть группы отраслей, в которых государство специально устанавливает и охраняет доминирующее положение производителей, независимо от формы собственности. Они известны также под названием “естественные монополии”. К ним относятся такие виды деятельности, в которых по технологическим и иным условиям не может быть конкуренции. Это отрасли, где объем спроса задан технологией (например, емкостью кабелей связи, числом частот эфира); отрасли, в которых только крупномасштабное производство имеет низкие издержки, а продукцией пользуются практически все, и потребителей следует защищать от дискриминации и от монопольно высоких цен. Это отрасли общественного пользования, к которым относятся электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, а также железнодорожный, воздушный и муниципальный транспорт, связь, радиовещание и телевидение. Предприятия в этих отраслях не могут закрываться (даже временно) без разрешения государственной администрации и обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации. Тарифы на продукцию (услуги) этой группы отраслей регулируются государством.Регулирование естественных монополий опирается в России на Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года.Сейчас регулирует деятельность естественных монополий Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и ФАС.

В современной экономической теории и практике сложились две основные группы методов регулирования естественных монополий: ценовые и неценовые методы. Ценовые методы регулирования выступают основой регулирования монополий, поскольку были разработаны и внедрялись в практическую жизнь активнее, чем неценовые, и воспринимались как более адекватные рынку. Именно данный факт предопределил широкое распространение разнообразных форм ценового регулирования. Неценовые методы по времени возникновения совпадают с ценовыми методами, но на практике и в распространенности применения уступают им.

Можно выделить следующие виды ценовых и неценовых методов регулирования: установление цен (тарифов) или их предельных уровней, регулирование нормы приб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.013 с.)