ТОП 10:

Основные положения, выносимые на защиту



1. Социальная инфраструктура, представляя сложную по организации интегрированную в социальную сферу российского общества социальную систему, включает менее сложноорганизованные самостоятельные социальные структуры (здравоохранение, социальная защита населения, культура, молодёжная политика, образование и др.). Социальную инфраструктуру отличает не только внутренний тип отношений, но и внешний, проявляющийся во взаимосвязях с социальными субъектами в процессе создания условий для формирования или восстановления их жизненных ресурсов.

2. Инфраструктура молодёжной политики, развиваясь в виде микроструктурыв составе социальной инфраструктуры, ориентируется на установки социальной политики Российской Федерации, способствуя адаптации и интеграции различных когорт молодёжи в процессе оказания помощи, поддержки, содействия раскрытию интеллектуальных, трудовых, культурных, физических, репродуктивных ресурсов молодых людей. В составе организационно-управленческой составляющей молодёжной политики инфраструктура: организационно включает сеть учреждений, действующих в структуре уполномоченных органов по делам молодёжи; функционально представлена нормативным правовым, институциональным, содержательно-технологическим и ресурсным компонентами.

3. Модель управления инфраструктурой молодёжной политики включает подсистемы: во-первых, управляющую – федеральные, региональные, муниципальные органы по делам молодёжи и региональные (государственные), муниципальные учреждения органов по делам молодёжи; во-вторых, управляемую – молодёжь, ведущие сферы жизнедеятельности молодых людей и молодёжные проблемы. Модель отражает прямые и опосредованные взаимосвязи на уровнях управляющих субъектов, а также субъект-субъектные и субъект-объектные отношения между управляющими и управляемой подсистемами, которые проявляются в практиках управления инфраструктурой при реализации молодёжной политики. Причинами, ограничивающими распространение модели, является фрагментарность и бессистемность, неустойчивость и нестабильность состояния субъектов управления молодёжной политики и сферы организации работы с молодёжью в субъектах Российской Федерации.

4. Становление инфраструктуры российской молодёжной политики происходило на протяжении социозащитного, адаптивного, модернизационного этапов, различающихся по целям и средствам реализации государственных мер в отношении молодёжи и её социальных проблем. Обобщённым факторами, сдерживающими или препятствующими формированию системно-организованной, функционально и ресурсно-оснащённой работы с молодёжью в постсоветской России стали фрагментарность нормативного правового обеспечения, концептуальная неопределённость, профессионально-кадровая недостаточность, содержательная и технологическая неразработанность, институциональная нестабильность, а также ограниченность материально-технических и финансовых средств.

5. Развитие инфраструктуры молодёжной политики в российских регионах обусловлено предпосылками со стороны федерального центра и основаниями на уровне субъектов Российской Федерации: нормативными правовыми; программно-ориентационными; содержательно-технологическими; проективно-оценочными; организационно-территориальными. Предпосылки, транслируя базовые подходы, охватывают отдельные аспекты работы в молодёжной среде, в то же время основания, концентрируя региональные подходы к решению молодёжных проблем, избирательно представлены в молодёжной политики субъектов Российской Федерации.

6. Нормативный правовой подход формирует стратегическое обоснование организации и функционирования инфраструктуры, определяя её позиции в составе молодёжной политики российских регионов. Первая позиция выражается в признании инфраструктуры в роли самостоятельной социальной структуры и как своеобразной сферы услуг для молодёжи. Вторая позиция отражает разную степень включённости учреждений органов по делам молодёжи в реализацию ведущих направлений молодёжной политики российских регионов. Программный целевой подход связан с тактическим характером деятельности учреждений органов по делам молодёжи, так как определяет особенности их вовлечения в решение конкретных социальных проблем молодёжи субъекта Российской Федерации.

7. Среди направлений работы с молодёжью ориентация на сферы жизнедеятельности юношей и девушек является наиболее востребованной в молодёжной среде. Выбор учреждениями аспектов жизнедеятельности молодёжи как приоритетных не полностью отвечает потребностям молодёжи в услугах региональных учреждений органов по делам молодёжи в различных видах и формах помощи, поддержки, содействия, сопровождения в связи с решением острых социальных проблем.

8. Локальная, сетевая и инструментальная модели позволяют выяснить состояние организационно-функционального обеспечения инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, основываясь на институционально-территориальной и структурно-нормативной, макросредовой и микросредовой, монопрофильной и полипрофильной детерминантах. Практики управления проявляются в свойствах инфраструктуры молодёжной политики, характеризующих её развитие в российских регионах: неоднородности, непропорциональности, неравномерности, неустойчивости, неадаптивности.

9. Концепция развития учреждений органов по делам молодёжи в субъектах Российской Федерации раскрывает цели, принципы, параметры и показатели, представляя ориентир, опираясь на который региональные и муниципальные учреждения могут строить работу в молодёжной среде на типовой основе, сохраняя при этом разнообразие социальных практик, интегрированных в инфраструктуру молодёжной политики. Условиями реализации Концепции является проектирование и оценка промежуточных и конечных результатов, способствующих изменению организационно-функционального обеспечения инфраструктуры молодёжной политики в процессе взаимосвязанной деятельности управляющих подсистем.

Теоретическая и практическая значимость исследованиясостоит вактуальности концептуального обоснования инфраструктуры, складывающейся в полисубъектном пространстве государственной молодёжной политики, управление организационным и функциональным обеспечением которой проявляется в особенностях создаваемой системы работы с молодёжью в российских регионах, включая регулирование деятельности учреждений органов по делам молодёжи на регионально-муниципальном уровнях, специфику их локализации, видовое разнообразие, целевую ориентированность на реализацию услуг по направлениям и аспектам в связи со сферами жизнедеятельности молодёжи в современном социуме. Другой не менее перспективной стороной является выявление ограничений, недостаточностей и трудностей, сопровождающих становление инфраструктуры молодёжной политики в субъектах Российской Федерации.

Эмпирические материалы диссертационного исследования, такие как, данные о компонентном составе, управленческих характеристиках и моделях инфраструктуры молодёжной политики, сведения об этапах её становления, особенностях и проблемах современного состояния, а также анализ направлений организации работы в молодёжной среде, типология учреждений органов по делам молодёжи, найдут применение в практиках работы с молодёжью российских регионов.

Выводы исследования могут быть использованы в работе федеральных, региональных и муниципальных органов по делам молодёжи, включены в программы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Организация работы с молодёжью», повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников сферы молодёжной политики.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.004 с.)