Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологической безопасности Российской Федерации↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТРАТЕГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Общие положения
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года является базовым документом стратегического планирования в сфере развития системы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации и определяет комплекс взаимоувязанных приоритетов, целей, задач и мер во внутренней и внешней политике, направленных на обеспечение экологической безопасности на федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в отраслях экономики, а также обеспечение устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Настоящая Стратегия служит основой для эффективного взаимодействия органов государственной власти, бизнес-структур, организаций, общественных объединений и населения для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Принципиальные положения в области обеспечения экологической безопасности базируются на взаимосвязи и взаимозависимости с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Экологической доктрины Российской Федерации, Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, Климатической доктрины Российской Федерации и ряда других стратегических документов. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия: "национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, достойные качество и уровень жизни граждан, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации; "национальные интересы Российской Федерации" - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства; "экологическая безопасность" - состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; "угроза экологической безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба окружающей среде и жизненно важным интересам человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устойчивому развитию Российской Федерации; "система обеспечения экологической безопасности" - совокупность средств обеспечения экологической безопасности; "средства обеспечения экологической безопасности" - технологии, а также технические, программные, нормативные правовые, организационные инструменты, используемые для обеспечения защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Приоритеты, цели и меры в области внутренней И внешней политики в сфере обеспечения экологической Оценка текущего состояния экологической Безопасности Российской Федерации и оценка угроз Экологической безопасности Российской Федерации На долгосрочный период
3.1. Оценка текущего состояния экологической безопасности Российской Федерации Состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности или уровень экологической безопасности на территории, где проживает большая часть населения России, на настоящий момент времени следует считать неудовлетворительным. За последнее десятилетие, в соответствии с оценками экспертов и компетентных органов государственной власти, ситуация в этой сфере не улучшается. Около 200 территориальных образований страны находится в крайне неудовлетворительном экологическом состоянии, в целом же неблагоприятная экологическая ситуация характерна по крайней мере для 15 процентов территории России. Даже предварительная оценка свидетельствует о наличии на территории страны 340 особо крупных объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, возникших в результате функционирования в течение продолжительного времени предприятий горнодобывающей, электроэнергетической, химической, металлургической, нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, оказывающих значительное негативное воздействие на прилегающие территории, в том числе природные объекты и городские агломерации. Наблюдается устойчивая тенденция роста концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в целом по стране и, особенно, в городских агломерациях. Значительные превышения предельно допустимых концентраций регистрируются по многим загрязняющим веществам, в том числе по веществам, представляющим особую опасность для населения и живых организмов. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха, которых в настоящее время насчитывается не менее 123, проживает около 60 процентов городского населения. Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха с 2011 года ежегодно увеличивается. При этом на первый план выходит проблема загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта. В целом по стране вклад этих газов в ухудшение качества воздуха приближается к 45 процентам, в городских же агломерациях он превышает 50 процентов. В крупных городах с населением 0,5 - 1,5 миллиона жителей доля загрязняющих веществ, поступающих в воздух с выхлопными газами автотранспорта, составляет 55 - 70 процентов, а в очень крупных городах с населением в несколько миллионов жителей - более 85 процентов от общего объема загрязняющих веществ. Общая площадь земель, находящихся в хозяйственном обороте, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных органическими и неорганическими веществами, составляет в Российской Федерации около 75 млн. гектаров, включая 60 млн. гектаров - за счет выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения твердых коммунальных отходов, отходов предприятий горнодобывающей, металлургической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и иных отраслей промышленности. По данным аэрокосмических съемок, ареалы загрязняющих веществ непосредственно вокруг промышленных комплексов России охватывают территорию в 18 млн. гектаров. Значительно загрязнены территории базирования частей армии, авиации и флота, занимающих в стране площади около 13 млн. гектаров. Наиболее распространенными загрязнителями почв и земель на объектах Вооруженных Сил являются горюче-смазочные материалы. Очистке от них подлежит более 50 тыс. гектаров земель. Ситуация с состоянием питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной в первую очередь вследствие сбросов неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты - более 40 процентов населения страны сталкивается с проблемой неудовлетворительного качества питьевой воды. Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и ухудшения качества окружающей среды на фоне изменения климата. Неуклонно нарастает число опасных гидрометеорологических явлений. В 2014 году на территории Российской Федерации было зафиксировано 569 таких событий, или самое большое число за 16 лет наблюдений. По сравнению с 2013 годом количество зарегистрированных масштабных опасных гидрометеорологических явлений в 2014 году увеличилось на 24 случая. Законодательная база для эффективного управления в сфере экологической безопасности до настоящего времени полностью не сформирована, в частности, отсутствует экономически обоснованный механизм установления платы за использование природных ресурсов, не позволяющий их истощать или позволяющий обеспечивать их восстановление. Неблагоприятная окружающая среда становится причиной ухудшения здоровья и повышенной смертности населения, особенно той ее части, которая проживает в промышленных центрах, вблизи производственных объектов с высоким уровнем негативного воздействия на окружающую среду (металлургических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих, нефтедобывающих, горнодобывающих предприятий), крупных городских агломерациях. В этих регионах наблюдается повышенная заболеваемость дыхательной и нервной системы, органов кроветворения и пищеварения, рост аллергических и онкологических заболеваний, иммунодефицита. Превышение по этим заболеваниям в некоторых особенно неблагополучных районах может достигать десятки и даже сотни процентов. Особенно значимые потери несут наиболее уязвимые группы населения - дети, женщины детородного возраста, инвалиды и престарелые. Стремительно развивающиеся погодные аномалии являются фактором, дополнительно влияющим на отмеченные негативные процессы. По экспертным оценкам, ежегодно потери величины внутреннего валового продукта России, обусловленные ухудшением качества окружающей среды и связанными с ними экономическими факторами, составляют от 4 до 6 процентов. В настоящее время расходы бюджетов всех уровней на решение проблем улучшения качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации составляют ежегодно в среднем 0,8 процентов от внутреннего валового продукта, что почти на порядок ниже, чем в большинстве развитых государств, несмотря на то, что среда обитания в этих государствах значительно более благоприятна и для биоты, и для населения. Снижению уровня экологической безопасности Российской Федерации угрожают также планы соседних государств (стран Балтии, Польши, Украины) вести добычу полезных ископаемых в непосредственной близости от российской границы с использованием экологически опасных технологий, что грозит ухудшением качества подземных вод и снижению биологического разнообразия на прилежащих к границам территориях. Аварийные ситуации на промышленных предприятиях Китая неоднократно приводили к загрязнению поверхностных водоемов, вода которых поступала на российскую территорию. При этом в сфере обеспечения экологической безопасности на своей территории Российская Федерация имеет пока существенные преимущества перед подавляющим большинством стран мира - ненарушенная хозяйственной деятельностью площадь составляет более 11 млн. кв. километров, или около 65 процентов всей территории страны.
3.2. Угрозы экологической безопасности Российской Федерации в долгосрочной перспективе Угрозы экологической безопасности Российской Федерации в долгосрочной перспективе условно можно разделить на четыре группы: - угрозы, обусловленные общими изменениями в мировой экономике; - угрозы планетарного или глобального характера, обусловленные изменением климата и трансграничными воздействиями; - региональные угрозы, обусловленные хозяйственной и иной деятельностью государств, имеющих общие границы с Российской Федерацией; - внутренние угрозы, обусловленные характером ведения хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации в настоящее время и в прошлом.
3.2.1. Угрозы экологической безопасности, обусловленные изменениями в мировой экономике Угрозы для экологической безопасности Российской Федерации, являются следствием четырех вызовов, которые стремительно формируются в последнее время: - усиление глобальной конкуренции во всех сферах экономической деятельности, охватывающей рынки капитала, товаров, рабочей силы, систем управления и инноваций; - новые технологические изменения, значительно усиливающие роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающие многие традиционные факторы роста; - значительное увеличение роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития; - истощение и ухудшение качества мировых природных ресурсов, в первую очередь земельных, лесных и водных. Реализация этих угроз чревата: - оттоком капитала из Российской Федерации и снижением финансирования отраслей, предприятий и организаций, разрабатывающих и внедряющих инновационные экологически эффективные и ресурсосберегающие технологии и оборудование, решающие проблемы ликвидации объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров для национальной системы обеспечения экологической безопасности; - формирование различных видов барьеров, направленных на ограничение импорта в Российскую Федерацию экологически чистых инновационных технологий, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для повышения уровня экологической безопасности и эффективности российской экономики; - импортом продукции, представляющей повышенную опасность для окружающей среды и населения, как в товарном виде, так и в виде, потерявшем потребительские свойства; - хищническим или экологически неоправданным использованием иностранными или транснациональными бизнес-структурами, производственными объединениями и корпорациями национальных природных ресурсов за счет ведения несанкционированной хозяйственной деятельности, браконьерства, неправомерного размещения на территории Российской Федерации экологически опасных производств, токсичных и радиоактивных отходов; - попыткой отторжения исконных российских территорий или акваторий или интернационализации национальных природных ресурсов; - оттоком из Российской Федерации квалифицированных кадров, обеспечивающих функционирование национальной системы экологической безопасности.
3.2.2. Угрозы экологической безопасности планетарного или глобального характера К основной угрозе экологической безопасности Российской Федерации, которая носит общепланетарный или глобальный характер, относится изменение климата в результате увеличения в атмосфере концентраций парниковых, озоноразрушающих и других газов, изменения альбедо поверхности Земли и нарушения континентального влагооборота. Серьезным негативным последствием изменения климата является непрерывный рост числа аномальных гидрометеорологических явлений, которые нередко приобретают форму чрезвычайных ситуаций. Не менее серьезным негативным последствием изменения климата является смещение географических зон. В результате этого происходит трансформация естественных наземных и водных экологических систем, наносится ущерб и биологическому разнообразию в целом. В ряде регионов происходит замещение степных и лесных биомов пустынными биомами. С юга на территорию страны проникают и акклиматизируются новые чужеродные (инвазивные) виды, в том числе некоторые формы возбудителей тропических болезней, вредителей лесов и сельского хозяйства. Ускоренное таяние арктических льдов ведет к нарушению естественных трофических цепей в Арктике, к гибели ряда аборигенных видов живых организмов. Помимо изменения климата опасными угрозами экологической безопасности Российской Федерации являются в силу сложившихся преимущественных направлений воздушных и морских течений переносы на принадлежащие государству территории и акватории загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных, в первую очередь из стран Центральной и Восточной Европы.
3.2.3. Региональные угрозы экологической безопасности Хозяйственная и иная деятельность на территории сопредельных государств, особенно деятельность на южных и западных границах, формирует целый комплекс угроз экологической безопасности Российской Федерации. В перечень этих угроз входят: - добыча полезных ископаемых в непосредственной близости от границы, приводящая к загрязнению подземных трансграничных вод, являющихся источником питьевого или технического водоснабжения, а также нарушению естественных сред обитания наземных биологических видов, ареал распространения которых охватывает территории обоих государств; - загрязнение трансграничных водотоков и озер вследствие сброса загрязненных или недостаточно очищенных сточных вод, в том числе в результате техногенных аварийных ситуаций; - перераспределение стока трансграничных водотоков, уменьшающих объем вод, поступающих на территорию Российской Федерации; - устройство на трансграничных водотоках сооружений, затрудняющих или предотвращающих миграцию биологических водных ресурсов, которые обитают по обе стороны границы; - отстрел или отлов мигрирующих наземных видов живых организмов, ареал распространения которых охватывает территории обоих государств, или перелетных птиц, для которых территория Российской Федерации является местом сезонного обитания; - миграция на территорию Российской Федерации зараженных организмов, или возбудителей различных заболеваний людей или объектов живой природы; - сознательные действия (экологический терроризм), направленные на снижения уровня экологической безопасности Российской Федерации.
3.2.4. Внутренние угрозы экологической безопасности Исторические особенности развития природно-хозяйственного комплекса Российской Федерации и унаследованные от Советского Союза экологические проблемы отраслей и регионов обусловили возникновение и развитие разнообразных видов внутренних угроз экологической безопасности, наиболее значимыми из которых являются: - ускоренный, не всегда оправданный и не всегда учитывающий исторические, природно-климатические и иные особенности Российской Федерации переход на зарубежные экологические стандарты, вызывающий дезорганизацию национальной природоохранной системы управления; - неуклонный рост числа экологических правонарушений и преступлений, обусловленный низкой эффективностью функционирования национальной природоохранной системы; - высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в большинстве городских агломераций, превышающий по многим загрязняющим веществам санитарно-гигиенические нормативы; - высокая энергоемкость и ресурсоемкость многих отраслей экономики, обусловливающая значительное воздействие на окружающую среду по всем звеньям технологических цепочек; - неудовлетворительное качество воды в большинстве поверхностных водоемов, обусловленное сбросами неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод различного происхождения; - нерациональное использование водных ресурсов, а также значительные потери в системах водоснабжения, являющиеся причиной возникновения дефицита питьевой воды и снижение ее качества даже в регионах с ее достаточными запасами; - неудовлетворительное состояние больших площадей земель сельскохозяйственного назначения, а также земель урбанизированных территорий, обусловленное неорганизованными строительными работами, химическим загрязнением и эрозией; - большие объемы отходов производства и потребления, в том числе опасных химических и радиоактивных отходов, размещенные по всей территории Российской Федерации и по большей части в условиях, не отвечающих нормативным требованиям; отсутствие в государстве индустрии переработки (обезвреживания, утилизации) отходов; - наличие разнообразных объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, возникших в результате функционирования предприятий различных отраслей экономики; - устаревшая и экологически неэффективная техническая и технологическая база в большинстве отраслей экономики, изношенность основных производственных фондов; - истощение лесных ресурсов из-за нерационального ими управления, а также из-за чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения (пожаров, нашествий лесных вредителей); - снижение биологического разнообразия в наземных и водных экосистемах, потери генофонда растительных и животных сообществ; - недостаточно эффективная организация работ по сохранению природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях; - низкий уровень финансирования федеральных, региональных, отраслевых и корпоративных программ, направленных на решение природоохранных проблем и повышение уровня экологической безопасности.
ПЕРЕЧЕНЬ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации (пункт 1.1 протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 20.11.2013, утвержден Президентом Российской Федерации 04.12.2013 N Пр-2844) и поручения Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 N АД-П9-9229 Минприроды России подготовило доработанный по замечаниям и предложениям Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности проект Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и проект плана ее реализации.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТРАТЕГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Общие положения
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года является базовым документом стратегического планирования в сфере развития системы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации и определяет комплекс взаимоувязанных приоритетов, целей, задач и мер во внутренней и внешней политике, направленных на обеспечение экологической безопасности на федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в отраслях экономики, а также обеспечение устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Настоящая Стратегия служит основой для эффективного взаимодействия органов государственной власти, бизнес-структур, организаций, общественных объединений и населения для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Принципиальные положения в области обеспечения экологической безопасности базируются на взаимосвязи и взаимозависимости с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Экологической доктрины Российской Федерации, Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, Климатической доктрины Российской Федерации и ряда других стратегических документов. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия: "национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, достойные качество и уровень жизни граждан, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации; "национальные интересы Российской Федерации" - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства; "экологическая безопасность" - состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; "угроза экологической безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба окружающей среде и жизненно важным интересам человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устойчивому развитию Российской Федерации; "система обеспечения экологической безопасности" - совокупность средств обеспечения экологической безопасности; "средства обеспечения экологической безопасности" - технологии, а также технические, программные, нормативные правовые, организационные инструменты, используемые для обеспечения защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.01 с.) |