Кафедра Техносферной и экологической безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Техносферной и экологической безопасности



Факультет менеджмента и инженерного бизнеса

Кафедра Техносферной и экологической безопасности

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

______________Ю. Л. Камашева

«___» _____________2015 г.

Байбакова Е.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

по направлению подготовки

Экономика»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

 

Очная, заочная

Казань – 2015

Байбакова Е.В., ст.преп. каф. техносферной и экологической безопасности

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ООП ВО по направлению и профилю подготовки 0801100 «Экономика».

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры техносферной и экологической безопасности

 

Протокол заседания № 1 от «___» _____________ 2015 г.

 

Заведующий кафедрой ________________ / Антонов С.А. /

(подпись) (ФИО)

 

Заведующая библиотекой______________ / Кутепова А.А./

(подпись) (ФИО)

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................. 4

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ................................ 8

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ................................................ 17

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 18

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ........ 33

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 37

 

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1. 1. Цели изучения дисциплины

Целью дисциплины является формирование у бакалавров знаний и умений, необходимых для обеспечения рационального природопользования в соответствии с принципами устойчивого развития эколого-экономических систем, формирование умений работать с источниками экологического права, экологической документацией предприятий (фирм и др.); учитывать экологические факторы в профессиональной и бытовой деятельности, осуществлять анализ последствий хозяйственной и иной деятельности с учетом особенностей природной среды.

Учебные задачи дисциплины:

– изучить теоретические основы общей экологии;

– изучить виды используемых природных ресурсов, их свойства, особенности распространения в биосфере;

– ознакомить студентов с изменениями, происходящими в биосфере под влиянием антропогенной деятельности;

– рассмотреть социальные и экономические последствия загрязнения окружающей природной среды;

– сформировать базовые знания основ рационального природопользования;

– изучить инструменты управления природопользованием в условиях развития рыночной экономики;

– научить студентов пользоваться источниками экологического права, работать с корпоративной экологической документацией.

Область профессиональной деятельности бакалавра включает экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные, научно-исследовательские организации, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются проведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.

Бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

Расчетно-экономическая;

Аналитическая, научно-исследовательская;

Организационно-управленческая;

Педагогическая.

1.2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Экология и природопользование» имеет индекс Б2.В.ДВ.2.1., относится к вариативной части дисциплин математического и естественно-научного цикла общеобразовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 0801100 «Экономика», профиль «Финансы и кредит». Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов или 3 зач.ед. Вид промежуточной аттестации – зачет. Изучение данной дисциплины основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплины «Концепции современного естествознания». Знание закономерностей развития биосферы, природных и антропогенных экологических систем, необходимы для формирования навыков планирования эколого-экономическх систем и управления антропогенной нагрузкой на природные системы в соответствии с принципами устойчивого развития.

Дисциплина является теоретическим основанием для изучения дисциплин экономического цикла и «Безопасности жизнедеятельности». Понимание закономерностей развития биосферы, природных и антропогенных экологических систем, закономерностей взаимодействия общества и природы необходимы для управления антропогенной нагрузкой на природные системы в соответствии с принципами устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, рационального использования природных ресурсов.

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами базовой и вариативной части ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 0801100 «Экономика», дисциплина «Экология и природопользование» направлена на формирование профессиональных (ПК) компетенций бакалавра по профилю «Финансы и кредит»», представленных в табл.1

 

Таблица 1.

 

Дисциплина «Экология и природопользование»

Направление подготовки 080100 «Экономика»,

Профиль «Финансы и кредит»

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
Общекультурные компетенции
КОМПЕТЕНЦИИ[1] Перечень компонентов Технологии формирования[2] Форма оценочного средства[3] Ступени уровней освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА
ПК-2 Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов Знать Основные функции природной среды в эколого-экономических системах, свойства и закономерности развития природных и антропогенных систем, сущность природопользования, экономические и социальные последствия природопользования, глобальные и региональные экологические проблемы, действующие регламенты природопользования, критерии и принципы устойчивого развития эколого-экономических систем уметь: устанавливать связи между компонентами эколого-экономических систем; анализировать причины и последствия ухудшения качества окружающей среды, обобщать информацию экологического характера, определять показатели природоемкости, определяемые на разном уровне (предприятие, регион, национальная экономика, мировая экономика). Владеть: методами обобщения и анализа экологически значимой информации, навыками работы с источниками экологического права. Технология традиционного обучения: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Технология интерактивного обучения: дискуссия, работа малых групп ИДЗ,Реф, Зач, тестирование ПОРОГОВЫЙ иерархию экологических систем, закономерности взаимодействия общества с природой, глобальные экологические проблемы ПОВЫШЕННЫЙ устанавливает связи между компонентами экосистем, определяет социальные и экономические причины экологических проблем, определяет особенности взаимодействия общества с природой на разных этапах и в разных природно-экологических условиях, знает источники экологического права и особенности его развития с учетом ратификаций международных конвенций, умеет определять показатели природоемкости и факторы, определяющие степень природоемкости.
ПК-5 способен выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результат расчетов и обосновать полученные выводы Знать административно-правовой и экономический механизмы природопользования   уметь: определять платежи за негативное воздействие на окружающую среду владеть навыками работы с экологической документацией Технология традиционного обучения: лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа. Интерактивные технологии: Работа в малых группах ИДЗ, Реф, Зач., Решение задач ПОРОГОВЫЙ Знает понятия экологический контроль, экономический механизм природопользования, ущерб в результате загрязнения природной среды, экологические нормативы. ПОВЫШЕННЫЙ Умеет анализировать показатели воздействия на окружающую среду. Владеет методикой расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду, навыками работы с корпоративной экологической документацией, определяет источники финансирования природоохранных программ.
ПК-12 Способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии Знатьинформационное обеспечение природопользования, его основные задачи, принципиальную схему экологического мониторинга, экологический учет и его особенности Уметьиспользовать информацию о состоянии окружающей среды для определения миссии и экологической политики организации, выполнять необходимую работу, для обеспечения качественного экологического учета (на примере организации). Владетьнавыками работы с техническими средствами и информационными системами, позволяющими как получать, так и хранить необходимую информацию. Технология традиционного обучения: лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа.   Тестовые задания, ИДЗ, доклады, Зачет ПОРОГОВЫЙ Знает основные понятия экологический мониторинг, экологический учет, кадастры природных ресурсов, правильно определяет задачи экологического мониторинга, кадастров природных ресурсов и реестров природопользователей. ПОВЫШЕННЫЙ Строит принципиальную модель экологического мониторинга, определяет уровни обобщения информации в системе экологического мониторинга, схему экологического учета, знает виды и задачи отдельных кадастров, реестров и современные информационные технологии, используемые в системах экологического учета  

 

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.

Вид промежуточной аттестации – зачет.

 

Таблица 2

 

№ п/п Виды учебных занятий Количество часов (очная форма)
1. Всего часов по дисциплине  
2. Из них в интерактивной форме  
3. Самостоятельная работа  
4. Аудиторных занятий  
  в том числе: лекций  
  Практических занятий  
4. Зачет  

 

Расчет часов для студентов заочной формы обучения

Таблица 3

 

№ п/п Виды учебных занятий Количество часов (заочная форма)
1. Всего часов по дисциплине  
2. Из них в интерактивной форме  
3. Самостоятельная работа  
4. Аудиторных занятий  
  в том числе: лекций  
  Практических занятий  
4. Зачет  

 

 

Расчет часов для студентов, обучающихся по индивидуальным планам

 

Таблица 4

 

№ п/п Виды учебных занятий Количество часов  
1. Всего часов по дисциплине  
2. Из них в интерактивной форме  
3. Самостоятельная работа  
4. Аудиторных занятий  
  в том числе: лекций  
  Практических занятий  
  Контрольная работа  
5. Зачет  

 

 

Расчет часов для студентов очной формы обучения (сокращенные сроки)

Таблица 5

№ п/п Виды учебных занятий Количество часов (очная форма)
1. Всего часов по дисциплине  
2. Из них в интерактивной форме  
3. Самостоятельная работа  
4. Аудиторных занятий  
  в том числе: лекций  
  Практических занятий  
5. Зачет  

 

Данная дисциплина ведется во 2 семестре на первом курсе обучения.

 

2.1 Тематический план учебной дисциплины для студентов очной форм обучения

Таблица 6

№ п/п Название темы и ее содержание Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по темам)
Лекции Семинары Сам. работа Всего часов Из них в интер. форме
               
1. Предмет и задачи экологии. Взаимодействие организма с окружающей средой           Тестирование, ИДЗ, доклады
2. Экология сообществ и экосистем           Тестирование, ИДЗ, решение задач
3. Основные компоненты и законы существования биосферы           Доклад с презентацией, ИДЗ, тестирование
4. Влияние хозяйственной деятельности на биосферу. Глобальные проблемы человечества           презентации, ИДЗ; выступление на семинаре, работа в малых группах
5. Природные ресурсы, классификация, подходы к экономической оценке. Основы рационального природопользования.           презентации, ИДЗ; выполнение заданий
6. Отходы производства и потребления. Малоотходные технологии производства.           презентации, индивидуальные домашние задания; выступление на семинаре, решение задач
7. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории           презентации, индивидуальные домашние задания; выступление на семинаре
8. Система управления природопользованием в РФ. Экономический механизм природопользования в России           презентации, индивидуальные домашние задания; выступление на семинаре
9. Информационное обеспечение природопользования. Экологический мониторинг           презентации, ИДЗ; выполнение заданий
10. Национальные интересы России и участие России в международной деятельности по охране окружающей среды Экологический менеджмент.           презентации, ИДЗ; выполнение заданий
ИТОГО:            
  Итоговая аттестация зачет 108 ч.

Тематический расчет часов для студентов заочной (СИП*) форм обучения

№ п/п Название темы и ее содержание Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по темам)
Лекции Семинары Сам. работа Всего часов Из них в интер. форме
               
1. Предмет и задачи экологии. Взаимодействие организма с окружающей средой           Тестирование, ИДЗ, доклады
2. Экология сообществ и экосистем 2/0*         Тестирование, ИДЗ, решение задач
3. Основные компоненты и законы существования биосферы           Доклад с презентацией, ИДЗ, тестирование
4. Влияние хозяйственной деятельности на биосферу. Глобальные проблемы человечества           презентации, ИДЗ; выступление на семинаре, работа в малых группах
5. Природные ресурсы, классификация, подходы к экономической оценке. Основы рационального природопользования.           презентации, ИДЗ; выполнение заданий
6. Отходы производства и потребления. Малоотходные технологии производства.           презентации, индивидуальные домашние задания; выступление на семинаре, решение задач
7. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории           презентации, индивидуальные домашние задания; выступление на семинаре
8. Система управления природопользованием в РФ. Экономический механизм природопользования в России           презентации, индивидуальные домашние задания; выступление на семинаре
9. Информационное обеспечение природопользования. Экологический мониторинг           презентации, ИДЗ; выполнение заданий
10. Национальные интересы России и участие России в международной деятельности по охране окружающей среды Экологический менеджмент.           презентации, ИДЗ; выполнение заданий
ИТОГО: 6/4*   92/94*      
  Итоговая аттестация зачет 108 ч.

*СИП – студенты, обучающиеся по индивидуальным планам

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

При реализации учебной работы используются следующие формы проведения занятий:

1. Лекции (с включением дополнительных элементов: презентации по дисциплине, мультимедиа и интерактивные материалы, материалы справочного характера и нормативные документы, глоссарий, технические и программные средства обеспечения дисциплины);

2. Практические занятия (с решением задач, с устным опросом и обсуждением материалов по теме, выступления студентов с рефератами с последующим обсуждением, тестированием, выполнением заданий);

3. Интерактивные формы проведения занятий:

– Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

– Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач.

– Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.

– Индивидуальное обучение – выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента.

– Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

– Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.

Интерактивные формы проведения занятий:

Тема № 4. Работа в малых группах.

Тема № 5. Дискуссия (видеоподборка с обсуждением основных вопросов по теме);

Тема №6 Дискуссия (просмотр видео и обсуждение основных материалов по теме);

Тема № 9. Работа в малых группах.

 

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования и выполнения студентами индивидуальных заданий.

Основными формами текущего контроля знаний являются:

– решение задач и выполнение заданий;

– написание рефератов по проблемным темам дисциплины;

– выполнение тестовых заданий

– обсуждение проблемных вопросов.

Промежуточный контроль проводится в устной и письменной форме (проводится 2 контрольные точки).

4.1 Организация самостоятельной работы студентов

При изучении данной дисциплины значительное количество часов отводится на самостоятельное изучение дисциплины (76ч). Самостоятельная работа студентов является ведущей формой учебной деятельности студента. Такое её значение определяется самим характером и особенностями образовательного процесса. Освоение человеком любого знания, формирование умений и навыков происходит всегда на индивидуальном уровне.

Началом любой самостоятельной работы должно стать развитие навыков и умений грамотной работы с учебной и научной литературой, как печатной, так и на электронных носителях. Умение пользоваться каталогами, картотеками, заданными списками литературы, справочно-информационными изданиями позволяет рационализировать познавательную деятельность.

Особое место занимает внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Письменный ответ на вопросы, сообщение или/и доклад, подготовленные к семинару, представляют собой результат самостоятельного исследования конкретной проблемы. Это именно те виды письменных работ, в которых происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов познавательной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования. Практические приемы и навыки, получаемые здесь, в дальнейшем используются при подготовке курсовой и дипломной работы в рамках дисциплин профессионального блока.

Представленные варианты содержат различные задания: проблемный вопрос, план ответа на конкретный вопрос.

Индивидуальные домашние задания включают в себя подготовку к тестированию и докладов с презентационным материалом по темам (см. ФОС).

 

4.2 Задания для самостоятельной работы студентов

С целью осмысления острых проблем общества, подготовьте доклад или реферат на предложенные темы:

1. Роль экологического сознания в современном обществе.

2. Особенности водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред обитания.

3. Эволюция представлений об экологической нише вида.

4. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения в биоценозе.

5. Сравнительный анализ природных и антропогенных экосистем.

6. Уникальные свойства живой материи и функции живых организмов в биосфере.

7. Глобальные экологические проблемы современности

8. Динамика народонаселения. Регулирование численности населения.

9. Биологическое загрязнение окружающей среды. Основные источники биологического загрязнения.

10. Сравнительный анализ вклада в загрязнение воздуха промышленных предприятий, энергетики, транспорта.

11. Основные причины ухудшения состояния водных объектов.

12 Последствия использования пестицидов.

13. Современные методы контроля загрязняющих веществ в окружающей среде.

14. Система экологических нормативов Российской Федерации.

15. Сравнительный анализ стратегий по защите окружающей среды от загрязнения.

16. Особо охраняемые природные территории Российской Федерации.

17. Направления экологизации экономического развития России.

18. Информационное обеспечение управления природопользованием. Роль экологического мониторинга в современной системе управления природопользованием.

19. Характеристика отходов производства и потребления. Опасные отходы и их свойства.

20. Анализ современной системы управления отходами в РФ.

21. Отечественный и зарубежный опыт сбора, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.

22. Анализ экологической ситуации в Российской Федерации.

23. Энерго- и ресурсосбережение как фактор обеспечения устойчивого развития эколого-экономических систем.

24. Основные направления и уровень развития малоотходного производства

25. История развития экологического законодательства. Анализ современного экологического законодательства Российской Федерации.

26. Роль экологической экспертизы в современной системе регулирования природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации.

27. Роль экологической сертификации в современно системе регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

28. Анализ современного экономического механизма природопользования в Российской Федерации.

29. Экологическое страхование: современное состояние и перспективы развития в России.

30. История развития международного экологического права.

31. Значение для общества конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию.

32. Международные проблемы управления отходами.

33. Направления деятельности межправительственных организаций в области охраны окружающей среды.

34. Корпоративный экологический менеджмент: нормативно-правовое обеспечение, перспективы развития в России.

35. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды.

 

4.3 Темы для самостоятельного изучения по внеаудиторному чтению.

 

1. Вклад отечественных и зарубежных ученых в формирование представлений об экологических системах и биосфере.

2. Наземные и водные экологические системы, их особенности и различия,

3. Эволюция облика Земли под воздействием живых организмов. Роль литосферы, гидросферы и атмосферы в жизни биосферы.

4. Экологические кризисы в истории развития цивилизаций.

5. Прогнозы и модели развития и состояния окружающей среды на планете.

6. Экономическая оценка природных ресурсов.

7. Управление отходами на муниципальном уровне (на примере любого города).

8. Природно-заповедный фонд России, особенности его формирования.

9. Основные виды нарушений природоохранного законодательства. Ответственность за экологические правонарушения.

10. Концепция устойчивого развития регионов (на примере РТ).

11. Статистическая отчетность по охране окружающей среды предприятий: формы статотчетности и ее значение.

12. Экологические конфликты на межгосударственном уровне и пути их разрешения.

13. Опыт отечественных и зарубежных компаний по внедрению систем экологического менеджмента.

14. Развитие рынка экологических услуг в России.

15. Природоемкость современной российской экономики.

 

 

Критерии оценивания сформированности компетенций при выполнении домашних заданий:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагает материал, умеет тесно увязывать теорию с практикой, использует в ответе материал рекомендуемой литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

Знает: фундаментальные законы общей экологии,особенности экологической ниши человека,виды и свойства природных ресурсов, особенности их использования в современной экономике, сущность природопользования, последствия природопользования, принципы и приоритеты устойчивого развития эколого-экономических систем и общества, методы и формы охраны природы, инструменты управления природопользованием, источники экологического права РФ, принципы, инструменты, нормативное регулирование экологического менеджмента, направления и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Может: строить экологические пирамиды (модели экосистем в виде пирамид), определять объемы образующихся отходов (на примере ТБО) и степень их опасности, рассчитывать платежи за негативное воздействие на окружающую среду, определять приоритетные направления природоохранной деятельности на разных уровнях, определять показатели природоемкости.

Способен: применять теоретические знания при решении практических задач (например, законы термодинамики, правило Линдемана), анализировать последствия загрязнения окружающей среды, вести первичный учет образующихся отходов, определять степень опасности загрязнителей окружающей среды, сопоставлять источники загрязнения и загрязняющие агенты.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он по существу излагает материал, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

Знает: основные понятия и фундаментальные законы общей экологии, виды используемых в экономических системах природных ресурсов, экологические проблемы современного общества, приоритетные пути их решения, механизмы управления природопользованием..

Может: использовать основные понятия дисциплины; решать задачи, использовать информацию о состоянии окружающей среде для решения профессиональных задач (разработки экологической политики).

Способен: ограниченно применять теоретические знания при решении практических задач, анализировать последствия загрязнения окружающей среды, вести первичный учет образующихся отходов, определять степень опасности загрязнителей окружающей среды, сопоставлять источники загрязнения и загрязняющие агенты.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.

Знает: об уровнях организации живой материи, экологических проблемах современного общества, имеет общее представление о принципах рационального природопользования.

Может: обозначить ключевые проблемы, связанные с загрязнением среды и истощением природных ресурсов, ограниченно использовать термины.

Способен: ограниченно использовать термины, определять экологические проблемы, затрудняясь в выборе наиболее эффективных подходов для их решения.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 

 

V. ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ

1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ со средой обитания:

а) биология;

б) география;

в) природоведение;

г) экология.

2.Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют:

а) абиотическими факторами;

б) биотическими факторами;

в) антропогенными факторами;

г) искусственными.

3.Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении (недостаток или избыток) оказывается близким к пределам толерантности (выносливости) организма, называется:

а) оптимальным;

б) лимитирующим;

в) минимальным;

г) доминирующим.

4.Организмы с широким диапазоном толерантности по отношению к экологическим факторам называются:

а) эврибионтами;

б) стенобиотами;

в) эндемиками;

г) космополитами.

5.Любая, способная к самовоспроизведению совокупность особей одного вида, более или менее изолированная в пространстве и времени от других аналогичных совокупностей этого же вида называется:

а) популяцией;

б) биоценозом;

в) экологической системой;

г) сообществом.

6. Совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную территорию, отличающуюся от других территорий по химическому составу почв, вод, а также по ряду физических показателей, называют:

а) экологической системой;

б) биосферой;

в) биоценозом;

г) популяцией.

7. Любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ, называется:

а) популяцией;

б) биотопом;

в) экологической системой;

г) биосферой.

8. К продуцентам экосистем относятся:

а) грибы;

б) насекомые;

в) растения, содержащие хлорофилл;

г) животные.

9. Функцию разложения мертвого органического вещества до простых минеральных веществ в экологической системе выполняют:

а) редуценты;

б) консументы;

в) продуценты;

г) автотрофы.

10.Самой молодой из перечисленных оболочек планеты является:

а) литосфера;

б) гидросфера;

в) биосфера;

г) атмосфера.

11. Нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенная живыми организмами, «область существования живого вещества» называется:

а) стратосферой

б) гидросферой

в) биосферой

г) ионосферой

12. К возобновимым природным ресурсам относятся:

а) лесные ресурсы;

б) топливно-энергетические ресурсы;

в) рудные полезные ископаемые;

г) нерудные полезные ископаемые.

13.Принцип охраны природы, согласно которому один и тот же вид в одних регионах нуждается в охране, а в других допускается его промысел, называют принципом:

а) комплексности;

б) связи и взаимосвязи;

в) региональности;

г) малоотходности.

14.Основные месторождения нефти в Республике Татарстан находятся:

а) на юго-востоке;

б) на северо-востоке;

в) на юго-западе;

г) на северо-западе.

15.Наибольшая часть пресных вод в гидросфере сосредоточена:

а) в ледниках;

б) в реках;

в) в водохранилищах;

г) в болотах.

16.Основной причиной засоления земель является:

а) неумеренный полив орошаемых земель;

б) внесение пестицидов;

в) внесение минеральных удобрений;

г) захоронение отходов.

17. Процесс трансформации вредных веществ в окружающей среде в более опасные вещества называется:

а) вторичным загрязнением;

б) миграцией;

в) трансграничным загрязнением;

г) самоочищением окружающей среды.

18.Примером биологического загрязнения является:

а) тепловое загрязнение среды;

б) радиоактивное загрязнение среды;

в) загрязнение среды нежелательными организмами;

г) шумовое загрязнение.

19. Примером физического загрязнения водоемов является:

а) тепловое загрязнение водоемов;

б) массовое размножение в водо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.236 с.)