Безопасности Российской Федерации




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасности Российской Федерации



 

2.1. Стратегические приоритеты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации на период до 2015 года

Устойчивое развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации и в целом национальная безопасность могут быть обеспечены только при наличии во всех регионах страны многочисленных крупных наземных и водных природных и природно-антропогенных объектов (экосистем), способных поддерживать свою стабильность при существующих уровнях техногенной нагрузки, реализовать внутренний потенциал развития при снижении уровней этой нагрузки и поддерживать благоприятное состояние окружающей среды и среды обитания человека.

Наличие и стабильность функционирования таких природных и природно-антропогенных объектов на территории и в акваториях Российской Федерации является интегральным показателем состояния экологической безопасности, в связи с чем приоритетами в деятельности государства и общества в области обеспечения экологической безопасности должны быть:

- сохранение и восстановление природных экосистем;

- сохранение биологического разнообразия в условиях нарастающей техногенной и в целом антропогенной нагрузки;

- регулирование роста техногенной нагрузки на окружающую среду при снижении уровня негативного воздействия на компоненты окружающей среды каждого отдельного источника негативного воздействия;

- рациональное использование, восстановление и охрана природных ресурсов.

 

2.2. Основные цели внутренней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности и меры по их достижению

В соответствии со стратегическими приоритетами основными целями внутренней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности являются:

- формирование, развитие и совершенствование государственной системы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ориентированной на снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, рациональное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов;

- разработка и реализация организационных, технических и технологических мероприятий для всех видов хозяйственной и иной деятельности во всех отраслях экономики, включая внедрение экологически безопасных, ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий и оборудования, обеспечивающих снижение техногенной нагрузки на окружающую среду, а также рациональное использование природных ресурсов;

- развитие и укрепление системы особо охраняемых природных территорий как основной базы сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

- развитие системы экологического мониторинга, а также наполнение государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) как информационной основы для принятия управленческих решений по охране окружающей среды, по планированию и осуществлению хозяйственной и иной деятельности;

- укрепление и расширение деятельности служб, особенно в приграничных районах, обеспечивающих защиту природных ресурсов, в том числе биоресурсов, находящихся на территории (акватории) Российской Федерации;

- обеспечение условий для активного участия в охране окружающей среды общественных организаций и широких слоев населения, в том числе за счет предоставления им достоверной экологической информации и развития различных форм повышения экологической грамотности.

Для достижения указанных целей должны соблюдаться такие принципы, как:

- принцип "загрязнитель платит", предусматривающий, что все расходы по предотвращению и ликвидации экологического вреда должны быть возложены на природопользователя, который нанес этот вред;

- принцип долгосрочной перспективы, предусматривающий, что издержки природопользования должны определяться не только непосредственно после воздействия на окружающую среду, но и в долгосрочной перспективе.

- принцип взаимозависимости, предполагающий учет последствий воздействия не только на данную экосистему, но и на все связанные с ней;

- принцип предосторожности, предполагающий предупреждение возможных негативных последствий воздействия.

Наиболее важными мерами по достижению основных целей внутренней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности должны быть:

- совершенствование структуры природоохранных органов исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также адекватное существующим внутренним угрозам экологической безопасности распределение полномочий между ними;

- разработка методологической базы по оценке риска, а также экологических и социально-экономических последствий реализации существующих внутренних угроз экологической безопасности; вариантная проработка перечня мероприятий по снижению опасности указанных угроз, а также по ликвидации последствий их реализации;

- формирование общедоступных информационных баз, которые содержат сведения о наилучших технологических решениях, пригодных для реализации на предприятиях различных отраслей экономики с целью минимизации техногенного воздействия на окружающую среду, а также о технологических решениях для ликвидации прошлого (накопленного) ущерба окружающей среде;

- развитие сети национальных научно-исследовательских лабораторий и центров, обеспечивающих в рамках кооперационных связей проведение работ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, разработку конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, необходимой для обеспечения экологической безопасности;

- развитие и совершенствование системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров, работающих в природоохранных органах государственного управления, в том числе обеспечивающих полноценное функционирование особо охраняемых природных территорий;

- создание и совершенствование информационных ресурсов, позволяющих общественным организациям и населению участвовать в деятельности по контролю за хозяйственной и иной деятельностью природопользователей и предотвращению действий, приводящих к ущербу природным ресурсам и экосистемам;

- развитие систем производственного экологического контроля, экологического аудита, систем мониторинга водных и наземных биоресурсов, позволяющих адекватно соотносить уровни техногенного воздействия на окружающую среду и ее состояние, в том числе состояние биологического разнообразия.

 

2.3. Основные цели внешней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности и меры по их достижению

В соответствии со стратегическими приоритетами основными целями внешней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности являются:

- активное участие в деятельности, осуществляемой секретариатами международных договоров в сфере защиты окружающей среды и природных ресурсов, которые затрагивают интересы Российской Федерации;

- инициирование принятия новых многосторонних и двухсторонних международных договоров, которые могут повысить безопасность наземных и водных природных экосистем на территории Российской Федерации и сохранить биологическое разнообразие;

- активное взаимодействие с международными общественными природоохранными организациями, деятельность которых способствует обеспечению национальных интересов в сфере охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия на территории Российской Федерации.

Наиболее важными мерами по достижению основных целей внешней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности являются:

- закрепление на международном уровне перечня наиболее важных для сохранения биологического разнообразия национальных природных объектов, территорий и акваторий, особенно в приграничных районах, и получения для их сохранения и развития различных форм международной поддержки;

- обеспечение выполнения двухсторонних соглашений с сопредельными государствами по снижению или предотвращению ущерба наземным или водным биоресурсам в приграничных районах, используя для этого различные механизмы международного права;

- организация обмена биологическим материалом (семенами, объектами животного и растительного мира) с зарубежными странами для восстановления или увеличения биологического разнообразия на территории Российской Федерации;

- организация на территории Российской Федерации и за рубежом выставочно-информационных, научно-организационных или просветительских мероприятий, направленных на поддержку национальных программ или иных видов деятельности по сохранению национальных природных биоресурсов.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.005 с.)