Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и структура теории государства и права↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Малько А.В. М18 Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — 304 с. ISBN 5-7975-0266-6 (в пер.) Учебник по теории государства и права подготовлен доктором юридических наук, профессором А.В. Малько в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Предназначен для студентов колледжей, призван содействовать получению ими необходимых знаний. Абстрактные теоретические положения иллюстрируются схемами. Имеется словарь основных понятий, приводится список дополнительной литературы. Для студентов средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также студентов и абитуриентов юридических вузов и факульте- УДК 340(075.8) ББК 67.0
© «Юристъ», 2000 © Малько А.В., 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ В современный период формирования правового государства, становления гражданского общества и многоукладной экономики в России как никогда ранее оказалась востребованной профессия юриста. Спрос рождает предложение, появляются новые учебные заведения, в том числе и средние специальные (колледжи), которые готовят юристов с соответствующим образованием. Таких учебных заведений существует уже немало в России. Однако учащиеся колледжей пользуются подчас учебниками, Именно эти задачи и преследует данная работа, которая подготовлена для средних специальных учебных заведений, где преподается дисциплина «Теория государства и права». Она содержит основы теории государства и права с пояснениями и дополнительной аргументацией наиболее сложных юридических категорий; словарь основных понятий теории государства и права, дополняющий те понятия, которые не отражены либо не в полной мере отражены в учебнике; схемы, иллюстрирующие основные теоретические положения и имеющие цель «включить» зрительную память, содействовать «наращиванию» ассоциаций. Учитывая, что теория государства и права — абстрактная наука, схематическое изложение ряда понятий способствует усвоению материала. Вместе с тем важно помнить о том, что любые схемы отображают информацию весьма условно, подчас односторонне. . Предисловие В работе содержатся как традиционные темы, прочно «прописавшиеся» в классических учебниках, так и те, которых пока в них нет, но которые в скором времени вполне там могут оказаться. После каждой главы приводятся контрольные вопросы для повторения и список рекомендованной литературы, из которой можно почерпнуть дополнительные сведения. Подобранная по тематическому принципу, она может оказать помощь не только при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, но и при написании курсовых работ. В данном издании рекомендованная литература дается с указанием глав и страниц монографий, учебников, курсов лекций, статей, что облегчает работу учащегося по поиску требуемых источников. Учебник написан на основе современного российского законодательства и в достаточно популярной форме комментирует в случае необходимости те или иные его положения. Подобные вспомогательные материалы, думается, облегчат процесс понимания учащимися основных теоретических положений изучаемой дисциплины, будут способствовать получению ими упорядоченных знаний, необходимых для юриста в его практической деятельности. Автор выражает благодарность доктору юридических наук, профессору М.Н. Марченко и преподавателю правовых дисциплин Колледжа управления и права, председателю комиссии правовых дисциплин Н.В. Климовой за помощь в подготовке данной работы к опубликованию. ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Патриархальная теория К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Н.К. Михайловского и др. Они обосновывали тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счёте к образованию государства. Отсюда власть государя — есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признаётся изначально божественное происхождение власти «пат-
§ 3. Основные теории происхождения государства риарха», подданным следует подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети. Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране. Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи» необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя. Договорная теория Договорная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае зло- Глава 2. Происхождение государства и права § 3. Основные теории происхождения государства
употребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных. Теория насилия Теория насилия логическое завершение получила в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин воз- никновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим. Органическая теория Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвиным. По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Иными словами-, государство —■ продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) возникают государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни. Подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения. Материалистическая теория К представителям данной теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняли возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Глава 2. Происхождение государства и права § 3. Основные теории происхождения государства
Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделились скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счёте и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего служит как инструмент проведения воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Психологическая теория Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали появлениетосударственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобные психические начала личности и возникает государство. Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — это важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, и их ни в коем случае игнорировать нельзя. Чтобы убедиться в том можно привести в качестве примера проблему харизмы. Слово «харизма» переводится как «дар божьей милостью». Ею обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.). Однако, роль психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты го-сударствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий. Патримониальная теория Наиболее ярким представителем патримониальной теории является А. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т.е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей. Глава 2. Происхождение государства и права В соотношении понятий «власть — собственность» приоритет принадлежит праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является первоосновой господства над территорией. Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в границах которого господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.. Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находились в полном распоряжении правителя. Кроме того, в ту эпоху основную роль играло не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. Представителями данной теории преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние военно-политических, национальных, религиозных и иных факторов. Ирригационная теория Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории является Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивавших эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т.д. Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджериально-бюрократичес-кого класса», порабощающего общество, к формированию «агро-менеджериальной» цивилизации.
Патриархальная — государство — продукт развития семьи (Аристотель, Филмер, Михайловский и др.) Договорная — государство — продукт соглашения между людьми (Гоббс, Руссо, Радищев и др.) Теория насилия — государство возникло в силу военно-политических факторов (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.) Органическая — государство — специфическая разновидность биологического организма (Спенсер, Вормс, Прейс и др.) Материалистическая — государство — продукт социально-экономического развития (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) Психологическая — государство возникло в силу особенностей человеческой психики (Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.) Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем имели место в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним су доходство и т.п. (А.Б. Венгеров). Практически бесспорным можно считать также факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на ход происхождения государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм. Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, основные, базовые. Между тем ирригационные причины 3 - 549
Глава 2. Происхождение государства и права § 4. Особенности возникновения права
были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности. § 4. Особенности возникновения права Право как социальный институт возникает практически одновременно с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Невозможно существование как государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством. Возникновение права — весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно «складывались» в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой жестокое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко. Например, по Законам Хаммурапи за любую кражу имущества вор возмещал собственнику в 10-кратном размере, а если похищенное имущество было «божьим или дворцовым», т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в 30-кратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: «Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить». При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала материальному возмещению. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп. Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может. Право — более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись всё меньше и меньше. Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями: перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства; правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.); прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приоб- 3* г Глава 2. Происхождение государства и права Рекомендуемая литература
ретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел). На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе пра-вотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты). Радищев AM. Избранные философские произведения. М., 1949. Руссо ЖЖ. Об общественном договоре, или принципы политического права. ' Спенсер Г. Основание социологии: В 2 т. СПб., 1908. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Л Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 1997. Гл. 4, 5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Соч. Т. 20. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какова специфика социальных норм, существовавших в догосударственный 2. Каковы причины возникновения государства? 3. Каковы формы возникновения государства? 4. К представителям какой теории происхождения государства относится 5. Основоположником какой теории возникновения государства являлся Арис 6. Какие факторы выступают главными в процессе происхождения государства 7. В чем особенности возникновения права? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ВенгеровА.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 56—57. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. Дюринг Е. Ценность жизни. СПб., 1894. Каутский К. Материалистическое понимание истории. М., 1931. Т. 2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 1999. Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 2, 3. Косарев AM. Происхождение и сущность государства. М., 1976. Ленин В.И. Государство и революция // Поли. собр. соч. Т. 33. Ленин В.И. О государстве // Поли. собр. соч. Т. 39. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М., 1993. Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 4. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 3. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 2. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 5. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. 1. § 2. Легитимность и легальность государственной власти
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ Типы государства Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы с целью раскрытия их социальной сущности. Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства. Рабовладельческое государство выступает как орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые являются собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда. Феодальное государство является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное государство выступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, идустриальное, постиндустриальное государство. Социалистическое государство как государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Глава 4. Типы и формы государства § 2. Понятие и элементы формы государства
Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе соци 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический ха Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки —■ культурнее, религиозные, национальные, психологические и пр. (представители: А. Тойнби, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер и др.). В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют египетскую, китайскую, западную, православную цивилизацию и т.п. Типы государства: различные подходы
Цивилиэационный подход (духовные факторы)
шетская цивилизация
социалистический тип Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в § 2. Понятие и элементы формы государства Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.88 (0.013 с.) |