Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация права: понятие и формы

Поиск

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осу­ществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существо­вания права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

В свое время Ш.Л. Монтескье верно заметил: «Когда я собира­юсь ехать в какую-либо страну, я не смотрю, какие там законы; я смотрю на то, как они там реализуются». Этими словами под­тверждается старая истина: реализация законов волнует людей больше, чем наличие самих законов, которые могут быть хороши­ми на бумаге и неэффективными в процессе осуществления.

Многообразие общественных отношений, отраслей права и спо­собов правового регулирования, закрепления юридических требо­ваний в нормативных актах обусловливают и различие в формах реализации права.

гыре f

В зависимости от характера действий субъектов выделяют че­тыре формы реализации права:

соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нару­шения которых лицо должно воздерживаться; примером может служить выполнение субъектом уголовно-правовых норм, т.е. несовершение краж, разбойных нападений, иных преступлений);

исполнение (связано с выполнением обязанностей, строго оп­ределенных в законе действий в интересах управомоченной стороны; так, согласно трудовому законодательству, адми­нистрация предприятий, организаций обязана предостав­лять всем рабочим и служащим ежегодные отпуска с сохра­нением места работы и среднего заработка); использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага; приме­ром такой формы реализации является право на образова­ние, которое реализуется субъектами права); применение (это властная деятельность компетентных орга- нов по разрешению конкретного юридического дела, в ре­зультате чего выносится соответствующий индивидуальный



 


 


                     
   
   
 
   
 
 
   
     
 
 
 

 

Глава 16. Применение права

акт; например, в соответствии с уголовным кодексом суд выно­сит приговор подсудимому за совершение им преступления).

§ 2. Применение как особая форма реализации права

Значительная часть правоотношений может возникать, разви­ваться и прекращаться только на основании специального реше­ния компетентных органов и должностных лиц. Чаще всего такое решение выносится в форме официального документа. Так, мэрия города дает разрешение кооперативу на строительство жилого дома, директор колледжа издает приказ о зачислении абитуриен­тов, успешно выдержавших вступительные экзамены, и т.п.

Подобная деятельность и называется, правоприменением или применением норм права. Применяют право только уполномочен­ные на то компетентные субъекты (государственные, муниципаль­ные органы и т.п.).

Применение — особая форма реализации права-и характеризу­ется тем, что:

т носит властный характер;

J?\ имеет ряд стадий (установление фактической и юридической обловы дела, принятие решения);

.^осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления га­рантий законного и справедливого разрешения дела данная дея­тельность жестко регламентирована нормами права);

связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;

_/.,) направлено на установление конкретных правовых последст­вий — субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощ­рения и т.п.

Правоприменение необходимо в тех случаях, когда: А ■•• субъекты не могут сами без помощи властных органов реали­зовать свои права и обязанности;

 

возникает потребность в государственном принуждении; имеется спор по поводу юридического факта; необходимо определить момент возникновения прав или факт прекращения обязанностей, например в случае утраты документов;

4--

принимается решение о награждении заслуженных граж­дан;

необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость, например, назначить день проведения выборов или референдума и т.д.


§ 4. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды 225

§ 3. Стадии процесса применения норм права

В правоприменительном процессе можно выделить три основ­ные стадии:

I-
I с ■

1) установление фактической основы дела;

2) установление юридической основы дела;
- 3) принятие решения по делу;

S^ 4) исполнение решения.

/ На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе юри­дически значимой информации, относящейся к конкретному делу. Установление фактической основы должно в конечном счете отвечать на вопросы: что, где, когда, кто?

Так, при производстве расследования по уголовных делам уста­новлению подлежат: события преступления; виновность обвиняе­мого; мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности; обстоятельства, характеризующие личность виновного; характер и размер ущерба; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

;На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, инсти­тут и норму права, регулирующие данное общественное отноше­ние, проверяет подлинность текста норм права, их пределы дейст­вия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.

На третьей стадии выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба дела, и от того, какие выводы будут сформули­рованы в ходе принятия решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Установление фактической и юридической ос­новы дела выступают как бы подготовительными стадиями при­менения норм права. Принятие же решения является основной стадией. После чего оно должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.

§ 4. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Акт применения права — это такой правовой акт, который со­держит индивидуальное властное предписание, вынесенное ком-


15-549


                 
   
 
   
 
   
 
 
   
 

 

Глава 16. Применение права

петентным органом в результате решения конкретного юридичес­кого дела.

V. г V
v;

Правоприменительный акт как итог правоприменительной де­ятельности характеризуется следующими особенностями: исходит от компетентных органов; носит государственно-властный характер; носит индивидуальный (персонифицированный), а не норма­тивный характер, поскольку адресован конкретным субъек­там, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъ- у ективными правами и юридическими обязанностями;

имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем, следует различать акт применения как действие' (деятельность) и какшокумент. Последний должен иметь опреде­ленную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивиро­вочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

VI) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; v/ 2) по субъектам, их издающим — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; V 3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повыше­нии по службе) и охранительные (постановление о возбуждении условного дела);

v/4) по юридической природе — на основные (выражают конеч­ное решение юридического дела, например, приговор) и вспомога­тельные (подготавливают издание основных, в частности, поста­новление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

Стадии правоприменительного процесса

 

       
установление фактической основы дела
       
установление юридической основы дела

принятие решения по делу

исполнение решения


§ 6. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления 227

5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-
правовые, гражданско-правовые и т.п.;

6) по характеру — на материальные и процессуальные.

§ 5. Отличие нормативных актов от актов применения права

И нормативные акты, и акты применения права являются раз­новидностью правовых актов.

Их также объединяет то, что они принимаются и обеспечивают­ся компетентными (прежде всего государственными) органами и выступают властными по своему характеру документами.

Однако в отличие от нормативного акта (например, УК РФ) пра­воприменительный акт (приговор суда):

• применяется именно на основе нормативного;

• конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном
акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отно­
шениям;

• носит персонифицированный (индивидуально-определен­
ный) характер;

• не является источником (формой) права и рассчитан только
на однократное применение;

• является юридическим фактом для возникновения, измене­
ния и прекращения соответствующих правоотношений.

§ 6. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

Пробел — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере пра­
вового регулирования;

2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная
регулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть же про­бел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и правоприменитель

15*



Глава 16. Применение права


§ 7. Юридические коллизии и способы их разрешения



 


вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Таким образом, аналогия закона применяется, если:

• имеется отношение, требующее правового регулирования;

• отсутствует норма права, его предусматривающая;

• имеется в наличии иная правовая норма, регулирующая
сходные, аналогичные отношения, на основе которой, собст­
венно, данное дело и решается.

Например, в уголовно-процессуальном законодательстве Рос­сии до сих пор не регламентирован вопрос отвода общественного обвинителя. В случае, если такая проблема возникает, она решает­ся на основе юридических норм, регламентирующих отвод проку­рора (государственного обвинителя), т.е. на основе норм, регули­рующих сходные общественные отношения.

Или другой пример. В частности, ряд предписаний ГК РФ регу­лирует порядок проведения лотерей, тотализаторов и других осно­ванных на риске игр (ст. 1062, 1063). Однако не все вопросы, свя­занные с проведением игр и пари, урегулированы нормами данно­го института (очевидно, что в этом и нет необходимости). Поэтому, если, скажем, выигравшему участнику лотереи в качестве выиг­рыша передана вещь с недостатками, то возникший спор может быть разрешен по правилам обмена товаров (вещей), приобретен­ных в предприятиях розничной торговли, т.е. в соответствии с требованиями ст. 502 ГК РФ.

В ряде случаев на необходимость применения аналогии закона имеется указание в самом законе. Так, согласно ст. 778 ГК РФ к цене и срокам выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также к последстви­ям неявки заказчика за получением результатов работ применяют­ся правила статей 708, 709 и 738 Гражданского кодекса РФ, т.е. нормы, регулирующие отношения, возникающие по договору под­ряда и договору бытового подряда.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. При аналогии права:

'• имеется отношение, требующее правового регулирования; л • отсутствует норма права, его предусматривающая; ч! • отсутствует и норма права, регулирующая сходные отно­шения.


Данный способ преодоления пробелов возможен лишь в тех слу­чаях, когда отсутствует конкретная норма, которая бы регулиро­вала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принци­пы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции и законо­дательстве. Поэтому правоприменитель, мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные и иные статьи.

Согласно п. 2 ст. 6 ГК РФ «при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (анало­гия права) и требований добросовестности, разумности и справед­ливости».

В уголовном и административном праве аналогия исключа­ется.

§ 7. Юридические коллизии и способы их разрешения

Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, создают не­удобства в правоприменительной практике, затрудняют пользова­ние законодательством.

Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы «устаревают», другие же — принимаются и действуют одновременно без отмены прежних) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непос­ледовательная систематизация нормативных актов и пр.).

Коллизии могут возникать:

1) между конституцией и иными актами (разрешаются в пользу
конституции);

2) между законами и подзаконными актами (разрешается в
пользу законов, как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Феде­
рации:

если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;

если последний принят вне пределов своего ведения, то дейст­вует общефедеральный акт;



Глава 16. Применение права


Рекомендуемая литература



 


4) между актами одного и того же органа, но изданными в раз­ное время (применяется позже принятый акт);

^5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юридической силой);

6) между общим и специальным актом:

• если они приняты одним органом, то применяется послед­
ний;

• если они приняты разными органами, то действует первый.
Возможные способы разрешения коллизий:

• принятие нового акта;

• отмена старого акта;

• внесение изменений в действующие акты;

• систематизация законодательства;

• референдумы;

• переговорный процесс через согласительные комиссии;

• толкование и др.


Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 17. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 18.

Синюков В.Н., Григорьев ФА. Правовая система. Вопросы правореализации.

Саратов, 1995.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 239—242.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 23. Тихомиров ЮЛ. Юридическая коллизия. М., 1994.

Тихомиров ЮЛ. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // Государство и право. 1994. № 1.

Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М., 1995. С. 252—266. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 201—202. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С. 86—88. Юридическая конфликтология / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1995.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое реализация норм права и каковы ее основные формы?

2. Назовите основные признаки применения права.

3. Какая из стадий применения норм права выступает в конечном счете глав­
ной?

4. Чем отличаются нормативные акты от правоприменительных?

5. Что значит устранить и преодолеть пробел в праве?

6. Что такое аналогия закона и аналогия права?

7. Назовите основные способы разрешения юридических коллизий.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983.

Дюрягин ИЛ. Применение норм советского права. Свердловск, 1973.

Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992.

Карташов В.Н. Институт аналогии в советском праве. Саратов, 1976.

Карташов В.Н. Применение права. Ярославль, 1980.

Комаров С А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 18.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. Гл.7.

Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.

Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный ас­пект. Саратов, 1994.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 15.



 


 


§ 1. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам



 


ГЛАВА 17 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.63 (0.008 с.)