Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика основных внутренних функций современного Российского государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение 2) экономическая; 3) налогообложения; 4) социальной защиты; 6)культурная. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала. Экономическая функция заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме. На разных этапах существования общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сей-
Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции час данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д. Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных осуществлять эту функцию (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства). Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Эта функция выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки. Речь идет прежде всего об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и т.д. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п. Экологическая функция — это относительно новое направление деятельности российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования. Государство берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. Культурная функция призвана обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра,
§ 6. Характеристика основных внешних функций современного Российского государства Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Они тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного Российского государства относятся следующие: \1) оборона страны; J 2) поддержание мирового порядка;
З) сотрудничество с другими государствами и т.п. Функция обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной доктрины, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т.п. О необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события, когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносило ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии. Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении ее Вооруженных сил в миротворческие операции. Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, право- 4 - 549 Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции Контрольные вопросы
вых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств. Она призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п. Внешняя деятельность государств, в том числе и России, в современных условиях может оказаться эффективной и плодотворной лишь при условии, что она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество. § 7. Формы и методы осуществления функций государства f Формы осуществления функций государства — это деятельность органов государства, посредством которой реализуются его /функции. ^ Различают правовую и организационную формы. Первая, в отличие от второй, есть деятельность государственных органов, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовой форме относят: 1) правотворческую деятельность (по подготовке и изданию 2) правоприменительную деятельность (по реализации норма 3) правоохранительную деятельность (по защите прав и свобод Прокомментируем названные формы на примере осуществления экологической функции современного Российского государства. Так, первоначально законодательные органы должны принять соответствующую нормативно-правовую базу (Закон «Об охране окружающей природной среды» и т.п.). Затем создаются и действуют соответствующие органы с соответствующей компетенцией — Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, подобные комитеты в субъектах Федерации и др. В случае же природоохранных правонарушений вступают в действие специализированные правоохранительные структуры — спецпрокуратура, спецмилиция и т.д. К организационной форме относят: 1) организационно-регламентирующую деятельность (текущая 2) организационно-хозяйственную деятельность (оперативно- 3) организационно-идеологическую деятельность (по идеологи Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.
регламентирующая
хозяйственная правоохранительная КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ | 1. Что такое государственная власть? '1 2. Чем различаются легитимность и легальность государственной власти? [■) 3. Что такое государство? 1 4. Назовите признаки государства, отличающие его от социальной власти первобытно-общинного строя. f 5. Какие имеются подходы к сущности государства? 1 6. Почему необходимо выделять в качестве самостоятельной основной внутренней функции современного российского государства функцию налогообложения? 7. Перечислите формы осуществления функций государства. ■ <U ' Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Байтин ММ. Государство и политическая власть. Саратов, 1972. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. Владимиров В А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989. Дмитриев ЮЛ. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. №7. Ильин ИЛ. О государстве // Собр. соч. М., 1993. Т. 1. Кашанина Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 20—25; Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992. Морозова Л А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 8. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 20, 23. Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 28—38. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 4. Теория государства и права / Под ред. Н.М. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 5. Тихомиров ЮЛ. Государственность: крах или воскрешение // Государство и право. 1992. №9. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 7. С. 124 —129. ГЛАВА 4 ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Типы государства Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы с целью раскрытия их социальной сущности. Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства. Рабовладельческое государство выступает как орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые являются собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда. Феодальное государство является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное государство выступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, идустриальное, постиндустриальное государство. Социалистическое государство как государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Глава 4. Типы и формы государства § 2. Понятие и элементы формы государства
Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе соци 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический ха Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки —■ культурнее, религиозные, национальные, психологические и пр. (представители: А. Тойнби, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер и др.). В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют египетскую, китайскую, западную, православную цивилизацию и т.п. Типы государства: различные подходы
Цивилиэационный подход (духовные факторы)
шетская цивилизация
социалистический тип Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в § 2. Понятие и элементы формы государства Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства». Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в ^целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов. От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Глава 4. Типы и формы государства § 3. Форма государственного правления
Элементами формы государства выступают: 1) форма правления (характеризует порядок образования и ор 2) форма государственного устройства (отражает территориаль 3) политический (государственный) режим (представляет собой Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих. § 3. Форма государственного правления Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.). Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) бессрочна; 3) не зависит от населения. Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феода- лизма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.). Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира. Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1) выборность власти; 2)срочность; 3) зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских рес-"публиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент. ■/ I В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев — отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступле-" ние). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — запрет) на решения законодательного ор-•, гана. ■ В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (пред- Глава 4. Типы и формы государства седателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства. , Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. Форма государственного правления
Республики
§ 4. Соотношение типа и формы государства Прежде всего следует оговориться, что понятие «тип государства» нами будет использоваться с позиции формационного подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела форма правления. Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации. § 4. Соотношение типа и формы государства С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например, Римская в период с VI поТв. до н. э., и демократические, например, Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно — представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии. С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют формы, присущие только им. Так, сословно-предста-вительная монархия — принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу. Государства конкретного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями. Конкретная форма государства предопределяется его историческим типом. Но кроме того она зависит и от других факторов, в частности, от: 1) уровня экономического развития общества; 2) соотношения классовых сил; 3) национальных и культурных традиций; 4) международной обстановки и т.п. Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание (тип государства). Глава 4. Типы и формы государства § 5. Форма государственного устройства
§ 5. Форма государственного устройства Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей. На основе данного критерия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах. Различают следующие формы государствейного устройства: 1) унитарную (простое, единое государство, части которого яв 2) федеративную (сложное, союзное государство, части которо В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства. Семь федераций находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманскак федерация в Боснии); четыре — в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмира- ты, Пакистан); шесть на Американском континенте (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре — в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); три — в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии) (В.Е. Чиркин); 3) конфедерацию (форму объединения, государств, сохраняющих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815— 1848 гг., трансформировалась в федерацию). Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, — содружество государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация. Кроме названных имели место и некоторые другие специфические формы государственного устройства: империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассимитричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, римская, британская, российская) существовали в различные исторические эпохи. Форма государственного устройства ±
Конфедерация Глава 4. Типы и формы государства § 6. Политический (государственный) режим: понятие и признаки
Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат. § 6. Политический (государственный) режим: понятие и признаки Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой — понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти дина
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.165 (0.021 с.) |