Соотношение общества, государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение общества, государства и права



Теория государства и права

 

Учебник для вузов

 

Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"

Издание второе, измененное и дополненное

Издательство НОРМА

(Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М) Москва, 2002

 

 

Вопросы теории государства и права рассматриваются в данном учебнике с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной науки. Важной отличительной особенностью этого учебника является то, что в него включены главы, отражающие изменения в российской государственности и правовой действительности, а также современное состояние Российского государства и права. При изложении материала были использованы новые методические подходы. Теоретические положения иллюстрируются схемами, примерами из конституционного и отраслевого законодательства.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, специалистов в области государства и права, а также для всех читателей, интересующихся проблемами государства и права.

 

Содержание

 

Предисловие

 

Раздел первый

Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

 

Глава 1. Предмет теории государства и права

1. Теория государства и права — фундаментальная наука

2. Наука о государстве и праве и общественная практика

3. Характеристика предмета теории государства и права

4. Функции теории государства и права

5. Теория государства и права и международное право

 

Глава 2. Методы теории государства и права

1. Значение методологии в познании государства и права

2. Общенаучные методы познания государства и права

3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права

4. Значение научных определений

 

Глава 3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук и учебных дисциплин

1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук

2. Теория государства и права в системе юридических наук

3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции

 

 

Раздел второй

Соотношение общества, государства и права

 

Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы

1. Общество: его понятие и структура

2. Общество и его социальные и политические институты

3. Общество и власть

4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок

5. Первобытное (догосударственное) общество

 

Глава 5. Происхождение государства и права

1. Причины и условия возникновения государства и права

2. Особенности возникновения права

3. Основные теории происхождения государства

4. Основные теории возникновения права

5. Соотношение общества и государства

6. Общество и право

7. Человек, государство и право

 

Глава 6. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру

1. Государственно-правовое воздействие на экономику

2. Государственно-правовое воздействие на политику

3. Государственно-правовое воздействие на культуру

 

Глава 7. Государство и право в политической системе общества

1. Общая характеристика политической системы общества

2. Закономерности развития политической системы общества

3. Государство в политической системе общества

4. Право и политическая система общества

 

Глава 8. Гражданское общество и правовое государство

1. Понятие гражданского общества

2. Структура гражданского общества

3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

4. Основные принципы правового государства

5. О формировании правового государства в России

 

 

Раздел третий

Теория государства

 

Глава 9. Проблемы понимания государства, его сущности и закономерностей развития

1. Государство — сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление

2. Плюрализм в понимании и определении государства

3. Признаки государства

4. Сущность государства

5. Экономическая, социальная и научная основы государства

6. Закономерности развития государства

7. Соотношение государства и права

 

 

Глава 10. Государственная власть

1. Понятие и свойства государственной власти

2. Методы осуществления государственной власти

3. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти

4. Государственная власть и идеология

5. Легитимность и легальность государственной власти

6. Властеотношения

7. Соединение и разделение властей

8. Государственная власть и государство

 

Глава 11. Функции государства

1. Понятие, значение и объективный характер функций государства

2. Классификация и эволюция функций государства

3. Формы и методы осуществления функций государства

 

Глава 12. Механизм государства

1. Понятие и значение механизма государства

2. Структура механизма государства

3. Понятие и признаки государственного органа

4. Виды органов государства

5. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства

 

Глава 13. Типы государства

1. Типология государств

2. Восточное государство

3. Рабовладельческое государство

4. Феодальное государство

5. Буржуазное (капиталистическое) государство

6. Социалистическое государство

 

Глава 14. Формы государства

1. Понятие и значение формы государства

2. Форма правления

3. Форма государственного устройства

4. Политический режим

 

Глава 15. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее

1. Традиции российской государственности

2. Советское государство: его исторический путь и распад

3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления

4. Внутренние функции Российского государства

5. Внешние функции Российского государства

6. Механизм (аппарат) Российского государства

7. Федеральные органы Российского государства

8. Форма правления в Российском государстве

9. Форма государственного устройства Российской Федерации

10. Политический режим Российского государства

11. Перспективы развития Российского государства

 

Раздел четвертый

Теория права

 

Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность права

1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

2. Понятие права

3. Право и закон

4. Сущность права

5. Принципы права

6. Социальная ценность и функции права

 

Глава 17. Право в системе социального регулирования

1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм

2. Право в системе социальных норм

 

Глава 18. Правовое регулирование и его механизм

1. Понятие правового регулирования

2. Предмет правового регулирования

3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы

4. Стадии правового регулирования

5. Механизм правового регулирования

 

Глава 19. Нормы права

1. Понятие правовой нормы, ее признаки

2. Виды правовых норм

3. Структура правовой нормы

4. Внешнее выражение правовых норм

 

Глава 20. Формы (источники) права. Правотворчество

1. Понятие и виды форм (источников права)

2. Правотворчество

3. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы

4. Принципы и виды правотворчества

5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации

6. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве

7. Пределы действия нормативных актов

8. Систематизация нормативно-правовых актов

9. Юридическая техника

 

Глава 21. Система права и система законодательства

1. Понятие системы права

2. Система законодательства

3. Тенденции развития системы права и системы законодательства

 

Глава 22. Правосознание и правовая культура

1. Понятие правосознания

2. Структура правосознания

3. Виды правосознания

4. Правовая культура

5. Правовой нигилизм

6. Правовое воспитание и правовое обучение

 

Глава 23. Правовые отношения

1. Понятие правоотношения

2. Содержание правоотношения

3. Субъекты права

4. Объект правоотношения

5. Юридические факты

6. Виды правоотношений

 

Глава 24. Толкование права

1. Понятие толкования

2. Способы (приемы) толкования правовых норм

3. Результаты толкования

4. Субъекты толкования

5. Функции толкования

6. Толкование договоров

Глава 25. Реализация и применение права. Юридический процесс

1. Реализация права

2. Применение права

3. Стадии применения права

4. Акты применения права

5. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии

6. Юридический процесс

 

Глава 26. Поведение людей в правовой сфере. Правомерное поведение. Правонарушение

1. Поведение людей и право

2. Правомерное поведение

3. Правонарушение

4. Злоупотребление правом

5. Объективно противоправное деяние

 

Глава 27. Юридическая ответственность

1. Понятие социальной ответственности

2. Понятие юридической ответственности

3. Цели и функции юридической ответственности

4. Принципы юридической ответственности

5. Основания юридической ответственности

6. Порядок возложения юридической ответственности

7. Виды юридической ответственности

8. Юридическая ответственность и государственное принуждение

9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий

 

Глава 28. Законность и правопорядок

1. Законность — важнейшая правовая категория

2. Содержание законности

3. Требования законности

4. Основные принципы законности

5. Законность и законодательство

6. Гарантии законности

7. Правопорядок

8. Правопорядок и общественный порядок

9. Основные пути укрепления законности и правопорядка

 

Глава 29. Правовая система общества

1. Понятие и структура правовой системы

2. Публичные и частные начала в правовой системе общества

3. Противоречия и закономерности развития правовой системы

4. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества

 

Глава 30. Российская правовая система

1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира

2. Особенности советской правовой системы

3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации

 

Глава 31. Теория права и международное право

1. Международное право как особая правовая система

2. Международные правоотношения. Субъекты международного права

3. Социальная ценность современного международного права

4. Международное право и правовая система государства

 

Раздел пятый

Литература для углубленного изучения курса

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко — на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные вопросы этой дисциплины, осмысливаются глубокие перемены, происходящие в мире, особенно на территории бывшего Советского Союза.

Тем не менее, при всем обилии и разнообразии литературы по теории государства и права, я бы порекомендовал Вам, читатель, обратить повышенное внимание именно на эту книгу. Почему?

Во-первых, потому, что перед Вами не сборник теоретических материалов по вопросам правовой теории (что иной раз случается с книгами, названными учебниками), а именно учебник, воплотивший многолетний опыт преподавания теории государства и права в одном из крупнейших юридических вузов страны. В нем восприняты и развиты многие методические приемы, способы изложения сложных проблем теории государства и права, проверенные опытом и временем, строгая логическая последовательность и ясность изложения, четкие и краткие научные определения, иллюстрации теоретических положений схемами и примерами из современного конституционного и отраслевого законодательства.

Во-вторых, предлагаемый Вашему вниманию учебник отличается современностью. Он отвечает на вопросы, выдвигаемые самой жизнью нашего российского общества: о развитии и укреплении российской государственности, о признании бесспорного приоритета прав, свобод человека и гражданина, о принципе разделения властей и его последовательной реализации, о становлении современной рыночной экономики, гражданского общества и правового государства, об изменении общественного и индивидуального сознания в современных условиях, ряд других — столь же важных и актуальных для нашего Отечества, его настоящего и будущего.

Все эти проблемы рассматриваются и излагаются в учебнике на уровне современной науки, свободной от идеологической апологетики, предвзятости, конъюнктуры, закостенелых догм. Вместе с тем, сохраняя достижения нашего отечественного правоведения, авторы учебника не идут на облегченные решения — внешне привлекательные, но подчас состоящие лишь в громких словах или в перестановке слов.

Так, авторы учебника не поддались соблазну создать впечатление будто бы нового подхода в науке, состоящего в том, чтобы дисциплину "государство и право" именовать впредь "право и государство" (к сожалению, такое новаторство, не ставшее предметом обсуждения среди преподавателей и ученых, воспринято учебной программой). Между тем, если не сводить понятие государства к узкоклассовым догмам, видеть в нем не "классовую машину", а выражение политически организованного общества, то первоначально, до рассмотрения специальных юридических вопросов, необходимо уяснить более общие вопросы — об обществе, организованном в государство.

И наконец, в третьих, предлагаемый Вашему вниманию учебник нацелен не только на то, чтобы изложить основные проблемы государства и права в их современном понимании, но и подготовить студентов и всех изучающих правоведение к предстоящей им трудной работе — усвоению всей суммы сложных юридических знаний. Поэтому в соответствии с данными науки и многолетним опытом преподавания в учебнике подробно рассматриваются такие важные для изучения юридических дисциплин вопросы, как отрасли права, законодательство и его система, кодификация, юридическая техника и многие другие, без усвоения которых последующая работа над конституционным правом, гражданским правом, уголовным, трудовым и иными отраслями окажется тяжелой и малопродуктивной.

Так что перед Вами — добротный учебник. Он, вне сомнения, окажется надежным подспорьем при изучении одной из самых сложных политико-юридических дисциплин.

С. С. Алексеев,

член-корреспондент

Российской академии наук,

доктор юридических наук,

профессор

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Глава 13. Типы государства

 

§1. Типология государств

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количеств государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией (см. схемы).

С точки зрения марксизма под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, — каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий типа государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Марксистская типология государства, основанная на фор-мационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, "профеодальное").

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода? К уже известным формациям сторонники такого. подхода предлагают добавить "восточное государство", "азиатский способ производства" и "профеодализм". Пора по-новому подойти и к характеристике "посткапиталистического" государства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство — Китайская Народная Республика — продолжает строить социализм с китайской спецификой.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим "Запрещено все, кроме разрешенного законом".

Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим "Разрешено все, что не запрещено законом". Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к настройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств. Отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

 

§2. Восточное государство

 

До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований.

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства ("азиатский способ производства") требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а во-вторых, наличия сильной публичной власти.

Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства.

Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, "пирамидальную" структуру общества: на верху пирамиды — монарх (цари, фараон и т.п.), ниже — его приближенные, еще ниже — чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды — общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государством.

В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.

В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.

Восточные государства выполняли несколько функций: 1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений); 2) финансовую — взимание податей; 3) военную — оборона своей территории или захват чужих территорий; 4) подавления сопротивления общинников и рабов.

Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.

Организация государственной власти в странах Древнего Востока чаще всего принимала форму "восточной деспотии", при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю — наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.

 

§3. Рабовладельческое государство

 

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII—VI вв. до н. э.) и в Древнем Риме (VI в. до н. э.).

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные создатели материальных благ — рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества — рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений — восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в. до н. э. и др.).

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата выступали также полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Древний Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

 

§4. Феодальное государство

 

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга Объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые Разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства

 

§ 5. Буржуазное (капиталистическое) государство

 

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом "Свобода равенство, братство". Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной — огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов — буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. — первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. — исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.117 с.)