Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 31. Теория права и международное правоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
§ 1. Международное право как особая правовая система
Международное право по его базовым признакам — совокупность юридических норм и регулятор определенных отношений — родственно праву государства, т.е. внутригосударственному (национальному) праву, являющемуся традиционным объектом изучения юриспруденции, начиная с теории государства и права. В термине "международное право" совмещены слово "право", которое уже известно по предыдущим разделам и главам учебника, и слово "международное", придающее первому слову специфический смысл. В отличие от традиционной характеристики права как сопутствующей определенному государству категории, как регулятора внутригосударственных отношений, оценка международного права обусловлена его особой ориентацией. Оно предназначено прежде всего и главным образом для отношений, выходящих за юрисдикционные рамки отдельного государства, т. е. для отношений, затрагивающих интересы нескольких, многих или всех государств. Такие отношения называются межгосударственными, а с учетом вовлечения в них иных, чем государства, субъектов — международными. В соответствии с особым предметом регулирования формируется и специфический метод регулирования. Правила международного общения создаются государствами посредством согласования их позиций как в процессе определения содержания этих правил, так и при признании их обязательными. Следовательно, основание формирования международно-правовых норм — это совместное волеизъявление государств, а не односторонняя деятельность органов одного государства. Формы существования этих норм, т.е. источники международного права, определяются самими государствами в процессе нормотворческой деятельности. Исторически сложились два основных источника — международный договор и международный обычай, причем в ходе кодификации большинства отраслей международного права повышается значение именно договорной формы. Следует иметь в виду, что термин "международный договор" в качестве родового понятия приложим ко всем составленным в особой, договорной форме документам. Наименования конкретных договорных актов варьируются: договор, соглашение, конвенция, устав, пакт и т.д. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств как доказательство всеобщей практики, получившей официальное признание. Нет оснований для предположений о различной юридической силе договора и обычая в пользу первого. Они в равной мере обязательны для тех государств, которые их приняли и на которые они распространяются. Нередко одно и то же нормативное положение имеет двойное воплощение: договорное — для тех государств, которые участвуют в договоре, и обычное — для тех государств, которые пока данный договор не признали. Специфическими источниками международного права становятся некоторые акты международных организаций (например, Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств) и некоторые акты международных конференций и совещаний, если в них устанавливаются новые правовые нормы. Международное право имеет сложную нормативную структуру, включая в себя как единые для всех или для большинства государств правила и договоры, именуемые общепризнанными, универсальными, так и правила, относящиеся к группе государств либо принятые несколькими или только двумя государствами (локальные нормы и договоры). В совокупности общепризнанных норм принято выделять нормы из совепз (буквально: неоспоримое право) — императивные нормы общего международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом и отклонение от которых недопустимо (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров). Эти нормы обладают высшей юридической силой; противоречащие им договоры считаются ничтожными. К ним прежде всего относятся нормы-принципы, составляющие основу всей международно-правовой системы. Общепризнанные нормы определяют главные черты содержания международного права, обусловливают его социальную и юридическую ценность для всех государств, общечеловеческую ценность. Вместе с тем международное право в тех или иных своих элементах имеет "привязку" к отдельным государствам. Каждое государство на базе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними участвует в формировании локальных норм, связывающих его лишь с отдельными государствами. Иначе говоря, у каждого государства образуется своя международно-правовая сфера, охватывающая наряду с общим международным правом индивидуализированные по кругу участников договоры. Для Российской Федерации, как и для всех (или большинства) государств, имеют императивное юридическое значение такие универсальные акты, как Устав Организации Объединенных Наций, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, международные пакты о правах человека, Конвенция ООН о международной купле-продаже товаров и др. Однако многие договоры по своему содержанию и целевому назначению ориентированы на взаимодействие Российской Федерации с отдельными государствами либо в рамках группы государств. Имеются в виду договоры двусторонние и многосторонние, но с ограниченным, в том числе по региональному признаку, числом участников (например, по таким вопросам, как оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; признание квалификаций, относящихся к высшему образованию, эквивалентности дипломов; регламентация территориальных проблем и т.д. Получила официальное закрепление формулировка: "международные договоры Российской федерации", которая воплощена в ряде статей Конституции Российской Федерации, в наименовании и тексте Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", во многих федеральных законах. Так обозначаются все международные договоры, в которых участвует Российская Федерация. Международное право как самостоятельная правовая система характеризуется собственным механизмом реализации. Международный механизм реализации (правоприменения) состоит из двух компонентов — конвенционного и институционного. Первый — конвенционный — включает в себя договоры (конвенции) и иные международные акты, которые предназначены для конкретизации и толкования договоров, содержащих основополагающие нормы, для обеспечения их добросовестного выполнения, а также для осуществления международного контроля. Второй — институционный — охватывает организационно-правовую деятельность государств и иных субъектов, включая, в частности, работу специальных международных комитетов, комиссией, судебных учреждений, проведение совещаний, конференций, функционирование международных организаций. С международным механизмом взаимодействует внутригосударственный механизм, элементами которого являются законы и иные нормативные акты, предназначенные для развития в соответствии с международными предписаниями национального законодательства, для обеспечения выполнения договорных норм, и органы государства, обладающие компетенцией в сфере выполнения международных обязательств. Неисполнение международных обязательств, нарушение согласованных государствами международных норм влечет за собой международно-правовую ответственность.
§ 2. Международные правоотношения. Субъекты международного права
Характеристика предмета международно-правового регулирования обусловливает трактовку проблемы международных правоотношений и международной правосубъектности. Само понятие субъекта международного права должно, очевидно, базироваться на общетеоретическом определении субъекта права как участника отношений, регулируемых правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей (см. § 3 гл. 23). Однако в течение долгого времени (ощутимо это и сегодня) традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, прежде всего межгосударственных, отношений порождало "привязку" субъектов только к этим отношениям. Иначе говоря, только участники межгосударственных и иных международных отношений могли претендовать на признание их статуса субъектов. При таком подходе имеются в виду следующие отношения: 1) между государствами1 — двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом; 2) между государствами и международными организациями, созданными государствами и именуемыми межправительственными; 3) между самими международными межправительственными организациями. Поскольку каждая международная межправительственная организация — это форма сотрудничества государств, все названные виды отношений можно квалифицировать как межгосударственные. В теории международного права сложилась концепция особого статуса субъектов как участников указанных отношений. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, не признавалась главной чертой субъекта. Его определяющим свойством объявлялась юридическая способность участников отношений к таким самостоятельным международным действиям, которые предполагают их независимое относительно друг друга положение и способность к совместному созданию международно-правовых норм. Иначе говоря, только те образования, которые не находятся под чьей-либо властью или юрисдикцией, могут обладать международной правосубъектностью. Но наряду с межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера — между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных хозяйственных объединений и международных неправительственных организаций. Особую категорию составляют отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными объединения и международными неправительственными организациями. Их можно охарактеризовать как международные государственно-негосударственные отношения. Своеобразную юридическую природу имеют международные отношения с участием составных частей федеративных государств, в том числе субъектов Российской Федерации. Относительно самостоятельный, но ограниченный рамками конституционной компетенции статус они получают благодаря федеральному законодательству. Ориентиры их международных отношений (связей) строго очерчены. Для субъектов Российской Федерации — это субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, в определенных рамках — международные организации. Наконец, по-своему уникальный характер приобретают отношения индивидов с некоторыми международными органами, прежде всего при реализации права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это право, обусловленное международными договорами, прямо закреплено в Конституции Российской федерации (ч. 3 ст. 46). В настоящее время наиболее перспективным становится право на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека, порождающее особые правоотношения этого международного судебного учреждения с индивидами, группами лиц и неправительственными организациями. Имеются в виду также реальные или потенциально возможные отношения отдельных лиц, обвиняемых в совершении международных преступлений (преступлений против мира и безопасности человечества), с международными уголовными трибуналами (судами), обладающими компетенцией по преследованию и наказанию таких лиц. Приведенный перечень отношений международного характера с различными по статусу участниками дает возможность высказать суждение о значительном расширении круга и категорий субъектов международного права. Соответственно бытующее и сегодня мнение о том, что поскольку физические и юридические лица, а также некоторые другие образования находятся под властью и юрисдикцией государств, они не способны обладать самостоятельным международно-правовым статусом и, следовательно, не могут быть признаны субъектами международного права, отвергается. Представляется вполне применимым к теории международного права понимание субъектов правоотношений в контексте общей теории права, что позволяет отнести к категории субъектов международного права всех названных выше участников отношений международного характера. Что же касается участия в международном нормотворчестве, то и здесь, как и в общей теории права, следует разграничивать правосоздающих и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, ибо тот, кто обладает компетенцией в нормотворчестве, не может находиться в стороне от практики применения норм; 2) субъекты только правоприменяющие, но не наделенные нормотворческой способностью. К первой группе относятся суверенные государства, межгосударственные организации, в определенной мере — субъекты федеративного государства; ко второй — неправительственные организации, юридические лица, индивиды — строго в установленных рамках. Следовательно, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы. В международных договорах и иных актах используется как термин "международная правосубъектность", так и термин "международная правоспособность", хотя реально в юридическом статусе субъектов международного права совмещены правоспособность и дееспособность, возможны лишь частичные ограничения функций дееспособности. В заключение следует отметить что международное право не имеет "партнера" в том смысле, как это характеризует соотношение между государством и корреспондирующим ему внутригосударственным правом. Можно встретить теоретические попытки сконструировать такого "партнера", имея в виду всю совокупность существующих государств, число которых приближается к двумстам. Сложилось соответствующее понятие "международное сообщество государств", которое употребляется в отдельных официальных актах (например, в ст. 53 Венской Конвенции о праве международных договоров). Имеется в виду реальное состояние взаимосвязанности и взаимодействия государств на основе принципа их суверенного равенства и согласованных правил общения. Международное сообщество государств в отличие от каждого формирующего его государства не имеет самостоятельного правового статуса, не обладает собственной международной правосубъектностью. Таким образом, субъектами современного международного права являются: • суверенные государства, а также родственные им по некоторым признакам государствоподобные образования; • международные организации, созданные государствами и именуемые межправительственными; • международные неправительственные организации при выполнении официальных функций; • составные части (субъекты) федеративных государств при осуществлении международных связей в пределах конституционной компетенции; • международные хозяйственные объединения; • юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты, в процессе международных связей; • физические лица (индивиды) в отношениях, осложненных присутствием так называемого "иностранного элемента", и в отношениях с межгосударственными органами по защите прав человека и с международными уголовными трибуналами (судами). Суверенные государства характеризуются как основные (первичные) субъекты международного права, ибо их международная правосубъектность порождена самим юридическим фактом возникновения (образования) государства, не обусловлена чьей-либо внешней волей и имеет всеобъемлющий, абсолютный характер. Все иные участники международно-правовых отношений относятся к категории производных (вторичных) субъектов. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они именно как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в конституционном или договорном акте, а во-вторых, содержание и объем их международно-правового статуса устанавливаются государствами в соответствии с их предназначением и функциями.
§ 3. Социальная ценность современного международного права
Зарождение международного права исторически сопряжено с возникновением государств и свойственного каждому государству права. Его сложный и противоречивый процесс становления и развития воплощает те же закономерности, которые присущи истории государства и права. Своего рода прообразом международного права явилось сложившееся в римском праве "право народов" в качестве свода правил, применявшихся во взаимоотношениях Римского государства с другими государствами ("общее для всех народов право"). Прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества, в межгосударственном общении стали существенными факторами совершенствования и демократизации международного права. Современное международное право функционирует в сложной среде, так как государства, формирующие и реализующие это право во взаимных отношениях и во внутренней деятельности, имеют значительные различия в общественно-политическом строе и во внешнеполитических позициях. Одна из важнейших задач современного международного права наряду с обеспечением поддержания международного мира и безопасности — содействие, как сказано в Уставе Организации Объединенных Наций, "социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе". Согласно принятой в 1970 г. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, отношения между государствами осуществляются "независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития". Современное международное право складывается как подлинно универсальное в том смысле, что в международном сотрудничестве и в общих международных договорах вправе участвовать все заинтересованные государства. Современное международное право декларирует запрет агрессивных войн, насильственных методов, решения межгосударственных споров, квалифицируя такие действия как международные преступления, преступления против мира и безопасности человечества. В международном праве выработан достаточно действенный механизм достижения и выполнения согласованных решений, применяются взаимоприемлемые процедуры урегулирования межгосударственных споров мирными средствами. В современном международном праве совмещены противоречивые тенденции -— тенденция к поддержанию единых, общепризнанных принципов международного правопорядка, к которым прежде всего относятся принципы суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и др., и тенденция к противопоставлению интересам международного сообщества в целом своекорыстных интересов отдельных государств и групп государств. Ситуация, порожденная агрессивными- действиями Организации Североатлантического договора (НАТО) и государств — членов НАТО на Балканах, характерна наряду с непосредственными проявлениями грубейшего нарушения основных принципов международного права, тенденцией к реставрации того, что сто лет назад именовалось "международным правом цивилизованных наций". Такой деформированный правопорядок, при котором отдельные, считающие себя привилегированными государства претендуют на особый статус и решающую роль в мировой политике, юридически порочен, несовместим с общепризнанными и общеобязательными нормами, отклонение от которых недопустимо и порождает международно-правовую ответственность. Подлинная безопасность и общественный прогресс достижимы только в условиях добросовестного соблюдения ' основ международного права.
§ 4. Международное право и правовая система государства
Международное право благодаря особой целенаправленности некоторых его норм участвует в регулировании внутригосударственных отношений, действует в сфере национального правопорядка. Эта функция международного права, свидетельствующая о расширении предметной сферы его применения, получила развитие благодаря тому, что сами государства согласились с тем, что определенные элементы их юрисдикции становятся доступными для международно-правовых норм, ибо с их участием регулирование традиционно внутригосударственных отношений становится унифицированным и более эффективным. Прежде всего имеется в виду сфера прав и свобод человека и гражданина, что обусловлено признанием и внедрением международных, общечеловеческих стандартов как (нормативного минимума, обязательного для всех государств. Вполне закономерно предписание ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права". В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничения создаваемого государством права и применяемого государством и в государстве права. Первый комплекс образуют собственные нормы данного государства, принятые в установленном порядке его органами или в результате референдума и облеченные в соответствующую форму (конституция, законы, указы, постановления и т.д.). Второй комплекс значительно шире и сложнее, поскольку наряду с собственным правом государства он охватывает те нормы, которые находятся за пределами этого права, но либо специально предназначены для действия в сфере национальной юрисдикции, либо могут быть использованы в указанной сфере. К ним относятся определенные нормы международного права, а также отдельные нормы иностранного права, применение которых предусматривается или допускается законами и международными договорами. Слова "определенные нормы международного права" нуждаются в пояснениях. Прежде всего очевидно, что имеются в виду те международно-правовые нормы, которые по своему содержанию и предмету регулирования способны участвовать в регламентации внутригосударственных отношений. Вместе с тем решающее значение имеет и позиция государства применительно к международным актам и нормам. К регулированию внутригосударственных отношений допускаются только те акты и нормы, которые созданы в результате согласованных действий с участием данного государства либо иным образом признаны данным государством. В современных условиях это, во-первых, международные договоры, заключенные от имени Российской Федерации или ее органов, во-вторых, международные договоры, заключенные до декабря 1991 г. Союзом Советских Социалистических Республик и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства, в-третьих, заключенные в прошлые годы другими государствами договоры, к которым Российская Федерация впоследствии присоединилась (так, после вступления в феврале 1996 г. в Совет Европы Российская Федерация присоединилась и продолжает присоединяться к европейским конвенциям). Особое значение имеют принципы и нормы международного права, которые принято характеризовать как общепризнанные. К ним относятся основные принципы международного права (суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, уважение прав человека и основных свобод, добросовестное исполнение международных обязательств и др.), иные общеобязательное принципы, затрагивающие отдельные аспекты межгосударственного общения (правила относительно дипломатических привилегий и иммунитетов, принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН, предписания относительно международных стандартов прав и свобод человека, обязательства государств применительно к международным преступлениям и преступлениям международного характера, правила относительно запрещения или ограничения определенных средств и методов ведения войны, запреты на присвоение открытого моря или космического пространства и небесных тел и т.д.). Таковы предварительные замечания, которые представляются полезными для понимания важной конституционной формулировки: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Толкование этой конституционной нормы обусловлено надлежащим восприятием отличий понятия "правовая система" от понятия "право". Правовая система является более сложной, более насыщенной категорией, вмещающей наряду с правом как совокупностью юридических норм правоприменительныи процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок. Международные договоры и нормы не только оказывают воздействие на российское законодательство как фактор совершенствования его норм, но и обладают способностью участвовать в регулировании внутригосударственных отношений в содружестве с законами и нормами нашего государства. Функциональное назначение конституционной формулы проявляется в признании и/или предписании прямого действия международных договоров и норм в сфере внутригосударственной деятельности, непосредственного их применения удами, правоохранительными и другими органами государства, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами (индивидами). О непосредственном действии в Российской Федерации положений международных договоров РФ говорится В ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Правила непосредственного применения международных договоров РФ к гражданским и иным отношениям закреплены в Гражданском кодексе РФ (ч. 2 ст. 7), в ряде других кодексов и законов. Во многих нормативных актах международные договоры РФ включены в правовую основу деятельности органов государства наряду с Конституцией РФ и федеральными законами. Вряд ли юридически оправдано получившее распространение в литературе включение международных договоров в перечень источников внутригосударственного права (конституционного, административного, трудового и т.д.), поскольку речь идет о категории источника права. В рамках же правовой системы речь идет уже о применении источников как собственного права данного государства, так и принятых им источников международного права, а также, в особых случаях, даже источников права зарубежных государств. Комбинации различных источников и составляющих их правовых норм в условиях их согласованной реализации могут быть обозначены как правоприменительные комплексы. Так, при решении вопросов выдачи лица, обвиняемого в совершении преступления, подлежат совместному применению положения ч. 1 ст. 61 и ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, ст. 13 уголовного кодекса РФ, ряд других российских правовых актов, соответствующие акты другого государства, с которым Россия вступает в правоотношения, и международный договор о правовой помощи с участием обоих государств. Следует отметить, что в Конституции РФ, многих федеральных законах и других нормативных актах используется метод отсылок к международным договорам РФ, которые подлежат применению либо могут быть применены при решении вопросов, предусмотренных законодательством.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.173 (0.013 с.) |