ТОП 10:

Соотношение КП и государственного права.



Воронина Юлия Игоревна

 

Тема 1

Конституционное право как ведущая отрасль национальной правовой системы, как наука, как учебная дисциплина

 

1. Понятие, объект, субъект, источники КП.

2. Понятие, предмет, методы КП как отрасли права, соотношение КП и государственного права.

3. Конституционно-правовые нормы, особенности и классификация.

4. Конституционные правовые правоотношения, особенности, структура, классификация.

5. Источники КП России.

6. КП как наука и учебная дисциплина, предмет, методы и система.

1. Понятие, объект, субъект, источники КП.

Становление КП, как отрасли права, состоит в том, что оно занимает центральное место в правовой системе страны и играет ведущую роль по отношению к другим отраслям права. Понятие КП традиционно используется в трех самостоятельных и взаимосвязанных значениях: как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина.

Демократическое КП определяет и закрепляет:

1. Основы конституционного строя

2. Государственный суверенитет

3. Основы правового статуса личности

4. Характеристика государства

5. Форма государства

6. Основы политической, духовной, экономической систем

7. Систему органов государственной власти и организация деятельности.

КП– центральное основополагающая ведущая отрасль права, как система фундаментальных основ государства, его взаимоотношения с личностью, осуществление государственной властью, МСУ (местного самоуправления) и управления.

Особенность КПсостоит в том, что оно занимает центральное место, отличается широтой своего объекта, то есть включает в себя все сферы общественной жизни.

Объект конституционно-правовых отношений – это совокупность общественных отношений, охватываемых конституционно-правовым регулированием.

Объектами КП выступают:

1. Основы конституционного строя

2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина

3. Конституционная система государства и механизм осуществления государственной власти

4. Конституционные основы государства и его формы

Субъекты– участники конституционно-правовых отношений, наделенные определенными правами и обязанностями.

Виды субъектов:

· Люди, личности, индивиды (апатриды; бипатриды)

· Социальные общности

· Государство и его части

· Органы государственной власти

· Органы МСУ

· Общественные объединения и депутаты представительных органов власти

Источники КП (классификация):

1. НПА

2. Судебные решения

3. Признанные государством конституционно-правовые обычаи

4. Международные внутригосударственные договоры

 

2. Понятие, предмет, методы КП как отрасли права, соотношение КП и государственного права.

 

КП как отрасль российского права – это ведущая отрасль права, регулирующая комплекс широких социальных взаимоотношений и отношения в государстве и обществе, устанавливающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственно-территориальное устройство, конституционный механизм власти, осуществляющая свои задачи и функции присущими ей способами и методами.

Предмет– общественные отношения, определяющие основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, основы государственного устройства, систему органов государственной власти, организацию судебной власти, основы МСУ.

Предмет КП включает:

1. Охрана прав и свобод, то есть отношение между личностью и государством

2. Публичные властеотношения

3. Устройство государственной власти

Методы КП– способы, приемы, средства воздействия конституционно-правовых норм и институтов КП на регулируемые ими общественные отношения.

Методы:

1. Императивный метод – предполагает наличие одной модели поведения, отсутствие выбора других вариантов поведения.

2. Диспозитивный метод – предполагает возможность выбора вариантов поведения.

3. Управомачивающий метод – предполагает наделение субъектов определенными правами.

4. Запрещающий метод – установление запрета

5. Обязывающий метод - предполагает возложение на субъекта определенных обязанностями.

6. Дозволяющий метод – предполагает предоставление субъективных прав.

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Основы правового положения человека и гражданина.

1. Понятие, содержание, принципы основ правового положения личности.

2. Структура конституционно-правового положения личности. Права человека и права гражданина.

3. Конституционная правосубъектность человека и гражданина: конституционная правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

1. Понятие, содержание, принципы основ правового положения личности.

Признание в России на рубеже 80-90х годов идеи обособленности гражданского общества от государства одновременно поставило вопрос о разделении индивида на человека – члена гражданского общества и гражданина – члена политического государства. Человек – это высокоорганизованное существо, обладающее качествами, раскрывающими его суть и отличающими его от иных живых существ. Гражданин – это человек, обладающий дополнительными качествами социально-политической сопричастности, устойчивой юридической связи с государством, обеспечивающей им взаимные права, обязанности и ответственность. Категория личность имеет родовой характер и включает в себя понятие лица, человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства и лица с двойным гражданством.

Соотношение понятий статус и положение.

В литературе высказывается мнение о том, что статус это часть – ядро правового положения человека и гражданина. Понятием статус охватываются основные права, свободы и обязанности, полнота реализации которых обусловлена гражданством и правосубъектностью, а также гарантиями реализации данных прав, свобод и обязанностей. Статус и условия его реализации составляют общее правовое положение человека и гражданина (Кучинский). Однако в последнее время в юридической науке считается, что данные термины являются синонимами (Невинский). Правовой статус человека и гражданина – это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе и государстве. Правовой статус личности – это место, роль, условия участия личности в системе общественных отношений.

Виды правовых статусов:

· Общий (конституционный) – статус, который не зависит от каких-либо разграничений (пол, возраст, национальность и тд.).

· Специальный (родовой) – статус, который характерен для лиц, обладающих определенными особенностями.

· Индивидуальный – статус, который отличает нас от других индивидов.

· Статус гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства и лица с двойным гражданством.

· Гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др. статусы.

 

Принципы основ правового положения личности – это признаваемые и охраняемые государством основные начала, исходя из которых осуществляется реализация прав и свобод человека и гражданина, исполнение обязанностей.

1. Права, свободы и обязанности реализуются на основе равноправия – данный принцип является основополагающим. Статья 19 КРФ включает три аспекта данного принципа:

· Равенство всех перед законом и судом означает, что законы и их предписания обязательны для всех субъектов, судья в процессе должен руководствоваться только нормами права.

· Равенство прав человека и гражданина, то есть в РФ действует национальный режим.

Национальный режим.

Одно из основополагающих начал международного частного права. Национальный режим закрепляется как внутригосударственными актами различных государств, так и международными договорами.

Суть национального режима — в уравнивании иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства с отечественными (национальными) гражданами и юридическими лицами.

Действующее право РФ исходит из принципа национального режима: статья 62 КРФ, а также ст. 2 ГК РФ не только формулируют этот принцип, но и устанавливают механизм его действия в случаях необходимых изъятий, которые могут вводиться либо ФЗ, либо международным договором.

Таким образом, реальное содержание национального режима должно быть показано с помощью констатации тех правомочий, которыми могут располагать индивидуумы – иностранцы или юридические лица, с одной стороны, и их ограничений — с другой. Общая характеристика национального режима в плане его юридического содержания состоит в том, что его предоставление не должно осуществляться на условиях взаимности.

Конституция РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима, означающий уравнивание, за некоторыми изъятиями и исключениями, в правах и обязанностях иностранцев и собственных граждан. В соответствии со сложившейся международной практикой национальный режим предоставляется иностранным гражданам в нашей стране в безусловном порядке, т.е. без требования о взаимности. В то же время, если какое-либо государство необоснованно устанавливает по отношению к гражданам РФ ограничения в правах, каким бы то ни было образом дискриминируя их, в ответ РФ вправе установить ответные ограничения для граждан этого государства на своей территории в изъятие из общего принципа национального режима, применив тем самым реторсию.

Национальный режим может устанавливаться как двусторонними, так и многосторонними международными договорами.

· Равенство прав мужчины и женщины

2. Права, свободы и обязанности основываются на их гарантированности. Субъектами гарантии являются: Президент (ст. 80 КРФ), российский парламент (Федеральное Собрание защищает права и свободы посредством законотворчества), Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, КС РФ, Конституционные уставные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, органы юстиции и органы прокуратуры.

3. Презумпция неотъемлемости прав и свобод человека, недопустимости их ограничения. Вытекает из признания прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. КРФ закрепляет, что в России не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Любые НПА затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не были официально опубликованы.

4. Обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Данный принцип означает, что все лица имеют обязанности. Кроме того многие права выступают одновременно обязанностями: одни – в правовом смысле, другие – в моральном. Например, забота о детях и их воспитании является равным правом и обязанностью родителей. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

 

2. Структура конституционно-правового положения личности. Права человека и права гражданина.

Существует два подхода к определению конституционно-правового статуса человека и гражданина. В широком смысле в структуру правового статуса человека и гражданина входят права, свободы, обязанности, ответственность и иные элементы. Однако относительно того, что следует считать иными элементами в юридической науки нет единообразного мнения. Три основных подхода к определению иных элементов конституционно-правового статуса личности:

1. Витрук в частности относил к правовому статусу: права и свободы, обязанности, интересы, гражданство, правосубъектность, юридические гарантии. Первый, второй и третий элементы, по его мнению, составляют структуру КПС личности, все остальные элементы входят в структуру более широкого понятия – положение.

2. Структуру КПС составляют права и обязанности, все остальные элементы относятся либо к предпосылкам статуса (правосубъектность и гражданство), либо к вторичным элементам (юридическая ответственность), либо выходят за пределы статуса (гарантии).

3. Понятие статус и положение синонимы и структуру их составляют: гражданство, правосубъектность, принципы КПС личности, обязанности, права и свободы.

Анализ данных точек зрения позволяет выделить элементы трех уровней:

1. Права, свободы и обязанности как ядро КПС человека и гражданина.

2. Гражданство, правосубъектность, юридические гарантии как условия реализации прав, свобод и обязанностей.

3. Принципы правового положения личности как исходные начала, интегрирующие в себе нормативное содержание и условия их реализации.

 

Юридические гарантии – возможность применения к лицу мер государственного принуждения в случае совершения им противоправного деяния, которое по закону является основанием для ответственности. Три группы гарантий:

1. Социально-экономические гарантии. Предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие реализацию прав, свобод и обязанностей.

2. Политические гарантии. Ориентированная политика государства, направленная на обеспечение устойчивости политических структур, должный уровень политической культуры.

3. Юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в НПА, охватываемые все способы осуществления и охраны прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

 

В узком смысле КПС составляют права, свободы, обязанности и ответственность.

1. Права и свободы человека и гражданина. Соотношение прав и свобод: юридически разграничить данные понятия достаточно трудно. Часть 1 статьи 11 германского Основного закона содержит следующее положение: «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей федеральной территории»; часть 2 статьи 11 содержит: «Данное право может быть ограничено только законом и на основании закона». Таким образом, немецкий законодатель категории права и свободы понимает как тождественные. В российской юридической науке многими авторами данные категории считаются тождественными, однако в последнее время считается, что между ними существует разница. Категория права предполагает активную позицию лица, государство не вмешивается в частную жизнь личности, то есть человеку и гражданину при его реализации предоставляется четкая совокупность действий и всегда при этом можно точно определить цель и конечный результат (право избирать и быть избранным). Категория свобода предполагает возможность реализации или нереализации, данный термин призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая его конкретного результата (свобода вероисповедания, свобода совести).

Тема 6

Гражданство

1. Понятие и социальная характеристика института гражданства.

2. Принципы гражданства РФ, нормативно-правовая основа. Исторические типы российского гражданства.

3. Основания и порядок приобретения гражданства РФ. Прекращения гражданства РФ. Процедура изменения гражданства детей.

4. Производство по вопросам гражданства. Органы, ведающие вопросами гражданства РФ.

5. Институт двойного гражданства.

1. Понятие и социальная характеристика института гражданства.

Объем прав и свобод, которыми человек обладает в данном государстве, а также объем возлагаемых на него обязанностей зависит от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства. Термин «гражданство» принято понимать в трех основных значениях:

· Как суверенное право – возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства.

· Как публично-правовое состояние – устойчивая правовая связь с государством в целом, выражающаяся состоянием принадлежности индивида к государству.

· Как конституционно-правовой институт - совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством и индивидом (гражданином, иностранным гражданином, апатридом).

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанное на признании и уважении достоинства основных прав и свобод личности.

Гражданство было известно в рабовладельческую эпоху, где гражданами могли быть только свободные люди. В эпоху феодализма использовалось понятие подданства, что означало не только подвластность монарху, но и феодальная зависимость от него. Понятие гражданство характерно странам с республиканской формой правления. Для стран с монархической формой правления характерно понятие подданство. В ряде монархических стран (Испания) термин подданство в конституции был заменен на гражданство.

Признаки гражданства:

1. Правовое состояние, то есть имеющиеся двусторонние правовые отношения человека с государством, которые не имеют определенного конкретного объекта и содержания.

2. Устойчивая связь человека с государством, то есть она существует постоянно, не подвержена автоматическому влиянию внешних факторов. В РФ никто не может быть произвольно лишен гражданства:

· Проживание или пребывание гражданина РФ на территории иностранного государства не влечет автоматического прекращения гражданства РФ.

· Вступление в брак с иностранным гражданином не влечет отмены гражданства РФ.

3. Правовая связь человека с государством, то есть все вопросы гражданства регламентируются в стране в соответствии с законодательством РФ.

· Наличие гражданства обуславливает признание за лицом определенной совокупности прав, свобод и обязанностей. Например, граждане РФ могут избирать и быть избранными, участвовать в осуществлении правосудия, нести военную службу.

 

2. Принципы гражданства РФ, нормативно-правовая основа. Исторические типы российского гражданства.

Нормативно-правовая основа гражданства РФ:

· КРФ;

· ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года;

· Положение «О порядке рассмотрения вопросов гражданства», утвержденное указом президента от 14 октября 2002 года;

· Международные договоры об упрощенном порядке приобретения гражданства РФ, Киргизия, Казахстана, гражданами стран участниц данного договора;

Принципы гражданства РФ.

1. Право каждого на гражданство РФ. Означает, что РФ не является закрытым государством и любой человек имеет возможность приобрести гражданство РФ. Кроме того, РФ осуществляет политику сокращения числа лиц без гражданства. Гражданство РФ не обязанность, а право, то есть лица могут изменить свое гражданство.

2. Недопустимость произвольного лишения гражданства. Данный принцип означает, что никто не может быть лишен гражданства произвольно, то есть прекращение гражданства возможно по основаниям, установленным законом. Каждый имеет право приобрести гражданство иного государства.

Кокотов выделяет два принципа:

1) Принцип сохранения гражданства за лицом, проживающим или пребывающим за рубежом. То есть выезд гражданина на ПМЖ не влечет за собой прекращение гражданства. Гражданин РФ имеет право прекратить свое гражданство не выезжая из страны.

2) Принцип невосприимчивости гражданства РФ к изменениям семейного статуса.

· Расторжение или заключение гражданином РФ брака с лицом, не являющимся российским гражданином, не влечет изменение гражданства.

· Изменение гражданства одним супругом не влечет изменение гражданства другим супругом.

· Расторжение брака родителей не влечет изменение гражданства детей, родившихся и усыновленных в данном браке.

· Гражданство ребенка не изменяется в связи с изменением гражданства родителей, лишенных родительских прав.

 

3. Принцип равного гражданства. Граждане РФ обладают равным гражданством независимо от основания его приобретения. Равенство прав мужчин и женщин при решении вопросов о гражданстве.

4. Принцип единого гражданства. Граждане РФ обладают единым, общим, единственным гражданством и вытекающими из принадлежности к нему государственными гарантиями прав и свобод, государственной защиты независимо от того на территории какого субъекта они проживают и оснований его приобретения.

5. Право на двойное гражданство. Лица с двойным гражданством сохраняют права, свободы, обязанности граждан РФ, если иное не предусмотрено федеральным или международным законодательством. В настоящий момент действует ряд исключений: усложненный порядок допуска к государственной тайне; российскому гражданину может быть разрешено иметь одновременно второе гражданство только с тем государством, с которым у РФ имеется международный договор, в противном случае второе гражданство за лицом не признается и на территории РФ оно ничтожно.

6. Защита и покровительство граждан РФ за пределами РФ. Органы государственной власти, консульские учреждения, дипломатические представительства обязаны содействовать тому, чтобы граждане РФ могли в полном объеме осуществлять права и свободы, предусмотренные Конституцией, федеральным и международным законодательством, имели возможность защищать их.

7. Кокотов выделяет также принцип сокращения числа лиц без гражданства, то есть РФ ориентировано на политику сокращения данной категории лиц, поощряет приобретение российского гражданства, устанавливает ряд правил предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Например, не может быть прекращено гражданство ребенка, если при этом он станет лицом без гражданства.

 

Тема 7

Тема 8

Тема 9

Воронина Юлия Игоревна

 

Тема 1

Конституционное право как ведущая отрасль национальной правовой системы, как наука, как учебная дисциплина

 

1. Понятие, объект, субъект, источники КП.

2. Понятие, предмет, методы КП как отрасли права, соотношение КП и государственного права.

3. Конституционно-правовые нормы, особенности и классификация.

4. Конституционные правовые правоотношения, особенности, структура, классификация.

5. Источники КП России.

6. КП как наука и учебная дисциплина, предмет, методы и система.

1. Понятие, объект, субъект, источники КП.

Становление КП, как отрасли права, состоит в том, что оно занимает центральное место в правовой системе страны и играет ведущую роль по отношению к другим отраслям права. Понятие КП традиционно используется в трех самостоятельных и взаимосвязанных значениях: как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина.

Демократическое КП определяет и закрепляет:

1. Основы конституционного строя

2. Государственный суверенитет

3. Основы правового статуса личности

4. Характеристика государства

5. Форма государства

6. Основы политической, духовной, экономической систем

7. Систему органов государственной власти и организация деятельности.

КП– центральное основополагающая ведущая отрасль права, как система фундаментальных основ государства, его взаимоотношения с личностью, осуществление государственной властью, МСУ (местного самоуправления) и управления.

Особенность КПсостоит в том, что оно занимает центральное место, отличается широтой своего объекта, то есть включает в себя все сферы общественной жизни.

Объект конституционно-правовых отношений – это совокупность общественных отношений, охватываемых конституционно-правовым регулированием.

Объектами КП выступают:

1. Основы конституционного строя

2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина

3. Конституционная система государства и механизм осуществления государственной власти

4. Конституционные основы государства и его формы

Субъекты– участники конституционно-правовых отношений, наделенные определенными правами и обязанностями.

Виды субъектов:

· Люди, личности, индивиды (апатриды; бипатриды)

· Социальные общности

· Государство и его части

· Органы государственной власти

· Органы МСУ

· Общественные объединения и депутаты представительных органов власти

Источники КП (классификация):

1. НПА

2. Судебные решения

3. Признанные государством конституционно-правовые обычаи

4. Международные внутригосударственные договоры

 

2. Понятие, предмет, методы КП как отрасли права, соотношение КП и государственного права.

 

КП как отрасль российского права – это ведущая отрасль права, регулирующая комплекс широких социальных взаимоотношений и отношения в государстве и обществе, устанавливающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственно-территориальное устройство, конституционный механизм власти, осуществляющая свои задачи и функции присущими ей способами и методами.

Предмет– общественные отношения, определяющие основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, основы государственного устройства, систему органов государственной власти, организацию судебной власти, основы МСУ.

Предмет КП включает:

1. Охрана прав и свобод, то есть отношение между личностью и государством

2. Публичные властеотношения

3. Устройство государственной власти

Методы КП– способы, приемы, средства воздействия конституционно-правовых норм и институтов КП на регулируемые ими общественные отношения.

Методы:

1. Императивный метод – предполагает наличие одной модели поведения, отсутствие выбора других вариантов поведения.

2. Диспозитивный метод – предполагает возможность выбора вариантов поведения.

3. Управомачивающий метод – предполагает наделение субъектов определенными правами.

4. Запрещающий метод – установление запрета

5. Обязывающий метод - предполагает возложение на субъекта определенных обязанностями.

6. Дозволяющий метод – предполагает предоставление субъективных прав.

Соотношение КП и государственного права.

В науке КП имеет место спор о соотношении КП и государственного права. Баглай считает, что данные термины являются тождественными, подчеркивая, что между ними нет принципиальной разницы. Кокотов считает, что государственное право является составной частью КП, что обусловлено тремя обстоятельствами:

1. Становление конституционно-правового законодательства привело к тому, что власть народа получила распространение не только в государственной воле, но и в Конституции.

2. Общество встало перед необходимостью лишения государства монополии на регулирование и защиту прав и обязанностей индивидов.

3. Конституционно-правовое регулирование расширило рамки регламентации верховной власти.

 

3. Конституционно-правовые нормы, особенности и классификация.

КПН – исходящие от государства и им охраняемые формально-определенные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие однородную группу, выраженные в КРФ или получившее закрепление в других правовых актов, предоставляющие участникам определенные юридические права и обязанности и возлагающие юридическую ответственность.

Особенности:

1. Конституционный характер данных норм, что обусловлено тем, что большинство из них получили закрепление непосредственно в конституции; они связанны с высшими интересами личности, общества и государства.

2. Большое количество норм принципов, норм целей, норм дефиниций, то есть они охватывают всех субъектов правотворческой деятельности.

3. Учредительный характер данных норм, то есть они первично устанавливают систему органов государства, их компетенцию, атрибуты государственности, форму НПА, их наименование, порядок принятия.

4. Особый механизм реализации. КПН могут реализовываться через особые правовые состояния.

5. Специфическая структура. Если традиционно структура норм включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, то КПН включают только диспозицию, гипотезу и диспозицию, и очень редко санкцию. Однако, отсутствие санкций в качестве особенности КПН выделяется не всеми ученными. В частности Кокотов полагает, что в КП достаточно санкций (отрешение президента от должности, роспуск парламента, отставка правительства и тд.).

Виды КПН:

1. По объекту:

· Нормы, закрепляющие основы конституционного строя

· Нормы, закрепляющие систему органов государственной власти

· Нормы, закрепляющие государственно-территориальное устройство

· Нормы, закрепляющие конституционно-правовой статус человека и гражданина

2. По юридической силе:

· Содержащиеся в КРФ

· Содержащиеся в иных НПА

3. По территории действия:

· Федеральные

· Региональные

· Муниципальные

4. По социальному назначению (роли в правовой системе):

· Учредительные

· Регулятивные

· Охранительные

· Обеспечительные (гарантийные)

· Дефинитивные

· Коллизионные

· Оперативные

5. Нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина по характеру предписания:

· Управомачивающие

· Обязывающие

· Запрещающие

6. По степени определенности предписаний:

· Императивные

· Диспозитивные

· Рамочные (сочетают в себе первые и вторые и характеризуются наличием выбора варианта поведения в императивно установленных границах)

7. По назначению в механизмах правового регулирования:

· Материальные

· Процессуальные

 

4. Конституционные правовые правоотношения, особенности, структура, классификация.

Через правоотношения проявляют свое регулирующее действие нормы КП.

Конституционные правоотношения - общественные отношения, урегулированные нормами КП.

Особенности:

1. Всеохватывающий характер, то есть распространяют свое действия на все сферы общественной жизни.

2. Наиболее важные и значимые для личности, общества и государства.

3. Правоотношения с участием органов публичной власти характеризуется тем, права данных органов одновременно являются обязанностями и именуются полномочиями.

4. Значительный удельный вес правоотношений-состояний.

5. Является системообразующими, обеспечивают единство общества и государства.

Структура:

· Субъект– физические лица (народ, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства); организации (государство, субъекты РФ, МО - муниципальные образования, ОМСУ, общественные объединения, коммерческие организации, политические партии).

· Объект – те блага, ради которых субъекты вступают в конституционно-правовые отношения.

Виды объектов:

1. Государственная территория и ее граница

2. Материальные блага (природные ресурсы)

3. Поведение людей

4. Деятельность органов государственной власти и ОМСУ

5. Личные неимущественные блага

6. Правовые акты

· Содержание – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей

 

Виды КПО:

1. По социальному назначению:

· Охранительные

· Регулятивные ( а) абсолютные – точно определена одна сторона – носитель субъективного права, остальные являются обязанными лицами; б) относительные – точно поименно определены все субъекты; в) обще регулятивные – субъектами прав и обязанностей являются все субъекты правоотношения).

2. По характеру обязанностей:

· Активные

· Пассивные

3. По времени действия:

· Срочные

· Бессрочные

4. По форме:

· Правоотношения в собственном смысле слова

· Правовые состояния

5. По иерархии:

· Вертикальные

· Горизонтальные

6. По назначению в механизме правового регулирования:

· Материальные – порождаемые нормами материального права

· Процессуальные – порождаемые нормами процессуального права

 

5. Источники КП России.

Источники КП как отрасли – это формы внешнего выражения и существования КПН и институтов.

Виды источников КП:

1. На федеральном уровне:

· Международные НПА, содержащие общие принципы, закрепляющие права и свободы человека.

· КРФ

· ФКЗ, ФЗ

· Подзаконные акты: указы президента, постановления правительства и тд.

· Судебные решения: постановления и решения Конституционного суда по вопросам КП.

· Договор: международные; внутригосударственные (между РФ и субъектами/группами субъектов; между субъектами).

· Декларация – особый вид источников КП, которые не содержит правовых норм, как правило, но закрепляет базовые принципиальные положения, развивающиеся в других НПА.

· Регламенты палат ФС

2. На региональном уровне:

· Конституции и уставы субъектов

· Законы субъектов по вопросам КП.

· Подзаконные региональные НПА: акты глав МО

· Постановления Конституционных уставных судов.

3. Муниципальный уровень.

Форма тех или иных источников КП позволяет разделить их в определенные группы, которые в своей совокупности образуют систему источников КП. Источники КП можно разделить на 7 групп (1-4 имеют и федеральный и региональный уровень):

1. Конституционные источники – обладают высшей юридической силой (на федеральном уровне – КРФ, на региональном уровне- конституции и уставы субъектов).

2. Законодательные источники:

· Законы о поправках в КРФ – это единственный вид законов, который прямо не предусмотрен конституцией, но конституция закрепляет возможность внесения в нее поправок, однако форма акта, в котором должны вноситься эти поправки, не регламентирована – решения КС (от 31 октября 1995 года «По делу о толковании ст. 136 КРФ»). Ни ФКЗ, ни ФЗ не могут являться формой принятия конституционных поправок.

· ФКЗ

· ФЗ

Декларации

Акты палат ФС (регламенты)

Региональный закон

3-4. Подзаконные (на федеральном уровне – постановления правительства, указы президента; на региональном уровне – акты высших должностных лиц субъектов РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ).

5. Локальные – акты ОМСУ.

6. Судебные

7. Договорные и международные

 

6. КП как наука и учебная дисциплина, предмет, методы и система.

Наука КП – это система взглядов, идей, принципов, представлений, научных знаний о КП как об отрасли права и регулируемых ею общественных отношений.

Предмет охватывает:

1. КПН, которые в совокупности составляют отрасли права

2. Регулируемые этими нормами общественные отношения

Таким образом, предмет КП – это общая закономерность и особенность КПН, институтов, отношений и концепций, то есть важнейшей стороны жизни государства и общества

Методы науки КП:

1. Общенаучные методы – системные и исторические.

2. Частнонаучные методы - методы сравнительного анализа и социального исследования

Источники КП как науки:

1. НПА

2. Доктринальные положения

3. Соц. исследования

4. Ряд ученных, в том числе Кокотов в качестве источников науки КП выделяет практику деятельности органов государственной власти, выступления руководителей государства и тд.

 

КП как учебная дисциплина – систематизированное изложение важнейших положений науки КП в учебных целях.

Предмет КП как учебной дисциплины – зарубежный и отечественный опыт развития КП как отрасли права и как науки.

Методы КП как учебной дисциплины:

1. Формально-юридический

2. Статистический







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.25.104 (0.051 с.)