Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая охрана и толкование Конституции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие и сущность конституционного контроля. Правовое регулирование, институты конституционного контроля. 2. Виды КК, решение органов КК и надзора. 3. Толкование Конституции РФ КС РФ. 1. Понятие и сущность конституционного контроля. Правовое регулирование, институты конституционного контроля. Прочность конституционного строя напрямую зависит от соблюдения Конституции и законопослушности граждан. В любом обществе и государстве существуют люди и организации, деятельность и цели которых противоречат, составляют угрозу Конституции. Угроза для Конституции может исходить и от превышения полномочий и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Нарушение Конституции опасно тем, что разрывают фундамент государственности и веру людей в нерушимость конституционных порядков. Соотношение КК и надзора. В юридической литературе по данному вопросу существуют различные мнения, что обусловлено разным словоупотреблением данных понятий как в законодательстве одной страны, так и в законодательстве разных стран. 1. Конституционный контроль – система отношений органов публичной власти, при которой контролирующий орган может отменить акт подконтрольного органа. А надзор – это система отношений, при которых надзорный орган может лишь обратить внимание на ошибку поднадзорного органа и в крайнем случае лишь приостановить действие акта поднадзорного органа, но отменить или изменить акт может только сам поднадзорный орган. 2. Конституционный контроль – проверка деятельности подконтрольного органа, осуществляемая контролируемым органом либо выборочно по своей инициативе, либо по какому-то сигналу. А надзор – постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа. В цели избежания терминологических споров будем использовать понятие КК. КК – это деятельность, направленная на проверку и оценку НПА и действий (бездействий) должностных лиц на предмет соответствия Конституции. Считается, что КК возник в Великобритании в 17 веке, Тайный совет признавал законы легислатур колоний не соответствующими законам английского парламента или законам общего права. Современное значение термин приобрел в США в 1803 году, когда Верховный суд при рассмотрении дела пришел к выводу, что Конституция – это высший закон государства и соответственно любой закон конгресса не соответствующий конституции может быть признан неконституционным. Необходимость КК обусловлено, прежде всего, иерархичностью правовых актов, которая во многом является следствием иерархии органов государства, которые осуществляют нормотворчество. Объекты КК: 1. НПА и их отдельные предписания 2. Акты применения права и правоприменительная практика 3. Действия и бездействие должностных лиц 4. Международные и внутригосударственные договоры 5. Деятельность общественных объедений, в особенности политических партий. Субъекты КК: 1. Специализированные – органы, которые создаются для осуществления КК. 2. Неспециализированные – это все органы публичной власти, которые занимаются нормотворчеством и правоприменением. Среди них особо следует выделить: президента, правомочного по правам человека (в соответствии с ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека» от 26 февраля 1997 года уполномоченный должен стоять на страже прав и свобод человека и содействует претворению в жизнь конституционных гарантий), суды общей юрисдикции (осуществляют контроль в трех случаях: · Если в ходе судебного заседания выявляется несоответствие нормативных актов Конституции РФ, то суд обращается за разъяснением в КС РФ до разъяснения и вынесения решения рассмотрение дела приостанавливается. · В случае несоответствия регионального НПА Конституции РФ суд общей юрисдикции может признать данный акт недействительным, но не имеет права его отменять. · При обращении граждан с жалобой на действия или бездействия органов публичной власти, должностных лиц, суды общей юрисдикции в данном случае выполняют функции административных судов, оценивая действия вышеуказанных лиц и акты применения права на предмет их конституционности).
Конституция не возлагает специальных обязанностей по ее охране (защите) на Федеральное Собрание, Правительство, ВАС РФ, ВС. Однако, в силу своих конституционных полномочий или в силу чрезвычайных обстоятельств данные лица могут действовать в соответствии с Конституцией при наличии угрозы конституционному строю. Особую роль по охране Конституции и обеспечению ее соблюдения играет КС. Конституция 1993 года и ФКЗ 1994 года укрепили этот институт, придав ему статус судебного органа конституционного контроля, осуществляющего судебную власть посредством судопроизводства. КС РФ: 1. Разрешает дела о соответствии Конституции всех НПА. 2. Решает споры о компетенции. 3. Дает толкование Конституции. 4. Осуществляет ряд других полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции. 5. Особо важно то, что КС по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод человека и по запросам судов проверяет конституционность законов подлежащих к применению по конкретному делу. Правовая основа КК: 1. КРФ 2. ФКЗ о КС от 21 июля 1994 года 3. ФКЗ об уполномоченном по правам человека от 21.02.97 4. ФЗ о прокуратуре от 17 январе 1992 года.
2. Виды КК, решение органов КК и надзора. · По форме: 1. Конкретные – проводятся в связи с рассмотрением в суде или ином органе какого-либо дела по применению НПА. 2. Абстрактные – проводятся вне связи с проблемами применения НПА. · По месту осуществления: 1. Предварительные – до вступления в юридическую силу НПА. 2. Последующие – после вступления в юридическую силу НПА. · По содержанию: 1. Материальные. 2. Процессуальные – проверяется процедура применения. · По правовым последствиям: 1. Постановляющий – результат носит общеобязательный характер. 2. Консультативный – не носит общеобязательный характер. · По обязательности проведения: 1. Обязательные – проводятся в силу закона. 2. Факультативные – по инициативе какого-либо органа. · В зависимости от соотношения органов принявшего акт и органа осуществляющего контроль: 1. Внутренние – проводятся органом принявший акт (как правило, являются предварительный). 2. Внешние - проводятся иным органом (как правило, последующий).
Решения органов КК и надзора: Все акты, принятые КС именуются решениями. Процессуальные требования к решениям КС как к актам органов государственной власти предусмотрены ФКЗ о КС. В широком смысле под решениями понимаются все акты принятые КС. Те судебные акты, которыми заканчивается рассмотрение дела по существу можно именовать решениями КС, но принимаются они в форме постановлений, определений, заключений. Заключения КС принимает тогда, когда проверяет правильность процедуры выдвижения обвинения против президента в связи с обвинением в совершении преступления. Постановления КС принимает по следующим категориям дел: · О соответствии Конституции РФ: 1. ФЗ 2. НПА Президента, Правительства, СФ, Госдумы. 3. Конституции республик, уставов, законов и иных НПА субъектов РФ, которые касаются к ведению органов государственной власти РФ или совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. 4. Договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ. 5. Не вступивший в силу международных договоров РФ. · Разрешение споров о компетенции: 1. Между федеральными органами государственной власти. 2. Между органами государственной власти органов РФ и субъектов РФ. 3. Между высшими органами субъектов РФ. · По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод человека и по запросам судов КС проверяет конституционность законов, применяемых или подлежащих применению. · О толковании Конституции.
Итоговое решение КС, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, должно соответствовать определенным требованиям: Законность – КС руководствуется при рассмотрении дела Конституцией и комментированным законом. Обоснованность – полнота доказанности обстоятельств, имеющее значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела. Определенность – категоричность, точность, четкость ответов о соответствии или несоответствии Конституции КПН и действий. Безусловность – отсутствие условий, которые бы ставили его действия в зависимость от каких-либо обстоятельств. Полнота – акт должен содержать все ответы на поставленные заявителем вопросы.
В узком смысле под решениями КС понимается форма акта, принятого КС, которым оформляются процессуальные действия, совершаемые КС. Решения, принятые КС, оформляют процессуальные действия, и данные решения могут быть классифицированы на два вида: · Решения организационного характера · Решения, которые принимаются в ходе рассмотрения конкретного дела КС 3. Толкование Конституции РФ КС РФ. Толкование права – интеллектуальный процесс, направленный на уяснение и разъяснение, интерпретацию правовых норм. Уяснение по способу подразделяется на: систематическое, логическое, грамматическое, историко-правовое, специальное юридическое, функциональное. Разъяснение по способу разделяется на: · официальное - дается специальными уполномоченными органами. Оно подразделяется на: нормативное – общеобязательное значение, нормативный характер; и казуальное – не имеет общеобязательного характера и распространяется на участников какого-либо конкретного дела. · неофициальное – дается учеными-практиками и научные учреждения Интерпретация по виду подразделяется: на адекватное (буквальное), расширенное, ограничительное. Конституция 1993 года впервые закрепила институт толкования. Цель толкования Конституции – юридически точно определить, как понимать ту или иную норму Конституции. Толкование Конституции – это мыслительный процесс, направленный на уяснение и разъяснение КПН и связанный с необходимостью выяснения либо непосредственной воли законодателя, либо смысла КПН. Конституция РФ 1993 функцию о толковании норм Конституции возложила на КС. Субъектами, имеющими право выступать с запросами в КС по поводу толкования Конституции, являются: · Президент · Правительство · Государственная Дума · Совет Федерации · Органы законодательной власти субъектов РФ Нормативное толкование осуществляется КС только на пленарном заседании и должно соответствовать следующим требованиям: 1. Интерпретация Конституции глав со 2 по 9 не должна расходиться с толкованием главы 1. 2. Интерпретация нормы Конституции не должна входить в противоречие с другими нормами Конституции. 3. КС в процессе толкования часто обращается к ФКЗ и ФЗ, поэтому нежелательно, чтобы закон признавался ничтожным, если несоответствие с Конституцией не является явным, либо его можно интерпретировать в соответствии с Конституцией. 4. Как правило, толкование Конституции является буквальным (адекватным), но Кс может выйти за пределы буквального толкования, если это будет способствовать реальному применению данной нормы. КС может давать и казуальное толкование, когда проверяется соответствие Конституции ФЗ и иным НПА. Отличие нормативного и казуального толкования: · По субъектам: Круг субъектов нормативного толкования уже, сюда не входят ВС РФ, ВАС РФ, не менее 1/5 членов СФ или депутатов Госдумы. · Процедура толкования Нормативное толкование осуществляется только на пленарном заседании, а казуальное в его палатах.
Тема 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.167 (0.009 с.) |