Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок разработки, принятия, изменения и отмены конституции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Необходимость и возможность разработки и принятия новой Конституции России возникла в результате глубоких, фундаментальных перемен, произошедших в жизни страны на рубеже 80—90-х гг. Во-первых, из союзной республики в составе СССР Россия превратилась в самостоятельное, независимое, суверенное государство — Российскую Федерацию. Во-вторых, начали меняться самые основы общественного строя — экономические, социальные, политические и духовные. В-третьих, качественно изменилось соотношение общественно-политических сил, общество отвергло былой тоталитарный «социализм» и избрало путь демократического развития, к руководству обществом и государством пришли новые силы, возникли новые государственные органы, институты, на смену жесткой однопартийности пришла многопартийность. В-четвертых, в стране было покончено с идеологическим монополизмом марксизма-ленинизма, начали утверждаться идеологический плюрализм, новые социальные ценности, нормы и идеалы.
Как известно, до начала 90-х гг. у нас действовала с теми или иными изменениями Конституция РСФСР 1978 г., отражавшая в целом важнейшие принципы и черты общества и государства тоталитарного типа, хотя и декларативно, номинально провозглашавшая некоторые устои, принципы и положения демократии. Чем дальше и глубже развивались в стране социально-экономические и идейно-политические преобразования, тем яснее проявлялась и осознавалась фиктивность формально действовавшей пока конституции и необходимость ее замены новой. Внесение частичных изменений в конституцию, как и принятие ряда принципиально новых конституционных документов (например, Декларации о государственном суверенитете в июне 1990 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина в ноябре 1991 г., Федеративного договора в марте 1992 г. и др.), не могло, понятно, радикально изменить положение и снять указанную потребность. Всего за 1991—1993 гг. Конституцию РСФСР было внесено более трехсот поправок, что серьезно дестабилизировало ее и всю систему конституционного законодательства.
Необходимость разработки и принятия новой конституции РФ была официально признана еще в середине 1990 г. и тогда же, на I Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, которая за четыре месяца подготовила и опубликовала для широкого обсуждения первый проект новой конституции. Председателем стал Председатель Верховного совета РСФСР – Б.Н. Ельцин. Уже в октябре 1990 г этот проект рассматривался на V Съезде народных депутатов РСФСР (существовавшем тогда высшем законодательном органе, наряду с Верховным Советом РСФСР), дорабатывался после этого и вновь публиковался. VI Съезд народных депутатов России в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения проекта Конституционной комиссии, признав необходимым его дальнейшую доработку на основе его опубликования и широкого обсуждения и с целью внесения доработанного проекта на очередной Съезд народных депутатов РСФСР. Выявившиеся и обострившиеся тогда разногласия по вопросам прежде всего разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями не позволили, однако, ряду последующих (VII, VIII и IX) Съездам народных депутатов принять новую конституцию ни в 1992 г., ни в первой половине 1993 г. В это время, наряду с проектом Конституционной комиссии, были внесены и ряд других проектов Конституции РФ, которые также обсуждались в указанной комиссии и общественностью. Только в мае 1993 г. был опубликован новый, доработанный проект, одобренный Верховным Советом РФ. Вместе с тем для завершения подготовки проекта новой Конституции РФ Указом Президента РФ тогда же было созвано Конституционное совещание, собравшееся в начале июня 1993 г. как широкий форум (250 чел.) представителей высших органов государственной власти и общественности. На нем обсуждался проект Конституции РФ, внесенный Президентом РФ, но одновременно и материалы проекта Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, другие замечания и предложения. В итоге более чем месячной работы этого совещания был выработан и 12 июля 1993 г. одобрен компромиссный вариант. Однако события августа — сентября 1993 г. привели вновь к резкому обострению кризиса власти в результате противостояния законодательной и исполнительной власти. В конце концов это закончилось утверждением, по сути дела, президентского правления в стране. В этих условиях проект новой конституции был вынесен Президентом РФ на общенациональный референдум и принят на нем 12 декабря 1993 г. За этот проект проголосовали 58,4% голосовавших при участии в референдуме почти 55% общего числа зарегистрированных избирателей. Впервые в истории России Конституция была принята путем референдума, что определяет ее высокую легитимность.
Всего было внесено довольно много проектов, наиболее известные: - первоначальный проект К. – осень 1990 проект Конституционной комиссии; - Проект рабочей группы под руководством Шахрая Проект российского движения демократических реформ под рук. Попова и Собчак; - проект депутатов – коммунистов – 3 проекта конституции за 1990-1993 года; Проект Президента – взят за основу Конституции РФ от1993 года – официальный проект. Порядок принятия Конституции регулируется Указом Презиентаот 15 октября 1993 г. N 1633 «о ПРОВЕДЕНИИ ВСЕНАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ ПО ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИИ РФ». Проводится всенародное голосование по проекту Конституции 12 декабря 1993 года. 2. Выносится на всенародное голосование проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием,представленный Президентом РФ.
3. Включается в бюллетень для голосования формулировка: "Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации? "Да" или "Нет". Для всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации каждый избиратель получает один бюллетень Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации проводится с 8 до 22 часов по местному времени В бюллетене для всенародного голосования избиратель оставляет то решение, за которое он голосует. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам всенародного голосования. Избирательная документация передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов всенародного голосования.
Окружная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов. Также составляет протокол по итогам выборов. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию.
Центральная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех окружных избирательных комиссий производит подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации.Центральная избирательная комиссия составляет протокол. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами Центральной избирательной комиссии.
Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. 12 декабря 1993 День всенародного голосования = считается днем принятия Конституции РФ. Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
Изменения Конституции: - Внесения изменений к главам 3-8 путем внесения поправок; Порядок принятия поправок к конституции (главам 3-8), регулируется главой 9 Конституции и Законом РФ от 04.03.1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Поправки к главам 3 - 8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. «Закон о поправке» считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
5. Внесение изменения в ст. 65 Конституции. Осуществляется согласно ч.2 ст. 65 и ст. 137 Конституции. 1. Изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. 2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ.
Основанием для отмены старой Конституции и принятия новой является внесение изменений к главам 1, 2 и 9 главам действующей Конституции РФ. 4. Порядок пересмотра Конституции (глав 1,2 и 9). Регулируется главой 9 и Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании (в настоящее время этот закон не принят), ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
№17. Форма Конституции ФОРМА КОНСТИТУЦИИ — способ конституирования (организации) заключенного в Основном законе правового материала (норм, институтов, принципов). Традиционно по форме конституции подразделяются на писаные (единый кодифицированный акт или документ, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой) и неписаные, состоящие, как правило, из нескольких актов конституционного значения. Конституции большинства стран мира — это единый нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Такими актами являются, например, Конституция Италии, Основной закон Федеративной Республики Германии, Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов, Конституция Российской Федерации. Но есть страны, в которых конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, в Финляндии ныне действующую конституцию составляют четыре органических закона: «Форма правления Финляндии» 1919 г., «Акт об Эдускунте» 1928 г., «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного Совета и канцлера юстиции» 1922 г. и «Акт о государственном суде» 1922 г. Конституция Швеции состоит из трех нормативных актов: «Акт о престолонаследии» 1810г., «Форма правления» 1974 г. и «Акт о свободе печати» 1974 г. Конституцию Канады образуют также несколько актов. Важнейшие из них: «Квебекский закон» 1774 г., «Конституционный закон» 1791 г., «Закон об объединении Канады» 1940 г., «Закон о Британской Северной Америке» 1867 г., «Конституционный закон» 1982 г, и др. Однако необходимо иметь в виду, что в ряде стран, принявших конституцию как единый нормативный акт, имеются дополнительные акты, именуемые конституционными или органическими законами. Хотя они и считаются конституционными, по форме — это самостоятельные акты, не включающиеся в текст конституции. Но такие законы имеют существенное значение для применения отдельных положений конституции, и их принятие нередко предписано в тексте самой конституции. Следовательно, принятие таких актов является обязательным для законодателя. Ими являются, например. Федеральный конституционный закон 1955 г. «О нейтралитете Австрии», Федеральный конституционный закон Российской Федерации 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Такие конституционные или органические законы по своей юридической силе уступают конституции и ее частью не являются.
№18 Классификация конституций Конституции разных государств, государственных образований в силу целого ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, действенности положений, субъектам и порядку принятия, их содержанию. · По форме выражения: 1) Писаные – нпа, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, как, например, конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов, содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает в себя Конституцию 1958 года, Декларацию 1789 года, преамбулу к Конституции 1946 года. 2) Неписаная Конституция – совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (Конституция Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой и в рамках единого акта или официального свода актов и не ограничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы. · По действенности положений: 1) Реальные конституции – те, чьи предписания воплощены в действительность, а юридическая и фактическая конституции совпадают. 2) Фиктивная – закрепляет принципы и институты, либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты. · По субъекту, принявшему конституцию: 1) Дарованные (октроированные) – вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти). Например, конституция Катара. 2) Исходящие от народа – может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание). · По порядку принятия: 1) Гибкие – основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства. 2) Жесткая – основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами. Большинство писаных конституций является по порядку принятия жесткими. Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания. Так, различают конституции по закрепляемой ими форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов федерации); форме правления (конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий).
№ 19 Толкование конституции и его значение Толкование Конституции – это уяснение и разъяснение содержания конституции. Специфика толкования конституции: 1) Толкование Конституции требуется тогда, когда возникает конституционно правовой вопрос и он не может быть решен однозначно, т.к однозначные правовые положения не нуждаются в толковании. 2) Для КП интерпретация (разъяснение) имеет решающее значение, поскольку именно в этой отрасли имеются общие правовые нормы, которые понимаются по-разному. В силу общности предписаний Конституции, необходимость толкования возникает чаще в отличие от других отраслей, которые регулируют отношения более детально.
В науке КП выделяют 3 вида толкования: · Традиционное толкование – совпадает с обычным толкованием. Цель – выявить объективный смысл конституционной нормы, т.е воплощенную в ней волю народа, а также субъективный смысл – намерения ее авторов. Для достижения этих целей используются различные способы толкования: 1. Грамматический – буквальный текст конституции. 2. систематический – структурные связи конституции, ее связь с другими отраслями. 3. нормативно – юридический – намерения авторов, объективное значение. 4. исторический – исторические условия принятия. Конечный результат будет зависеть от того, кто толкует, а смена лиц приведет к смене результата. · Толкование конкретизации – толковать норму следует из конкретной жизненной ситуации. Конкретизация – интерпретатор соотносит норму, которую он намерен уточнить с возникшей конституционно-правовой проблемой. Требования толкования конкретизации: 1) Принцип целостности конституции – толкуемое должно исследоваться не изолировано, а в общем контексте, в который она входит. 2) Толкование не должно допускать одностороннего ограничения конкретных предписаний. 3) Принцип практической согласованности – решение конституционно-правового вопроса должно быть основано на правовой концепции, признаваемой законодателем или на нескольких концепциях. Несогласование концепций ведет к нарушению равновесия. 4) Принцип политической стабильности – предпочтение следует отдавать тем методам, которые способствуют достижению стабильности и увеличению нормативности конституции.
!!! Интерпретатор не может выходить за рамки Конституции, если он выходит за рамки конституции, т.е когда Конституция утрачивает свои функции как средство ограничения государственной власти, когда интерпретатор не обнаруживает обязательных положений конституции, то он перестает быть интерпретатором. · Конформное толкование (К СОЖАЛЕНИЮ НЕ НАШЛА НИЧЕГО ПО НЕМУ, НО В ЛЕКЦИИ ОНО ЕСТЬ. ЕСЛИ КТО_ТО ЧТО_ТО СМОЖЕТ ПО НЕМУ НАЙТИ, ИЛИ У КОГО_ТО ВОЗМОЖНО В ЛЕКЦИИ НАПИСАНО ПРО НЕГО, ТО БУДЕТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО).
№ 20 Конституционное развитие России. Конституционное развитие России можно разделить на 3 периода: Досоветский, Советский и современный. Досоветский период Становление и развитие конституционного строительства в России охватывает двухвековой период, беря свое начало в конституционных проектах первой четверти 19 века. Данные проекты можно сгруппировать по четырем напралениям: феодально-крепостническое (окружение Алексндра 1 и Карамзина); дворянско-олигархическое, нацеленное на ограничение власти монарха представительным Сенатом (Воронцовы, Державин, Мордвинов; дворянско-реформаторское, выдвигавшее разные формы представительного правления (Сперанский, Куницын, Вяземский); дворянско-революционное, рпедлагавшее в лице декабристов революционное решение конституционного вопроса о власти (Муравьев, Пестель). Проекты эти так и остались проектами. Еще одна попытка подготовки конституции в России была предпринята Александром 2. Он учредил особую комиссию во главе с Лорис-Меликовым. В 1880 году комиссия представила предложения о подготовке и принятии конституции. Но убийство Александра 2 в 1881 году остановило и это начинание. Первой писаной русской конституцией стали Основные законы Российской империи, утвержденные указом Никалая 2 23 апреля 1906 года, ограничившие монархию представительным правлением, закрепившие права и обязанности российских подданных, установившие, что империи Российская управляется н6а твердых основаниях законов. Впрочем, оценка Основных законно как первой писаной русской конституции многими не разделяется. Советский период Революция 1917 года привела к слому сложившегося в стране конституционно-государственного порядка, что отразила Конституция РСФСР 1918 года. Она легализировала классовое насилие, террор, закрепила переход власти в стране к новым органам власти – советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, формировавшихся на основе многостепенных выборов при неравенстве избирательных прав городского и сельского населения, провозгласила федеративное устройство страны, социализацию земли, национализацию средств производства, транспортов, банков. Конечно, это была Конституция лишь по названию, но не по сути. В 1922 году РСФСР, Украиной, Белоруссией, ЗСФСР в составе Азербайджана, Армении и Грузии был образован Союз Советских Социалистических Республик как новое федеративное государство. Его учредители стали в составе СССР союзными республиками – субъектами Федерации. Названные изменения получили свое закрепление в Конституции СССР от 31 января 1924 года и в Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. 5 декабря 1936 года принимается вторая по счету Конституция СССР. Вслед за ней 21 января 1937 года принята Конституция РСФСР. Данные акты провозглашали полную победу социализма, утсановление морально-политического единства советского народа в связи с ликвидацией эксплуататорских классов, господство социалистической собственности на орудия и средства производства. Упразднялась многостепенность в формировании органов представительной власти, вводились принципы всеобщих, равных, прямых, тайных выборов. Следующий этап – принятие Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года. В них заявлено о построении в стране общенародного государства. Поэтому указывалось, что народ осуществляет свою власть через советы народных депутатов, составляющие политическую основу страны. Ядром политической системы провозглашалась коммунистическая партия.
Современный период В середине 80-х годов в СССР по инициативе верховной власти начались кардинальные преобразования социально-экономических, политических отношений, в том числе децентрализация власти, укрепление прав союзных республик, демократизация политического режима, разделение властей, отказ от господства государственной собственности, характеристики государства как советского и социалистического. Преобразования, которые задумывались в качестве средства укрепления союзной государственности, в конечном счете привели к распаду СССР, превращению союзных республик, в том числе и РСФСР, в суверенные, независимые государства. Это потребовало существенного изменения конституционного законодательства. На съезде народных депутатов РСФСР, принявшем 12 июня 1990 года Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, в тот же день была образована Конституционная комиссия для разработки нового Осовного закона страны. Разработанный ею проектОсновного закона активно обсуждался в стране вплоть до 1993 года. Однако Президент Ельцын, вступив в жесткую конфронтацию со съездом народных депутатов РФ, Верховнымсоветом РФ, 20 мая 1993 года издал указ о созыве Конституционного Совещания, на которое была возложена задача подготовки проекта нового Основного закона. В течение лета и осени 1993 года конституционное совещание готовило проект Конституции. 15 октября 1993 Президент РФ своим указом назначил12 декабря 1993 года всенародный референдум по проекту Конституции РФ, подготовленному Конституционным совещанием. Новая Конституция РФ была принята и вступила в силу с 25 декабря 1993 года.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.205 (0.013 с.) |