Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №1 Особенности отрасли конституционного (государственного) права↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос №1 Особенности отрасли конституционного (государственного) права КП – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина,федеративное устройство, систему гос власти и систему местного самоуправления. Особенность отрасли КП заключается в особенностях его предмета и метода правового регулирования. Предмет КП определяется особенностями регулируемых отношений. Особенности отношений, регулируемые КП: 1. КП регулирует базовые общественные отношения, определяет единство и целостность общества: выражает существование жизни общества как единого социального организма. Через эти отношения выявляются главные функции общества, которые направлены на развитие человека, народа в целом, а также на обеспечение эффективной организации и деятельности государства. Отноения, регулирующиеся нормами КП, лежат в основе других отношений, которые регулируются другими отраслями права. 2. Отношения, регулируемые КП, носят всеохватывающий характер (социальная сфера, экономическая, политическая). КП регулирует эти отношения на уровне основ. Другие отрасли права не осуществляют всеохватывающего регулирования. КП регулирует отношения не только на уровне основ, но и в деталях: государственно-властные отношения; отношения, связанные с федеративным устройством, организацией деятельности государственных органов. 3. Регулируемые КП отношения отличаются больим многообразием Публично-властные государственно-властные (экономические, культурные, духовные, связанные с охраной прав и свобод человека)
Основным методом регулирования конституционно-правовых отноений является общерегулятивный или учредительно-закрепительный метод в сочетании с общим (базовым) регулированием. Этот метод является императивным (оставляет минимум свободы выбора для участников отношений). Императивный метод состоит в том, что устанавливает (закрепляет): · Основы конституционного строя · Федеративное устройство · Статус РФ, субъектов РФ · Основы правового положения личности, национальных меньшинств, коренных народов · Основы местного самоуправления. Императивный метод состоит в возложении обязанностей (предписывает необходимость принятия решений и дейтсвий, связанных с защитой и осуществлением конституционных прав, а также с выполнением конституционных обязанностей). С помощью императивного метода устанавливаются конституционно-правовые запреты – никто не может присваивать власть в РФ. Наряду с императивным методом применяется и диспозитивный – участникам предоставляется возможность выбора определенных вариантов управления с учетом конкретных условий. Вопрос № 2. Конституционно-правовые нормы. Нормы права – это исходящие от государства или санкционируемые им, охраняемые государством общеобязательные, общие (не индивидуальные), формально-определенные правила поведения. Это понимание нормы права применимо и для конституционно-правовых норм, которые имеют общие и особенные признаки. Общие признаки: § Общеобязательность исполнения; § Формальная определенность (норма закреплена в каком-либо нормативном акте); § Обеспечение возможности применения государственного принуждения в случае неисполнения; § Всегда исходит от правомочного субъекта. Особенности конституционно-правовых норм предопределены особенностями предмета КП: § Нормы обладают специфическим содержанием. Эти правила охватывают все общественные отношения и отличаются большим многообразием содержания; § Эти нормы являются исходными. Они закрепляют принципиальное соц-экономическое, политическое, духовно-культурное устройство общества; нормы КП носят учредительный характер (осуществляют первичное правовое регулирование) – определяют виды органов власти, определяют основы системы местного самоуправления и т.д.; § Обладают особой юридической силой; § Своеобразие видов конституционно-правовых норм (в КП значительно больше общерегулятивных норм, которые рассчитаны на правоприменителей – нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели, нормы-задачи); § Нормы имеют особый круг субъектов: регулируют отношения, участниками которых являются социальные общности – народ РФ в целом; § Обладают особым кругом субъектов правотворчества (больше предписаний, которые исходят от народа РФ); § Своеобразие источников – К РФ, Конституции и уставы субъектов РФ, декларации, многие ФКЗ и др.; § Особенности структуры – отсутствие трехзвенной структуры. Классификация норм КП: 1. В зависимости от территории – распространяющиеся на территорию РФ, субъектов РФ, на территорию определенных территориальных единиц, на территорию отдельных муниципальных образований. 2. В зависимости от времени – временные, постоянные. 3. Понормативной значимости – материальные, процессуальные, методические (закрепляют правила применения материальных и процессуальных норм). 4. По степени обязательности – императивные, диспозитивные, рекомендательные (разновидность диспозитивных), рамочные (предоставляют свободу выбора в каких-либо рамках – свобода выбора в императивных пределах). 5. По значимости – основные (содержат базовое право), дополнительные (конкретизируют основные и могут содержаться и в судебных решениях, которые носят прецендентный характер, в правоприменительной практике. 6. По видам выполняемых функций: Регулятивные – учреждают общественные и государственные институты, закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц; Охранительные – устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в т.ч. ответственности, вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, федеральное вмешательство в дела субъектов; Гарантийные – направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти; Коллизионные нормы - предлагают варианты разрешения юридических противоречий конкретных случаев и в спорах по поводу компетенции (ч.4 ст. 15 К РФ); Оперативные – направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм (предписание п.1 Раздела второго К РФ, гласящее, что К РФ вступает в силу со дня его официального опубликования по результатам всенародного голосования); Управомачивающие – закрепляют правовые возможности участников отношении путем установления их прав, полномочий. (ч.4 ст. 125); Обязывающие – устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Запрещающие – устанавливают обязанность лица, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения.
Вопрос № 4. Система КП. Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних. В качестве подотраслей КП рассматриваются: а) основы конституционного строя; б) права и свободы человека и гражданина; в) федеративное устройство; г) органы государственной власти (или система органов государственной власти); д) высшие формы выражения власти народа (выборы и референдум); е) основы местного самоуправления; ж) конституционное (уставное) право; з) парламентское право Такая роль КП предопределяется следующими факторами: 1. Общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права; 2. Источником является конституция РФ — основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права; 3. Устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для других отраслей права; 4. Фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права; 5. Устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами; 6. Учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности; 7. Регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов. Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФ – правовой институт, т.е. группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.
Федеральный уровень. · Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 года, вступила в силу после официального опубликования 25 декабря 1993 года. Некоторые авторы считают, что нормы международного права выше Конституции по юридической силе. Но согласно ст. 15 Конституции РФ только общепризнанные нормы международного права являются нормой прав. Такие нормы хоть и имеют силу, но как конституционно-федеральный источник. · Акты Конституционного Собрания РФ (гл 9 Конституции РФ) · Законы РФ о поправках к Конституции. Этими законами изменяется текст Конституции. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация – в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов. · ФКЗ. Принимаются по вопросам прямо предусмотренным Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето. · ФЗ. · В отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента и т. п.). · Приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). · Федеральные законы (равно как и законы субъектов РФ) как правило, являются нормативными актами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера (например, о роспуске представительного органа муниципального образования). Такие федеральные законы по своему содержанию также являются конституционно-правовыми, но рассматривать их в качестве источника права нельзя, поскольку они не содержат правовых норм как таковых (исходя из того, что правовая норма есть общеобязательное правило поведения, распространяющее свое действие на неопределенный круг лиц). · Все федеральные законы обладают одинаковой юридической силой, однако, федеральный законодатель вправе установить приоритет отдельных федеральных законов (прежде всего речь идет о кодифицированных актах) перед другими федеральными законами в определенной сфере общественных отношений (соответствующую правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.06.2004 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы). · Принимаются федеральные законы по более простой (обычной) по сравнению с федеральными конституционными законами процедуре (принимаются ГД, одобряются СФ, подписываются Президентом). · Постановления ГД, СФ. Подзаконные акты: · Указы и распоряжения Президента РФ. Следует уточнить, что указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о помиловании, об отрешении от должности главы региона и т. п.), равно как и распоряжения Президента РФ, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения. Примерами рассматриваемых источников права, в частности, являются Указы Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», от 14.11.2001 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации», о введении чрезвычайного положения в определенных местностях и др. · Постановления и распоряжения Правительства РФ. Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы; · Акты федеральных органов исполнительной власти: министерств, ведомств, служб, агенств, акты ЦИК. ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить в том числе и постановлениям Правительства РФ. Правительственными и ведомственными актами (Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и др.) могут быть, в частности, утверждены правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрационного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свободу передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и др.) гражданами, отбывающими уголовные наказания, и т. п.
Уровень субъектов: · Конституции и уставы субъектов · Законы о внесении изменений в эти акты · Законы субъектов РФ. Место этих законов в иерархической системе нормативных правовых актов РФ однозначно определить невозможно, здесь необходимо учитывать сферу правового (законодательного) регулирования. Дело в том, что приниматься они могут как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным (в том числе и принятым позднее), а в первом случае приоритет имеет региональный закон. Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования. · Акты высшего должностного лица субъекта РФ (указы и распоряжения губернатора Пермского края) · Акты высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ (постановления и распоряжения правительства края) · Акты министерств и ведомств субъектов РФ и иных органов исполнительной власти субъектов РФ. Местный уровень. · Уставы муниципальных образований · Акты представительных органов муниципальных образований (постановления Пермской Городской Думы · Акты главы муниципального образования (мэр, глава города) · Акты главы администрации · Акты исполнительных органов муниципальных образований (администрация Перми) Особенные виды источников КП: · Судебные акты (решения Конституционного суда: постановления, определения) Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов в нашей стране источником права, по общему правилу, не являются. Однако правовая природа решений Конституционного суда РФ И конституционных уставных судов принципиально иная: они носят по существу нормативный и прецедентный характер, обязательны не только для лиц, участвующих в деле (т. е. распространяются на неопределенный круг лиц), решения органов конституционной юстиции являются окончательными, их нельзя отменить в порядке апелляции, кассации, надзора, преодолеть путем повторного принятия акта, признанного неконституционным. Следовательно, решения судебных органов конституционной юстиции в Российской Федерации следует рассматривать в качестве источников конституционного права. · Декларации Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство. · Договорные источники (напр, о разграничении предметов ведения между субъектами РФ). Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11, ч. 2, 3 ст. 78). Как и международные договоры, договоры, заключенные между федеральными и региональными органами государственной власти не вступают в силу автоматически после подписания. В соответствии с Федеральными законами от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» они подлежат ратификации (утверждению) путем принятия федерального закона, что приближает данные договоры, по сути, к нормативным правовым актам.
Соотношение источников КП. Образуемая иерархическая система источников КП обеспечивает необходимое для правоприменения соотношение различных источников между собой по степени юридической силы, их приоритетности. Источники конституционного права (конституция, закон, указ и другие правовые акты) характерны практически для всех институтов конституционного права, и не следует думать, что каждому институту соответствует какая-то одна форма. Так, институт исполнительной власти регламентируется в форме конституционных норм, законов, указов Президента, решений Конституционного Суда. То же можно сказать о каждом институте. Формы конституционного права составляют систему, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жесткий порядок, чтобы предупредить войну источников. Например, Постановлением Правительства или даже законом нельзя расширять основные полномочия исполнительной власти (для этого требуется принять поправку к Конституции в соответствии с предусмотренной процедурой). Другой пример: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столицы Российской Федерации — обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых предписаний является важным условием конституционной законности. Признание того или иного акта источником права влечет за собой определенные правовые последствия. Это значит, что такой акт может порождать для граждан какие-то права и обязанности, а следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании (поскольку конкретному содержанию, как правило, соответствует своя форма), но и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод граждан, например, может осуществляться только Конституцией и только в соответствии с установленным порядком ее принятия и изменения. PS. Данный вопрос схож с вопросом 11. Поэтому далее нужно обратиться к нему и рассказать иерархию источников.
Понятие Конституции. От лат. Конституция – строение, устройство. Различают 2 подхода в определении понятия Конституции: - фактическое понимание - основные материальные нормы (Еллинек), в которых определяются реальные основополагающие общественные отношения. - юридическое понимание - есть основной нормативный правовой акт - источник права, выражающий основополагающие материальные нормы права. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий режим гос. власти и определяющий взаимоотношения с обществом и гражданами. Виды Конституции: Писанная и неписанная. Писанная Конституция представляет кодифицированный (единый) нормативный правовой акт высшей юридической силы. Некоторые авторы полагают, что писанная Конституция может быть некодифицированной. Такая Конституция состоит из нескольких основополагающих нормативных правовых актов (двух или трех). Неписанная состоит из нескольких основополагающих 2-3 нормативных правовых актов. Конституция РФ – писанная, кодифицированная (состоит из нескольких правовых актов) Конституция РФ: - писанная некодифицированная; - неписанная.
Реальная и Фиктивная. Конституция, закрепляющая основополагающие материальные нормы права, в которых выражаются реальные общественные отношения - реальная (все ее нормы воплощаются в жизнь). Фиктивная конституция содержит нормы права, которые не выражают реальные общественные отношения.
Сущность конституции раскрывается в различных научных теориях: а) естественно - правовой; б) нормативно-правовой; в) институциональной; г) марксистско-ленинская; д) теологической. В современной науке сущность конституции определяется исходя из того что в ней выражается общенародная воля и интересы. Поэтому Конституция есть основополагающий нормативно правовой акт, который, по сути, является общенародным. В общенародных конституциях закрепляются гуманистические начала организации общества и государства (приоритет прав и свобод человека, народный суверенитет, республиканизм, разделение властей, принципа правового государства).
Свойства Конституции. Сущность конституции раскрывается в ее основных свойствах. По форме принятия Конституция: Октроированные – дарованные народу монархом. Принятые самим народом (Франция, Эстония, Россия, Румыния) или специальным органом (конституционной ассамблеей). Сущность конституции заключается в том, что она: ■Выражает волю народа. ■Является основным законом государства. ■Обладает наивысшей юридической силой. ■Любая Конституция является политическим и идеологическим документом.
Важнейшие черты Конституции: ü Учредительный характер. Закрепляет механизм государственной власти. ü Легитимность. ü Стабильность – К. рассчитана на длительное действие без внесения в нее существенных изменений. Порядок внесения изменения усложнен, изменения к 1, 2 и 9 главам вообще не возможен без принятия новой Конституции (в России). Соответственно, чтобы ответить на вопрос о динамичности Конституции, необходимо говорить о таких видах К. как жесткие, смешанные, нежесткие. - Жесткие – невозможно вносить никакие изменения; - Смешанные – н-р, К. РФ. - Нежесткие – текст К. может изменяться. ü Реальность – Конституция закрепляет фактически существующие отношения. Отражает реально существующее положение дел. ü Основополагающий характер – Конституция закрепляет основные положения, регулирующие общественные отношения, а также государственное устройство. ü Народность – 1) народ сам создает предпосылки для появления новой Конституции. К. – результат деятельности народа. 2) народ может непосредственно участвовать в разработке и принятии Конституции. Юридические свойства: закрепляют признаки Конституции как основного закона. Конституция выступает как высший правовой по юридической силе акт. Имеет юридическое верховенство над остальным национальным законодательством. - база текущего законодательства. Предусмотрен особый порядок принятия и изменения Конституции.
Функции Конституции. Функции Конституции – это различные проявления ее назначения, они отражают ее роль в политике, жизни общества и граждан. 1) юридическая функция проявляется в том, что конституция – это основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений; Конституция содержит в себе нормы права. Ее нормы общеобязательны для всех. Она имеет высшую юридическую силу. Данные нормы в соответствии со ст.15 должны применяться также судами. 2) Политическая функция; Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы; 3) Внешне – политическая функция; К. имея высшую юридическую силу, является фундаментом внешне – политических отношений, т.е. в политических отношениях государства. 4) Идеологическая функция; В соответствии с Конституцией РФ ст. 13 предусмотрено идеологическое разнообразие в РФ. Конституция как документ де идеологизирован, но закрепляя определенную систему взаимоотношений Конституция закрепляет общую идеологию функционирования государства. Проявляется данная функция в преамбуле Конституции РФ. Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 4) учредительная; Конституция закрепляет то что реально существует как результат деятельности людей в определенном государстве на определенном историческом этапе и создает предпосылки для новых общественных отношений, созревших в обществе. Н-р, Конституция РСФСР и Конституция РФ Первая закрепила институт частной собственности, эк. свободы, интересы человека и гражданина, что было отражено в Конституции РФ. 5) организаторская; Закрепляя достигнутый результат, К. организует новые правила поведения в обществе в отношении между человеком, обществом и государством. К. стимулирует политическую активность. К. наделяет гос. органы, общественные объединения, граждан на деятельность в духе «Новой Конституции».
Досоветский период Становление и развитие конституционного строительства в России охватывает двухвековой период, беря свое начало в конституционных проектах первой четверти 19 века. Данные проекты можно сгруппировать по четырем напралениям: феодально-крепостническое (окружение Алексндра 1 и Карамзина); дворянско-олигархическое, нацеленное на ограничение власти монарха представительным Сенатом (Воронцовы, Державин, Мордвинов; дворянско-реформаторское, выдвигавшее разные формы представительного правления (Сперанский, Куницын, Вяземский); дворянско-революционное, рпедлагавшее в лице декабристов революционное решение конституционного вопроса о власти (Муравьев, Пестель). Проекты эти так и остались проектами. Еще одна попытка подготовки конституции в России была предпринята Александром 2. Он учредил особую комиссию во главе с Лорис-Меликовым. В 1880 году комиссия представила предложения о подготовке и принятии конституции. Но убийство Александра 2 в 1881 году остановило и это начинание. Первой писаной русской конституцией стали Основные законы Российской империи, утвержденные указом Никалая 2 23 апреля 1906 года, ограничившие монархию представительным правлением, закрепившие права и обязанности российских подданных, установившие, что империи Российская управляется н6а твердых основаниях законов. Впрочем, оценка Основных законно как первой писаной русской конституции многими не разделяется. Советский период Революция 1917 года привела к слому сложившегося в стране конституционно-государственного порядка, что отразила Конституция РСФСР 1918 года. Она легализировала классовое насилие, террор, закрепила переход власти в стране к новым органам власти – советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, формировавшихся на основе многостепенных выборов при неравенстве избирательных прав городского и сельского населения, провозгласила федеративное устройство страны, социализацию земли, национализацию средств производства, транспортов, банков. Конечно, это была Конституция лишь по названию, но не по сути. В 1922 году РСФСР, Украиной, Белоруссией, ЗСФСР в составе Азербайджана, Армении и Грузии был образован Союз Советских Социалистических Республик как новое федеративное государство. Его учредители стали в составе СССР союзными республиками – субъектами Федерации. Названные изменения получили свое закрепление в Конституции СССР от 31 января 1924 года и в Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. 5 декабря 1936 года принимается вторая по счету Конституция СССР. Вслед за ней 21 января 1937 года принята Конституция РСФСР. Данные акты провозглашали полную победу социализма, утсановление морально-политического единства советского народа в связи с ликвидацией эксплуататорских классов, господство социалистической собственности на орудия и средства производства. Упразднялась многостепенность в формировании органов представительной власти, вводились принципы всеобщих, равных, прямых, тайных выборов. Следующий этап – принятие Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года. В них заявлено о построении в стране общенародного государства. Поэтому указывалось, что народ осуществляет свою власть через советы народных депутатов, составляющие политическую основу страны. Ядром политической системы провозглашалась коммунистическая партия.
Современный период В середине 80-х годов в СССР по инициативе верховной власти начались кардинальные преобразования социально-экономических, политических отношений, в том числе децентрализация власти, укрепление прав союзных республик, демократизация политического режима, разделение властей, отказ от господства государственной собственности, характеристики государства как советского и социалистического. Преобразования, которые задумывались в качестве средства укрепления союзной государственности, в конечном счете привели к распаду СССР, превращению союзных республик, в том числе и РСФСР, в суверенные, независимые государства. Это потребовало существенного изменения конституционного законодательства. На съезде народных депутатов РСФСР, принявшем 12 июня 1990 года Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, в тот же день была образована Конституционная комиссия для разработки нового Осовного закона страны. Разработанный ею проектОсновного закона активно обсуждался в стране вплоть до 1993 года. Однако Президент Ельцын, вступив в жесткую конфронтацию со съездом народных депутатов РФ, Верховнымсоветом РФ, 20 мая 1993 года издал указ о созыве Конституционного Совещания, на которое была возложена задача подготовки проекта нового Основного закона. В течение лета и осени 1993 года конституционное совещание готовило проект Конституции. 15 октября 1993 Президент РФ своим указом назначил12 декабря 1993 года всенародный референдум по проекту Конституции РФ, подготовленному Конституционным совещанием. Новая Конституция РФ была принята и вступила в силу с 25 декабря 1993 года.
Конституция устанавливает формы государственного правления и систему органов власти РФ. Конституция РФ закрепляет суперпрезидентскую республику (Авакьян), с сильным статусом и полномочиями Президента РФ. Президент РФ является главой государства, избирается путем прямых выборов, не несет ответственности за свои присягу, обещания, действия, нарушение Конституции и законов РФ – в том плане, что его за это нельзя лишить должности (это возможно только лишь в случае совершения Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления). Президент самостоятелен в формировании Правительства РФ, а также имеет сильные полномочия в части формирования высших судов РФ, назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ и других высших должностных лиц. Президент отвечает за руководство обороной страны, утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим. Конституция закрепила наличие парламента РФ – Федерального Собрания. Возможности парламента ограничены 2 функциями – представительством народа и законотворчеством. Нижняя палата – ГД – работает на постоянной профессиональной основе, состоит из 450 депутатов. Верхняя палата – Совет Федерации – формируется по принципу вхождения в нее 2 представителей от каждого субъекта РФ. Палаты обязаны работать самостоятельно. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть. Оно отвечает за бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, социально-культурной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственно
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 5094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.012 с.) |