Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассмотрено на заседании умк института права, экономики и управления↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе ________________________Л.М. Волосникова __________ _____________ 2011 г.
ОСНОВЫ ПРАВА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» очной формы обучения. «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/О.Н.Науменко/ Рассмотрено на заседании кафедры конституционного и муниципального права Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 31 стр. Зав. кафедрой ____________________ /Г.Н. Чеботарев/ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института права, экономики и управления «»_______________ 2011, протокол № Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/ Д.В.Лазутина/ «» ___________ 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А. Федорова/ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права экономики и управления Кафедра конституционного и муниципального права
Науменко Ольга Николаевна
ОСНОВЫ ПРАВА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» очной формы обучения.
Тюменский государственный университет 2011 г.
Науменко О.Н. Основы права. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» очной формы обучения. Тюмень, 2011. 31 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Правоведение [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой конституционного и муниципального права. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. Ответственный редактор: заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Г.Н.Чеботарев.
© Тюменский государственный университет, 2011. © Науменко О.Н., 2011
Пояснительная записка 1.1..Цель дисциплины: сформировать у студентов общие теоретические знания о государственно-правовых явлениях и целостное представление о правовой системе Российской Федерации. Задачи дисциплины: - ознакомить с положениями основных отраслей российского права; - развить у студентов юридическое мышление; - воспитать уважительное отношение к праву и государству; - укрепить в сознании идею верховенства права и незыблемости закона. 1.2.Место дисциплины в структуре ООП ГСЭ.Ф «Основы права». Построение правового государства развитие институтов гражданского общества диктует необходимость подготовки специалистов с высокой правовой культурой и знанием правовых аспектов профессиональной деятельности, политической ситуации в стране, основных направлений развития государства и права. Правовые знания выступают основным средством развития личности и становления профессиональной компетентности. Успешному изучению дисциплины «Основы права» должны способствовать «входные» знания, умения, приобретенные в результате изучения предшествующих дисциплин в средней школе, таких как «Истории России», «Обществознание». 1.2.1. Знания, умения, приобретенные в результате изучения дисциплины «Основы права», будут необходимы при изучении следующих дисциплин: - административное право; - гражданское право; - конституционное право; - трудовое право. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. -способен свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9); -умение правильно применять нормы права (ПК-10); -умение разрабатывать проекты нормативные и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативно-правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15); - умение устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон по планированию деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ (ПК-28); - умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · ключевые категории и понятия теории государства и права и основных отраслей российского права; · систему российского права, отрасли права, понятие и виды правоотношений, основы гражданского процесса, арбитражного процесса, уголовного судопроизводства и других форм применения права Уметь:
Владеть: · правовым кругозором в рамках своей профессиональной деятельности
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации - зачет Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
3. Тематический план.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 3. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 4. Планирование самостоятельной работы студентов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5. Содержание дисциплины. МОДУЛЬ 1 Раздел 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Тема 1. Общие положения о государстве Основные научные подходы к понятию государства. Признаки государства. Государство в политической системе общества. Возникновение государства. Догосударственная и государственная эпохи в развитии общества. Роль экономики в возникновении государства. Основные теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, теория насилия, органическая, материалистическая. Понятие и элементы формы государства. Форма правления: понятие и виды. Форма государственного устройства: понятие и виды. Политический режим: понятие и виды. Соотношение государственно-правового и политического режимов. Общая характеристика формы государства Российской Федерации. Понятие и виды функций государства, их связь с механизмом государства. Понятие, классификация функций государства. Реализация политики и идеологии через механизм и функции государства. Правовое государство: понятие, признаки. Принципы правового государства: верховенство права, разделение властей, взаимная ответственность граждан и государства, гарантированность прав и свобод граждан, соответствие национального законодательства общепризнанным международным нормам. Гражданское общество: понятие, принципы, структура. Правовая культура и механизм построения правового государства. Правовая идеология. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Тема 2. Общая теория права Понятие права. Многозначность понятия «право». Право в системе социальных норм. Социальные нормы: понятие, виды их соотношение с правом. Право и мораль. Политика и право. Понятие и признаки позитивного права. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы. Отличие права естественного от позитивного. Связь права, государства и общества. Нормативистский, классовый, ценностный и иные подходы к пониманию права. Теории естественного права. Понятие и признаки позитивного права. Система права: понятие и структурные элементы. Вертикальное и горизонтальное строение права. Основные отрасли российского права. Понятие, признаки и структура нормы права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Связь составных частей нормы права. Форма изложения правовых норм в нормативных актах. Виды норм права.
МОДУЛЬ 2 МОДУЛЬ 3. Планы семинарских занятий. ТЕМА 2 1. Понятие и признаки права. 2. Система права: понятие и структурные элементы. Отрасли российского права. 3. Понятие, признаки и структура нормы права. 4. Понятие и классификация принципов права. 5. Функции права. ТЕМА 4 1.Понятие и признаки правоотношений. 2. Виды правоотношений. 3. Структура правоотношений. 4. Юридические факты: понятие и классификация. 5. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов правоотношений.
ТЕМА 5. 6. Понятие и принципы юридической ответственности. 7. Виды юридической ответственности. 8. Основания возникновения юридической ответственности. 9. Понятие и виды правонарушений. ТЕМА 6 1. Понятие конституционного права. 2. Понятие, структура и сущность Конституции РФ. 3. Основы конституционного строя России. 4. Основы правового статуса человека и гражданина. 5. Гражданство РФ. Способы приобретения и прекращения. 6. Государственно-территориальное устройство РФ. 7. Система государственных органов РФ. ТЕМА 7 1. Понятие и принципы административного права. 2. Понятие и виды источников административного права. 3. Субъекты административного права. 4. Органы исполнительной власти в РФ. 5. Понятие административного правонарушения, его состав и виды. 6. Административные взыскания. ТЕМА 9 1. Понятие и принципы экологического права. 2. Источники экологического права. 3. Экологические правоотношения: понятие, структура и содержание. 4. Общая характеристика экологических прав граждан. 5. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих регулирование экологопользования и охраны окружающей среды. ТЕМА 10 1. Понятие и принципы гражданского права. 2. Источники гражданского права. 3. Субъекты гражданского права. 4. Объекты гражданского права. 5. Гражданско-правовые сделки: понятие и виды. 6. Понятие и формы собственности.
ТЕМА 11 1. Понятие и принципы трудового права. 2. Источники трудового права. 3. Понятие, стороны, содержание трудового договора. 4. Рабочее время и время отдыха. 5. Система оплаты труда. 6. Трудовые споры. ТЕМА 12 7. Понятие и принципы семейного права. 8. Порядок заключения и прекращения брака. 9. Имущественные и личные неимущественные права и обязанности супругов. 10. Брачный договор: форма и содержание. 11. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные отношения. 12. Порядок усыновления в РФ.
7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля). Организация СРС направлена на выполнение всех планируемых заданий всеми студентами точно в срок и с нужным уровнем качества, что является необходимым условием формирования навыков самодисциплины и самоконтроля. Основным принципом организации СРС является комплексный подход, направленный на стимулирование у студентов следующих видов деятельности по получению компетенций: Ø Репродуктивной (тренировочный) – выполнение заданий по образцу с целью закрепления теоретических знаний, формирования умений и навыков (прочтение, просмотр, конспектирование, прослушивание, запоминание; ответы на вопросы для самопроверки; повторение учебного материала, решение типовых задач); Ø Реконструктивной (поисково-аналитической и практической) – выполнение заданий с обязательным преобразованием информации (подготовка к аудиторным занятиям, деловым играм и тематическим дискуссиям; подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских и практических занятиях; подбор литературы; выполнение контрольных работ; составление планов, конспектов, аннотаций; решение ситуационных, практических задач); Ø Творческой (научно-исследовательский) – выполнение анализа информации, получение новой информации с целью развития творческого мышления (написание рефератов, докладов; участие в научно-исследовательской работе, выполнение специальных творческих заданий; подготовка проектов и слайдовых презентаций).
1. Виды контроля СРС: - устный опрос, · - письменные работы, · - контроль с помощью технических средств и информационных систем. · Каждый из данных видов контроля выделяется по способу выявления формируемых компетенций: в процессе беседы преподавателя и студента; в процессе создания и проверки письменных материалов; путем использования компьютерных программ. · На семинарских занятиях независимо от темы занятия предусматривается подготовка студентами докладов-презентаций с использованием средств мультимедиа-проектирования и интернет-технологий.
· 2. Формы контроля СРС: o устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических, семинарских, лабораторных занятиях, представление таблиц с сопоставительным анализом данных; o решение ситуационных задач; o конспекты, выполненные по теме, изучаемой самостоятельно; o рефераты, задачи, планы, заключения; o тестирование, выполнение письменных и контрольных работ по изучаемым темам (представленные тексты контрольных, самостоятельных работ, результатов тестов). o защита докладов, рефератов, презентаций; · 3. Критерии оценки СРС: · 1) качество освоения учебного материала (умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; · 2) проработанность всех аспектов задания, оформление материала в соответствии с требованиями, соблюдение установленных сроков представления работы на проверку (степень исполнительности) · 3) степень самостоятельности, творческой активности, инициативности студентов, наличие элементов новизны в процессе выполнения заданий; · 4) объем проработанного материала в соответствии с заданным объемом; · 5) обоснованность и четкость изложения изученного материала и т.д.), достаточная компетентность автора (студента) в раскрываемых вопросах. · · Обязательным условием организации самостоятельной работы является отчетность студентов перед преподавателем о ее результатах. Итоги СРС подводятся во время контрольных недель, сроки которых определяются графиком учебного процесса, ежегодно утверждаемого проректором по учебной работе в соответствии с предложениями институтов, факультетов. МОДУЛЬ 1 ТЕМА 1 1. Контрольная работа по теме: « Догосударственная и государственная организация общества». – (1-2 балла) 2. Реферат по темам (1 балл):
Критерий: 1 балл в том случае, если реферат выполнен самостоятельно, в других случаях – 0 баллов. ТЕМА 2 1. Конспект по темам (1-2 балла):
ТЕМА 3 1. Компьютерное тестирование (1-2 балла) Критерий: 1 балл – правильно выполнено 75 % тестов, 2 балла – 90 %. 2. Иные формы (составление кроссворда) по темам (1 балл):
Критерий: 1 балл, если не менее 10 слов в кроссворде. Примерные тесты:
1. По характеру доминирующих источников современное российское право ближе к __________________ правовой системе - религиозно–традиционной - социалистической - англосаксонской - романо–германской 2. Нормативные правовые акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой, являются……….. - указами - постановлениями - подзаконными актами - законами 3. Правило поведения, сложившееся вследствие фактического применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку, обозначаются понятием …… - право - нравы - обычай - этикет 4. Нормативно-правовой акт, который может быть издан и Президентом РФ, и Правительством РФ, называется …… - распоряжением - Конституцией - законом - указом 5. Для стран с англо-саксонской системой права ведущими источниками права являются …… - судебный прецедент и обычай - конституция и договор - законы - международное право
ТЕМА 4 1. Другие формы (составление тестов) по темам (1-2 балла ):
Критерий: 1 балл – составлено 20 вопросов, 2 балла – 40 вопросов. 2. Реферат по теме (1 балл):
Критерий: 1 балл в том случае, если реферат выполнен самостоятельно, в других случаях – 0 баллов. 3. Подготовка слайдовой презентации по теме семинарского занятия (1 балл). ТЕМА 5. 1. Составление конспекта (1-2 балла) по темам:
Критерий: полнота и качество конспекта. 2. Составление таблицы (1 балл) по теме:
Критерий: полнота и качество таблицы. 3. Подготовка слайдовой презентации по теме семинарского занятия (1-2 балл). Критерий: полнота и качество презентации. МОДУЛЬ 2. ТЕМА 6 1. Компьютерное тестирование (1-2 балла) Критерий: 1 балл – правильно выполнено 75 % тестов, 2 балла – 90 %. Примерные тесты:
1. Возможность нормального сосуществования в обществе различных взглядов, идей, теорий, называется ……………… - идеологическим многообразием - правовым многообразием - экономическим многообразием - суверенитетом
2. Выборы депутатов Государственной Думы назначает ………………… - Председатель Правительства Российской Федерации - Совет Федерации - Президент Российской Федерации - Федеральное Собрание
3. Для получения гражданства РФ необходимо проживать на территории РФ с момента получения вида на жительство не менее ………………………… - 6 лет - 7 лет - 5 лет - 3 лет
4. Российская Федерация относится к республике _________________ типа - советского - смешанного - парламентского - монархического
5. Исполнение закона Российской Федерации «О государственной тайне» организует - органы исполнительной власти субъектов РФ - Правительство РФ - Конституционный суд РФ - Палаты Федерального собрания
2. Составление таблицы: «Система государственных органов РФ» (1-2 балла) Критерий: полнота и качество таблицы. 3. Деловая игра «Выборы в Тюменскую городскую думу». Студенты действуют в соответствии с нормами, предусмотренными законодательством РФ, Тюменской области и подзаконными актами МО г. Тюмень. Примерный план игры: Регистрация депутатов. Выдача карточек и бюллетеней для голосования. Обеспечение информационными материалами. 1. Начало заседания. Выступление Председателя думы прежнего созыва. Передача слова старейшему по возрасту депутату. 2. Утверждение повестки дня. 3. Заседание по повестке: Избрание Председателя. Избрание заместителей Председателя. Назначение Главы Администрации г. Тюмени. Создание постоянной комиссии. Избрание Председателя постоянной комиссии. Утверждение плана нормотворческой деятельности. Разное (о фракциях) 4. Закрытие заседания Думы. 5. Подготовка и подписание протокола заседания. Вид контроля успеваемости (максимальное количество баллов): 1) участие в игре: обсуждении, подготовке, составлении документов (3) 2) соблюдение правовых норм в ходе деловой игры (2). Критерии оценки: 1-5. ТЕМА 7 1. Реферат по темам (1 балл):
Критерий: 1 балл в том случае, если реферат выполнен самостоятельно, в других случаях – 0 баллов. 2. Составление схемы: «Органы исполнительной власти в РФ» (1-2 балла). Критерий: полнота и качество схемы. ТЕМА 8 1. Составление конспекта по темам (1-2 балла)
Критерий: полнота и качество конспекта. 2. Компьютерное тестирование (1-2 балла) Критерий: 1 балл – правильно выполнено 75 % тестов, 2 балла – 90 %. 3. Подготовка слайдовой презентации по теме семинарского занятия (1-2 балла). Критерий: полнота и качество презентации.
Примерные тесты:
1. Необходимая оборона относится к обязательствам,………. - предусматривающим наказание - исключающая преступность деяния - отягчающим ответственность - исключающим применение наказания
2. Признаком субъекта преступления не является……… - физическое лицо - вменяемость - юридическое лицо - достижение определенного возраста
3. Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с …… - условным осуждением - истечением срока давности совершения преступления - решением органов местного самоуправления - условно-досрочным освобождением
4. Преступления в сфере компьютерной информации относятся к преступлениям…… - против жизни - против личности - против мира и безопасности человека - против общественной безопасности
5. Окончательное наказание по совокупности приговоров в виде лишения свободы не может превышать ………. - 35 - 30 - 15 - 20
ТЕМА 9 1. Составление словаря по темам (1-3 балла ):
Критерий: 1 балл – 10 терминов, 2 балла – 20 терминов, 3 балла – 30 терминов. 2. Подготовка слайдовой презентации по теме семинарского занятия (1-2 балла). Критерий: полнота и качество презентации. МОДУЛЬ 3 ТЕМА 10 1. Подготовка доклада (1 балл).Внеаудиторная самостоятельная подготовка докладов по предложенным темам для выступления на семинаре в течение 7-10 минут. Количество источников: не менее 3. Темы докладов:
2. Составление конспектов по темам (1-2 балла):
Критерий: полнота и качество конспекта. 3. Письменная контрольная работа по всем вопросам темы (1-2 балла).
ТЕМА 11 1. Составление тестов по темам (1-2 балла):
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.01 с.) |