ТОП 10:

Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права.



Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права.

КП может использоваться в 3 значениях: отрасль права, юридическая наука, учебная дисциплина.

КП как отрасль права – это система внутреннесогласованных правовых норм, закрепляющих и регулирующих группу общественных отношений, которые обуславливает:

· Социально-экономическое, полит. И территориальное устройство государств;

· Осуществление основных прав и свобод человека и гражданина

· Система внутреннего самоуправления

КП регулирует общ. отношения, складывающиеся во всех сферах общества: полит., экономич., соц., дух……Предметом регулирования КП являются наиболее важные общ. отношения. Поэтому КП –базовая отрасль права.

Метод правового регулирования-это система или совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Методы:

1.Обязывания-применение норм обязывающих какой то орган или лицо осуществлять определенные действия

2.Запрета- нормы, запрещающие кому –нибудь совершать определенные действия.

3.Дозволения-разрешают совершать определенные действия органам или лицам.(ст.101 Палата представителей и совет республики могут делигировать президенту законодательные полномочия.)

КП тесно связано с другими отраслями права. Именно с КП начинается формирование национального права. В КП находятся истоки других отраслей права. Нормы КП получают дальнейшее развитие в других отраслях права, в том числе административном, гражданском, трудовом, уголовном.

Нормы КП, определяя систему органов власти, правовой статус этих органов, устанавливают основные начала административного права. КП, закрепляя различные формы собственности, определяет основы гражданско-правовых отношений.

КП, закрепляя основные принципы, определяет вектор развития текущего законодательства.

КП тесно соприкасается с политической сферой. Политика, расстановка полит. сил предопределяют содержание и развитие конституционного права, его динамизм, стабильность.

Общие и специфические признаки норм конституционного права.

Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, т.е. это нормы, которые в своей совокупности составляют конституционное право.

КП нормы имеют свойственные всем правовым нормам признаки:

1). Исходят от государства и являются выражением его воли;

2). Имеют формальную определенность, что выражается в письменной форме, наличии внутреннего строения нормы;

3). Подкрепляются силой государства

КП нормы имеют и присущие только им признаки:

1). Они включают особую сферу регулирования, что проявляется в предмете КП;

2). КП нормы имеют свои формы (источники), в которых фиксируются(Конституция, международный договор, правовой обычай, судебный или административный прецедент).

3). КП нормам присущ учредительный характер( определяют систему гос. органов, их статус и взаимоотношения, устанавливают вектор развития всех иных отраслей;

4). Субъекты не только граждане, но и такие специфические, как народ, государство, депутат, избиратель….

5), КП нормы не содержат санкцию – элемент, предусматривающий последствия неисполнения КП норм и меру юридич. Ответственности нарушителя.

КП нормы классифицируют по:

1). Юрид. Силе (зависит от того, в каком нормативном акте содержится правило поведения);

2). Методу прав. Регулирования, т.е. по способу воздействия на отношения и их участников: убеждения и принуждения. Нормы убеждения (регулятивные) ориентированы на добрую волю участников отношений. Нормы принуждения (охранительные) используют метод принуждения.

3).характеру предписаний: управомочивающие (определяют компетенцию гос. органов и основные права граждан), обязывающие (устанавливают обязанности гос. органов и граждан) и запрещающие (предусматривают правила запретительного характера).

4). Степени определенности содержащихся предписаний:

· Императивные, т.е. содержащие категорические требования

· Диспозитивные, т.е. предусматривающие различные варианты поведения;

5). Назначению в механизме прав. Регулирования: материальные и процессуальные, где матер. Определяют, что подлежит регулированию, а процесс. – как оно осуществляется (определяют порядок, формы и методы реализации норма матер. права)

6). Территории действия: действующие на всей территории РБ и действующие в пределах административно-территориальной единицы.

Институты – устойчивые группы прав. норм, регулирующих соответствующую разновидность обществен. Отношений. КП институты – определенные звенья данной отрасли, действующие во взаимосвязи.

Основной признак объединения в институт – однородность регулируемых общ. отношений.

К КП институтам относятся совокупности норм, устанавливающие основы КП строя; определяющие прав. статус человека и гражданина; избират. систему…..

 

 

Понятие конституционно-правовых отношений, их особенности.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Если обычно право не создает общественные отношения, регулирует их, то конституционно-правовые отношения создают основу для развития новых связей (отношений).

КП отношениям присущи как общие (характерные для других видов правоотношений), так и специфические черты. Общие:

1). Возникают , изменяются и прекращаются только на основе права;

2). Носят волевой характер;

3). Предполагают наличие у сторон субъективных права и юридических обязанностей;

4). Гарантируются государством и их исполнение подкрепляется принудительной силой гос-ва, созданием с его стороны соответств. условий;

Специфические черты:

1). Особенности содержания КП норм. Конституционно-правовые отношения отличаются разнообразием видов отношений, урегулированных нормами его права. Так, конституционные нормы через определение основных начал, принципов регулируют уголовные, трудовые, жилищные, налоговые и другие виды отношений.

2). особый субъектный состав (народ, государство). Основной субъект КП отношений – человек без различия, гражданин он, иностранец или апатрид.

Субъекты КП отношений не всегда равноправны.

Для возникновения КП отношений необходимо наличие: 1). Не менее 2 субъектов, 2). Нормы права, регулирующей соответствующие общ. отношения, 3). праводееспособность субъектов, 4). юрид. факт.

Правоспособность – признаваемая государством общая возможность какого-либо субъекта иметь права и обязанности, способность быть их носителем. Возникает с момента рождения и прекращается со смертью.

Дееспособность – способность субъекта осуществлять своими личными действиями права и обязанности, отвечать за свое поведение, быть участником правоотношений. Она зависит от псих. Состояния лица и возраста.

Юрид. факт – событие или действие, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. События – такие обстоятельства, которые не зависят от воли людей. Действия – жизненные обстоятельства, которые зависят от воли людей. Могут быть правомерные и неправомерные.

По характеру последствий различают правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие факты.

Для возникновения, изменения и прекращения отдельных правоотношений требуется юр. Состав, т.е. сосвкупность фактов.

Объектом КП отношений – общественные отношения. Это могут быть материальные блага (зарплата Президента, депутатов), нематериал. блага (жизнь, свобода, достоинство), поведение, действия субъектов (ответственность депутатов за совершение преступлений).

Виды КП отношений:

1). Конкретные - четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности

2). Общие – конкретно не определены субъекты, их взаимные права и обязанности

Принципы конституционного права.

Реализация норм конституционного права: понятие, особенности, формы.

Коллизии в конституционном праве: виды, способы преодоления и устранения.

Право граждан на передвижение и выбор места жительства. Порядок выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь. Закон о порядке выезда из Республики Беларусь и въезд в Республики Беларусь.

«Граждане РБ имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах РБ, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно» (ст.30 Конституции РБ).

Без свободы передвижения не может быть свободы личности. В данном случае идет речь о свободе передвижения граждан РБ, иностранцы и лица без гр ограничены в праве на иммиграцию в рб.

Согласно статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах( ратифицированного рб), каждому, кто находится на территории госва, принадлежит право передвижения и выбора места жительства. Каждый имеет право покидать страну, в том числе и собственную. Никто не может быть лишен права на въезд в собственную страну.

Граждане РБ вправе приобретать квартиры и дома в любых населенных пунктах РБ, независимо от постоянного места жительства. Аналогичное право имеют иностранцы и лица без гр, постоянно проживающие в РБ и имеющие законный источник к существованию. Иностранцы, не проживающие, реализуют это право в соответствии с международными договорами. Граждане Рос. Фед. Вправе приобретать собственность наравне с гражданами РБ.

У нанимателя есть право приема на работу граждан РБ независимо от места жительства.

Гражданин не может быть лишен права на выезд из РБ. Это право в соответствии с законом ( о порядке выезда в РБ и въезда в РБ граждан РБ) может лишь быть временно ограничено.

1) если он владеет сведениями, составляющими гос тайну

2) против него возбуждено уголовное дело

3) осужден за совершение преступления

4) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом

5) к нему предъявлен иск

6) сообщил ложные сведения при оформлении документов

7) приписан к призывному участку и подлежит призыву на срочную военную службу

Граждане, признанные судом недееспособными могут выезжать только в сопровождении законных представителей.

Ограничение свободы передвижения может быть обусловлено целями, указанными в ст 27 конституции, предотвращение беспорядков, эпидемии, защитой подростков от безнадзорности и предотвращении уголовно-наказуемых деяний.

34. Право граждан самостоятельно определять отношение к религии. Закон Республики Беларусь "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях".

Создание и деятельность религиозных организаций регулируются Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 17декабря 1992 года, в редакции Закона от 31 октября 2002 г.

Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

Религиозные организации имеют следующие признаки:

1) вероисповедание;

2) разработанная культовая практика;

3) проведение богослужений;

4) религиозное просвещение и воспитание своих последователей.

Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь.

Религиозной общиной признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Религиозные общины образуются по инициативе не менее двадцати граждан Республики Беларусь, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории.

Религиозным объединением признается объединение религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов). Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет. Религиозные объединения действуют через свои органы управления.

Республиканским признается религиозное объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей Республики Беларусь. Деятельность республиканского религиозного объединения распространяется на территорию деятельности входящих в него религиозных общин.

Республиканское религиозное объединение имеет право создавать местные религиозные объединения из религиозных общин, действующих в одной или нескольких областях. Деятельность местных религиозных объединений распространяется на территорию деятельности входящих в них религиозных общин.

35. Право граждан на получение, хранение и распространение информации. Закон Республики Беларусь "Об информации".

Содержание личных прав и свобод человека и гражданина.

Личные права и обязанности являются по своей сущности правами человека и напрямую не связаны с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гарантии личных прав – наиболее широко определенныеКонституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которыеприсущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни,свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с егоиндивидуальной, частной жизнью.

Виды прав:

· На жизнь Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.· Свобода, неприкосновенность и достоинство личности Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.На личную жизнь - В качестве гарантии необходимо рассмотреть ивозможность компенсации в случае нарушения данных прав – в таких случаях, всоответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненногогражданину незаконными действиями органов дознания, предварительногоследствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-компенсационныемеры.· Неприкосновенность жилища - Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда,содействием гражданам в приобретении жилья.

 

· Свобода передвижения и выбор места жительства в пределах РБ, право покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно

· Право на определение отношения к религии

· Свобода мнений и убеждений

· Право на национальную принадлежность, пользование родным языком

· На судебную защиту

· На юридическую помощь

· На защиту международных организаций

· На тайну личной корреспонденции, телефонных и иных сообщений

Избирательный процесс.

Избирательный процесс – это урегулированная законом деятельность по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс состоит из стадий:

1) назначение выборов;

2) установление избирательных округов и создание избирательных комиссий;

3) выдвижение и регистрация кандидатов;

4) агитационная кампания;

5) голосование;

6) установление результатов голосования.

7) опубликование результатов выборов.

Избирательные округа – это территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания кандидатов в представительные органы. В Республике Беларусь численность избирателей в избирательном округе определяется исходя из числа граждан, обладающих избирательным правом, проживавших на территории, входящей в избирательный округ, при проведении последних выборов или референдума. Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей: отклонение числа избирателей в избирательном округе не может превышать 10 процентов.

Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, отзыву депутата территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования.

Подготовку и проведение выборов в Республике Беларусь обеспечивают Центральная комиссия, а также соответствующие избирательные комиссии.

Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Избранным считается кандидат в получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

63. Избирательные округа, их виды и порядок образования. Избирательные участки.

Избирательные округа – это, по существу, избирательная территориальная единица.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Для выборов депутатов Палаты представителей на территории РБ образуется 110 избирательных округов примерно с равной численностью избирателей, с учетом административно-территориального деления республики.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа в пределах норм, установленных Избирательным кодексом, исходя из численности населения, территории и других местных условий, с учетом административно-территориального деления. Так, по выборам в областной Совет депутатов образуется от 40 до 60 избирательных округов, по выборам в сельский, поселковый Совет депутатов – от 11 до 15 (подробнее см. ст. 15 Избирательного кодекса). От каждого избирательного округа избирается один депутат.

Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах депутатов территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования. Они образуются не позднее чем за 2 месяца до выборов с числом избирателей не менее 20 и не более 3000. Избиратели в 10-дневный срок должны быть информированы о границах каждого избирательного участка и месте нахождении участковой избирательной комиссии, а также помещения для голосования.

64. Избирательные комиссии, их виды, порядок образования.

Организацию и проведение выборов проводят избирательные комиссии. Избирательная комиссия- коллегиальный, орган организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
По территории действия они подразделяются:
- Центральную комиссию по выборам
-территориальные избир комиссии
-окружные избир комиссии
-участковые избир комисси
Систему избирательных комиссий возглавляет Центральная комиссия по выборам. Центральная комиссия по выборам- коллегиальный, орган организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов, является юр лицом, имеет печать с изображением герба и счет в банке.
Она в пределах своих полномочий организует проведение выборов Президента, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов и других лиц, избираемых на гос должности народом, обеспечивает проведение республиканских референдумов, решает вопросы связанные с организацией отзывов депутатов Палаты представителей, членов совета Республики и осуществляет контроль на всей территории РБ за проведением выборов.

Повторные выборы.

Повторные выборы проводятся, если:

- в первом туре баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимого количества голосов избирателей;

- выбыли все кандидаты;

- при проведении первого тура выборов или второго тура голосования выборы были признаны несостоявшимися или недействительными;

- во втором туре голосования остался для баллотирования один кандидат , который не набрал необходимого количества голосов избирателей (более 50% избирателей, принявших участие в голосовании).

Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов проводятся в порядке и в сроки, установленные Избирательным кодексом.

Повторные выборы считаются состоявшимися:

1. При выборах Президента - если в первом туре повторных выборов и во втором туре голосования приняло участие более 50% от общего числа избирателей.

2. При выборах депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов – в первом туре – более 50%, а во втором – более 25% избирателей, включенных в списки для голосования.

Избранным в первом туре повторных выборов считается кандидат, получивший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избранным во втором туре голосования считается кандидат:

1. При выборах Президента – получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

2. При выборах депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов – получивший большее число голосов.

Согласно ст.70 Конституции Республики Беларусь расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства (республиканского или местного бюджета соответственно). В случаях, предусмотренных законом, расходы на эти цели могут осуществляться за счет средств политических партий, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и граждан Республики Беларусь, проживающих на соответствующей территории. Они могут вносить свои денежные средства во внебюджетный фонд, создаваемый Центральной комиссией для дополнительного финансирования выборов. Иную материальную помощь они оказывать не вправе.

Участие иностранных государств, предприятий, организаций, иностранных граждан, международных предприятий и организаций, а также предприятий РБ с иностранными инвестициями в финансировании и другой материальной помощи при подготовке и проведении выборов запрещается.

Согласно ст. 71 Конституции Республики Беларусь, в период чрезвычайного или военного положения выборы не проводятся.

Палаты

a) Палата Представителей(нижняя) – состоит из 110 депутатов, избирается гражданами путем прямых выборов

b) Совет Республики, кот. является палатой территориального представительства и включает по 8 членов от каждой области и г. Минска, и 8 членов назначается Президентом. Члены СР избираются путем непрямых выборов – совместным заседанием президиума.

Срок деятельности Парламента – 4 года.

Парламентская ответственность Правительства Республики Беларусь: конституционные основы. Взаимоотношения с Президентом и Парламентом департамента: порядок их формирования. Компетенция. Подотчетность, виды избирательных правовых актов.

Итак, в чем же выражается подотчетность Правительства Президенту?

- структуру Правительства определяет Президент (ст. 84 Конституции);

- Президент назначает на должность Премьер-министра;

- назначает и освобождает от нее заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства;

- принимает решение об отставке Правительства;

- может председательствовать на заседаниях Совета Министров;

- Президент имеет право отменить акты Правительства;

- др.

Ответственность Правительства перед Парламентом означает:

- Парламент дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

- в течение 2 месяцев после своего назначения Премьер-министр обязан представить для обсуждения Парламенту программу Правительства;

- Парламент в лице Палаты представителей может одобрить или отклонить эту программу. Повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

Министерства, государственные комитеты.

Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

1) народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

3) взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

4) разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

5) единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

6) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

7) выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;

8) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

9) сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

10) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Граждане, проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Учреждение органа территориального общественного самоуправления, избрание его членов и утверждение устава осуществляется на общем собрании граждан по месту жительства.

Общественные комитеты граждан по месту жительства избираютсясрокомна два с половиной года. Ихзаседаниясозываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал и правомочны при наличии более половины состава.

Комитеты подотчетны:

- избравшим их собраниям граждан,

- соответствующим Советам;

- соответствующим исполнительным органам.

Орган территориального общественного самоуправления в месячный срок со дня его учреждения на собрании регистрируется в соответствующем исполнительном комитете (местной администрации), куда предоставляются:

- заявление и регистрации, оформленное в установленном порядке;

- устав;

- протокол собрания;

- общий список участников собрания;

- иные документы, предусмотренные законодательством.

Орган территориального общественного самоуправления вправе:

- вносить на рассмотрение Совета, исполкома, местной администрации предложения по любым вопросам местного значения;

- принимать от Советов, исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц во владение и пользование строения, помещения, игровые и спортивные площадки и другое имущество;

- созывать собрания граждан на соответствующей территории;

- собирать заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц и направлять их на развитие социальной инфраструктуры территории, проведение культурно-массовых или оздоровительных мероприятий;

- контролировать на общественных началах работу учреждений или предприятий сферы обслуживания населения;

Ликвидация органа территориального общественного самоуправления осуществляется в связи с истечением срока его полномочий или иных случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Решение о досрочном прекращении полномочий данного органа принимается Советом соответствующей административно-территориальной единицы или собранием граждан, а о приостановлении его деятельности – исполком или местная администрация.

В Республике Беларусь в настоящее время зарегистрировано около 26 000 органов территориального общественного самоуправления (Народная газета от 2.10.2002 г.)

Другой формой прямого участия населения в решении государственных и общественных дел является проведение собраний граждан по месту их жительства.

Инициаторами созыва собраний могут выступать:

- Советы депутатов;

- исполкомы (местные администрации);

- органы территориального общественного самоуправления;

- граждане.

Собрание правомочно, если в нем принимает участие не менее 25% граждан, достигших 18 лет и проживающих на данной территории.

С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, предприятий, организаций и учреждений.

Участники собрания вправе:

- обсуждать любые вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или рекомендации;

- создавать и упразднять органы территориального общественного самоуправления;

- участвовать в предварительном обсуждении и подготовке проектов решений органов местного управления и самоуправления;

- др.

Решения собрания, в том числе собрания уполномоченных, принимаются большинством голосов его участников и оформляются протоколом. В случае несоответствия решения собрания законодательству его исполнение может быть приостановлено исполкомом, а само решение отменено соответствующим Советом депутатов с последующим сообщением об этом собранию граждан.

Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права.

КП может использоваться в 3 значениях: отрасль права, юридическая наука, учебная дисциплина.

КП как отрасль права – это система внутреннесогласованных правовых норм, закрепляющих и регулирующих группу общественных отношений, которые обуславливает:

· Социально-экономическое, полит. И территориальное устройство государств;

· Осуществление основных прав и свобод человека и гражданина

· Система внутреннего самоуправления

КП регулирует общ. отношения, складывающиеся во всех сферах общества: полит., экономич., соц., дух……Предметом регулирования КП являются наиболее важные общ. отношения. Поэтому КП –базовая отрасль права.

Метод правового регулирования-это система или совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Методы:

1.Обязывания-применение норм обязывающих какой то орган или лицо осуществлять определенные действия

2.Запрета- нормы, запрещающие кому –нибудь совершать определенные действия.

3.Дозволения-разрешают совершать определенные действия органам или лицам.(ст.101 Палата представителей и совет республики могут делигировать президенту законодательные полномочия.)

КП тесно связано с другими отраслями права. Именно с КП начинается формирование национального права. В КП находятся истоки других отраслей права. Нормы КП получают дальнейшее развитие в других отраслях права, в том числе административном, гражданском, трудовом, уголовном.

Нормы КП, определяя систему органов власти, правовой статус этих органов, устанавливают основные начала административного права. КП, закрепляя различные формы собственности, определяет основы гражданско-правовых отношений.

КП, закрепляя основные принципы, определяет вектор развития текущего законодательства.

КП тесно соприкасается с политической сферой. Политика, расстановка полит. сил предопределяют содержание и развитие конституционного права, его динамизм, стабильность.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.031 с.)