Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия избирательного права и избирательной системы, их соотношение.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Избирательная система - это установленный нормами права порядок организации и проведения выборов в представительные органы. Данный термин используют также в более узком смысле: это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов выборов. Избирательное право имеет также два назначения: объективное и субъективное. В объективном смысле избирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов в государстве. Следовательно, избирательное право (в объективном смысле) и избирательная система (в широком смысле) схожи по своему содержанию. Субъективное избирательное право – это совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах. В этом значении избирательное право подразделяют на: - активное избирательное право, т.е. право граждан избирать; - пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным. Следует подчеркнуть, что только при условии проведения свободных и честных выборов можно говорить о том, что воля народа, как единственного источника власти, и полученные результаты голосования совпадают. Задача обеспечения свободных и честных выборов всегда стояла и стоит на персом месте во всех государствах, в том числе и в нашем. Анализ Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, принятой Советом Межпарламентского союза в марте 1994 года, свидетельствует, что выборы должны основываться на таких общепризнанных принципах, как всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. В Конституции Республики Беларусь эти важнейшие международные принципы выборов, включая их свободный характер, закреплены. Сейчас важно, чтобы они были наполнены нормами, которые наиболее точно соответствуют нынешнему пониманию демократии, а практика проведения выборов полностью отвечала требованиям законодательства. Принципы избирательной системы – это основные руководящие начала, соблюдения которых делает выборы легальными, т.е. законными. Итак, рассмотрим принципы избирательной системы подробнее. 1. Всеобщность избирательного права граждан (ст.64 Конституции Республики Беларусь). Этот принцип означает, что все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право). Круг граждан, не допускаемых к участию в выборах, определен Конституцией. Так, в выборах не могут участвовать: 1. лица, признанные судом недееспособными; 2. лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, 3. лица, в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей (сами они могут быть избраны в представительные органы). Принцип всеобщности избирательного права означает, что в выборах принимают участие все социальные группы и слои граждан, независимо от профессиональной принадлежности, занимаемой должности, вероисповедания, а также то, что все граждане, которые достигли определенного возраста, могут быть избранными в состав соответствующих Советов депутатов. - Принцип гласности (ст.13 Избирательного кодекса) Его сущность состоит в том, что ход избирательной компании на всех ее стадиях должен широко доводиться до сведения граждан. Избирательные комиссии должны информировать граждан о ходе создания избирательных округов, регистрации кандидатов в депутаты, определении результатов выборов. Средства массовой информации должны широко освещать ход избирательной компании, предоставлять кандидатам возможность выступить со своей программой и т.д. В день выборов в помещениях для голосования вправе присутствовать депутаты, представители политических партий, общественных объединений, средств массовой информации, доверенные лица кандидатов, а также наблюдатели от иностранных государств и международных организаций. - Принцип состязательности кандидатов в депутаты. Он означает, что по избирательному округу может быть выдвинуто любое количество кандидатов в депутаты, каждый из которых может представить свою предвыборную программу, за которую имеет право вести соответствующую агитацию. Кандидаты состязаются не только по предвыборным программам, но и в личных качествах. - Принцип несовместимости статуса депутата со служебным положением (ст.59 Избирательного кодекса). Так, в целях ликвидации влияния со стороны должностных лиц на работу представительных органов власти, судьи, а также другие лица, назначаемые на должность Президентом РБ или по согласованию с ним, не могут быть одновременно депутатами. Конституционные принципы избирательной системы Республики Беларусь. 2. Принципы равенства избирательных прав (ст.66 Конституции). Он означает, что выборы всех депутатов являются равными в том смысле, что все избиратели равны в своем праве избирать и быть избранными. Каждый из них имеет один голос, равное право на выражение своего мнения. Все кандидаты в депутаты должны иметь равные возможности предвыборной агитации, встреч с избирателями, выступлений в трудовых коллективах, по радио, телевидению, в печати и сами принимать участие в голосовании. Принцип равенства означает также равные права в избирательной компании для мужчин и женщин, представителей разных партий, общественных организаций. 3. Принцип прямого избирательного права (ст.67 Конституции РБ). В данной статье речь идет только о прямых выборах, т.е. когда граждане сами непосредственно избирают депутатов путем подачи своего голоса. Путем прямых выборов избирается Президент (ст. 81 Конституции), депутаты Палаты представителей и местных Советов депутатов. Наряду с прямыми Конституция предусматривает формирование Совета Республики Национального собрания путем косвенных выборов (ст. 91), т.е. когда избиратель избирает депутатов Советов базового уровня, которые в свою очередь в установленном порядке избирают на своих заседаниях членов Совета Республики (об этом подробнее вы узнаете из темы №9 нашего курса). 4. Принцип тайного голосования (ст.68 Конституции РБ). Голосование является тайным при условии исключения внешнего контроля за волеизъявлением голосующих. 6. Принцип свободы выборов (ст.65 Конституции РБ). Этот принцип означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Наряду с общепринятыми принципами можно назвать новые принципы, которые обогащают демократическое содержание избирательных норм. К ним можно отнести гласность, состязательность кандидатов в депутаты, несовместимость статуса депутата с должностным положением, общественный контроль за соблюдением процедуры выборов, юридическая защищенность избирателя и кандидата в депутаты. Избирательный процесс. Избирательный процесс – это урегулированная законом деятельность по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс состоит из стадий: 1) назначение выборов; 2) установление избирательных округов и создание избирательных комиссий; 3) выдвижение и регистрация кандидатов; 4) агитационная кампания; 5) голосование; 6) установление результатов голосования. 7) опубликование результатов выборов. Избирательные округа – это территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания кандидатов в представительные органы. В Республике Беларусь численность избирателей в избирательном округе определяется исходя из числа граждан, обладающих избирательным правом, проживавших на территории, входящей в избирательный округ, при проведении последних выборов или референдума. Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей: отклонение числа избирателей в избирательном округе не может превышать 10 процентов. Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, отзыву депутата территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования. Подготовку и проведение выборов в Республике Беларусь обеспечивают Центральная комиссия, а также соответствующие избирательные комиссии. Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Избранным считается кандидат в получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. 63. Избирательные округа, их виды и порядок образования. Избирательные участки. Избирательные округа – это, по существу, избирательная территориальная единица. Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь. Для выборов депутатов Палаты представителей на территории РБ образуется 110 избирательных округов примерно с равной численностью избирателей, с учетом административно-территориального деления республики. Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа в пределах норм, установленных Избирательным кодексом, исходя из численности населения, территории и других местных условий, с учетом административно-территориального деления. Так, по выборам в областной Совет депутатов образуется от 40 до 60 избирательных округов, по выборам в сельский, поселковый Совет депутатов – от 11 до 15 (подробнее см. ст. 15 Избирательного кодекса). От каждого избирательного округа избирается один депутат. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах депутатов территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования. Они образуются не позднее чем за 2 месяца до выборов с числом избирателей не менее 20 и не более 3000. Избиратели в 10-дневный срок должны быть информированы о границах каждого избирательного участка и месте нахождении участковой избирательной комиссии, а также помещения для голосования. 64. Избирательные комиссии, их виды, порядок образования. Организацию и проведение выборов проводят избирательные комиссии. Избирательная комиссия- коллегиальный, орган организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.008 с.) |