Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие и специфические признаки норм конституционного права.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, т.е. это нормы, которые в своей совокупности составляют конституционное право. КП нормы имеют свойственные всем правовым нормам признаки: 1). Исходят от государства и являются выражением его воли; 2). Имеют формальную определенность, что выражается в письменной форме, наличии внутреннего строения нормы; 3). Подкрепляются силой государства КП нормы имеют и присущие только им признаки: 1). Они включают особую сферу регулирования, что проявляется в предмете КП; 2). КП нормы имеют свои формы (источники), в которых фиксируются(Конституция, международный договор, правовой обычай, судебный или административный прецедент). 3). КП нормам присущ учредительный характер(определяют систему гос. органов, их статус и взаимоотношения, устанавливают вектор развития всех иных отраслей; 4). Субъекты не только граждане, но и такие специфические, как народ, государство, депутат, избиратель…. 5), КП нормы не содержат санкцию – элемент, предусматривающий последствия неисполнения КП норм и меру юридич. Ответственности нарушителя. КП нормы классифицируют по: 1). Юрид. Силе (зависит от того, в каком нормативном акте содержится правило поведения); 2). Методу прав. Регулирования, т.е. по способу воздействия на отношения и их участников: убеждения и принуждения. Нормы убеждения (регулятивные) ориентированы на добрую волю участников отношений. Нормы принуждения (охранительные) используют метод принуждения. 3).характеру предписаний: управомочивающие (определяют компетенцию гос. органов и основные права граждан), обязывающие (устанавливают обязанности гос. органов и граждан) и запрещающие (предусматривают правила запретительного характера). 4). Степени определенности содержащихся предписаний: · Императивные, т.е. содержащие категорические требования · Диспозитивные, т.е. предусматривающие различные варианты поведения; 5). Назначению в механизме прав. Регулирования: материальные и процессуальные, где матер. Определяют, что подлежит регулированию, а процесс. – как оно осуществляется (определяют порядок, формы и методы реализации норма матер. права) 6). Территории действия: действующие на всей территории РБ и действующие в пределах административно-территориальной единицы. Институты – устойчивые группы прав. норм, регулирующих соответствующую разновидность обществен. Отношений. КП институты – определенные звенья данной отрасли, действующие во взаимосвязи. Основной признак объединения в институт – однородность регулируемых общ. отношений. К КП институтам относятся совокупности норм, устанавливающие основы КП строя; определяющие прав. статус человека и гражданина; избират. систему…..
Понятие конституционно-правовых отношений, их особенности. Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Если обычно право не создает общественные отношения, регулирует их, то конституционно-правовые отношения создают основу для развития новых связей (отношений). КП отношениям присущи как общие (характерные для других видов правоотношений), так и специфические черты. Общие: 1). Возникают, изменяются и прекращаются только на основе права; 2). Носят волевой характер; 3). Предполагают наличие у сторон субъективных права и юридических обязанностей; 4). Гарантируются государством и их исполнение подкрепляется принудительной силой гос-ва, созданием с его стороны соответств. условий; Специфические черты: 1). Особенности содержания КП норм. Конституционно-правовые отношения отличаются разнообразием видов отношений, урегулированных нормами его права. Так, конституционные нормы через определение основных начал, принципов регулируют уголовные, трудовые, жилищные, налоговые и другие виды отношений. 2). особый субъектный состав (народ, государство). Основной субъект КП отношений – человек без различия, гражданин он, иностранец или апатрид. Субъекты КП отношений не всегда равноправны. Для возникновения КП отношений необходимо наличие: 1). Не менее 2 субъектов, 2). Нормы права, регулирующей соответствующие общ. отношения, 3). праводееспособность субъектов, 4). юрид. факт. Правоспособность – признаваемая государством общая возможность какого-либо субъекта иметь права и обязанности, способность быть их носителем. Возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Дееспособность – способность субъекта осуществлять своими личными действиями права и обязанности, отвечать за свое поведение, быть участником правоотношений. Она зависит от псих. Состояния лица и возраста. Юрид. факт – событие или действие, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. События – такие обстоятельства, которые не зависят от воли людей. Действия – жизненные обстоятельства, которые зависят от воли людей. Могут быть правомерные и неправомерные. По характеру последствий различают правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие факты. Для возникновения, изменения и прекращения отдельных правоотношений требуется юр. Состав, т.е. сосвкупность фактов. Объектом КП отношений – общественные отношения. Это могут быть материальные блага (зарплата Президента, депутатов), нематериал. блага (жизнь, свобода, достоинство), поведение, действия субъектов (ответственность депутатов за совершение преступлений). Виды КП отношений: 1). Конкретные - четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности 2). Общие – конкретно не определены субъекты, их взаимные права и обязанности Источники конституционного права, их общая характеристика. Источники конституционного права – внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Источниками конституционного права РБ являются нормативные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного лица в пределах компетенции или путем референдума с соблюдением процедуры установленной законодательством РБ, содержащий общеобязательные правила поведения и рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Система нормативно-правовых актов в нашей республике определяются Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определенны органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Нормативно-правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг людей и неоднократное применение. Иерархия н-пр. актов: Конституция, междунар. Договоры, законы, декреты и указы Президента, постановления Правительства, н-пр. акты министерств и ведомств, акты, принятые местными органами гос. Власти. РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Конституция – Основной закон страны, главный источник КП. Конституц. Законы: законы о внесении изменений и дополнений, о введении в действие Конституции, акты о толковании Конституции. Программные законы – законы, принятые в установленном законом порядке и по определенным вопросам: законы о осн. Направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине. Кодекс – закон, обеспечивающий полное системное регулирование опред. Области общ. отношений. Обычные законы регулируют вопросы гос. И общ. жизни, носят комплексныйхарактер Контроль за конституционностью норм. актов осуществляет Конституц. суд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.152 (0.009 с.) |