ТОП 10:

Общие и специфические признаки норм конституционного права.



Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, т.е. это нормы, которые в своей совокупности составляют конституционное право.

КП нормы имеют свойственные всем правовым нормам признаки:

1). Исходят от государства и являются выражением его воли;

2). Имеют формальную определенность, что выражается в письменной форме, наличии внутреннего строения нормы;

3). Подкрепляются силой государства

КП нормы имеют и присущие только им признаки:

1). Они включают особую сферу регулирования, что проявляется в предмете КП;

2). КП нормы имеют свои формы (источники), в которых фиксируются(Конституция, международный договор, правовой обычай, судебный или административный прецедент).

3). КП нормам присущ учредительный характер( определяют систему гос. органов, их статус и взаимоотношения, устанавливают вектор развития всех иных отраслей;

4). Субъекты не только граждане, но и такие специфические, как народ, государство, депутат, избиратель….

5), КП нормы не содержат санкцию – элемент, предусматривающий последствия неисполнения КП норм и меру юридич. Ответственности нарушителя.

КП нормы классифицируют по:

1). Юрид. Силе (зависит от того, в каком нормативном акте содержится правило поведения);

2). Методу прав. Регулирования, т.е. по способу воздействия на отношения и их участников: убеждения и принуждения. Нормы убеждения (регулятивные) ориентированы на добрую волю участников отношений. Нормы принуждения (охранительные) используют метод принуждения.

3).характеру предписаний: управомочивающие (определяют компетенцию гос. органов и основные права граждан), обязывающие (устанавливают обязанности гос. органов и граждан) и запрещающие (предусматривают правила запретительного характера).

4). Степени определенности содержащихся предписаний:

· Императивные, т.е. содержащие категорические требования

· Диспозитивные, т.е. предусматривающие различные варианты поведения;

5). Назначению в механизме прав. Регулирования: материальные и процессуальные, где матер. Определяют, что подлежит регулированию, а процесс. – как оно осуществляется (определяют порядок, формы и методы реализации норма матер. права)

6). Территории действия: действующие на всей территории РБ и действующие в пределах административно-территориальной единицы.

Институты – устойчивые группы прав. норм, регулирующих соответствующую разновидность обществен. Отношений. КП институты – определенные звенья данной отрасли, действующие во взаимосвязи.

Основной признак объединения в институт – однородность регулируемых общ. отношений.

К КП институтам относятся совокупности норм, устанавливающие основы КП строя; определяющие прав. статус человека и гражданина; избират. систему…..

 

 

Понятие конституционно-правовых отношений, их особенности.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Если обычно право не создает общественные отношения, регулирует их, то конституционно-правовые отношения создают основу для развития новых связей (отношений).

КП отношениям присущи как общие (характерные для других видов правоотношений), так и специфические черты. Общие:

1). Возникают , изменяются и прекращаются только на основе права;

2). Носят волевой характер;

3). Предполагают наличие у сторон субъективных права и юридических обязанностей;

4). Гарантируются государством и их исполнение подкрепляется принудительной силой гос-ва, созданием с его стороны соответств. условий;

Специфические черты:

1). Особенности содержания КП норм. Конституционно-правовые отношения отличаются разнообразием видов отношений, урегулированных нормами его права. Так, конституционные нормы через определение основных начал, принципов регулируют уголовные, трудовые, жилищные, налоговые и другие виды отношений.

2). особый субъектный состав (народ, государство). Основной субъект КП отношений – человек без различия, гражданин он, иностранец или апатрид.

Субъекты КП отношений не всегда равноправны.

Для возникновения КП отношений необходимо наличие: 1). Не менее 2 субъектов, 2). Нормы права, регулирующей соответствующие общ. отношения, 3). праводееспособность субъектов, 4). юрид. факт.

Правоспособность – признаваемая государством общая возможность какого-либо субъекта иметь права и обязанности, способность быть их носителем. Возникает с момента рождения и прекращается со смертью.

Дееспособность – способность субъекта осуществлять своими личными действиями права и обязанности, отвечать за свое поведение, быть участником правоотношений. Она зависит от псих. Состояния лица и возраста.

Юрид. факт – событие или действие, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. События – такие обстоятельства, которые не зависят от воли людей. Действия – жизненные обстоятельства, которые зависят от воли людей. Могут быть правомерные и неправомерные.

По характеру последствий различают правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие факты.

Для возникновения, изменения и прекращения отдельных правоотношений требуется юр. Состав, т.е. сосвкупность фактов.

Объектом КП отношений – общественные отношения. Это могут быть материальные блага (зарплата Президента, депутатов), нематериал. блага (жизнь, свобода, достоинство), поведение, действия субъектов (ответственность депутатов за совершение преступлений).

Виды КП отношений:

1). Конкретные - четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности

2). Общие – конкретно не определены субъекты, их взаимные права и обязанности

Источники конституционного права, их общая характеристика.

Источники конституционного права – внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Источниками конституционного права РБ являются нормативные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного лица в пределах компетенции или путем референдума с соблюдением процедуры установленной законодательством РБ, содержащий общеобязательные правила поведения и рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Система нормативно-правовых актов в нашей республике определяются Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определенны органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Нормативно-правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг людей и неоднократное применение.

Иерархия н-пр. актов: Конституция, междунар. Договоры, законы, декреты и указы Президента, постановления Правительства, н-пр. акты министерств и ведомств, акты, принятые местными органами гос. Власти.

РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Конституция – Основной закон страны, главный источник КП.

Конституц. Законы: законы о внесении изменений и дополнений, о введении в действие Конституции, акты о толковании Конституции.

Программные законы – законы, принятые в установленном законом порядке и по определенным вопросам: законы о осн. Направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине.

Кодекс – закон, обеспечивающий полное системное регулирование опред. Области общ. отношений.

Обычные законы регулируют вопросы гос. И общ. жизни, носят комплексныйхарактер

Контроль за конституционностью норм. актов осуществляет Конституц. суд







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.21.4.239 (0.013 с.)