Институты конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институты конституционного права



Права в системе права?

КП РФ – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основополагающие общественные отношения между человеком, обществом и государством.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения – системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

Таким образом, Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям. Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.

 

Институты конституционного права

Институт права - это совокупность норм права, которые регулируют определенный круг однородное, одно порядковое общественное отношения и образовывают однородную группу. Это в полной мере касается и конституционно-правового института, нормы которого отмечаются определенной автономией, объединяются на основе определенных принципов и методов, отличаются относительной самостоятельностью правового регулирования. Различают отраслевые и межотраслевые правовые институты. Так, отраслевыми конституционными институтами есть: институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.п.. Примером межотраслевого института может быть институт собственности.

 

Конституционные институты различаются по смыслу, структурой, методами и задачами правового регулирования. Среди них есть надинституты, которые охватывают значительный круг общественного отношения и включают в своего состава ряд других институтов (подинститутов), которые, в свою очередь, могут иметь более мелкие структурные подразделы. Такими надиститутами можно считать институты власти народа, государственного суверенитета, государственной власти и т.п..

Таким образом, конституционно-правовой институт - это функционально отделенная, внутренне стабильная подсистема взаимосвязанных правовых норм. Это - главный подраздел конституционной области права, что является системой институтов права и охватывает не один, а несколько разновидности правоотношения, однородное по своему смыслу и методами правового влияния.

Система источников конституционного права РФ

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.

Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов.

В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

Конституция РФ по сравнению с другими источниками имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции России.

В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

Значение Конституции как основного источника отрасли определяется тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридически значимой форме устанавливаются цели, которые общество перед собой ставит, и принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция РФ как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы РФ - федеральные законы. Закон - наиболее распространённая форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

Источниками выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это Указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов РФ относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Все они должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

4. Понятие конституции, ее сущность, содержание, функции и юридические

Свойства.

1. Понятие Конституции.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:

выступает в качестве основного закона государства;

обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);

выполняет роль основы всей правовой системы страны;

стабильна.

Иногда к свойствам (чертам) конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

Содержание Конституций

Как правило, все конституционные акты сходны по своему содержанию. Они включают в себя следующие положения:

· Определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и ее отношения к гражданам.

· Обязанности и основные права граждан — гражданские свободы.

К ним относятся следующие гражданские права и обязанности:

· Право личной неприкосновенности, то есть контроль суда над арестами, обысками, тайна частной переписки.

· Свобода труда и передвижения, т. е. отмена полицейской паспортной системы.

· Свобода совести.

· Свобода слова и печати.

· Гражданское равенство — уничтожение сословных привилегий и вероисповедных ограничений.

· Свобода собраний и союзов.

· Право подавать петиции.

· Право граждан принимать участие в народном и местном областном представительстве, в контроле за деятельностью властей, в политической и общественной деятельности страны.

Функции Конституции РФ – это различные проявления её назначения, которые отражают роль основного закона в жизни граждан, политики и осуществлении задач государства.

1) Регулятивная – раскрывает юридические возможности Конституции, проявляется в упорядочении отношением между человеком, обществом и государством.

Регулятивная функция отражает основные направления правового воздействия Конституции на общественные отношения в целях обеспечения их оптимального функционирования.

2) Охранительная – это направление конституционно-правового воздействия нацеленное на охрану господствующих общественных отношений, их неприкосновенность и стабильность.

3) Учредительная – означает, что с помощью Конституции мы учреждаем систему КП.

4) Юридическая – т.е. Конституция – основной источник права.

5) Политическая – Конституция результат согласований интересов различных политических групп; Конституция создается для достижения определенных политических целей.

6) Системообразующая (интегративная) – Конституция обеспечивает сбалансированность содержащихся в ней предписаний в связи с другими правовыми нормами. Конституция формулирует важнейшие требования к содержанию и методам отдельных отраслей права.

7) Внешнеполитическая – Конституция выступает фундаментом внешнеполитической деятельности человека.

8) Идеологическая – проявляется в способности Конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путём распространения и утверждения политических и правовых идей, представлений, ценностей.

Юридические свойства Конституции РФ:

- Обладание высшей юридической силой.

- Особый порядок принятия.

- Закрепленность основополагающих для государства норм права.

- Обладание повышенным механизмом охраны.

- Особое юридическое содержание норм права.

Таким образом,Конституция РФ – ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства

5. Виды (классификация) конституций

В науке конституционного права существует деление Конституций, по форме, на писанные и неписанные.

Писаные - Это единый, формализованный, принятый в особом процедурном порядке или утвержденный и изданный юридический акт.

Неписанные - такие конституции, которые представляют собой совокупность различных источников права. Например, Билль о правах, прецедентное право, конституционные принципы и конституционные обычаи, отдельные законы (так называемое статутное право) регулирующие конституционные отношения и т.д.

Неписанные конституции государства имеют Великобритания, Новая Зеландия, Израиль.

Конституции можно классифицировать и по времени их действия.

Постоянные - имеют неограниченный срок действия.

Временные - принимаются на определенное время.

По порядку изменения и дополнения Конституции делятся на гибкие и жесткие.

Конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство, относятся к гибким. Если изменения в Конституцию вносятся в более сложном порядке, чем в текущие законы, она считается жесткой. Жесткость Конституций обеспечиваются требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте. Принятием поправок на референдуме утверждением поправок субъектами федерации.

По форме политического режима Конституции могут быть демократическими и антидемократическими.

Антидемократические: авторитарные и тоталитарные.

Демократические - закрепляют демократические основы государства (разделения властей, свобода выбора вероисповедания, свобода слова и печати т.д.) не только закрепляют, но и реально гарантирует их реализацию.

Антидемократические являются противоположностью демократической Конституции. Вместе с этим следует различать тоталитарные и авторитарные конституции.

Тоталитарная - закрепляет наличие единой идеологии, контроль над политической, экономической, социальной сферой общества, бытом и культурой, политическое господство одной партии, возглавляемой вождем. Партии подчинено государство, печать, средства массовой информации и т.д.

Авторитарная Конституция промежуточная между демократической и тоталитарной. Она не закрепляет единую идеологию, управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме методами, государственная власть не достигает полного контроля над всеми сферами жизни.

Не нашла

8. Общая характеристика Конституции Российской Федерации 1993г.

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина

Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоявшее из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории, единое гражданство. Допускается прием в Российскую Федерацию и образование новых членов, но не предусматривается право выхода из ее состава. Статус субъектов Федерации определяется Конституцией и актом представительного органа субъекта – Конституцией республики или Уставом области.

Итак, сущность конституции состоит в том, чтобы закреплять баланс основных интересов и ценностей различных слоев общества.

Российской Федерации.

Основные принципы правового положения человека гражданина РФ

Принципы правового статуса человека и гражданина - это основополагающие начала,

руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу

осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса

человека и гражданина:

1. Центральное место занимает принцип равноправия.

Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с

другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей

и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с

другими основаниях.

Принцип равноправия включает в себя следующие положения:

1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия.

2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их

фактических различий.

3) равноправие мужчины и женщины.

4) равенство всех перед законом и судом.

5) равноправие в социальном государстве.

2. Непосредственное действие прав и свобод

Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая

гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно

действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,

деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и

обеспечиваются правосудием».

Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с

общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ, что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные

права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами,

руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека

сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы

человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция

РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что

эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанностьгосударства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их

беспрепятственной реализации.

4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод

В общем вире принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод

содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации

законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это

положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые

акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут

применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения.

5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы

других лиц.

6. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить

человеку и гражданину реальную возможность пользоваться предоставленными ему

Конституцией правами и свободами.

Прекращение гражданства.

Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным

законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации

1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на

территории Российской Федерации, осуществляется на основании

добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за

исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего

Федерального закона.

2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на

территории иностранного государства, осуществляется на основании

добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за

исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего

Федерального закона.

3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей

которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель

является иностранным гражданином либо единственный родитель которого

является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке

по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

ГАРАНТ:

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если

гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство,

установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве

обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший

в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении

Государственной границы Российской Федерации

При территориальных преобразованиях в результате изменения в

соответствии с международным договором Российской Федерации

Государственной границы Российской Федерации граждане Российской

Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным

преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство

согласно условиям данного международного договора.

1) вследствие выхода из гражданства;

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной

принадлежности территории;

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

1. Выход из гражданства - это его утрата

лицом по собственному волеизъявлению.

1. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами:

1) по ходатайству гражданина;

2) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица,

заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя

бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо

если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в

установленном законом порядке.

Закон о гражданстве установил две группы оснований, которые

препятствуют выходу из гражданства:

1) если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не

связанной с Российской Федерации

2) выход из гражданства Российской Федерации не допускается (п. 3 ст. 23

Закона о гражданстве):

- после получения повестки о призыве на срочную военную или

альтернативную службу и до ее окончания;- если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской

Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в

отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий

исполнению обвинительный приговор суда.

2. Отмена решения о приеме в гражданство (ст. 24 Закона о гражданстве)

- единственный случай возможного прекращения гражданства Российской

Федерации без волеизъявления самого лица.

3. Выбор гражданства - «оптация» (ст. 21 Закона о гражданстве).

Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда

гражданин Российской Федерации при изменении государственной

принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное

гражданство.

4. Иные основания прекращения гражданства. К таким основаниям Закон о

гражданстве относит, например, прекращение гражданства Российской

Федерации у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное

гражданство (ч. 1 ст. 26)

Правового статуса.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища

Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ, при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ. Иностранные граждане и апатриды могут законно находиться на территории РФ при наличии визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых на территории РФ как удостоверения личности иностранного гражданина.

Нередко лицу для законного нахождения на территории РФ требуется вид на жительство. Вид на жительство выдается компетентным органом власти РФ по ходатайству иностранного гражданина, лица без гражданства.

Вид на жительство не предоставляется, если:

въезд лица может повредить обороноспособности или безопасности государства либо

общественному порядку, а также защите здоровья населения;.2) в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства депортировались; ходатайствующее лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, признаваемого РФ тяжким или особо тяжким;

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за виновные и наказуемые деяния допускается административное выдворение за пределы РФ (депортация).

Депортированное лицо должно покинуть территорию РФ немедленно на основании

соответствующего решения компетентных органов.

Некоторым категориям лиц может быть предоставлено политическое убежище.Политическое убежище предоставляется в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых в стране их постоянного проживания осуществляется преследование или возникла реальная угроза стать жертвой преследования за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом.

Политическое убежище не может быть предоставлено лицам, поддерживающим идеи расовой и национальной розни.Убежище предоставляется на основании заявления лица и Указа Президента РФ о предоставлении политического убежища. Этот Указ вступает в силу со дня его подписания.

Федерации.

Вынужденный переселенец - это гражданин РФ, который покинул место своего

постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его

семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности

подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности,

вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной

социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения

враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых

нарушений общественного порядка.

Беженец - это лицо, которые не является гражданином РФ и которое в силу вполне

обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы,

ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию,

которую покинули по обстоятельствам.Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.

Лицам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца, и членам их семей

предоставляется широкий спектр прав

Статус беженца прекращается в случае, если лицо добровольно отказывается от этого

статуса, либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.

Основания лишения статуса беженца:

лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на

территории РФ;

лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием

для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения

соответствующего статуса.

Права в системе права?

КП РФ – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основополагающие общественные отношения между человеком, обществом и государством.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения – системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

Таким образом, Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям. Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.

 

Институты конституционного права

Институт права - это совокупность норм права, которые регулируют определенный круг однородное, одно порядковое общественное отношения и образовывают однородную группу. Это в полной мере касается и конституционно-правового института, нормы которого отмечаются определенной автономией, объединяются на основе определенных принципов и методов, отличаются относительной самостоятельностью правового регулирования. Различают отраслевые и межотраслевые правовые институты. Так, отраслевыми конституционными институтами есть: институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.п.. Примером межотраслевого института может быть институт собственности.

 

Конституционные институты различаются по смыслу, структурой, методами и задачами правового регулирования. Среди них есть надинституты, которые охватывают значительный круг общественного отношения и включают в своего состава ряд других институтов (подинститутов), которые, в свою очередь, могут иметь более мелкие структурные подразделы. Такими надиститутами можно считать институты власти народа, государственного суверенитета, государственной власти и т.п..

Таким образом, конституционно-правовой институт - это функционально отделенная, внутренне стабильная подсистема взаимосвязанных правовых норм. Это - главный подраздел конституционной области права, что является системой институтов права и охватывает не один, а несколько разновидности правоотношения, однородное по своему смыслу и методами правового влияния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.104 с.)