Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Норма права и статья нормативного правового акта: их соотношение, способы изложения правовых норм.

Поиск

Способ изложения норм права – представляет собой расположение структурных элементов юридических норм в статьях нормативно-правовых актов.

В правовой теории и практике довольно часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативных правовых актов, и, в частности, как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Анализ такого соотношения показывает, что здесь возможны и в действительности существуют различные варианты.

Это связано с тем, что:

1) формирование нормы права растягивается во времени и воплощается в нескольких правовых предписаниях;

2) возможно установление одной и той же санкции за разные виды правонарушений, например, штраф;

3) санкции могут выноситься в одну статью для нескольких норм права;

4) нормы закона могут быть конкретизированы в подзаконных актах;

5) правила законодательной техники, такие, например, как краткость и компактность изложения нормативного материала, четкость формулировок, применение юридических конструкций и др., способствуют тому, что в тексте статей формулировки структурных элементов нормы могут сливаться, другие элементы могут полностью или частично подразумеваться. Так, например, в формулировке диспозиций ряда норм Гражданского кодекса Российской Федерации указываются только субъективные права либо юридические обязанности одной из сторон, при этом соответствующие им права другой стороны только подразумеваются.

По степени полноты изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов различаются три способа этого изложения: прямой, ссылочный, бланкетный.

В случае, если при подготовке, а затем принятии и издании нормативно-правового акта законодатель излагает структуру нормы права таким образом, что все ее составные части – гипотеза, диспозиция и санкция – полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативно-правового акта, мы сталкиваемся со способом изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов, именуемым в юридической литературе прямым.

Ссылочный способ имеет место тогда, когда не все элементы нормы права содержатся в статье юридического акта, а имеется отсылка к другим статьям этого же акта, содержащим недостающие элементы правовой нормы. Например, часть 3 статьи 489 ГК РФ говорит о том, что «к договору о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 статьи 488 настоящего Кодекса». Подобная практика нередка при формировании правовых норм: она позволяет устранить лишний нормативный материал, сделать официальный документ удобным для пользования.

Бланкетный способ изложения правовых норм состоит в том, что для уяснения содержания гипотезы, диспозиции или санкции правовой нормы следует обращаться не к какой-либо конкретной статье этого же правового акта, а к нормам, изложенным, как правило, в других юридических актах. Например, в соответствии со статьей 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Прямой способ изложения элементов правовых норм, безусловно, удобен для их применения, однако в некоторых случаях для того, чтобы избежать ненужных повторов, следует использовать ссылочный и бланкетный способы.

Другим аспектом расположения правовой нормы в статье нормативно-правового акта является то обстоятельство, что в одной статье нормативно-правового акта может содержаться несколько взаимосвязанных юридических норм. Например, статья 14 семейного кодекса Российской Федерации, указывающая на препятствия к заключению брака, включает четыре части, каждая из которых представляет отдельную правовую норму.

Виды правовых норм

Деление норм права на виды может быть произведено по разным осно­ваниям.

Правовые нормы могут быть классифицированы по субъектам правотворчества на нормы, исходящие от государства и на нормы, исходящие непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех правовых системах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования, например, сельский сход, или населением всей страны, если речь идет о референдуме.

Правовые нормы классифицируются также по отраслям права на кон­ституционные, гражданские, семейные, уголовные, трудовые и другие, в за­висимости от регулируемого ими вида общественных отношений.

Возможно деление норм права в зависимости от жесткости требований содержащихся в них предписаний. По этому основанию они делятся на кате­горичные (императивные), диспозитивные и рекомендательные. Императивные нормы предписывают строго определенное, однозначное поведение или деятельность. Они имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Как правило, это нормы административного права. Диспозитивные нормы содержат несколько вариантов возможного поведения. Им присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы предла­гают и рекомендуют определенное поведение и деятельность субъекта права в данной ситуации. Обычно рекомендательные нормы адресуются негосударственным субъектам права, предлагая им желательные для государства варианты поведения.

По сфере действия разграничиваются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Общие нормы дейст­вуют на всей территории страны и неограниченное время. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. К их числу, например, относятся нормы, издаваемые высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Если учитывать временной фактор, то нормами ограниченного действия являются, например, нормы, которые применяются в военное время, в условиях чрезвычайного положения на определенной ограниченной территории в течение определенного периода времени.

Кроме того, существует деление на основные или исходные и производные или де­тализирующие нормы. К основным (исходным) относятся конституцион­ные нормы, закрепляющие основы государственного устройства, основные права и свободы граждан и другие. Например, в ст.35 Конституции РФ за­креплено право собственности граждан.

Производными (детализирующими) являются, например, нормы права, содержащиеся в ст.213 ГК РФ, в которой право собственности граж­дан раскрывается как право иметь в собственности любые материальные ценности, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответ­ствии с законом не может принадлежать гражданам. Не ограничивается ко­личество и стоимость имущества, находящегося в собственности, за исклю­чением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях за­щиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В главе четырнадцатой (ст.218-234) ГК РФ определены основания приобрете­ния права собственности гражданами.

Однако основной классификацией правовых норм является классификация, основная на характере действия функционирующих в обществе правовых норм, на способе влияния норм права на общест­венные отношения. По этому основанию правовые нормы делятся на регуля­тивные, охранительные и дефинитивные.

Регулятивные нормы предписывают определенное поведение и дея­тельность субъекта права путем возложения на него соответствующей обя­занности или предоставления права.

Регулятивные нормы, в свою очередь, делятся на обязывающие, запре­щающие и управомочивающие. Обязывающие нормы предписывают субъек­ту права строго определенное поведение, обязывают его выполнить какие-то действия. Запрещающие, наоборот, запрещают какое-либо поведение под угрозой применения го­сударственного властного воздействия. Управомочивающие нормы права предоставляют возможность субъекту права действовать по своему усмотре­нию, то есть выбирать один из вариантов поведения, предоставленных зако­ном.

Однако данное деление в определенной степени является условным, поскольку многие нормы содержат эти свойства одновременно. Так, напри­мер, следователь при установлении события преступления одновременно имеет право и обязан возбудить уголовное дело.

Охранительные нормы закрепляют состояние общественных отноше­ний, правовой статус юридических и физических лиц, права и свободы граж­дан, неприкосновенность личности, политическое и государственное устрой­ство общества, другие социальные институты и устанавливают меры госу­дарственного воздействия и ответственности за нарушение этих норм права. Охранительные нормы выступают средством сохранения и защиты сущест­вующего социально-государственного устройства общества.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. Именно в них находят свое выражение соответствующие способы регулирования.

Так, регулятивная динамическая функция права посредством таких способов регулирования как позитивное обязывание и дозволение находит свое выражение соответственно в обязывающих и управомочивающих нормах. Регулятивная статическая и охранительная функции права посредством запретов реализуются соответственно в запрещающих и охранительных нормах.

(Рисунок на стр. 278. Учебник Корельского и Перевалова)

В дополнение к приведенной классификации правовые нормы в зависимости от своего социального назначения и роли в правовой системе могут быть подразделены на учредительные (нормы-принципы), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры) и оперативные (нормы-инструменты).

Нормы - принципы закрепляют наиболее общие положения в сфере права. Они как бы концентрируют в себе основные характеристики какой-то отрасли или института права, которые затем раскрываются в правовых нормах этих отраслей или институтов права. Поэтому можно сказать, что их диспозиции, гипотезы и санкции находятся в соответствующих отраслях и институтах права. Так, например, в ст.37 Конституции РФ записано, что труд в Российской Федерации свободен. Каждый имеет право свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профес­сию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в усло­виях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Данная норма, устанавливающая принципиальные положения исполь­зования труда, раскрыта в соответствующих конкретных нормах права Трудового кодекса РФ, правилах по технике безопасности, других нормативных правовых ак­тах, позволяющих на практике реализовать положение нормы-принципа.

Нормы-декларации про­возглашают имеющие важное значение понятия, категории, характеристики правового или политического значения, положения программного характера. Их содержание также раскрывается в конкретных нормах права. Так, например, в ст. 1 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация является демократическим федеративным право­вым государством с республиканской формой правления. Данная норма-декларация реализуется или раскрывается в соответствующих статьях Кон­ституции, таких, например, как ст.ст. 17-64, посвященным правам и свободам человека и гражданина, ст.ст.65-79, закрепляющих федеративное устройство России, ст.ст. 80-109, говорящих о выборных высших органах государственной власти – президенте, федеральном собра­нии, а также в федеральных конституционных законах, конституциях и уста­вах субъектов РФ, других нормативных правовых актах.

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий, например, понятие преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между различными правовыми предписаниями. Примером коллизионной нормы может служить пункт 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, который гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

 


Тема 11. Система права

(РП, Тематический план, п/н 11 (Стр.7); Содержание курса «Тема 11» (Стр. 16); Планы СЗ «Тема 11» (Стр. 66);

М/м лекция № 11;

СХиОП (Стр.53 - 55).

Понятие системы права

В теории государства и права существуют два сходных термина «система права» и «правовая система», обозначающие принципиально разные понятия. Содержание одного из них, а именно – «правовая система», мы уже рассматривали с вами на предыдущих лекциях. Как вы должно быть помните, данный термин равнозначен понятию «правовая семья» и означает широкий круг правовых явлений, включающих нормативные, организационные, социально-культурные и другие аспекты, по определению Б.Я. Бляхмана.

Что касается «системы права», то под ней понимается, как правило, внутренняя организация права, выражающаяся в единстве и разде­лении права на составные части. Она обусловлена экономическим и социальным строем общества, его национальными особенностями и историческим разви­тием, степенью разработанности и совершенства самого права и правовой теории.

Формируясь под воздействием объективных экономических, социаль­ных и иных факторов, система права, в конечном счете, является плодом соз­нательной деятельности человека. Система права создается законодателями и учеными на основе реальных условий жизни общества. Поэтому система пра­ва может быть более или менее совершенной.

Основными внутренними структурными подразделениями системы права являются отрасли и институты права. В качестве вспомогательных элементов используются подотрасли и субинституты права. Первичным звеном системы права выступает норма права.

Отрасль права - это наиболее крупное подразделение системы права. Она представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отно­шения в определенной сфере общественной жизни. Например, сферу имуще­ственных отношений регулирует отрасль гражданского права, сферу трудо­вых отношений - отрасль трудового права, сферу семейных отношений - от­расль семейного права и т.д.

Отрасль права может включать в себя одну или несколько подотраслей права, нормы которых регулируют более узкие группы общественных отношений, составляющих часть отношений, регулируемых отраслью права. Например, авторское и изобретательское право регулируют часть имущественных отношений и являются подотраслями гражданского права.

Отрасли и подотрасли права делятся на правовые институты, которые представляют собой небольшую совокупность правовых норм, регулирую­щих обособленную группу однородных общественных отношений. Напри­мер, в гражданском праве правовыми институтами являются право собствен­ности, исковая давность, гражданско-правовой договор и др. В свою очередь институты права могут подразделяться на субинституты, которые представляют собой еще более мелкую и обособленную группу правовых норм по сравнению с правовым институтом. Например, в договорном праве, представляющим собой институт права гражданского, можно выделить ряд субъинститутов, регулирующих отношения, связанные с порядком заключения и исполнения различных видов договоров: договора подряда, аренды, купли-продажи, заема и т.д.

Отрасли права не изолированы друг от друга. Они могут иметь общие институты и субъинституты, тем самым, быть связанными друг с другом. Например, инсти­тут собственности существует в отраслях гражданского и семейного права, а субъинститут подряда – в гражданском и трудовом праве.

Еще более широкое распространение в различных отраслях права име­ют нормы права. Так, например, в гражданском праве присутствуют нормы права конституционного, финансового, других отраслей, в отрасли трудового права - нормы конституционного, административного, гражданского права и т.д.

Все это свидетельствует о том, что система права данного государства, несмотря на внутренние структурные подразделения, представляет со­бой единое социально-правовое явление.

Поскольку основными элементами системы права являются отрасль права и правовой институт, перейдем к их непосредственной характеристике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.009 с.)