Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные правовые системы (семьи). Понятие и структура правовой системы обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовая система - это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты и др. стороны правового явления. У некоторых авторов содержатся разные взгляды на элементы правовой системы, но в основных положениях взгляды совпадают. В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений: во-первых, это юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); во-вторых, совокупность правовых учреждений (организационная сторона); в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура. Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, правовые семьи. Группировка правовых систем в правовые семьи осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества. Проведенная рядом правоведов интеграция правовых систем на основе социологического подхода связана с типом общества, которое стремятся создать с помощью правовой системы. Комплексным изучением современной правовой карты мира занимается сравнительное правоведение. Сравнительное правоведение имеет объектами исследования правовую систему, отрасли права, институты, отдельные нормы права, законы, практику их применения. Объектом сравнительного правоведения являются также юридические теории. Наиболее популярной в настоящее время признается классификация правовых систем, разработанная Р.Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологического, в который он включает религию, философию, экономические и социальные теории, а также чисто технологического – законодательных и иных нормативных правовых актов, юридической техники. Р.Давид по этим основаниям выделяет пять правовых систем: романо-германскую, англо-саксонскую, социалистическую, религиозную и традиционную. Как правило, характеристику правовых систем начинают с Романо-германской правовой семьи, как наиболее близкой менталитету отечественных правоведов. Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств современного мирового сообщества. Сформировалась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания). К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока и др. Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в становлении ее принадлежала средневековым университетам Европы. В рамках западно-университетской науки право изучали в его связях с религией, философией, теологией. Изучение римской правовой культуры, кодификации императора Юстиниана, быстрый рост авторитета римского права, так называемая рецепция римского права имели место в условиях быстрого экономического развития, роста торговли и городов. Изучение римского права, процесс становления самой юридической науки стимулировались политическими событиями того времени, прежде всего, борьбой между светскими и церковными властями, ростом бюрократических структур власти. В каждом отдельном государстве Европы формирование национальной правовой системы базировалось на изучении римского права и соединялось с записью норм обычного права страны в точных и ясных терминах, организацией этих норм обычного права в определенную систему. Для римско-германской правовой системы характерен взгляд на право в его взаимосвязи с моралью как на требование должного, оптимальная обобщенность нормы права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. В этой семье особо полно разработано гражданское право. Правовые системы романо-германской семьи имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником права в этой семье была доктрина, то в современную эпоху признается верховенство закона среди других источников права. В государствах этой правовой семьи основным законом является конституция, осуществляется систематизация законодательства, действуют кодексы. В романо-германской правовой системе существуют три вида законов. Кодексы, сводные тексты нормативных правовых актов (сборники) и текущее законодательство - отдельные законы. Кодифицированными обычно бывают уголовные, гражданские, уголовно-процессуальные. гражданско-процессуальные и другие законодательные акты. Сводные тексты (сборники), как правило, имеет налоговое законодательство. Текущие законы принимаются по различным вопросам и отраслям права. Большое значение имеют и подзаконные нормативные правовые акты. Кроме того, формами государственно-правовых актов, как правило, подзаконных могут являться декреты, регламенты, циркуляры и др. В романо-германской правовой семье закон и право не отождествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, которое дается судами. Законы образуют как бы каркас правового порядка, а жизнь наполняет его реальными фактами и явлениями. Юристы не считают закон непререкаемой догмой, а признают, что он может толковаться с учетом практики, принципов права и иных обстоятельств. Так, например, в ст. 2 ГК Швейцарии записано, что осуществление какого-либо права запрещается, если оно явно противоречит доброй совести, добрым нравам, социальной и экономической целям права. Основной закон (конституция) ФРГ 1949 года отменил все ранее изданные законы, противоречащие принципу равенства мужчины и женщины. Романо-германская правовая система позволяет юристам не соглашаться с законами, если они им кажутся несправедливыми. Юристы, например, судья, прокурор, адвокат вправе общими усилиями искать решение того или иного вопроса, которое в большей степени отвечало бы общей справедливости на основе сочетания частных и общественных интересов. Таким образом, в этой системе закон не признается догмой и окончательной основой для принятия любого решения. При этом толкование права не сводится только к уяснению и разъяснению грамматического, логического и иного смысла закона, а включает в себя более широкое, социальное уяснение, применительно к реальным условиям и требованиям жизни. В этой системе учитывается и международное право. Так, в Германии закреплен принцип превалирования международного права по отношению к национальному. Ограниченная роль среди источников права в настоящее время принадлежит обычаю в качестве вспомогательного источника права. Для этой семьи характерно наличие развитой судебной системы, в определенных рамках признается значение судебной практики в качестве источника права. Как правило, это бывает в случаях, когда решение суда первой инстанции основано на общих принципах или аналогии права и оставлено без изменений Кассационной инстанцией. В этом случае возникает прецедент. Большинство положений, характерных для Романо-германской правовой семьи, справедливы и для социалистической правовой системы, с той лишь разницей, что социалистическое право более догматично и возможность его толкования весьма ограничена в процессе правоприменения. Кроме того, поскольку социалистическому праву давалась довольно подробная оценка на лекции, посвященной типологии права, то нет необходимости уделять дополнительное внимание рассмотрению данной правовой системы. Англо-саксонская система или, как ее еще называют система общего права, была создана в Англии после нормандского завоевания, и в ходе истории английское общее право стало основой весьма большой семьи общего права. Эта семья включает в настоящее время правовые системы почти всех англоязычных стран. Общее право Англии оказало решающее воздействие на развитие правовой системы США, которая в настоящее время во многом отличается от правовой системы современной Англии, но входит вместе с ней в семью общего права. Общее право оказало большое влияние на формирование современных правовых систем Индии, Пакистана, ряда стран Африки. Исторической датой в становлении английского права был 1066 год, когда нормандцы завоевали Англию. До этого периода на территории Англии действовало англосаксонское право, которое носило сугубо местный характер (партикулярный). Общее право - это право, общее для всей Англии, где до этого периода действовали местные обычаи. Утверждение общего права свидетельствовало о централизации власти, с нормандским завоеванием постепенно сформировалась новая феодальная юрисдикция. В настоящее время данная система права внедрена в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии, а также в тридцати шести государствах – членах Британского содружества. Если в странах романо-германской правовой системы юристы приоритетное значение придавали вопросам установления прав и обязанностей субъектов, вопросам материального права, то в Англии основное внимание юристов было сосредоточено на процедурных вопросах. Основным принципом этого права является формула: «Право там, где есть защита». Защита возможна только в суде. Поэтому основную роль играли решения королевских судов, называвшихся по месту их нахождения вестминстерскими. Сложилось правило прецедента, когда решение такого суда становилось обязательным для других судов по аналогичным делам. Характерные черты этой системы права выражаются формулой: «Средства судебной защиты важнее права». Поэтому важным фактором ее действенности является добросовестность суда, порядочность судей, и строгое соблюдение процедуры судопроизводства, состязательности и равноправия сторон. Исторические особенности формирования общего права сыграли определяющую роль в том, что английское право не знает деления на публичное и частное, они исключили рецепцию понятий, категорий римского права, английская национальная юриспруденция разработала многие категории общего права, не известные странам континентальной Европы. Существенные отличия английского общего права от романо-германского выражаются в структуре права, категориях и понятиях права, нормах права. В английском праве нет деления на публичное и частное, нет деления на гражданское, торговое, административное, отсутствует право социального обеспечения. В первую очередь в английском праве находим деление на общее право и право справедливости. В романо-германской системе права есть такие понятия, как юридическое лицо, родительская власть, непреодолимая сила, подлог и др., которых мы не встретим в английском праве. Однако в нем есть такие понятия, как доверительная собственность, встречное удовлетворение и др., которых нет в романо-германской правовой системе. В английском праве нет деления норм на императивные и диапозитивные, сама норма менее общая, чем норма во французском праве. Источником английского права является судебная практика. Суды не только применяют, но и создают правовые нормы. Прежде всего, это относится к деятельности Высоких судов, в настоящее время - Верховного суда, в который входит Высокий суд, Суд короны, Апелляционный суд. Высокие суды в Англии обладают большим авторитетом и властью. Судебный прецедент, как правило, создают только решения Высоких судов. Решения других судов могут служить примером, но они не служат обязательным прецедентом. Существует следующая система прецедента. 1) Решения высшей судебной инстанции - Палаты Лордов - обязательны для всех судов. 2) Апелляционный суд, состоящий из двух отделений - гражданского и уголовного - обязан соблюдать прецеденты Палаты Лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех остальных судов Англии. 3) Высший суд обязан соблюдать прецеденты вышестоящих судов, а его решения обязательны для нижестоящих судов. 4) Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам вышестоящих судов, а их решения не создают прецедентов. Правило прецедента традиционно жесткое. Однако в настоящее время наряду с прецедентами создается писаное право. Парламент ежегодно принимает до восьмидесяти законов. Всего накопилось около сорока тысяч нормативных правовых актов и около четырех миллионов трехсот тысяч прецедентов. В теории права признается, что закон может отменить прецедент и при коллизии закона и прецедента предпочтение отдается закону. Однако на практике существует «прецедент толкования», то есть судебное понимание закона. И суд наделен широкими полномочиями в толковании закона. Обычай, доктрина и разум играют определенную роль в правовой жизни Англии. Эти вспомогательные источники права находят применение при восполнении пробелов в действующем праве. В США английское прецедентное право принесли переселенцы. После приобретения независимости американцы начали отказываться от прецедентного права. Они создали писаную Конституцию. В некоторых штатах приняты уголовные, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные Кодексы. В 1962 г. принят единый для всех штатов Торговый кодекс. Однако полного перехода в романо-германскую систему права не произошло. Наряду с писаным, широко применяется и прецедентное право, как на уровне федерации, так и на уровне штатов. В США пятьдесят одна система права: пятьдесят в штатах и одна - федеральная. Ежегодно публикуется триста томов судебной практики. Правовой массив очень велик. И, несмотря на широкое использование компьютерной техники, поиск прецедентов – нелегкое дело. Большую роль, как в судебной, так и в законодательной власти, играет Верховный суд. Он имеет право контроля за конституционностью законов. Имеет немалое значение и обычное право. Так, пробелы в Конституции заполняются не только с помощью текущего законодательства, но и путем признания сложившихся обыкновений, устоявшихся обычаев и традиций. В сфере частного права широко распространены обычаи. Систему религиозного права, в первую очередь, представляют системы мусульманского и индусского права. Правовые системы мусульманских стран имеют определенные различия, но все они сформировались и функционируют на религиозной основе ислама. Основой мусульманского права является Коран – это первый источник правовой системы. Другим источником мусульманского права является Сунна - описание поступков, поведения, высказываний Магомета. В Коране, Сунне содержатся правила, регулирующие жизнь, поведение правоверных, много внимания уделяется проблеме справедливости. Коран и сунна вместе составляют писаный источник мусульманского права, так называемый, шариат. Третьим источником мусульманского права является Иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом об обязанностях правоверного. Иджма представляет собой единогласное мнение знатоков ислама, ученых - правоведов, установивших принцип, норму мусульманского права на основе Корана и Сунны. По сути дела Иджма представляет собой правовую доктрину ислама. Четвертым источником мусульманского права является Кияс, т.е. умозаключение по аналогии. Под мусульманским правом в широком смысле слова понимается комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления, предписания, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом ислама, нравственные и юридические нормы. Фундаментальные основы мусульманского права остаются постоянными с 10 столетия нашей эры, когда эта правовая система сложилась в Аравии. Наряду с писаным правом – Шариатом, в мусульманских странах действует и обычное право - адаты. Примерно в 30 странах мира ислам признан государственной религией, что естественно отразилось на правовой системе этих государств. Рассуждать о шариате значит коснуться важнейшей стороны ислама - одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает 1/6 населения современного мира. Попытка представить себе это явление, пусть даже в самом общем виде, осложняется тем, что до последнего времени ислам удостаивался серьезного внимания и объективного анализа разве только в академических изданиях. В средствах же массовой информации и обыденном сознании большинства граждан (прежде всего немусульман) эта религия представлялась как достаточно примитивное, обращенное в прошлое учение, оправдывающее слепой фанатизм, нетерпимость и ограниченность. Считалось, что ислам не имеет будущего, да и к нынешним условиям мало подходит, поскольку сохраняет свои позиции лишь там, где налицо отсталость, средневековые пережитки, архаичные традиции. К пережиточным институтам причислялся сам ислам, а значит - и шариат. Известно, что с аналогичных или близких позиций еще недавно оценивались и другие религиозные системы. Однако уже на наших глазах время внесло существенные коррективы в эти подходы, поставив все на свои места. Стало ясно, что отставшими от жизни и примитивными являлись не религиозно-этические учения, а наши представления о них. Весьма характерен в этом отношении переворот в оценках роли христианства и, прежде всего, православия в духовной и культурной истории нашей страны, его вклада в нравственное возрождение общества. Складывается впечатление, что этот процесс переосмысления в должной мере пока не коснулся ислама. Между тем его нравственно-духовный и интеллектуальный потенциал, возможности влиять на образ жизни во благо человека не менее значительны, нежели у других мировых религий. Этот вывод в полной мере подтверждается знакомством с шариатом –своего рода квинтэссенцией ислама. Нормативная сторона шариата складывается из нескольких разновидностей предписаний. Первую составляют имеющие ясный смысл и однозначно понимаемые положения Корана и Сунны. Среди них можно найти все конкретные правила исполнения мусульманами своих религиозных обязанностей, а точных норм, регулирующих взаимоотношения людей, имеется совсем немного (заметным исключением являются лишь вопросы брака, семьи и наследования). Эти правила носят непосредственно религиозный характер и исполнение многих из них считается обязательным для мусульман, составляет часть их религиозного статуса. Религиозную природу имеют и те предписания Корана и Сунны, которые несут различный смысл, предусматривают по конкретным случаям не точные правила поведения, а устанавливают лишь общие рамки, ориентиры. Причем по вопросам взаимоотношений людей такие многозначные положения заметно преобладают в указанных источниках. Главное отличие этой второй группы норм шариата в том, что она неодинаково толкуется различными направлениями исламской мысли и разнообразными мусульманско-правовыми школами. С нормативными предписаниями шариата тесно связаны так называемые корни фикха (термин "фикх" означает как доктрину мусульманского права, так и его нормы), выполняющие роль источников исламских правил поведения. С помощью таких способов, называемых в совокупности иджтихадом, и формулируется подавляющее большинство норм, регулирующих взаимоотношения людей. Без этих рациональных источников правил поведения исламский образ жизни вообще немыслим. Не случайно многие авторитетные мыслители рассматривают их в качестве важного элемента шариата, хотя они относятся не столько к шариату, сколько к источникам мусульманского права вообще. Поскольку шариат смотрит на мусульман как на людей, ведущих светскую жизнь, а также в известной мере касается живущих в мусульманском обществе немусульман, среди его целей и ориентиров можно обнаружить такие, в которых религиозно-этические критерии сочетаются с вполне "земными" интересами, предопределяющими поведение человека и нередко конкретизируются в правовых оценках. Так, по мнению авторитетных исламских мыслителей, шариат призван служить интересам человека и удовлетворять его мирские потребности, одни из которых являются жизненно необходимыми, другие облегчают его существование, а третьи могут считаться излишествами. Одновременно предполагается, что любая исламская норма нацелена на поддержание и защиту одной из пяти основных ценностей шариата - религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности. Нетрудно заметить, что лишь первая из них непосредственно выражает богооткровенную природу шариата, а остальные больше подчеркивают его светскую направленность. Взаимосвязь духовного и светского прослеживается также в классификации всех защищаемых шариатом интересов и прав на те, которые присущи Аллаху, принадлежат отдельным людям либо касаются одновременно как всевышнего, так и индивидов. Кроме того, важным исходным началом шариата является конкретизация отмеченной выше идеи дозволенного и запрещенного Аллахом в делении всех поступков человека на обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые и запрещенные. Причем применительно к религиозному и мирскому поведению преобладают разные оценки. Так, строгие требования шариат предъявляет главным образом к выполнению мусульманами религиозных обязанностей и соблюдению культовых запретов, а по отношению к светским делам занимает несколько иную позицию. Здесь для шариата ведущим является стремление чрезмерно не обременять человека, не сковывать его жесткими ограничениями, в чем отражается характерная для него склонность к умеренности и неприятию крайностей. Не случайно одно из правил мусульманской юриспруденции гласит, что при коллизии двух норм предпочтение отдается той, применение которой сопряжено с меньшими усилиями. Универсализм шариата, взаимодействие в нем религиозно-этического и правового начал ярко проявляются в его оценке того или иного поступка. Шариат допускает возможность двух подходов, один из которых берет за основу внутренние намерения человека, а другой - его внешнее поведение. Именно на таком несовпадении традиционно было основано одно из различий функций муфтия (знатока шариата, дающего заключения по религиозно-правовым вопросам) и кади (судьи): первый в своих суждениях относительно конкретного дела исходил преимущественно из религиозных соображений, а второй - учитывал чисто правовые, формальные моменты. Поэтому их оценки одного и того же поступка могли не совпадать, но обе признавались действительными. Не случайно шариат исходит из того, что гарантиями соблюдения большинства его норм являются как потусторонние, религиозные санкции, так и земная, правовая ответственность. Не случайно многие известные ученые рассматривают шариат в качестве основы, источника правил поведения мусульман, общего учения об исламском образе жизни. Такой взгляд означает, что сам по себе шариат еще не дает ответы на любые вопросы, но содержит все необходимое для их поиска. Поэтому не приходится удивляться, что, как уже отмечалось, он ассоциируется с исламским правом как всеобъемлющей системой социально-нормативного регулирования. Иначе говоря, там, где исповедуется ислам и живут мусульмане, действует и шариат. В этом смысле он играет роль объединяющей мусульман константы, общего неизменного ориентира для всех них и даже гаранта незыблемости ислама как цивилизации. Одновременно шариат демонстрирует уважение к обычаям и традициям мусульман, которые должны учитываться при решении конкретных вопросов. Не случайно среди правовых принципов шариата выделяются те, в которых проводится эта идея: "Обычай имеет значение нормы", "То, что применяют люди, является критерием, которому надлежит следовать", "Установленное обычаем равносильно предусмотренному нормой права". Признание авторитета обычая сквозит и в хадисе "То, что мусульмане считают хорошим, то и для Аллаха является хорошим". Следует подчеркнуть, что, по преобладающему в мусульманской юриспруденции мнению, обычай может служить оправданием даже отхода от некоторых предписаний Корана и сунны. Кроме того, считается, что любая норма, в том числе и предусмотренная указанными источниками, должна уступать место другой, если исчезло основание, вызвавшее ее в свое время к жизни. Таким образом, шариат позволяет интерпретировать и применять его нормы, изначальные ориентиры и принципы с учетом условий жизни мусульман, их обычаев и интересов, находить такие конкретные решения, которые идут в ногу со временем. В исламском мире всегда сосуществовали самые различные традиции, обычаи и правовые системы. Их взаимодействие и даже взаимовлияние с шариатом говорят не о его слабости, а, наоборот, подтверждают его силу и жизненность, способность развиваться и соответствовать своему времени. В 20 веке развитие права мусульманских стран проходит под воздействием правовых систем Запада. В странах мусульманского права вместе с комплексом норм "личного статуса" (брак, наследование, завещание, правосубъектность) сформировались такие отрасли права, как гражданское и торговое право, государственное, административное, трудовое, судебно-процессуальное, уголовное. Праводится систематизация законодательства, разработаны и приняты кодексы, совершенствуются организация и деятельность судов. Другой разновидностью религиозной системы права является индусское право - право общин. Оно существует в Индии, Пакистане, Малазии, Танзании, некоторых других странах, исповедующих индуизм. Как и мусульманское, индусское право обязывает верующих принимать на веру религиозные догмы и учения. Согласно индуизму все люди от рождения разделены на касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, мораль. Высшей кастой являются брахманы, которые могут занимать государственные посты, быть служащими церкви. Верующие должны вести себя так, как предусматривают правила касты, к которой они принадлежат. В качестве регулятора поведения допускается и обычай. В каждой касте свои обычаи. Собрание касты путем голосования решает все местные споры. Высшей мерой наказания считается отлучение от данной общины. Источником индусского права, прежде всего, являются религиозные тексты. В индуистских книгах, именуемых шастрами, изложены предписания, нормы поведения людей, обеспечивающих угодную богу жизнь в обществе. В шастрах выражены религиозно-философские основы жизни, которые включают дхарму (наука поведения), артху (наука о политике), каму (наука удовольствий). Дхарма - это предназначение обязанностей людей без различия их на моральные или правовые. Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствоваться в поведении совестью и справедливостью. В настоящее время наряду с правом общин создается законодательство. Однако суды имеют право не применять закон, а действовать по своему усмотрению, чтобы сочетать требование закона и реальную справедливость. В 1950 г. была принята Конституция Индии, которая ликвидировала касты у индусов. К нормам индусского права, реально действующим по отношению к индусам, в современных трудах правоведов применяют регламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекунство, родство, усыновление, семейную собственность, наследование и др. В современной Индии индусское право и индийское право не одно и тоже. Нормы индийского права обязательны для всех граждан независимо от их национальности, религии. Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии. Следующей правовой семьей является система традиционного права, к которой относят правовые системы Китая и Японии (дальневосточное право) и обычное право стран Африки. Характеризуя правовые системы Китая и Японии, следует заметить, что становление правовой системы Китая - длительный исторический процесс. В древнекитайском обществе под влиянием конфуцианства сложилась атмосфера недоверия к праву, даже негативного отношения к закону. Конфуций призывал строить отношения людей на основе морали, началах добродетели, учил, что управлять должны люди, а не законы. Школа законников, легисты обосновали идею приоритетной роли закона, гарантированного насильственными мерами государства. Идеи легистов (правление закона) оставались чуждыми сознанию большинства китайского народа. Естественно, что такое переплетение разных концепций управления и правопонимания оказало большое, неоднозначное влияние на историю развития права и государства. После революции в Китае были осуществлены крупные преобразования в правовой системе. Были разработаны законодательные акты, проведена кодификация законодательства. Однако взгляды Конфуция в КНР не утратили до конца роли духовного императива, прежде всего в сознании китайских крестьян. До настоящего времени подавляющее большинство споров и конфликтов разрешается не посредством обращения в суд, а на основании представления о гармонии, содержащемся в философии конфуцианства. Причем подобное положение вещей характерно не только для рядовых граждан, но и затрагивает производственные споры, споры между юридическими лицами, включая споры, возникающие при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В Международный торговый арбитраж, действующий в КНР, поступает минимальное количество дел по сравнению с аналогичными судами, действующими в других регионах мира. Если говорить о Японии, то необходимо заметить, что в современных условиях Япония имеет хорошо организованную правовую систему: развитое законодательство, суды, квалифицированные кадры юристов, правовую культуру населения. В законодательной работе широко использовались юридический материал и опыт западноевропейских государств, было осуществлено заимствование западных кодексов. Основными источниками права Японии являются законы. Верховный суд обладает властью устанавливать правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами. Прокуроры руководствуются правилами, установленными Верховным судом. Решения Верховного суда, содержащие толкование закона, имеют также силу источника права. В правовой системе важную роль играет правосознание общества, отдельных граждан. Правосознание взаимодействует с нравственностью, такими стимулами поведения людей, как совесть, достоинство, честь. В Японии существует такой феномен как "гири", имеющий существенное значение в регулировании поведения. Этот феномен близок к понятию "долг", это чувство у японцев возникает из чувства обязанности и зачастую им руководствуются в значительно большей мере, чем предписаниями законов. Безусловный интерес представляет собой обычное право стран экваториальной, южной Африки и Мадагаскара. В основном оно представляет собой основанную на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм – обычаев. Необходимо заметить, что обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах Романо-германского и англо-саксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов. Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство и сплоченность социальной группы, уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, равно и как их множественность, неформализованность и разрозненность не позволяют создать на их основе национальные правовые системы по типу европейских. Особенностью обычного права стран Африки является то, что многие из них представляют собой «мононормы» - правила, содержание которых представляет собой слитность многих социальных норм (религиозных, нравственных, правовых), табуитета, мифологии. Не может быть и речи о выделении каких-либо правовых институтов. Действующие «мононормы» отличаются доминированием запретов, отсутствием их мотивации, слабой выраженностью интеллектуальных аспектов, отражением не столько социальных, сколько биосоциальных условий деятельности, поэтому в них отсутствует структура нормы права в общепринятом значении. При этом роль юридической техники выполняют определенные ритуалы, например, гадания, взывания к духам и т.д., которые достаточно строго регламентированы, носят сакральный характер. Помимо указанных особенностей, традиционное право характеризуется тем, что общий объем правового регулирования, основанный на обычаях и традициях, в целом, невелик. Основную нагрузку нормативного регулирования несут акты, так называемого, пассивного поведения, выработанные в процессе борьбы за существование и передаваемые по наследству. Это поведение целесообразно, но бессознательно. Правом такое поведение регулироваться не может, так как совершается без участия сознания и воли человека. Поэтому наряду с обычаями и традициями существуют такие регуляторы как: - обряды, то есть действия, имеющие целью сформировать определенные чувства; - мифы – образные примеры, которые учат тому, что надо делать, как надо поступать; - табу – строжайшие запреты, отличающиеся непререкаемостью и имеющие биологические основания. Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. Такие же трудности возникают и при создании судебных органов власти, формировании судебного процесса. Суд, в его классическом понимании, оказывается чужеродным трибы или клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связанным с другими ее представителями, и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или иного лица, а путем их примирения. Роль судей исполняют жрецы, шаманы или вожди; при разрешении споров используются древнейшие средства доказывания, такие как поединок, присяга. Примирительный уклон в правосудии способствует преодолению междоусобиц, приводящих к губительным последствиям. При тяжком преступлении имеет место принцип талиона, когда наказание точно соответствует причиненному вреду («око за око, зуб за зуб»). Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.119 (0.013 с.) |