Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая публичная власть.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данный признак выражается в том, что эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов (включая армию и правоохранительные органы), осуществляющих социальное управление; она внешне и официально представляет все общество; ее цель – обеспечение правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей. При этом органы государственной власти формируются народом путем избрания. Людям известны должностные лица и государственные служащие, осуществляющие государственную власть. Деятельность государственных органов является открытой. (Органы власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, т.е. субъект и объект власти совпадали полностью или частично). 2. Территория (М/м лекция № 3, слайд № 24). В родовом обществе значение имела не столько территория, занимаемая племенем, которая могла периодически изменяться, а отношения кровного родства, которые в понимании первобытных людей были постоянны и незыблемы. Территория государства представляет собой определенную часть земной поверхности, попадающую в сферу действия суверенитета того или иного государства. В состав территории государства включается: сухопутная территория, водная территория, земные недра, воздушное пространство, арктическая территория. Сухопутная территория. Сухопутная территория – это вся суша, находящаяся в пределах границ государства. Статус сухопутной территории как поверхности земли, очерченной границами государства, охватывает отдельные части территории, окруженные территорией других государств (анклавы), и острова, омываемые водой. В состав сухопутной территории входят также и недра, расположенные ниже почвенного слоя и дна находящихся на суше водоемов. Именно по сухопутной территории определяются официальные размеры государства, протяженность сухопутных и морских границ. Водная территория. Водная территория государства включает в себя: а) внутренние (национальные) воды, т.е. протекающие или находящиеся на территории государства реки, озера, каналы, внутренние моря, а в случае государства архипелага – его архипелажные воды; б) пограничные воды, т.е. воды рек, озер и каналов, по которым проходит государственная граница; в) территориальное море – морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и архипелажным водам. Долгое время международная практика шла по пути произвольного установления самим государством ширины территориальных вод, которая колебалась в промежутке от 3 морских миль (Австралия, Великобритания, Канада, Куба, Франция, ГДР, ФРГ, Япония) до 200 миль (Аргентина, Панама, Перу, Сальвадор, Чили, Коста-Рика, Эквадор). Конвенция по морскому праву 1982 г. установила единый подход к пониманию территориальных вод и установила следующий порядок отсчета их ширины. Внешней границей территориальных вод (территориального моря) является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря. Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствие с этой же Конвенцией. Исходной линией считается линия наибольшего отлива, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба. Земные недра. Земные недра без ограничения по глубине (технически доступная глубина) в пределах сухопутной и водной территории государства находятся под исключительным суверенитетом данного государства, которое и определяет условия их разведки и освоения. Воздушное пространство. Государственное воздушное пространство как интегральная часть государственной территории есть пространство над сухопутной и водной поверхностью в пределах государственных границ. Верхней границей воздушного пространства является граница земного пространства на уровне, позволяющем искусственным спутникам земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Такое высотное расположение обычно определяют высотой в 110 км. Арктическая территория. Государственная территория в районе Арктики определяется концепцией «полярных секторов» (М/м лекция № 3, слайд № 25). В настоящее время арктические сектора имеют всего пять государств: Россия, США, Канада, Норвегия и Дания (М/м лекция № 3, слайд № 26). 3. Налоги (М/м лекция № 3, слайд № 27). Налоги представляют собой учрежденные публичной властью поборы с населения, взимаемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки. Сбор налогов является одним из важнейших способов формирования и пополнения государственной казны, являющейся материальной основой жизнедеятельности государства, экономическим условием выполнения его функций. Естественно подобный институт не был знаком родовому строю в силу того обстоятельства, что власть в нем была неотделима от общества и не нуждалась в системе специальных поборов. 4. Суверенитет (М/м лекция № 3, слайд № 28). Суверенитет государства проявляется как внутри страны по отношению ко всем иным организациям и лицам, так и вовне в сфере взаимоотношений данного государства с иными государствами. Суверенитет государственной власти внутри страны, прежде всего, находит свое выражение в верховенстве, универсальности властной силы и прерогативе государственной власти. Верховенство государственной власти состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, которые должны подчиняться власти государства. Универсальность властной силы означает единство и распространение государственной власти на все население и на все организации той или иной страны, а также общеобязательность решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности. Прерогатива государственной власти означает исключительное право государственной власти на издание общеобязательных правил поведения и на отмену и признание ничтожным любого проявления другой общественной власти. Легализованное государственное принуждение. Данный признак государственной власти находит свое выражение в том, что только государство в лице уполномоченных органов вправе применять по отношению к гражданам данного государства, иностранцам и лицам без гражданства организованное государственное насилие. Для этого она имеет специальные органы принуждения, в том числе вооруженные силы, специальные пенитенциарные учреждения для содержания лиц, совершивших преступления. Связь государства с правом. Связь государства с правом в качестве одного из признаков государства выражается в том, что право, во-первых, юридически оформляет государственную власть, нормативно выражая волю общества. Во-вторых, право способствует легитимности власти, то есть признанию власти законной, образованной вместе с процедурами, предусмотренными правовыми нормами. В третьих, право устанавливает пределы государственного вмешательства в частную жизнь населения того или иного государства. 7. Некоторые авторы в качестве неотъемлемого признака государства называют население государства. При этом для образования государства численность его населения, расовый или национальный состав не имеют решающего значения. 8. Государственная символика: герб, гимн и флаг, а также столица. Каждое государство имеет свою государственную символику, позволяющую представлять государство вовне и официально демонстрировать атрибуты государственной власти в качестве ее символов. Государственная символика, как правило, отличается краткостью, наглядностью, экспрессивностью и распознаваемостью. Отдельные элементы символики присущи и негосударственным организациям, однако в своей совокупности и в качестве обязательных символов они характерны только для государства. § 4. Сущность государства (СхиОП, опр. № 4). С учетом всего вышесказанного дать дефиницию столь сложного и динамичного явления, как государство, а, тем более, определить его сущность представляется весьма проблематичным. М. Вебер, в частности, по этому поводу писал: «Государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют политическими, то есть в наши дни – государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству». Другим подходом к решению данной проблемы является попытка дефиниции государства посредством его классовой сущности. И в этой связи в первую очередь необходимо обратиться к определению государства, выработанному К. Марксом и Ф. Энгельсом, как «формы, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». В последующем данное определение было подвергнуто Ф. Энгельсом существенной переработке, результатом которой стала, пожалуй, самая конфронтационная дефиниция государства как «машины для подавления одного класса другим». Данное мнение по существу разделял и В.И. Ленин, который считал, что «государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим». Обе формулировки долгое время были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. В настоящее время они применимы только к таким государствам, в которых существует довольно сильная классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, данные определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Иначе говоря, сущность государства многопланова и многоаспектна. Она не может сводиться только к классовым, религиозным, национальным или общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал, которое, соответственно, государства будет преобладать и в дефиниции государства. С точки зрения современных представлений о сущности государства выделяют пять основных подходов к его сущности (М/м лекция № 3, слайд № 29), (СхиОП, схем. № 8). Это теологический (исламский фундаментализм) (СхиОП, опр. № 6), классический (единство территории, населения и публичной власти) (СхиОП, опр. № 5), социологический (государство отождествляется с организацией публичной политической власти не зависимо от ее содержания) (СхиОП, опр. № 7), легистский (государство как результат законов о публичной политической власти) (СхиОП, опр. № 8) и юридический (государство – это правовая форма организации политической публичной власти) (СхиОП, опр. № 9). В современной учебной литературе государство обычно определяется как суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций (М/м лекция № 3, слайд № 35). Типология государств. Типология или классификация государств по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-исторического процесса развития государства (СхиОП, опр. № 23). Она выступает как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства (М/м лекция № 3, слайд № 36). Обращаясь к характеристике содержания и назначения типологии государства, необходимо заметить, что это не умозрительная, оторванная от жизни и реальной действительности мыслительная операция. Наоборот, в процессе классификации типов государств (СхиОП, опр. № 24) ученые вынуждены прибегать к тщательному анализу огромного фактического материала, накопленного различными юридическими и неюридическими науками, такими как история государства и права, история правовых и политических учений, политология, социология и т.д. На основе изучения и обобщения данного материала устанавливаются и раскрываются объективные связи, существующие между государством, с одной стороны, и экономической и социальной структурой общества – с другой. При рассмотрении проблем типизации государств необходимо также уделить внимание социальному смыслу и назначению данного процесса (М/м лекция № 3, слайд № 37). С учетом изложенного, вполне очевидным является то обстоятельство, что типология государства должна производиться на строго научной основе, в соответствии с выработанными социально-политической практикой объективными критериями. В противном случае она будет носить умозрительный, субъективный характер и не будет способствовать углубленному познанию государственно-правовой материи. Согласно сложившемуся в настоящее время представлению о классификации государств наиболее распространенными являются так называемые формационный и цивилизационный подходы (М/м лекция № 3, слайд № 38), (СхиОП, схем. № 26). § 6. Формационный подход к типологии государств (СхиОП, опр. № 25). В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки, в первую очередь – общественно-экономическая формация (М/м лекция № 3, слайд № 39), (СхиОП, опр. № 26). Именно базис, то есть тип производственных отношений, является, по мнению основоположников данного подхода К. Маркса и Ф. Энгельса, решающим фактором общественного развития, который в свою очередь детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государства и права. В отечественной и зарубежной философской и социологической литературе используется несколько вариантов определения и применения исследуемого критерия (М/м лекция № 3, слайд № 40). Наиболее распространенным вариантом использования общественно-экономической формации в качестве критерия типологии государств является так называемая пятичленная схема деления всемирно-исторического процесса (СхиОП, схем. № 27), разработанная В.И. Лениным, хотя в классическом изложении непосредственно К. Марксом и Ф. Энгельсом данная схема выглядит в виде трехчленной схемы (СхиОП, схем. № 29). Согласно этой первой из указанных схем (пятичленной) выделяют пять общественно-экономических формаций, а именно: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой стадией которой считалась социалистическая формация. Пяти данным формациям соответствует четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое (буржуазное) и социалистическое. При этом приверженцы данной теории исходят из того, что при первобытнообщинной формации государство еще не сформировалось, а на стадии коммунистической формации государство утратит свое значение, поэтому последним типом государства является государство социалистическое, которое исчезнет при наступлении коммунизма. Наряду с данной схемой в научной литературе в последнее десятилетие стала довольно широко применяться и шестичленная схема деления всемирно-исторического процесса (СхиОП, схем. № 28). Особенность ее заключается в том, что к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, социалистическому способам производства добавляется еще так называемый азиатский способ производства. Он отражает весьма важные специфические особенности раннеклассового общества в странах Востока. Азиатскому способу производства, следуя логике авторов данной теории, соответствует особая общественно-экономическая формация и, соответственно, свой особый тип государства и права. Данный вариант типологии государств вызывал и вызывает разноречивые споры и суждения как среди специалистов в области философии, так и среди специалистов в области государства и права. Чтобы составить более полное представление о данном подходе, представляется необходимым обратиться к краткой характеристике государств каждого из названных типов. Исторически первым типом государственной организации является рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов (М/м лекция № 5.1, слайд № 9). Следующий тип государства, который приходит на смену рабовладельческому типу, это государство феодальное. По мнению большинства ученых, феодальное государство формируется двумя путями. Первый – путь постепенного разложения рабовладельческого строя и зарождения в его недрах строя феодального. Данный путь был характерен для большинства рабовладельческих государств, которые постепенно трансформировались в государства феодальные. Второй – путь постепенного развития, а затем разложения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального строя, минуя стадию рабовладения. По этому пути шло, в частности, становление и развитие государства у германских и славянских народов. Соответственно, внутренние и внешние функции феодального государства обладали определенной спецификой (М/м лекция № 5.1, слайд №№ 10-11). Следующим этапом в развитии государства является этап капиталистического или буржуазного государства, появившегося на исторической арене в результате буржуазных революций. Объективной предпосылкой появления буржуазного государства являлся естественный процесс разложения феодального строя и появление в его недрах капиталистических производственных отношений, усиление противоречий между исторически восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов. Экономической основой буржуазного государства является капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность являются основой, мерилом экономической свободы при капитализме. В свою очередь, экономическая свобода служит фундаментом политической, социальной и личной свободы человека. Осуществление внутренних и внешних функций капиталистического государства (М/м лекция № 5.1, слайд №№ 12-13) обеспечивается наличием разветвленного и профессионального государственного аппарата, который характеризуется наличием у него таких важных средств властвования, как огромная вооруженная армия, разведка, контрразведка, полиция, тюрьмы, жандармерия, многочисленные государственные органы. Последним, завершающим типом государства согласно формационному подходу является государство социалистическое. Теоретические основы возникновения и функционирования социалистического государства были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К.Маркса и Ф.Энгельса и развиты в произведениях В.И. Ленина, а также в документах Коммунистического интернационала и коммунистических партий разных стран и в научных изысканиях ученых, стоящих на марксистско-ленинских позициях. Характеризуя данный тип государства, необходимо отметить, что марксистское учение о социалистическом государстве и праве в отличие от других учений и доктрин не было полностью реализовано ни в одном из ранее существовавших или ныне существующих государств, называющих себя социалистическими. Данная ситуация является предметом споров как марксистов различных направлений, так и ученых, занимающихся исследованием данной проблематики. Однако, вне зависимости, от оценок и подходов к изучению марксистского учения о социалистическом государстве основные его постулаты и положения таковы: 1) Социалистическое государство возникает не эволюционным, а революционным путем; 2) Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства является слом старой государственной машины, уничтожение старого буржуазного государственного аппарата; 3) Сущностью социалистического государства является диктатура пролетариата, означающая, что только определенный класс, а именно пролетариат, в союзе с беднейшими слоями трудящихся может обладать всей полнотой государственной власти и с этой целью применять насилие по отношению ко всем другим классам и слоям общества; 4) В своем становлении и развитии социалистическое государство проходит несколько этапов эволюционных изменений, от этапа государства собственно диктатуры пролетариата к общенародному государству, в котором не будет существовать элементов эксплуататорских классов; 5) Формой правления социалистического государства является республика, а в плане государственного устройства допускается существование, как унитарного государства, так и федерации; 6) Социалистическое государство характеризуется неразрывной связью с правом; 7) Государство и право, согласно марксистско-ленинской доктрине, не являются вечными и неизменными. Поэтому по мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления тоже отмирают. Соответственно социалистическое государство осуществляет специфические функции, отличающие его от эксплуататорских типов государств (М/м лекция № 5.1, слайд № 14). Помимо классических типов государства в науке сформировано понятие переходных типов государства. В чем состоят особенности государств переходного типа? В качестве переходных называются, как правило, государственные системы, находящиеся на стыке различных типов государства: рабовладельческого и феодального, феодального и капиталистического, капиталистического и социалистического, и, наоборот, социалистического и капиталистического. При этом необходимо иметь в виду, что в марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. Однако историческое развитие общество подтвердило, что наиболее естественен и перспективен эволюционный путь развития государств, поэтому наличие переходных типов государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго. В связи с чем, представляется необходимым упомянуть такие типы переходных государств, как древневосточное государство, профеодальный и посткапиталистический тип государства. До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе целиком и полностью относили к рабовладельческому типу. Вместе с тем, данные государства обладают определенной спецификой, что позволяет выделить их в отдельный тип. В частности, основная масса древневосточных государств возникла в зоне поливного земледелия около 5 тысяч лет назад. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызвали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Подобный характер сельскохозяйственного производства получил название «азиатского способа производства» и для своего функционирования требовал наличия, как минимум, следующих условий: сохранения родовой общины, так как отдельные семьи были не в силах осуществлять объемные и сложные ирригационные работы; и наличия сильной публичной власти. Таким образом, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Безусловно, существовала и частная собственность монарха и его приближенных, однако она не играла существенной роли в процессе производства материальных благ. Такой характер собственности во многом определял специфическую структуру общества, на вершине которого располагались монарх и члены правящей династии, ниже – его приближенные, еще ниже – чиновники более низкого ранга. Низшим и наиболее многочисленным пластом общества являлись общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства. В ряде восточных государств, как, например, в Китае, рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте и Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества. Восточные государства выполняли, как правило, несколько функций: 1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений); 2) финансовую – взимания податей; 3) военную – обороны своей территории и захвата чужих территорий; 4) подавления сопротивления угнетенных общинников и рабов. Для выполнения указанных функций рассматриваемые государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат, ведущая роль в котором принадлежала войску, полиции и суду. Особенностями восточных государств являлось то, что в них длительное время не существовало строгого разграничения компетенции между отдельными ведомствами и чиновниками. Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму «восточной деспотии», при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю – наследственному монарху, правящего при помощи сильного военно-бюрократического аппарата. Несмотря на наличие некоторых недостатков (М/м лекция № 3, слайд № 45), достоинства формационного подхода в настоящее время несомненны (М/м лекция № 3, слайд № 44), в силу чего рассматриваемая типология является основной. Чтобы преодолеть некоторые слабые стороны данной типологии в современной науке наряду с формационным применяется цивилизационный подход, суть которого состоит в том, чтобы классифицировать различные типы государств, основываясь на их принадлежности к той или иной цивилизации, рассматриваемой как некая совокупность различного рода культурных, исторических, национальных, религиозных, идеологических и т.д. факторов. § 7. Цивилизационный подход к типологии государств (М/м лекция № 3, слайд № 46). В отличие от формационной цивилизационная типология представлена разными версиями (СхиОП, опр. № 27). Одним из первых идею локальных цивилизаций выдвинул русский историк Н.Я. Данилевский (М/м лекция № 3, слайд № 47). В своей книге «Россия и Европа» он выделял 11 цивилизаций. Немецкий историк и философ О.Шпенглер в книге «Закат Европы» выделял 8 цивилизаций. Английский историк и социолог А.Тойнби (М/м лекция № 3, слайд № 48) в книге «Постижение истории» описал 26 цивилизаций, в том числе египетскую, китайскую, западную, православную, мексиканскую, иранскую, арийскую и т.д. Сравнивая цивилизационный подход к типологии государств с формационным подходом, следует обратить внимание на ряд недостатков, присущих ему (М/м лекция № 3, слайд № 49), которые ставят под сомнение саму возможность, а главное – эффективность использования данного подхода. Вместе с тем, ощутимы определенные преимущества цивилизационного подхода по сравнению с формационным подходом (М/м лекция № 3, слайд № 50).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.9.9 (0.012 с.) |