Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие функций государства.

Поиск

Обращаясь к теме «Функции государства», необходимо отметить, что термин «функция» в отечественной и зарубежной социологической литературе имеет далеко не одинаковое значение (М/м лекция № 5.1, слайд №№ 2, 3). В отношении государства термин, а вместе с ним и понятие «функция», приобретают несколько иной смысл и значение (СхиОП, опр. № 18). Функции государства традиционно определяют как «одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач» (А. Иванов), как «основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его классовая сущность и назначение в обществе» (проф. Владимир Иванович Гойман-Червонюк). Как более полный вариант функции государства определяют в качестве основных направлений его деятельности, выражающих сущность и социальное назначение, цели (СхиОП, опр. № 19) и задачи государства (СхиОП, опр. № 20) по управлению обществом в присущих ему формам и присущими ему методами» (проф. Владимир Михайлович Корельский). Нетрудно заметить, что в основе всех этих определений лежит понимание функций государства как основных (главных) направлений его деятельности (М/м лекция № 5.1, слайд № 4).

Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты (М/м лекция № 5.1, слайд № 5), (СхиОП, схем. № 20):

1) функции следует отличать от целей (СхиОП, схем. № 21) и задач (СхиОП, схем. № 22), стоящих перед государством;

2) функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;

3) в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций;

4) функции государства объективно заданы целями и задачами государства;

5) функции государства подвержены эволюции;

6) осуществляются функции государства в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами;

7) функции государства как такового отличаются от функций его органов.

По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства, что было проиллюстрировано при анализе государств различных типов на прошлой лекции.

При этом речь идет не только о государствах различных типов, государствах, существующих в условиях различных общественно-экономических формаций. Речь идет также и об однотипных государствах, отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества (М/м лекция № 5.1, слайд № 6).

В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Поэтому характер функций государства определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач.

Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более, экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первый план в силу объективных обстоятельств выходит экономическая функция государства.

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер (М/м лекция № 5.1, слайд №№ 9-14), что нет и не может быть надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют (М/м лекция № 5.1, слайд № 8).

Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность (М/м лекция № 5.1, слайд № 15), не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-деспотическое государство выполняло экономическую функцию – организовывало общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и т.д. Феодальные государства наряду с поддержанием классового господства вынуждены были уделять внимание регулированию социально-экономической жизни страны в виде политики протекционизма, отдельных шагов в области просвещения и здравоохранения.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства, такие как: экономическая, социальная, функция поддержания демократического правопорядка и т.д., - становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо актуальными становятся глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды, борьба с международной преступностью и международным терроризмом, демографические проблемы и т.д., для успешного решения которых необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций – обеспечение мирового правопорядка, международной экологической безопасности и т.д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов. Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что функции государства и их содержание обусловлены в основном следующими факторами:

1) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);

2) сущностью государства и его природой;

3) целями и задачами государства.

2. Классификация функций государства (М/м лекция № 5.1, слайд № 7).

В юридической теории, а отчасти и на практике существует множество оснований или критериев классификации функций государства.

В зависимости от продолжительности их существования и осуществления функции (М/м лекция № 5.1, слайд № 16) государства подразделяются на постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные, рассчитанные на решение задачи, имеющей временный, и, как правило, чрезвычайный характер.

В зависимости от социальной значимости (М/м лекция № 5.1, слайд № 8) выделяют общесоциальные функции государства, представляющие собой в концентрированной форме интересы всего общества, и классовые, выражающие преимущественно интересы правящих классов.

Критерием классификации функций государства может выступать сфера их применения и приложения (М/м лекция № 5.1, слайд № 15). В этом случае функции государства будут подразделяться на политические, идеологические, социальные, экономические и др. виды.

Если в качестве основания классификации избрать формы реализации (М/м лекция № 5.1, слайд № 17), то в этом случае функции государства будут подразделяться на правотворческие, правоохранительные, правоприменительные функции.

Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (М/м лекция № 5.1, слайд № 18). Соответственно, в федеративном государстве можно выделить общефедеральные функции и функции субъектов федерации. В унитарном государстве это могут быть функции, осуществляемые на территории всего единого государства, либо функции, осуществляемые лишь на территории отдельных административно-территориальных единиц.

Новацией последних лет стали предпринимаемые рядом авторов попытки классификации функций государства в зависимости от принципа разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти, и что каждая из названных функций осуществляется не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной, судебной.

Довольно распространенной является классификация функций государства в зависимости от степени их важности на основные (главные) и неосновные (неглавные) функции (М/м лекция № 5.1, слайд № 19). В то же время следует заметить, что данная классификация является не только традиционной для теории государства и права, но и одновременно довольно спорной, поскольку любая функция государства по определению является основным направлением его деятельности. Однако по мере развития отечественной и зарубежной юридической науки данный вопрос был решен положительно, исходя из того, что в реальной действительности функции государства далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Со своей стороны, чтобы избежать тавтологии, предлагаю использовать термины «главные», «неглавные» функции для определения степени их важности.

Наряду с вышеназванными критериями существуют и иные основания классификации функций государства. Наиболее распространенными и широко признанными среди них являются такие критерии, как направленность решаемых государством целей и задач, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние функции (М/м лекция № 5.1, слайд № 20).

Внутренние функции современного государства (М/м лекция № 5.1, слайд № 21) представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Задачи эти довольно многочисленны и разнообразны, так как затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, политическую, социальную, духовную, культурную, финансовую и т.д. Кроме этого, к числу внутренних функций государства относят также такие функции, как установление и охрана правопорядка в обществе, охрана прав собственности, прав и свобод граждан, функция оказания социальных услуг, функция обеспечения народовластия, культурно-воспитательная, природоохранительная (экологическая) функция, функция финансового контроля и т.д.

Внешние функции современного государства (М/м лекция № 5.1, слайд № 22) представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. К числу внешних функций государства традиционно относят защиту страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В настоящее время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развиваются коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы, что, безусловно, сказывается на эволюции внешних функций государства.

3. Основные внутренние и внешние функции современного Российского государства (СхиОП, схем. № 23).

Особенностью современного Российского государства является то, что согласно Конституции Россия в настоящее время провозгласила себя правовым, демократическим, социальным государством. Поэтому внутренние и внешние функции нашего государства несут на себе определенную специфику, обусловленную его сущностью.

Характеризуя внутренние функции Российского государства, в первую очередь, необходимо сказать об экономической функции, в основе которой лежит жизненно необходимость проведения реальной рыночной реформы, призванной коренным образом трансформировать экономику России. Речь идет о таких элементах рыночных отношений как экономическая свобода, право частной собственности, наличие свободных рынков товаров и услуг. Одновременно возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживание эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами.

Перспективными направлениями реализации экономической функции Российского государства в настоящее время являются структурная перестройка экономики, необходимая для производства конкурентоспособной продукции, демонополизация и демилитаризация производства, реальная поддержка отечественных производителей, в том числе малого предпринимательства, целенаправленная инвестиционная политика, отстаивание интересов российских кампаний на внутреннем и мировом рынках; реформа экономического механизма аграрного сектора, обеспечение права частной собственности на землю, формирование современной системы расчетов, правовое обеспечение поведения экономической реформы. В этой связи необходимо отметить позитивную роль, которую сыграл в этом процессе Гражданский кодекс Российской Федерации, первая часть которого была введена в действие с 1 января 1995 г., а третья – с 1 марта 2002 г. Хотя правовое регулирование имущественных отношений не исчерпывается наличием Гражданского кодекса, тем не менее, именно он закладывает правовые основы подобного регулирования, закрепляя основные правовые институты и принципы регулирования общественных отношений в экономической сфере.

Социальная функция Российского государства предполагает обеспечение государством охраны труда и здоровья людей, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; государственные пенсии, пособии и иные гарантии социальной защиты. В определенной степени данная функция Российского государства в настоящее время является декларативной, поскольку далеко не все социальные гарантии, провозглашенные в Конституции государства и в ряде его законов, предоставлены всем гражданам нашего государства. Тем не менее, направленность на реализацию указанных гарантий для всех граждан государства, безусловно, наличествует в деятельности как государства в целом, так и в деятельности его отдельных органов, что позволяет надеяться на то, что в недалеком будущем социальная функция нашего государства будет реализована полностью.

Функция налогообложения и взимания налогов тесно связана с экономической функцией Российского государства, однако в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция выделилась в самостоятельную. Ее содержанием является формирования и пополнения казны, в первую очередь федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также муниципальных бюджетов за счет всех видов налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Нормативной базой для осуществления указанной функции государства является Налоговый кодекс РФ и сопутствующие ему федеральные законы.

Следующей основной внутренней функцией Российского государства является функция охраны прав и свобод граждан, охраны всех форм собственности и поддержания правопорядка. Реализация данной функции связана, в первую очередь, с признанием государством прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, а их защиту – первейшей обязанностью государства, в результате чего охрана и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. Особенность данной функции состоит в тесной связи защиты прав и свобод граждан с признанием и защитой частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Всем указанным формам собственности должна обеспечиваться равная правовая защита, недопустимы любые проявления неуважительного отношения к праву частной собственности, а тем более нарушения этого права. Соответственно реализация названных выше прав граждан невозможна без обеспечения охраны правопорядка, режима законности, предупреждения и сокращения правонарушений. Свидетельством концентрации усилий государства на этом важном для него направлении является разработка и утверждение Федеральной программы борьбы с преступностью, разработка и принятие новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, реформа судебной системы. Все эти шаги направлены в первую очередь на обеспечение неотвратимости наказания за совершенные преступления, на профилактику преступлений, и в конечном счете, на искоренение социальных условий, порождающих преступность.

Заканчивая характеристику основных внутренних функций современного Российского государства, необходимо сказать несколько слов и о такой его функции, как функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности различных органов и хозяйствующих субъектов в области охраны окружающей природной среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровление и улучшение качества окружающей среды, рациональное и разумное использование природных ресурсов. Реализация данной функции осуществляется посредством установления правового режима природопользования, обязательств по обеспечению здоровой окружающей среды, экологического контроля и надзора с применением мер юридической ответственности за экологические правонарушения.

Обращаясь к анализу и раскрытию содержания внешних функций российского государства, следует заметить, что в течении последних десятилетий изменились не только Россия, но и весь мир. Исчезла глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны. Хотя с другой стороны мир столкнулся с различными, в том числе и негативными проявлениями глобализма, с необходимостью борьбы с терроризмом в мировом масштабе.

Говоря об отдельных внешних функциях Российского государства, прежде всего, следует охарактеризовать такую функцию, как оборона страны. Данная функция, несмотря на улучшение международной обстановки, не теряет своей актуальности. Это связано с наличием достаточно большого количества нерешенных геополитических проблем, доставшихся России, в том числе, как от Советского Союза, так и от Российской империи. Сохраняется возможность неблагоприятных для России геополитических изменений, связанных с возможностью дальнейшего расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ. С другой стороны, зона военного вмешательства Соединенных Штатов в дела иностранных государств переместилась в центральную часть евразийского континента, что также сказывается на эскалации мировой напряженности. Соответственно, обеспечение военной безопасности является одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства. Средством выполнения данной функции являются Вооруженные Силы Российской Федерации, предназначенные для отражения любой вооруженной агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Другой немаловажной функцией Российского государства является обеспечение мира и поддержание мирового порядка. Данная функция находит свое выражение в недопущении новой глобальной войны, в укреплении обязательного для всех стран режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, представляющих угрозу для всего человечества, в повышении контролируемости международной торговли оружием при одновременном соблюдении российских коммерческих интересов в этой области, в запрещении химического оружия.

Следующей внешней функцией Российского государства является функция сотрудничества и укрепления связей с другими странами, в том числе, странами СНГ. Осуществляя рассматриваемую функцию, Россия направляет свои усилия на укрепление содружества, прежде всего, по линии формирования и укрепления экономического союза, создания общего рынка, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ, обеспечения и защиты интересов русскоязычного населения и граждан России, проживающих на территории государств – членов содружества, создание единого информационного пространства.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. Важной стороной данной функции является сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении вопросов, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом, таких как освоение космоса и обеспечение планетарной защиты, изучение и сохранение мирового океана, охраны растительного и животного мира планеты, борьба с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий, катастроф, военных конфликтов. Реализация данной функции в полной мере стала возможной в результате изменения характера международных связей, интеграции России в мировую экономику и вступления в ряд международных союзов и международных организаций, прежде всего экономических. Прежде всего, речь идет об отношениях России с Советом Европы, с Соединенными Штатами, со странами Азиатско-тихоокеанского бассейна.

Помимо названных для Российского государства характерно осуществление и других внешних функций, традиционных для большинства государств, таких как функция поддержания дипломатических отношений, расширение торгового сотрудничества, развитие культурных и научных связей, информационное сотрудничество.

4. Формы (СхиОП, опр. № 21) и методы (СхиОП, опр. № 22) осуществления функций государства.

Для того, чтобы функции государства нашли свое выражение в реальной деятельности государства и его органов, они должны быть обличены в соответствующие формы и реализованы посредством применения определенных методов. В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются (М/м лекция № 5.1, слайд № 23), (СхиОП, схем. № 24):

во-первых, специфические виды деятельности государственных органов;

во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства.

Если исходить из первого критерия классификации форм осуществления функций государства (М/м лекция № 5.1, слайд № 24), то такими формами соответственно являются: законодательная, исполнительная (управленческая), судебная и контрольно-надзорная деятельность.

Законодательная деятельность состоит в рассмотрении и принятии законодательными (представительными) органами государства нормативных правовых актов, прежде всего законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, гражданами и организациями, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

Исполнительная (управленческая) деятельность представляет собой осуществляемую в установленном нормативными правовыми актами порядке оперативную, распорядительную деятельность органов исполнительной власти и государственного управления по осуществлению функций государства в экономической, социальной сфере, в сфере социального обеспечения, здравоохранения, образовании и культуры, транспорта, связи, охраны общественного порядка и т.д.

Судебная деятельность связана, в первую очередь, с осуществлением специальными органами государства – судами правосудия.

Контрольно-надзорная деятельность осуществляется посредством всех разновидностей государственного надзора и контроля.

Ценность данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между конкретными звеньями механизма государства по выполнению его функций, хорошо соотносится с принципом разделения властей, наглядно демонстрируя функции той или иной власти.

Как было сказано выше, другим признанным в науке критерием классификации форм осуществления функций государства является однородность деятельности органов государства по осуществлению его функций (М/м лекция № 5.1, слайд № 25). При этом значение имеет именно внешняя однородность деятельности. Сообразно данной классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и деятельность фактическая или, как ее еще называют, организационная.

Правовую деятельность (М/м лекция № 5.1, слайд № 26), в свою очередь, принято подразделять на правотворческую, связанную с изданием нормативных актов, и правоприменительную деятельность, состоящую в применении законов и подзаконных актов к конкретным лицам посредством издания актов применения права. Кроме того, отдельные авторы в правоприменительной деятельности выделяют еще два вида, а именно: оперативно-исполнительную и правоохранительную деятельность. Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой осуществление исполнительно-распорядительными органами государства полномочий по изданию актов применения норм права, которые служат в дальнейшем основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Правоохранительная деятельность является такой формой осуществления функций государства, при которой уполномоченные государственные органы посредством предоставленных им полномочий охраняют нормы права от нарушений, защищают предоставленные гражданам субъективные права и обеспечивают выполнение ими возложенных на них юридических обязанностей.

От правовых форм осуществления функций государства отличаются фактические или организационные формы (М/м лекция № 5.1, слайд № 27), которые включают в себя организационно-регламентирующую деятельность, организационно-хозяйственную деятельность и организационно- идеологическую деятельность. От правовых форм данные виды деятельности отличаются тем, что не влекут за собой юридических последствий, хотя и осуществляются в рамках определенного правового регулирования.

Помимо специфических форм, осуществление функций государства должно осуществляться специальными методами (М/м лекция № 5.1, слайд № 28), (СхиОП, схем. № 25).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.01 с.)