Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное назначение и функции права.

Поиск

Как уже говорилось на лекции, посвященной функциям государства, термин «функция» очень многозначен и употребляется в самых различных значениях. Это обусловливается спецификой тех наук, в которых используется данный термин, но так или иначе, в большинстве случаев с понятием «функция» связывается направленное избирательное воздействие системы на определенные стороны внешней среды.

В юриспруденции, несмотря на огромное количество точек зрения по этому поводу, под функцией понимают, как правило, либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое одновременно. Последнее связано с тем, что как социальное назначение, так и направления воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции права.

Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В юридической литературе вопрос о социальном назначении права был поставлен в середине 60-х годов в работах С.С. Алексеева, П.Е. Недбайло, П.М. Рабиновича. В последующие годы аксиологическим вопросам в праве стали уделять внимание и в других странах (Р. Гольник, Н. Неновски, И. Сабо). Между тем трактовка социальной ценности права в литературе неоднозначна. Одни авторы считают, что само по себе право не обладает какой-то ценностью. Определенную значимость для общества имеют лишь те отношения, которые оно охра­няет. По их мнению, право ценно как орудие, инструмент, средство раз­решения задач, возникающих перед государством и обществом (А. Ф. Черданцев).

Другие авторы отмечают, что главным и определяющим в уста­новлении социальной ценности права является его общественная приро­да, что возможности права как существенной социальной ценности за­ложены в его свойствах и такими первичными объективными свойства­ми права являются: нормативность, формальная определенность, принуди­тельность и динамизм, что именно эти свойства предопределяют его ре­альную ценность, обуславливают возможности права в организации общественной жизни, его роль в обеспечении нормального функциони­рования общественного организма в рамках данных социально-классовых отношений (С.С. Алексеев).

По мнению третьих, ценность права для общества проявляется в его способности быть организатором общественных отношений, динамиз­ме, тождестве формы права общественным отношениям, общенародности права (П.М. Рабинович).

С точки зрения четвертых, ценность права существует как способ­ность и функция удовлетворять закономерные потребности и служить интересам участников общественных отношений (Ф.Н. Фаткулин, Л.Д. Чулюкин).

Различная трактовка социальной ценности права не случайна и предопределена не только недостаточной изученностью проблемы, но и многоуровневым характером самого права, необходимостью многоас­пектного подхода к его свойствам и качествам. По мнению Б.Я. Бляхмана ис­следование ценности права необходимо продолжать на различных уровнях социального взаимодействия:

а) между обществом и правом (социальная ценность);

б) между государством и правом (юридическая ценность);

в) между личностью и правом (личностная ценность).

В контексте социальной ценности право выступает как исторически необходимое в обществе юридическое закрепление урегулированности и порядка в качестве существенных моментов нормального функ­ционирования данного способа производства.

Общесоциальную ценность права можно определить как возможную и должную способность удовлетворять потребности и интересы обще­ственного прогресса. Здесь на первое место выступает социальный по­тенциал права, охватывающий наиболее широкий круг отношений, по­скольку система развития общественных взаимосвязей самая широкая из всех систем человеческой жизнедеятельности. Зарождающиеся в жизни конкретные отношения, если они объективно детерминированы всем ходом развития общества, становятся социально необходимыми отно­шениями и требуют своего правового оформления.

Объективная необходимость правовой формы диктуется не законо­дателем, а самими общественными отношениями. После законодатель­ного закрепления тех или иных отношений происходит постоянный процесс их оценки со стороны субъектов этих отношений. Иными словами, происходит соотношение формы и содержания (закона и самих отношений). Ценность права в этом случае определяется по соответ­ствию либо несоответствию целям общественного прогресса, противо­стоит ли оно анархии и произволу, обеспечивает ли справедливое и сво­бодное развитие всех членов общества.

Процесс оценки права, его динамика зависят, в конечном счете, от динамики развития самих отношений. При характеристике юридической ценности права на первый план выходят признаки его формы. При по­мощи качеств, обязанных своим происхождением государству, право устанавливает всеобщую меру, норму свободы поведения всех субъектов общественных отношений, в том числе самого государства. Правовая основа государственной жизни, несомненно, более узкая сфера человече­ских взаимоотношений, требующая строгой правовой регламентации деятельности всех органов государства. В свою очередь, эта правовая основа дает возможность установления общезначимой шкалы свобод для членов общества. Поэтому правовая основа государства способству­ет развитию и совершенствованию правовой основы общественной жиз­ни в целом и обеспечивает реализацию прав и свобод каждой отдельной личности. Происходит своеобразное взаимопроникновение, выявляется взаимозависимость ценности права для общества, государства, лич­ности.

Социальная ценность права выражается в следующем.

Во-первых, с помощью права обеспечивается всеоб­щий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определен­ность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормаль­ных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической от­ветственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обес­печивает оптимальное сочетание свободы и справедливос­ти, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопар­тийная политическая система, демократическая избира­тельная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В Рос­сии пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

Если оценивать функции права с позиции основных направлений воздействия права на регулируемые им общественные отношения, то необходимо отметить следующие их черты:

1) функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе;

2) функция права представляет собой такое направление воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость в праве как социальном явлении. Иными словами функция характеризует направление необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе не может обойтись;

3) функция выражает наиболее существенные, главные свойства права и направлена на решение основных задач, стоящих перед правом того или иного государства на определенном этапе его развития;

4) функция представляет собой направление активного воздействия;

5) функции права отличаются стабильностью, непрерывностью своего действия.

Функции права в качестве основных направлений воздействия на общественные отношения обычно рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических или узких, или в общесоциальных, то есть более широких.

Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическая (право регламентирует политические отношения, регулирует деятельность политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет основные и неосновные функции.

К основным функциям относятся регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, поскольку с ее помощью право призвано содействовать развитию наиболее ценных для государства и общества социальных отношений. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов граждан, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости. В правовой литературе данную функцию также подразделяют на регулятивную статическую (призванную обеспечить стабильность каких-либо отношений посредством их закрепления в тех или иных правовых институтах) и регулятивную динамическую (призванную обеспечить развитие тех или иных отношений) функции.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений – и носит вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей и они нуждаются в охране и защите.

Число неосновных специально-юридических функций права не является постоянной величиной. Оно может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от исторической обстановки, актуальности или неактуальности решаемых правом задач, увеличения или уменьшения масштаба правового воздействия и т.д.

Наиболее часто к числу неосновных собственно-юридических функций относят компенсационную (восстановление понесенного ущерба), восстановительную (восстановление положения, существовавшего до момента нарушения права), ограничительную (ограничение прав и свобод в целях защиты прав других лиц).

 


Тема 10. Норма права

(РП, Тематический план, п/н 10 (Стр.7); Содержание курса «Тема 10» (Стр. 15); Планы СЗ «Тема 10» (Стр. 63);

М/м лекция № 10;

СХиОП (Стр.47 - 52).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.011 с.)