Социальное обслуживание: принципы, функции, виды и формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное обслуживание: принципы, функции, виды и формы.



Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

Социальная служба организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить реинтегрирующий характер;

- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

- механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

Функции соц обслуж:

а) функция социальной помощи, которая включает:

б) функция консультирования, которая включает:

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Социальное обслуживается базируется на принципах:

- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

- профилактической направленности;

- законности и учета международных стандартов.

11. Понятие финансов в соц.сфере. Основные функции финансирования: распределительная, стимулирующая, контролирующая. Принципы финансирования в соц. сфере.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере

Основные функции финансиров.: распределительная, стимулирующая и контролирующая.

Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Контролирующая — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Принципы: 1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов

2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией

3) Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Критерий экономической эффективности определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование,

6) Учет государственных минимальных стандартов выделяются средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура).

7) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Финансирование прямое и косвенное.

 

12. Характеристика основных источников финансирования: госуд.бюджет, госуд. внебюджетные фонды и негосуд. источники финансирования. Роль госуд. бюджета и внебюдж. фондов. Методы финансирования: прямое и косвенное финансиров. Социальная благотворительность.

Финансы в соц. сфере - обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет государственных внебюджетных фондов.

1. Госуд. бюджет, в том числе: - федеральный бюджет; - бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.); - муниципальные бюджеты.

2. Госуд. внебюджетные фонды, в том числе: - пенсионный фонд; - фонд социального страхования; - фонд обязательного медицинского страхования; - фонд занятости; - республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

3. Негосуд. источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.)

- нормативн. отчислений из бюджета соответств. уровня в размере не менее 2% расходн. части бюдж.;

- поступлений из фонда соц. поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

- средств федерального бюджета на выполнение уставных задач;

- финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

- дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;

- доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы.

- благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций

в настоящее время обеспечение социальной защищенности осуществляется путем использования следующих финансовых методов: - поддержка социальной инфраструктуры; - финансирование оказания услуг в области социальной защиты; - компенсация затрат на социальное обеспечение;

- непосредственные выплаты гражданам, которые являются объектами социальной защиты.

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Внебюджетные фонды - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Прямое финансирование – совокупность финансовых рыночных каналов, по которым средства перемещаются непосредственно от собственников сбережений к заемщикам.

Косвенное финансирование - совокупность финансовых рыночных каналов, по которым средства перемещаются в направлении от семейных хозяйств к фирмам через финансовых посредников

Благотворительность преследует цель более быстрого, гибкого и менее накладного (с точки зрения выбранного горизонта планирования) укрепления той общественной системы, в пределах которой она осуществляется.

Гуманитарная помощь Предоставление продовол., одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи

Социальная помощь Волонтёрство Работа с незащищёнными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.

Бесплатные услуги юриста Оказание услуг в профессиональной деятельности благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить (т. н. про боно). Благотворительная организация Благотворительный фонд Церковная благотворительность

 

13. Зарубежный опыт финансов. обеспечения отраслей социал. сферы.

Характеризуя зарубежный опыт проведения реформ в сфере финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, можно отметить, что такие реформы проходят в рамках трех основных моделей[1]:

1. модель «командование и контроль»: реформу начинают сверху, и правительство берет на себя ответственность за ее проведение. Выбирая эту модель правительство должно быть абсолютно уверенным, что сможет реализовать реформу. Примером использования такой модели являются принятый английским парламентом план стратегического развития системы образования на 1997-2001 гг. «Стратегия на достижение всеобщей грамотности» и план улучшения системы здравоохранения на 2001-2005 гг. «О сокращении сроков ожидания на медицинское обслуживание»;

2. модель «квази-рынки», в которой реализуется идея использования рыночных отношений в системе государственного управления. Предоставление государственных (муниципальных) услуг в рамках данной модели осуществляется частными организациями, а государство сохраняет контроль за назначением таких услуг. Такая система работает в медицинском обслуживании США, в системе здравоохранения в Англии, в школьном образовании в Филадельфии (США);

3. модель «передача полномочий и прозрачность», согласно которой государство может передавать право предоставлять государственные (муниципальные) услуги передовым частным организациям, выполняющим аналогичные услуги при условии обеспечения прозрачности их деятельности. Последнее предполагает введение строгой отчетности за результаты работы, которые обнародуются для сравнения и последующего улучшения деятельности привлеченных организаций. Данная модель реализуется с использованием контрактного механизма государственного финансирования организаций, предоставляющих услуги по заказу органов государственной власти и органов местного самоуправления, модель широко распространена и успешно работает во всем мире. В Калифорнии (США), например, государство активно пользуется услугами частных тюрем, а в Англии школы работают по контрактам с местными органами власти (департаментами образования).

 

14. Формы коммерческих организаций в социал. сфере.

Коммерческая организация – это такие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они самостоятельно определяют направления деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, и распределяют получаемую прибыль между своими учредителями.

1. Хозяйственное товарищество — коммерческая организация с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом.

2. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

3. Обществом с дополнительной ответственностью признается хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

4. Акционерные общества - (АО) — одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. А) Открытое акционерное общество (ОАО) —основным отличием от закрытого акционерного общества являетсяправо акционеров отчуждать свои акции физическим или юридическим лицам без решения общего собрания акционеров. Б) Закрытое акционерное общество (ЗАО) — акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определённого круга лиц (в противоположность открытому).

5. Производственный кооператив (артель) — коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

6. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

 

15. Формы некоммерческих организаций в социал. сфере.

1. Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Потребительский кооператив - некоммерческая организация граждан, созданная для удовлетворения материальных потребностей путем объединения паевых взносов.

3. Общественная или религиозная организация — добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РБ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры

4. Некоммерческое партнёрство (НКП) — – это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей.

5. Фонд (фр. fond от лат. fundus «основание») — некоммерческая организация, распоряжающаяся капиталом, создаваемым для благотворительных, социальных или иных общественно-полезных целей.

6. Учреждение - это организация, создаваемая для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, - школа, больница, орган управления и т.д. а) Государственные учреждения — учредителями выступают различные государственные органы. б) Муниципальные учреждения — учредителями выступают различные муниципальные образования. в) Частные учреждения — учредителями выступают физические или юридические лица.

7. Ассоциация (союз; лат. associo — присоединять) — одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц и/или граждан.

8. Благотворительная организация — неправительственная, негосударственная организация, созданная для осуществления благотворительной деятельности.

 

16. Третий сектор экономики. Роль негосударств. некоммерческ. организац. в социальн.сфере.

Некоммерческий сектор экономики (третий сектор) включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Во многих странах государственный сектор экономики принято называть общественным. Государство в принципе представляет интересы граждан – членов общества, поэтому государственный сектор экономики называют общественным сектором.

К негосударственные некоммерческие структуры относятся негосударственные учебные заведения, научные центры, госпитали, музеи, ассоциации, союзы и др.

Наблюдается рост количества и усиление роли негосударственных некоммерческих организаций во многих постсоциалистических странах.

Среди ученых существуют различные точки зрения относительно причин существования негосударственных некоммерческих организаций в рыночной экономике. Их можно свести к следующим предпосылкам:

- несовершенство рыночного механизма;

- ограниченность экономических ресурсов государства;

- усиливающаяся диверсификация общественных потребностей, их социализация.

 

17. Фонд социальной защиты населения РБ.

Распорядителем средств бюджета фонда является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Доходы бюджета фонда формируются за счет:

1. взносов на государственное социальное страхование, в том

числе:

обязательных страховых взносов в государственный внебюджетный

фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;

взносов на профессиональное пенсионное страхование;

2. неналоговых доходов, в том числе:

процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными

средствами;

доходов от капитализации временно свободных средств

государственного социального страхования;

доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное

страхование;

административных штрафов за нарушение законодательства о государственном социальном страховании;

других поступлений.

 

Пенионный фонд РБ

Фонд социальной защиты обеспечивает:

- сбор и аккумуляцию страховых взносов;

- осуществляет финансирование выплат пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, ежемесячных пособий на детей; на погребение;

- финансирование оздоровления: на санаторно-курортное лечение и отдых трудящихся и их детей, дотации на содержание санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей и другие расходы, предусмотренные законодательством республики;

- осуществляет контроль соблюдения плательщиками законодательства и нормативных актов по государственному социальному страхованию;

- анализирует поступление и расходование средств фонда;

- готовит предложения по размерам страховых взносов:

Виды трудовых пенсий: - по возрасту; - по инвалидности; - по случаю потери кормильца; - за выслугу лет;

- за особые заслуги перед Республикой Беларусь

Социальные пенсии - это государственные выплаты (выплаты из средств государственного бюджета) с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа

 

19. Экономика образования. Формирование рынка образовательных услуг. Основные направления реформирования образования.

экономика образования- это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга.

Формирование рынка образовательных услуг

С одной стороны, государство согласно оплачивать образование детей, и поддерживать таким образом систему образовательных учреждений, но в тоже время оно более не стремится к тотальному доминированию и контролю этой сферы. Об этом же может свидетельствовать постепенный спад популярности идеи компенсаторного образования и целенаправленного дополнительного финансирования школ, в которых учатся дети из групп национальных и социальных меньшинств.

Различные социальные группы получают принципиальную возможность свободно вступать в непосредственный контакт с образовательным учреждением, для воспроизводства именно своей системы принципов и норм поведения. Отказ от социокультурной одинаковости как основы общества, превращает «знание о различиях» в основу современной системы образования. Исходное неравенство граждан, в смысле их культурной различности, превращается в их культурную и социальную независимость друг от друга. Возможность воспроизводства идентичности, культуры осуществляется, в частности, и посредством приобретения в собственность, и контролирования образовательных учреждений, легализации спроса на «альтернативное образование».

существенных дополнительных доходов. Попадая в руки университетской администрации, эти средства не служат обогащению частных инвесторов, а расходуются на такие благородные цели, как стипендии, покупка книг для библиотек, приобретение нового лабораторного оборудования или решение какой-либо заслуживающей внимания образовательной задачи. Особая ценность коммерческой прибыли заключается также в том, что в отличие от многих пожертвований, грантов и бюджетных ассигнований, получаемых университетами, она может быть использована для реализации любых программ, составленных их руководством.

Основными направлениями реформирования современного образования являются следующие:

- гуманизация образования;

- риентация на непрерывность обучения;

- междисциплинарная интеграция в технологии образования;

- компьютеризация и технологизация обучения;

- переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, самостоятельности обучающихся;

- перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность ученика;

- переход от регламентированных, алгоритмизированных способов организации образовательного процесса к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим способам;

- ориентация на развивающие и гражданские функции образования.

20. экономика здравоохранения. Становление рынка медицинских услуг. Финансирование отрасли здравоохранения. Система медицинского образования

Реформы, проводимые в Республике Беларусь с 90-х годов XX века, при-вели к изменениям в здравоохранении, связанных с развитием рыночных отно-шений. В настоящее время в Беларуси сохраняется государственная система здравоохранения, но в соответствии с принятой Концепцией развития здраво-охранения в республике формируется рынок медицинских услуг:

– разрабатываются и реализуются территориальные программы государ-ственных гарантий медицинского обслуживания населения;

– полностью внедрены социальные стандарты по бюджетной обеспечен-ности расходов здравоохранения на одного жителя, однако следует признать, что размер данных нормативов во многом предопределен сложившимся объе-мом финансовых ресурсов государства, несущего основное бремя расходов на развитие здравоохранения.

– все более очевидным становится необходимость привлечения внебюд-жетных источников финансирования, развитие платных медицинских услуг.

Экономика здравоохранения – отрасль науки, которая изучает место здравоохранения в народном хозяйстве, разрабатывает методы рационального использование ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения.

а). Общая цель экономики и организации системы здравоохранения – изучение экономических и организационных отношений, которые объективно возникают между людьми в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

б). Предмет экономики здравоохранения – разработка методов рационального использование ресурсов для достижения цели в охране здоровья населения.

в). Обозначенные отношения формируются в двух плоскостях: организационно-экономические и социально-экономические.

– Организационно-экономические отношения. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые присущи всей совокупности медицинских учреждений данного типа (стационары, поликлиники, диагностические центры и др.).

– Социально-экономические отношения. При помощи их анализа проявляются специфические, своеобразные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в разных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.).

Объектом исследование экономики здравоохранения выступает экономическая практика системы здравоохранения и медицинской деятельности, которая осуществляется в определенных организационно-хозяйственных формах. Важнейшие направления развития экономики здравоохранения:

– Определение видов, объемов медицинских услуг и их организационно-правовое обеспечение;

– Экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения;

– Финансовое обеспечение деятельности лечебно-профилактических учреждений с их экономическим обоснованием;

– Экономическая оценка профессиональной деятельности работников здравоохранения;

– Наработка и использование экономических методов хозяйствования с учетом особенностей здравоохранения;

– Разработка системы менеджмента и маркетинга, включая отработку действенных форм пропагандирование новых методов лечебно-профилактической деятельности.

Реформы, проводимые в Республике Беларусь с 90-х годов XX века, привели к изменениям в здравоохранении, связанных с развитием рыночных отношений. В настоящее время в Беларуси сохраняется государственная система здравоохранения, но в соответствии с принятой Концепцией развития здравоохранения в республике формируется рыно

к медицинских услуг:

–разрабатываются и реализуются территориальные программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения;

–полностью внедрены социальные стандарты по бюджетной обеспеченности расходов здравоохранения на одного жителя, однако следует признать, что размер данных нормативов во многом предопределен сложившимся объемом финансовых ресурсов государства, несущего основное бремя расходов на развитие здравоохранения. Так, удельный вес государственных расходов на здравоохранение в ВВП в 1995 г. Составлял 4,4%, в 2008-2010 гг. –3,6%, при, рекомендуемом по ВОЗ – 5%;

–все более очевидным становится необходимость привлечения внебюджетных источников финансирования, развитие платных медицинских услуг.

Анализ государственного регулирования деятельности по оказанию медицинских услуг, не финансируемой из средств бюджета, а также ее развития в Республике Беларусь позволил выделить следующие этапы: 1) стихийное развитие (начало 90-х гг. ХХ в. — 1996 г.); 2) активная законодательная регламентация (1997—2002 г.); 3) упорядочение (2003 г. — настоящее время). Исследование развития и функционирования рынка медицинских услуг в Республике Беларусь в настоящее время позволило выявить ряд характерных особенностей, дополняющих выделенные другими авторами: доминирующая роль государственной системы здравоохранения; существование параллельных подсистем медицинского обслуживания; многоукладность; разнообразие источников финансирования; взаимодействие с ФСЗН только государственных организаций здравоохранения; направление средств из бюджета на содержание государственной системы; двойственная функция государства; выраженная ценовая конкуренция; фрагментарное географическое распределение частных организаций здравоохранения на фоне рациональной дистрибутивной политики государственных; высокая концентрация частных организаций здравоохранения в г. Минске и областных центрах; отсутствие взаимодействия государственной системы и частных организаций; нелегитимный статус частнопрактикующего врача; монополия государственных организаций здравоохранения на отдельные виды платных медицинских услуг; неформализованность медицинской деятельности ИП; наличие запутанной и противоречивой многоуровневой системы нормативного правового регулирования; преобладание оплаты за услуги наличными; недостаточная развитость страхования; направленность сбыта на внутренний рынок; обратно пропорциональная зависимость емкости рынка медицинских услуг от объема финансирования здравоохранения из средств государственного бюджета; отсутствие маркетингового подхода. Экспертная оценка нашла подтверждение в прогнозе, составленном с применением разработанной автором методики прогнозирования рынка медицинских услуг в Республике Беларусь. Методика включает ряд последовательных действий: 1) сбор данных; 2) их обработка (сопоставление по применявшейся методике статистического учета, учет влияния демографических явлений и уровня инфляции); 3) разработка (актуализация) системы эконометрических моделей; 4) проверка корректности моделей в ходе анализа статистических характеристик полученных уравнений; 5) составление прогноза.

Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Объем финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, выделяемых для предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Источниками финансирования здравоохранения являются:

средства республиканского и (или) местных бюджетов;

безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
Медицинское страхование по характеру оказываемой помощи подразделяется на обязательное и добровольное (ДМС).

Обязательное медицинское страхование является всеобщим. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

При коллективном страховании, как правило, в качестве страхователя выступает предприятие, организации и учреждения, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования своих работников или иных физических лиц (членов семей работников, пенсионеров и т.д.).

При индивидуальном страховании, как правило, в качестве страхователя выступают предприятия, организации, учреждения, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования своих работников или иных физических лиц (членов семей работников, пенсионеров и т.д.).

При индивидуальном страховании, как правило, в качестве страхователя выступают граждане, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования себя или другого лица (родственника и т.д.) за счет собственных средств. С экономической точки зрения ДМС представляет собой механизм компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с наступлением болезни или несчастного случая, т.е. страхового случая – (в ДМС) обращение застрахованного лица в медицинское учреждение (к врачу) за медицинской помощью. Страховой случай считается урегулированным, когда по медицинским показаниям исчезнет необходимость дальнейшего лечения. Число страховых случаев по правилам ДМС может быть неограниченным.

В программу медицинского страхования можно включить:

• стоматологическую помощь,
• медикаментозное обеспечение,
• профилактическую вакцинацию против гриппа,
• реабилитационно-восстановительное лечение,
• и другие услуги.

 

21. Экономика культуры. Структура отрасли и классифиикационные характеристики предприятий и учреждений. Особенности сферы культуры в РБ. Предпринимательская деятельность в сфере культуры

К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
– художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
– культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
– клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу – бизнес, казино);
– массовое создание и распространение культурных благ – индустрия культуры (пресса; книгоиздание;
- производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).
В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли. К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы и др.; клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие клубные учреждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; книжные палаты и др.
В подотрасль искусство включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства.

В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей. Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.101 с.)