Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представительная и непосредственная форма демократии и их роль в политической системе общества.

Поиск

Слово «демократия» происходит от греческого «демос» - народ и «кратос» - власть, с чем мы уже сталкивались при выяснении смыслового значения «бюрократии». Буквально демократия означает «власть народа», а в современном понимании некоторых ученых – «правительство – избираемое народом».

Демократию следует отличать от охлократии, происходящей от греческого «охлос» - толпа и «кратос» - власть, что означает власть толпы. Охлократия противостоит государственным институтам, праву, подменяет принцип гражданской свободы принципом произвола.

Термин «демократия» используется с различными смысловыми оттенками и может обозначать:

1) особую форму организации государственной власти, при которой власть принадлежит не одному лицу, а всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государством;

2) форму устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятия в них решений большинством;

3) мировоззрение, основанное на идеалах свободы, равенства, уважения прав меньшинств, народного суверенитета и др.;

4) социальное движение как форму воплощения в жизнь идеалов демократии.

Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связано с таким понятием как власть, и представляет собой, в первую очередь, один из способов организации власти.

В этом качестве демократии присущи такие черты, как:

1) признание народа высшим источником власти, признание народного суверенитета;

2) выборность основных органов государственной власти;

3) равноправие граждан, и прежде всего – равенство их избирательных прав;

4) подчинение меньшинства большинству при принятии решений с одновременным конституционным ограничением власти большинства над меньшинством и уважением прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

5) уважение прав человека, их приоритет над правами государства;

6) верховенство закона;

7) разделение властей и т.д.

В демократическом государстве могут использоваться различные формы демократической организации органов государственной власти, такие как непосредственная и представительная демократия.

Непосредственной демократией принято считать прямое волеизъявление народа или его части: непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни (референдум, выборы) или выражение мнения по этим вопросам (обсуждение проектов законов, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, народная инициатива и т.д.).

Действующая Конституция Российской Федерации определяет две формы прямого осуществления народовластия: референдум и свободные выборы. Всенародные обсуждения (плебисциты) как правовой институт на конституционном уровне не предусмотрен.

Представительная (иначе репрезентативная, парламентарная) демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей – депутатов и призваны выражать волю народа, олицетворять ее. Большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, в том числе его глава. Любое демократическое государство строится на сочетании непосредственной и представительной демократии.

В настоящее время представительная демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма, реально существует во многих странах и является довольно эффективной. В то же время некоторые ученые и реально существующие политики отмечают целый ряд ее недостатков, таких как:

1) фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;

2) неизбежная вследствие сложной иерархической системы управления бюрократизация и олигархизация власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;

3) приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов, и прежде всего, капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;

4) нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью;

5) слабая легитимация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

6) ущемление политического равенства, возможностей всех граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно большой свободы представительных органов;

7) широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти.

Вместе с тем, как говорил Уинстон Черчилль, «у демократии много недостатков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего».

 

Тема 7. Гражданское общество, правовое и социальное государство.

(РП, Тематический план, п/н 7 (Стр.6); Содержание курса «Тема 7» (Стр. 14); Планы СЗ «Тема 7» (Стр. 51);

М/м лекция № 7;

СХиОП (Стр. 42 - 43).

1. Гражданское общество (СхиОП, опр. № 29): понятие, структура, признаки.

Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было тем, что принято называть «гражданским обществом». Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и разгосударствления ряда общественных отношений.

Историческое понимание гражданского общества зародилось в Древ­ней Греции, в античном мире (М/м лекция № 7, слайд № 3).

Граждане Древнего Рима имели свой правовой статус. Они были обя­заны служить в армии, имели право участвовать в народных собраниях, за­ниматься политической деятельностью, их запрещалось позорно распинать на кресте. Такому наказанию могли быть подвергнуты лишь лица, не являющиеся гражданами древнеримского государства.

Дальнейшее развитие понимание гражданского общества получило в работах Гоббса, Локка, Руссо (М/м лекция № 7, слайд № 4). Указанные авторы несколько по-новому ха­рактеризовали гражданское общество по сравнению с античными философами. Гражданин, по их мнению, не только подданный государства, обязанный выполнять его предписания. Государство также имеет определенные обязанности перед гражданином: оно обязано поддерживать определенный порядок в обществе и обеспечить безопасную жизнь гражданина. В свою очередь, гражданин - это социально-активная личность, юридически и практически значимая часть общества, которое представляет собой «союз полноправных индивидуальностей». В своей жиз­ни и деятельности личность руководствуется чувствами свободы, долга, пра­ва, морали, законными отношениями по поводу имеющейся собственности.

Собственно категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения и была обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля (М/м лекция № 7, слайд № 5), который и разработал правовые основы гражданского общества (М/м лекция № 7, слайд № 6).

Учитывая, что Гегель считал современное ему буржуазное общество гражданским, взгляды его значительно устарели. Тем не менее, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук.

Следующий этап, связанный с развитием представлений о гражданском обществе, связан с именами классиков исторического материализма К.Марксом и Ф. Энгельсом (М/м лекция № 7, слайд № 7). В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделении труда (М/м лекция № 7, слайд № 8).

В настоящее время термин «гражданское общество» чаще всего используется именно в сопоставлении с понятием государства и понимается как общество с развитыми политическими, экономическими, культурными и правовыми отношениями между его члена­ми и созданными ими организациями, независимыми от государства, но взаимодействующими с ним. Это общество цивилизованных граждан с опре­деленным правовым статусом (М/м лекция № 7, слайд № 9).

В демократическом обществе государство является только его частью. Между государством и обществом должен быть заключен договор о власти, роль которого, как правило, выполняют конституции, согласно которому должны быть определены полномочия государства в отношении обще­ства и права общества по отношению к государству. При этом взаимоотно­шения государства и общества должны быть основаны на равновесии, рав­ных юридических возможностях воздействия государства на общество и об­щества – на государство. Доминирование одного из них может привести либо к засилью государства, его тоталитарному господству в обществе, либо к разрушению государства, его властных структур, обеспечивающих охрану прав граждан, общественных организаций, других государственных институ­тов и институтов гражданского общества, к анархизму и хаосу.

Условиями обеспечения равновесия государства и гражданского обще­ства является легитимность государства и власти (М/м лекция № 3, слайд № 8), с одной стороны, а правопослушность граждан и институтов гражданского общества – с другой.

Динамика взаимоотношений гражданского общества и государства довольно сложна, что обусловливается рядом отличий, существующими между ними (М/м лекция № 7, слайд № 10).

Субъекты гражданского общества действуют во всей сфере и участву­ют во всех отношениях гражданского общества в соответствии с его общими нормами, такими как право, мораль, нравственность, культура, этика. Одно­временно они руководствуются специфическими правилами, свойственными данной общественной организации, религии, творческому, профессиональ­ному объединению или другим формированиям.

Структура гражданского общества представляет собой внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие составляющих его элементов, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Структуру гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности (М/м лекция № 7, слайд № 14).

Социальная подсистема(М/м лекция № 7, слайд № 15) охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Гражданское общество включает в себя целую совокупность социаль­ных организационных образований и отношений, которые формируются и функционируют независимо от государства. К их числу относятся добро­вольно созданные гражданами самоуправляющиеся общности людей – семьи, общественные организации, кооперативы, ассоциации, хозяйствующие структуры и корпорации, партии, профессиональные, творческие, спортив­ные, этнические, конфессиональные и иные объединения.

В гражданское общество включаются также негосударственные эконо­мические, социальные, духовные, нравственные, культурные, межэтнические и этнические, конфессиональные и межконфессиональные отношения, связи и взаимодействия, а также производственная (трудовая) и частная жизнь лю­дей, их обычаи, нравы, традиции, этика.

Экономическая подсистема представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

О политической подсистеме было подробно сказано на предыдущей лекции (Тема № 6, М/м лекция № 7, слайд № 10).

Духовно-культурная подсистема образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материальных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения.

Информационная подсистема складывается в результате общения людей друг с другом как непосредственно, так и через создаваемые ими структуры и средства массовой информации.

Усложнение структуры гражданского общества, увеличение числа существующих в нем социальных связей, возрастание роли гражданского общества в процессе социального регулирования и многие другие процессы, происходящие в современном социуме, соответственно повлекли за собой и изменение представлений о гражданском обществе, существенно расширили набор характеризующих его признаков (М/м лекция № 7, слайд № 16).

2. Правовое государство (СхиОП, опр. № 28). Принципы правового государства.

Основная идея теории правового государства – это идея о связанности государства правом. Можно предположить, что эта идея зародилась одновременно с возникновением государства и права, ибо еще в условиях догосударственного развития все органы первобытной, а затем и военной демократии формировались и функционировали в рамках определенной нормативной системы – обычаев и табу, освящались религиозными ритуалами и т.д.

Уже в древности наблюдались случаи, когда субъект, узурпирующий власть, изгонялся как нарушитель вековых обычаев. С развитием государства и права эти идеи получают философское, религиозное и правовое обоснование и выражение в трудах Платона (М/м лекция № 7, слайд № 18), Цицерона (М/м лекция № 7, слайд № 19), а также других мыслителей и философов античности.

В дальнейшем идея понимания государства как правового сообщества получила теоретическое обоснование в Новое время в трудах Г. Гроция (М/м лекция № 7, слайд № 20), Б. Спинозы, Т. Гоббса, Локка, Ш. Монтескье (М/м лекция № 7, слайд № 21), Ж.-Ж. Руссо (М/м лекция № 7, слайд № 22), Вольтера.

На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (М/м лекция № 7, слайд № 23). Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Заслугой данного определения является то, что в нем конститутивным признаком государства названо верховенство правового закона, под которым Кант понимал закон, соответствующий естественным неотчуждаемым правам человека.

Именно под влиянием идей Иммануила Канта в Германии сформировалось представительное научное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства.

Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых Теодора Велькера (1813 г.) и Фрайхера фон Аретина (1824 г.) (М/м лекция № 7, слайд № 24). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832 г.) (М/м лекция № 7, слайд № 25).

В англоязычной литературе термин «правовое государство» не используется – его эквивалентом в известной мере является термин, в переводе на русский обозначающий «господство, правление права», который впервые в этом смысле использовал профессор Оксфордского университета Альбер Венн Дайси в работе под названием «Основы конституционного права» (М/м лекция № 7, слайд № 26).

В России идеи связанности государства правом, правового государства получили развитие в основном в трудах русских либералов (М/м лекция № 7, слайд № 27). В период после октября 1917 года идеи правового государства на долгое время были заменены идеей диктатуры пролетариата, и лишь с распадом СССР идея формирования гражданского общества и правового государства была вновь воспринята отечественной наукой.

Принципы правового государства – это основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. С учетом исторически сложившихся представлений, общественной и государственной практики и современного научного знания о правовом государстве его признаки претерпели существенные изменения в сторону обогащения содержания данного понятия, увязки теории правового государства с современной демократической доктриной (М/м лекция № 7, слайд № 28).

Что касается практического воплощения идеи правового государства, то впервые статус государства в качестве государства правового был закреплен в Основном Законе Федеративной Республики Германия в 1949 году. В настоящее время данная доктрина воспринята большинством демократических государств и признается в качестве одного из основных конституционных принципов большинством государств.

Оценивая Российскую Федерацию через призму теории правового государства, необходимо заметить, что наша страна и наше государство находятся на пути построения правового государства. Представляется, что для этого процесса есть все необходимые предпосылки. Так, в частности, задача построения правового государства и все основополагающие принципы правовой государственности закреплены в Конституции Российской Федерации. Государство прилагает огромные усилия для унификации нормативно-правовой базы всех субъектов Российской Федерации, формирования блока федеральных законов по всем основным отраслям общественной жизни, создания действенного механизма защиты и обеспечения прав и свобод граждан, повышения уровня правовой культуры и воспитания уважения к праву и закону.

Немаловажным моментом в становлении правового государства в России является то, что государство оказывает заметное влияние на формирование и деятельность ин­ститутов гражданского общества путем юридического урегулирования порядка их формирования, закрепления прав и свобод граждан, их объедине­ний, определения порядка деятельности различных формирований, взаимо­отношений между собой и с государственными органами, то есть упорядочивая жизнь гражданского общества, делая законообоснованными статус и деятельность его институтов. Немаловажно при этом, чтобы законы, создаваемые государством, соответствовали интересам гражданского общества.

В настоящее время уже можно говорить об укоренившимся в сознании граждан государства и реализованным на практике принципе разделения властей, демократизации государственных органов, множественности политических партий, других объединений граждан, о существовании легальной оппозиции, сво­боде слова, печати, средств массовой информации, мнений, о политическом плюра­лизме, равенстве различных форм собственности, частном предпри­нимательстве, о равных экономических возможностях граждан и т.д. Однако не все в процессе формирования правового государства идет гладко и быстро. Сказывается определенная инертность сознания основной массы населения, в том числе, привычка полагаться на авторитетные мнения, без формирования собственной позиции, проявления бюрократизма в работе государственного аппарата, загруженность судов и невозможность в силу этого быстро и эффективно воздействовать на нарушителей прав граждан и другие явления.

Тем не менее, представляется, что процесс формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране прошел свою критическую точку, и что Россия обретает свое место в истории мировой цивилизации как развитое правовое социальное государство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.38 (0.013 с.)