Диалектика соотношения формационного и цивилизационного подхода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика соотношения формационного и цивилизационного подхода.



В заключение рассмотрения данной темы необходимо отметить, что понятие «тип государства» отражает не только существенные признаки государства, но и помогает дать точное объяснение его развития.

Смена одного типа государства другим, как результат смены общественно-экономических формаций, является объективным историческим процессом, обеспечивающим поступательное развитие человеческого общества, движущей силой которого является классовая борьба.

Подобной точки зрения придерживаются идеологи марксизма-ленинизма. Однако историческая практика показывает, что смена типов и форм государств носит более сложный характер. При этом важное значение имеет развитие производительных сил, количество продукции, производимой в обществе на душу населения, характер и порядок ее распределения между членами общества, национальные и этнические особенности народа и его отношение к государственным структурам, сущность и формы самого государства, проводимой им политики, личностные черты и свойства руководителя государства, установленный им стиль управления, роль правового регулирования деятельности государственных органов, общественных объединений и граждан, их отношение к законности, правопорядку и другие социальные факторы.

Бесспорным является факт, что различные государства в одних и тех же исторических условиях процветали, другие, наоборот, слабели и распадались, понижался уровень жизни населения, нарушались законность и правопорядок, попирались принципы демократии. Все эти процессы не могут быть объяснены только классовой борьбой, и они не вписываются в жесткую схему марксистско-ленинской теории смены типов государств. Этот процесс более многоаспектный и многозначный. Кроме того, в одних исторических типах государств, связанных согласно марксизму-ленинизму, со свойственной этому типу государства общественно-экономической формацией, присутствуют элементы других типов государств и других общественно-экономических формаций. Так, например, в рабовладельческом государстве существовал не только труд рабов – говорящих орудий, но и труд ремесленников, полусвободных и свободных землевладельцев, которые пользовались политическими правами как граждане этого государства наряду с рабовладельцами, а также играли немаловажную роль в развитии экономики страны, развитии рыночных отношений, оказывали влияние на характер и деятельность государства.

Цивилизационная типология государств, рассматривая смену исторических типов государств, анализирует наряду с классовым составом общества и общественно-экономической формацией также культурные, нравственные факторы, уровень грамотности населения, характер цивилизации данного общества, взаимоотношения народа и чиновников государственного аппарата, внешнюю и внутреннюю политику государства и другие факторы.

Анализ данных факторов позволяет понять противоречивость, непрямолинейность развития государства от низших форм к высшим, отступления и возврат к прежнему состоянию, распады и объединения стран и т.д.

На основании изложенного можно говорить о том, что поступательное развитие государств идет не только в результате революционных изменений, то есть быстрой качественной смены одного государства другим и одной общественно-экономической формации другой, но и путем медленных эволюционных, но всесторонних изменений, захватывающих всех или большинство членов общества, перестройку экономических, политических, культурных, моральных и нравственных отношений, характер и формы производственных отношений т.д.

 

 


Тема 4.

Форма государства.

(РП, Тематический план, п/н 4 (Стр.6); Содержание курса «Тема 4» (Стр. 11); Планы СЗ «Тема 4» (Стр. 37);

М/м лекция № 4;

СХиОП (Стр. 5 – 9).

1. Понятие и элементы формы государства (СхиОП, опр. № 10).

Под формой государства в современной юридической науке понимается организация и устройство госу­дарственной власти. Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» освещает такие аспекты деятельности государства, как организация его властных структур, как территориальное объединение населения, каким образом осуществляется связь населения с государством, через какие территориальные и политические образования, с помощью каких приемов и методов осуществляется в государстве государственная власть.

Таким образом, форма государства представляет собой его строение, на которые влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень общества (М/м лекция № 4, слайд № 2).

Форма государства имеет большое значение. От того, как она органи­зована, зависит не только демократичность или недемократичность государ­ства, но и устойчивость государственной власти.

Знание форм государства имеет большое значение для понимания их роли в жизни общества, характера и деятельности самого государства как со­циальной организации.

Причины многообразия форм государства различны (М/м лекция № 4, слайд № 3). Форма государства зависит от типа государства. Например, феодальному государству наиболее присуща монархия, буржуазному – республика. Хотя, безусловно, есть и отклонения от этой закономерности.

Другой причиной является соотношение классовых, социальных сил. Превалирование демократических сил ведет к установлению республики, демократических режимов. Победа реакционных, антидемократических сил ведет к установлению антидемократических государственных режимов. Довольно часто в XX веке военные перевороты приводили к установлению военно-диктаторских режимов.

Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражения в войнах. Так, в частности, в Германии в результате победы антигитлеровской коалиции фашистский режим был заменен буржуазно-демократическим. Необходимо заметить, что ликвидация антидемократических форм является общей тенденцией развития форм государства в современных условиях.

Немаловажным является национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству. Страны многонациональные, с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей – к федеративному устройству.

Несомненное влияние на формы государства оказывают традиции. Примером может послужить Англия с ее ограниченной монархией и множеством демократических традиций. Традиции сыграли важную роль в сохранении монархии в Японии; нынешняя монархическая династия в Японии имеет более чем тысячелетнюю историю.

Сказывается на формах государства и идеологический фактор. Например, исламская религиозная идеология обусловливает такую форму правления, при которой светский руководитель государства является одновременно и духовным лидером, совмещающим в себе светскую и религиозную власть. Например, в Иране при наличии парламента и президента высшим должностным лицом выступает аятолла.

Форма государства состоит из трех основных элементов: формы прав­ления, формы государственного устройства и формы государственного (по­литического) режима (М/м лекция № 4, слайд № 4), (СхиОП, схем. № 10).

2. Форма государственного правления (СхиОП, опр. № 11).

Форма государственного правления характеризует организацию высших органов власти, порядок их формирования и отношения с другими органами государства и обществом (М/м лекция № 4, слайд № 5), (СхиОП, схем. № 11).

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу (М/м лекция № 4, слайд № 6). В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления (М/м лекция № 4, слайд № 7); во втором – республиканская (М/м лекция № 4, слайд № 15).

Монархия – такая форма правления, в которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху, получающему власть, как правило, по наследству, на основании обычаев, традиций или законов о престолонаследии (СхиОП, опр. № 12), (СхиОП, схем. № 12).

Монархии бывают различные: неограниченные и ограниченные (М/м лекция № 4, слайд № 8). К числу первых (М/м лекция № 4, слайд № 9) можно отнести деспотические и теократические рабовладельческие монархии Древнего Востока, абсолютные монархии периода феодализма. В ограниченных монархиях (М/м лекция № 4, слайд № 10) власть монарха ограничивается каким-либо представительным органом. К числу таких монархий можно отнести сословно-представительные монархии (М/м лекция № 4, слайд № 11), в которых власть монарха была ограничена представительным органом, формируемым соответствующими сословиями (дворянство, крестьянство, духовенство, зарождающаяся буржуазия). Сословно-представительный орган (Земский собор на Руси, парламент в Англии, кортесы в Испании, Генеральные штаты во Франции и т.п.) занимался главным образом установлением налогов и тем самым оказывал влияние на политику монарха.

В современных условиях ограниченные монархии представлены конституционными монархиями (М/м лекция № 4, слайд № 12), в которых власть монарха ограничена представительным органом и конституцией государства. Конституционные монархии, в свою очередь, бывают парламентарными (М/м лекция № 4, слайд № 13) и дуалистическими (М/м лекция № 4, слайд № 14). В парламентарных монархиях власть монархов значительно ограничена парламентом и кабинетом министров. Положение монарха выражается в образной формуле: «монарх царствует, но не управляет». За монархом остаются полномочия в значительной степени формальные. Монарх олицетворяет единство нации, осуществляет представительские функции, поручает формирование правительства лидеру большинства, а также еще ряд действий, которые осуществляются, как правило, с согласия парламента или кабинета министров. Наиболее характерными примерами конституционной монархии в наше время являются Англия и Испания.

В дуалистической монархии монарх делит власть с парламентом. Парламент осуществляет законодательную деятельность, монарх возглавляет исполнительную власть. Подобное положение характерно для ряда скандинавских стран, Королевства Марокко, Королевство Иордания.

Республика в качестве формы государственного правления (М/м лекция № 4, слайд № 15) характеризуется тем, что высшим органом власти в ней является выборный коллегиальный орган, которому принадлежит право принятия законов как актов высшей юридической силы, или народное собрание (СхиОП, опр. № 13), (СхиОП, схем. № 13). Последнее имело место в небольших по размеру городах государствах античного и раннефеодального мира. Как. Например, в Афинах или Новгороде. Отсюда происходит и название «res publika», что в переводе с латинского означает «общее дело».

Республики наблюдаются во всех типах государства. В античном мире это аристократические (Спарта, Рим), олигархические (Карфаген), демократические (Афины) республики, в средние века – это феодальные торговые города-республики: Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков, Любек, Гамбург.

Буржуазные республики подразделяются на парламентские, президентские и смешанные республики (М/м лекция № 4, слайд № 16).

В парламентской республике (М/м лекция № 4, слайд № 18) правительство формируется парламентом из членов партии (или коалиции партий), имеющей парламентское большинство. Правительство ответственно перед парламентом, который может выразить правительству вотум недоверия. Тогда правительство вынуждено уйти в отставку.

В президентской республике (М/м лекция № 4, слайд № 17) правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Нередко правительство возглавляется самим президентом, как это имеет место в США. В некоторых президентских республиках образуется относительно самостоятельный орган – Совет министров во главе с премьер-министром. Однако фактическим руководителем государства остается президент.

Президент обычно избирается всеобщим голосованием. Правящей партией в президентских республиках является партия, победившая на президентских выборах, а не на парламентских, что чревато политической нестабильностью и конфликтом между законодательной и исполнительной властью.

Еще одной признанной в настоящее время формой республики является смешанная республика (М/м лекция № 4, слайд № 19). В качестве самостоятельной формы правления смешанная республика впервые была признана в период существования V Республики во Франции, в соответствии с Конституцией которой, и Президент, и Премьер обладали значительными полномочиями в процессе руководства государством. Российскую Федерацию считают или смешанной республикой, или Президентской республикой с элементами парламентаризма. Подобный подход к определению формы правления российского государства обусловлен тем обстоятельством, что правительство России формируется Президентом и ответственно перед ним, однако Государственная Дума может не утвердить кандидатуру Премьер-министра, предложенную Президентом, либо может выразить Правительству РФ недоверие. Но окончательное решение об отставке принимает Президент Российской Федерации, он может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев может распустить Государственную Думу.

3. Форма государственного устройства (СхиОП, опр. № 14).

Под формой национально-государственного и административно-территориального устройства понимается элемент формы государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей (М/м лекция № 4, слайд № 20).

Различаются три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация (М/м лекция № 4, слайд № 21), (СхиОП, схем. № 14).

Унитарное государство – целостное централизованное государство, которое делиться лишь на административно-территориальные единицы (департаменты во Франции, воеводства в Польше), не имеющие статуса государственных образований, не обладающие суверенными правами. Для унитарного государства характерно (М/м лекция № 4, слайд № 22): существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной систем, единой конституции, общих финансовой и налоговой систем, единой централизованной системы национальной безопасности, единого гражданства и др. Унитарным государствами в настоящее время являются Великобритания, Голландии, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др.

Более сложной и в то же время менее распространенной формой государственного устройства является федерация (М/м лекция № 4, слайд № 34).

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, обладающими в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам) (М/м лекция № 4, слайд № 35). В федерации имеется две системы высших органов государственной власти, две системы законодательства. Может иметь место двойное гражданство, две судебные системы.

Вопросы обороны, внешней политики, финансовой системы остаются обычно в ведении федерации. Однако субъекты федерации могут быть субъектами внешнеэкономических отношений. Федерации могут быть (М/м лекция № 4, слайд № 37) конституционными и договорными или конституционно-договорными. Российская Федерация является конституционно-договорной, так как она основана на трех федеративных договорах (договор федерации с республиками, договор федерации с краями и областями и договор с автономными областями и округами) и Конституции РФ.

Федерации могут быть симметричными, члены федерации в них обладают одинаковым правовым статусом, и асимметричными, в которых субъекты федерации имеют разный правовой статус.

Основополагающими принципами образования и функционирования любой федеративной системы, в том числе и российской, являются следующие (М/м лекция № 4, слайд № 36):

1) добровольность объединения государств или государственных образований в федерацию;

2) равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала и т. д.;

3) плюрализм и демократизм в отношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;

4) законность и конституционность, означающие строгое и неуклонное соблюдение федерацией и ее субъектами, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов в отношениях как между собой, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическим органами и организациями;

5) четкая разграниченность сфер деятельности и компетенции федеральных органов и органов субъектов федерации. Полномочия федерации и субъектов федерации обычно разграничиваются на основе договоров или конституций, в которых выделяются либо исключительная сфера ведения федерации, либо исключительная сфера ведения субъектов федерации, либо сочетание исключительной компетенции федерации или субъектов федерации со сферой совместного ведения. Наиболее сложная система разграничения предметов ведения и полномочий содержится в Конституции Австрии.

Следующей, еще менее распространенной формой, по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация (М/м лекция № 4, слайд № 39).

Конфедерация – союз суверенных государств, образуемых для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

Конфедерация обычно создается на основе договоров о ее создании. Субъекты конфедерации сохраняют право выхода из нее. Единое гражданское законодательство, единая судебная система отсутствуют. Органы конфедерации главным образом координируют, направляют в общее русло деятельность членов федерации в той или иной сфере. При этом могут создаваться представительные органы, представительные органы, в которые члены конфедерации делегируют своих представителей.

Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерации, как правило, представляют собой непрочные государственные образования и существуют сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815 – 1848 гг.) трансформировалась в федерацию.

История знает самые замысловатые формы государственного уст­ройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного объединения и союзов (личная и реальная уния, вассалитет и союзеренитет, содружество наций, отношения доминионов и метрополий, торго­вые союзы). Один из важнейших вопросов при любой форме государ­ственного устройства - это распределение полномочий и механизмов между центром и периферией (М/м лекция № 4, слайд №№ 29,38).

Протекторат (М/м лекция № 4, слайд № 41) - это международный договор, по которому одно го­сударство обязывается оказывать покровительство другому, более сла­бому государству, осуществлять его представительство во внешних де­лах, обеспечивать вооруженную защиту, оказывать экономическую и культурную помощь.

Уния (М/м лекция № 4, слайд № 30) - это союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются конфедерации, федерации, объединения монархических го­сударств в форме реальной и персональной (личной) унии, фузии, ин­корпорации и империи. О конфедерациях и федерациях мы упоминали выше.

Объединения монархических государств существуют в форме личной или реальной уний. Общим у обеих форм является то, что они возника­ют вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Личная уния имеет основанием случайное, непреднамерен­ное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифи­цированы в одном лице.

Как только по закону корона опять переходит к другим лицам, лич­ная уния прекращается. Так было с унией между Великобританией и Ганновером в 1837 г., между Нидерландами и Люксембургом в 1983 г. Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и Аргон, Англия и Шотландия и др.)

Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии незави­симы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитета. Не образуется ни общей территории, ни единого подданства. Реальная уния больше похожа на военный союз. Реальными униями были Норвегия и Швеция (1815г.), Австро-Венгрия.

Империя(М/м лекция № 4, слайд № 33) - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса.

Фузия (М/м лекция № 4, слайд № 31) -(слияние государств), примером может служить воссоединение ФРГ и ГДР.

Инкорпорация (М/м лекция № 4, слайд № 32) - внешне оформляемое как слияние одного госу­дарства с другим (присоединение), примером может служить присое­динение к Германии Судетской области; присоединение Эстонии, Лат­вии, Литвы к СССР. (См.: Спиридонов Л.И. Теория государства и права.-М.-1995.-С.б5).

Содружество(М/м лекция № 4, слайд № 40) - это очень редкое, еще более аморфное, чем конфеде­рация, но, тем не менее, организационное объединение государств, харак­теризуемых наличием общих признаков. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики; во-вторых, права; в-третьих, языка; в-четвертых, культуры; в-пятых, религии. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственные договоры, уставы, декларации, иные юридические акты. Примером таких содру­жеств можно назвать СНГ, Британское содружество наций.

Межгосударственные образования знают и такую форму, как сооб­щество государств. В основе сообщества, как правило, лежит межгосу­дарственный договор. Сообщество является еще одной переходной формой к государственной организации (Европейское сообщество). В сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, при­нимающие те или иные правила, действующие в сообществе. В сооб­ществе может быть свой бюджет, надгосударственные органы.

5. Политический режим (М/м лекция № 4, слайд № 42).

Политический режим характеризуется методами, приемами, способами и средствами осуществления государственной власти (СхиОП, опр. № 15). Он показывает состояние прав и свобод граждан, степень их участия в формировании органов государ­ственной власти, в определении политики государства, наличие или отсутст­вие демократических объединений граждан, оппозиционных партий, степень свободы их деятельности, методы разрешения конфликтов между граждана­ми, их объединениями и государственной властью. Всяческие процессы, отражающие изменение сущности государства того или иного типа, в первую очередь, отражаются на его режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Понятие «политический режим» характеризуется следующими признаками (М/м лекция № 4, слайд № 43):

1) степень участия народа в механизме формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно народом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности и прозрачности функционирования государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

9) характер правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства пи принятии политических решений;

13) доминирование определенных методов при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

18) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц всех уровней власти, включая высший уровень.

Комбинации указанных выше признаков позволяют подразделять политические режимы, прежде всего, на демократи­ческие (СхиОП, схем. № 15) и недемократические (СхиОП, схем. № 16) политические режимы (М/м лекция № 4, слайд № 44).

При демократических режимах (М/м лекция № 4, слайд № 45) граждане имеют широкие права и сво­боды. существует принцип подчинения меньшинства большинству, при этом меньшинство имеет право отстаивать свою точку зрения публично. Основ­ные органы государственной власти формируются народом, разрешена дея­тельность оппозиционных партий, движений, существует свобода слова, пе­чати, политические конфликты разрешаются в судебном порядке на основе закона, предусмотрена возможность досрочного прекращения деятельности высших государственных органов в случае нарушения ими принципов демо­кратии.

Недемократических режимов много (М/м лекция № 4, слайд № 46). Они имеют общие и специфиче­ские черты. Общие заключаются в отсутствии демократии. Специфические связаны с историческими, экономическими, политическими и другими осо­быми условиями существования государства, его формой правления, уров­нем культуры и т.д. Так, в условиях рабовладельческого государства сущест­вовали деспотические, аристократические, теократические режимы. При феодализме - абсолютистские, милитаристско-полицейские, при капитализ­ме - военно-полицейские, фашистские, при социализме - режим диктатуры пролетариата, авторитарный, тоталитарный. Демократические режимы с большей или меньшей степенью демократии также существовали во всех ис­торических типах государств.

Наиболее распространенные недемократические режимы характеризу­ются следующими чертами.

При деспотическом режиме власть принадлежит единоличному власти­телю - деспоту, полномочия которого неограничены. По отношению к своим подданным он выступает господином и повелителем, который распоряжается их имуществом и даже жизнью. Такие режимы существовали в Древнем Ва­вилоне, Египте.

В условиях аристократических режимов власть принадлежит слою наиболее богатых и знатных граждан. Так, в Древнем Риме государством управляли только патриции - богатые истинные римляне. Деятельность вла­сти соответствовала их интересам. Права и интересы других слоев и классов ущемлялись.

При теократическом режиме верховный властитель одновременно яв­лялся и главой религии в государстве. Такими государствами были Средне­вековые Халифаты, Тибет до присоединения к Китаю и др.

Абсолютистский и милитаристско-полицейские режимы характерны бесправием личности, произволом со стороны монарха, его чиновников и феодалов, отсутствием свободы слова, печати и т.д.

Фашизму присущи такие признаки как запрет партии, в первую очередь оппозиционных, господство однопартийной системы, милитаризация обще­ства, отсутствие прав и свобод граждан, преследование по национальному признаку и другие.

При фашизме государство непосредственно вмешивается в экономику, регулируя экономические отношения.

Внешняя политика фашистского государства характеризуется агрес­сивностью, ведением захватнических войн.

Государство диктатуры пролетариата провозглашает и ведет открытую вооруженную и политическую борьбу с, так называемыми эксплуататорски­ми классами и их представителями. Последние лишаются политических прав, не могут участвовать в выборах и быть избранными в органы государствен­ной власти. В этом государстве запрещены оппозиционные партии, сущест­вует классовый пролетарский суд, который при рассмотрении дел учитывает классовую принадлежность участника процесса и т.д.

Авторитаризму, как государственному политическому режиму свойст­венны следующие черты: централизация власти, безапелляционный, команд­ный метод руководства с одной стороны, и безусловна подчинение, с другой.

Авторитарном может быть обусловлен различными причинами: приро­жденными качествами политического лидера, конкретной социальной ситуа­цией, в которой находится государство, например, состояние войны, межна­циональные, межрелигиозные конфликты, общественно-экономический кри­зис и др.

Возможны случаи, когда объективно вызванный авторитарный режим управления может перейти в свою крайнюю форму - деспотизм, тоталита­ризм, жестокий, репрессивный режим, при которых основным методом управления является принуждение, подавление воли подчиненных, запреще­ние всяких свобод и прав личности, политических партий и общественных организаций.

При тоталитарном режиме осуществляется полный контроль государ­ства над всеми сферами общественной и личной жизни. Имеет место физиче­ское и духовное порабощение, нарушение прав, свобод и достоинства лично­сти, огосударствление всех легальных общественных организаций, запрет и преследование политической оппозиции, неограниченные полномочия вла­сти, низкий уровень жизни граждан.

Иногда различают понятия политического и государственного режима. При этом под государственным режимом понимается совокупность приемов, способов осуществления политической публичной власти непосредственно самим государством в лице его органов.


Тема 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.061 с.)