Положение личности в государстве как теоретическая проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение личности в государстве как теоретическая проблема



Различные научные теории по-разному определяют положение лично­сти в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, отно­сятся: либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм.

Термин "либерализм" означает свободный и характеризуется следую­щими чертами взаимоотношения личности с государством:

1) постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изна­чальное равенство людей. Государство должно стоять на страже этих посту­латов;

2) признается автономия индивидуальной воли. Это означает, что в ус­ловиях государства человек должен быть свободным. Он должен иметь воз­можность заниматься любой полезной деятельностью;

3) предполагается рациональность и добродетельность человека. Дан­ное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно;

4) государство, как социальная организация, может быть создана толь­ко на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека. Это означает, что государство - есть результат согласия людей о его создании с целью обеспечить свою безопасность;

5) признает существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность. Государство никогда, ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения челове­ка этих прав;

6) утверждается договорный характер отношений между государством и личностью, то есть государство и личность ставятся в равное положение сторон договора, имеющих взаимные права и обязанности;

7) провозглашается верховенство закона и свобода человека в рамках закона. Это значит, что человек должен жить и действовать только в соответ­ствии с законом и не зависеть от произвола государственных чиновников;

8) объем прав государства и сферы его деятельности должны быть ог­раничены только необходимыми для общества и человека функциями.

9) Частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешатель­ства государства

10) в идеологии общества должны быть сформулированы высшие ис­тины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бес­честии, о честности и лжи, обмане, о верности и предательстве, о порядке и анархии, которые должны быть доступны пониманию индивида и которые должны играть роль ориентиров в жизни и деятельности человека.

Анархизм, как теория, также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, - уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и доброволь­ной ассоциацией граждан.

В анархизме существуют различные течения, но их главная общая чер­та заключается в том, что должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения.

Термин «анархизм» означает «безвластие», «безначалие». Идея анархизма была высказана еще в античные времена древнегреческим философом Платоном в его труде «Республика». Отдельные фрагменты данной теории содержатся в философии основоположника стоицизма Зенона, в христианском движении IX в., в идеологии гуситских движений XV в., в утопиях Рабле и Фенелона, в идеологии «бешеных» эпохи Великой французской революции.

Впервые попытку систематизировано изложить политические и экономические формы анархизма предпринял в конце XVIII в. Английский писатель Уильям Годвин, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» сформулировал понятие «общество без государства».

Как общественно-политическое движение анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в западной Европе. Из-за различных подходов к достижению поставленных целей анархизм никогда не существовал как единая идеология. В анархистском движении можно выделить четыре основных течения: индивидуализм (Макс Штирнер – индивид есть единственное благо и ценность), мутуализм (Пьер Жозеф Прудон – неэквивалентный обмен есть источник социальной несправедливости), коллективистский анархизм (Михаил Александрович Бакунин – государство в любой форме есть орудие угнетения народных масс) и анархо-коммунизм (Петр Алексеевич Кропоткин – ссылался на социально-философское учение о взаимной помощи в животном мире и в человеческих сообществах, считал, что государство и частная собственность препятствуют естественному стремлению людей к сотрудничеству).

Несмотря на теоретическую разнородность анархизма можно назвать ряд объединяющих его черт:

- в основу анархизма положена идея безгосударственного устройства общества;

- в нем отрицается полезная социальная функция государства; всякое государство есть зло;

- отрицание того, что власть государства узаконена согласием его подданных;

- не признается позитивное (писаное) право как законы, созданные государством;

- в качестве руководящего начала анархизм признает тольковолю отдельной личности;

- анархизм как политическое течение ставит своею целью уничтожение государства и замену его добровольной ассоциацией граждан.

Солидаризм, как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интере­сов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выра­жается в защите их интересов, решении задач, стоящих перед гражда­нами, которые не могут быть ими самостоятельно решены.

Идеи солидаризма получили широкое распространение в конце XIX - XX вв. Их теоретической основой была социологическая доктрина Огюста Конта на общество как на единое целое. В последующем эти взгляды получили развитие в книге французского социолога Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда» и в работах Леона Дюги, профессора юридического факультета в Бордо.

Для политико-правовой доктрины солидаризма характерны следующие моменты:

- идеологическое противостояние и индивидуализму, и социализму (коммунизму);

- резко отрицательное отношение к учению о классовой борьбе;

- скептическое отношение к субъективным правам, которые по мнеию солидаристов разобщают членов общества;

- отрицательное отношение к идеям равенства и естественных прав, так люди неравны от природы, занимают соответственно этому разное положение в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое состояние;

- взгляд на буржуазию и пролетариат как на взаимосвязанные классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию;

- одобрительное отношение к частной собственности, которая рассматривалась не как субъективное право индивида, а как его обязанность «свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника»;

- понимание социальной солидарности как факта взаимной зависимости;

- идея о том, что осознание факта солидарности порождает социальную норму, которая стоит выше государства и положительных (писаных) законов, а они лишь служат ее осуществлению;

- акцент на положительных обязанностях государства.

В России данные идеи были подержаны такими видными правоведами как Павел Иванович Новгородцев и Максим Максимович Ковалевский.

 

Этатизм признает необходимость непосредственного властного уча­стия государства, соответствующих его органов в экономической, социаль­ной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельно­сти. При этатизме политика государственной деятельности переходит грани­цы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общест­венной жизни - правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концеп­ции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан.

Положение личности в современном демократическом государстве ха­рактеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в не­зависимом суде от неправомерных действий любых государственных орга­нов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать за­конность и правопорядок в обществе.

Правовой статус личности

Термин "личность" характеризует человека не столько как физическое существо, сколько как социальное. К основным чертам, характеризующим человека как личность, могут быть отнесены:

а) социальные связи и отноше­ния данного человека в обществе - экономические, политические, нацио­нальные, классовые, моральные и другие;

б) уровень его образования, зна­ний, практического жизненного опыта;

в) семейное, материальное положе­ние, род занятий и т.д.

Комплекс перечисленных и других характеристик дает основание су­дить о человеке как о личности, и говорить, состоялась или не состоялась личность данного человека.

Особенности характера личности в определенной степени могут ока­зать влияние и на правовое положение, правовой статус человека. Безуслов­но, существуют практические юридические различия между, допустим, соб­ственником крупной фирмы, его управляющим и рабочим этой фирмы, меж­ду губернатором субъекта федерации в федеративном государстве, служа­щим его аппарата управления и рядовым гражданином.

Каждая историческая общественно-экономическая формация, форма государственного устройства и государственного правления, политический режим формируют свой тип личности, со своими специфическими характе­ристиками, особенностями положительных и отрицательных черт.

Названные и другие обстоятельства оказывают влияние на положение личности в обществе, на ее взаимоотношения с государством и на правовой ста­тус, закрепленный в законодательстве данной страны. Если сделать небольшой исторический экскурс, то можно наглядно увидеть, как изменялись характеристи­ки личности и ее правовое положение. Например, личность раба, являвшегося человеком, практически не признавалась. Раб рассматривался как говорящее орудие. Он не обладал каким-либо позитивным социальным статусом, свойст­венным свободному человеку и тем более рабовладельцу. Его социальная связь ограничивалась степенью зависимости от рабовладельца.

Аналогичным или очень близким по социальному статусу были поло­жение крепостного крестьянина в условиях феодального государства, когда он находился в полной экономической и личностной зависимости от поме­щика. В то же время свободные крестьяне, ремесленники, помещики, служи­тели церкви, обладали достаточными экономическими, политическими, мо­ральными, религиозными основам для проявления себя как личности. И в этом отношении они имели возможность развиваться в социальном отноше­нии. Наибольшими возможностями в этом плане обладали наиболее крупные феодалы, главы церкви, крупные чиновники государства. Одновременно яв­ляясь подданными короля, они были зависимыми от него и их социальные особенности личности во многом определялись монархом.

В последующем, после победы буржуазных революций, разделения властей, провозглашения и юридического закрепления равенства всех граж­дан, появление самого института гражданства, статус личности приобрел свое подлинное значение. Каждый гражданин получил возможность форми­ровать свою личность самостоятельно и на равных основаниях с другими людьми. И хотя равенство этих оснований было во многом формальным, раз­витие новой буржуазной общественно-экономической формации, разделение властей, конституционное закрепление равенства всех граждан позволило в теоретическом плане анализировать личность, как социально-правовое явле­ние. Такая личность может и должна соотноситься с государством в их вза­имных правах и обязанностях. И когда говорят о правах и свободах человека и гражданина имеют в виду права и свободы личности в ее социально-правовом значении.

Наиболее полно права и свободы человека сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Этот документ является основой для определения прав и свобод граждан современных демократических государств, закрепляемых в Конституциях этих стран. Наличие у граждан реаль­ных прав для проявления себя как личности во всех сферах социальной жизни - экономической, политической, культурной, научной, семейной, творческой, спортивной и т.д. обусловливает возможность стать и полноценным субъектом социально-правовых отношений в обществе и государстве.

Права и свободы граждан, в соответствии с названной декларацией, должны предоставляться в различных сферах общественной жизни: полити­ческой, экономической и личной. Но прежде чем рассматривать характер этих прав и свобод целесообразно определить, что понимается под словами "свобода" и "право". Данные понятия идентичны или между ними есть раз­ница?

Гоббс определял свободу, как отсутствие внешних препятствий, кото­рые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы. Однако следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе, нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогич­ной свободой другого. Это означает, что свобода может быть только ограни­ченной свободой и это ограничение должно быть четко определено правом;

Поэтому свобода человека, живущего в обществе, — есть свобода его дейст­вий в рамках права, в пределах того, что не запрещено правом.

В этом смысле право человека неотделимо от его свободы, которую можно определить как предоставленную законом возможность действовать по своему усмотрению, то есть свободно. В условиях государственно органи­зованного общества свобода и права человека, можно сказать, совпадают. Так, например, свобода слова - есть право выражать свое мнение, каким бы оно ни было, за исключением запрещенного законом. Так, нельзя призывать к межнациональной, межрелигиозной вражде и свержению насильственным путем законной власти.

В тоталитарных, автократических и других недемократических режи­мах права и свободы граждан значительно ограничены либо они вовсе отсут­ствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное "право" может лишить человека свободы.

При рассмотрении вопроса о правовом статусе личности необходимо отличать права и свободы гражданина и права и свободы человека. Дело в том, что права и свободы гражданина связаны с определенным государством гражданином которого он является. А права и свободы человека относятся к лицам без гражданства, иностранцам беженцам, переселенцам, то есть лицам, не являющимся гражданами государства, на территории которого они проживают.

Гражданин обладает большим количеством прав и свобод. Не граждане как правило, не могут участвовать в голосовании при формировании государственных органов, быть избранными в органы государства, служить в ар­мии, министерстве внутренних дел, работать в других правоохранительных органах. На них в меньшей степени распространяются различные социальные права и блага, предусмотренные для граждан и т.д.

В соответствии с решениями судебных органов, граждане, совершив­шие правонарушения, могут быть лишены некоторых прав. Например, права свободы, участия в выборах и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.017 с.)