Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положение личности в государстве как теоретическая проблема↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Различные научные теории по-разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся: либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм. Термин "либерализм" означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством: 1) постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей. Государство должно стоять на страже этих постулатов; 2) признается автономия индивидуальной воли. Это означает, что в условиях государства человек должен быть свободным. Он должен иметь возможность заниматься любой полезной деятельностью; 3) предполагается рациональность и добродетельность человека. Данное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно; 4) государство, как социальная организация, может быть создана только на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека. Это означает, что государство - есть результат согласия людей о его создании с целью обеспечить свою безопасность; 5) признает существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность. Государство никогда, ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения человека этих прав; 6) утверждается договорный характер отношений между государством и личностью, то есть государство и личность ставятся в равное положение сторон договора, имеющих взаимные права и обязанности; 7) провозглашается верховенство закона и свобода человека в рамках закона. Это значит, что человек должен жить и действовать только в соответствии с законом и не зависеть от произвола государственных чиновников; 8) объем прав государства и сферы его деятельности должны быть ограничены только необходимыми для общества и человека функциями. 9) Частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешательства государства 10) в идеологии общества должны быть сформулированы высшие истины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бесчестии, о честности и лжи, обмане, о верности и предательстве, о порядке и анархии, которые должны быть доступны пониманию индивида и которые должны играть роль ориентиров в жизни и деятельности человека. Анархизм, как теория, также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, - уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. В анархизме существуют различные течения, но их главная общая черта заключается в том, что должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения. Термин «анархизм» означает «безвластие», «безначалие». Идея анархизма была высказана еще в античные времена древнегреческим философом Платоном в его труде «Республика». Отдельные фрагменты данной теории содержатся в философии основоположника стоицизма Зенона, в христианском движении IX в., в идеологии гуситских движений XV в., в утопиях Рабле и Фенелона, в идеологии «бешеных» эпохи Великой французской революции. Впервые попытку систематизировано изложить политические и экономические формы анархизма предпринял в конце XVIII в. Английский писатель Уильям Годвин, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» сформулировал понятие «общество без государства». Как общественно-политическое движение анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в западной Европе. Из-за различных подходов к достижению поставленных целей анархизм никогда не существовал как единая идеология. В анархистском движении можно выделить четыре основных течения: индивидуализм (Макс Штирнер – индивид есть единственное благо и ценность), мутуализм (Пьер Жозеф Прудон – неэквивалентный обмен есть источник социальной несправедливости), коллективистский анархизм (Михаил Александрович Бакунин – государство в любой форме есть орудие угнетения народных масс) и анархо-коммунизм (Петр Алексеевич Кропоткин – ссылался на социально-философское учение о взаимной помощи в животном мире и в человеческих сообществах, считал, что государство и частная собственность препятствуют естественному стремлению людей к сотрудничеству). Несмотря на теоретическую разнородность анархизма можно назвать ряд объединяющих его черт: - в основу анархизма положена идея безгосударственного устройства общества; - в нем отрицается полезная социальная функция государства; всякое государство есть зло; - отрицание того, что власть государства узаконена согласием его подданных; - не признается позитивное (писаное) право как законы, созданные государством; - в качестве руководящего начала анархизм признает тольковолю отдельной личности; - анархизм как политическое течение ставит своею целью уничтожение государства и замену его добровольной ассоциацией граждан. Солидаризм, как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выражается в защите их интересов, решении задач, стоящих перед гражданами, которые не могут быть ими самостоятельно решены. Идеи солидаризма получили широкое распространение в конце XIX - XX вв. Их теоретической основой была социологическая доктрина Огюста Конта на общество как на единое целое. В последующем эти взгляды получили развитие в книге французского социолога Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда» и в работах Леона Дюги, профессора юридического факультета в Бордо. Для политико-правовой доктрины солидаризма характерны следующие моменты: - идеологическое противостояние и индивидуализму, и социализму (коммунизму); - резко отрицательное отношение к учению о классовой борьбе; - скептическое отношение к субъективным правам, которые по мнеию солидаристов разобщают членов общества; - отрицательное отношение к идеям равенства и естественных прав, так люди неравны от природы, занимают соответственно этому разное положение в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое состояние; - взгляд на буржуазию и пролетариат как на взаимосвязанные классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию; - одобрительное отношение к частной собственности, которая рассматривалась не как субъективное право индивида, а как его обязанность «свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника»; - понимание социальной солидарности как факта взаимной зависимости; - идея о том, что осознание факта солидарности порождает социальную норму, которая стоит выше государства и положительных (писаных) законов, а они лишь служат ее осуществлению; - акцент на положительных обязанностях государства. В России данные идеи были подержаны такими видными правоведами как Павел Иванович Новгородцев и Максим Максимович Ковалевский.
Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни - правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан. Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе. Правовой статус личности Термин "личность" характеризует человека не столько как физическое существо, сколько как социальное. К основным чертам, характеризующим человека как личность, могут быть отнесены: а) социальные связи и отношения данного человека в обществе - экономические, политические, национальные, классовые, моральные и другие; б) уровень его образования, знаний, практического жизненного опыта; в) семейное, материальное положение, род занятий и т.д. Комплекс перечисленных и других характеристик дает основание судить о человеке как о личности, и говорить, состоялась или не состоялась личность данного человека. Особенности характера личности в определенной степени могут оказать влияние и на правовое положение, правовой статус человека. Безусловно, существуют практические юридические различия между, допустим, собственником крупной фирмы, его управляющим и рабочим этой фирмы, между губернатором субъекта федерации в федеративном государстве, служащим его аппарата управления и рядовым гражданином. Каждая историческая общественно-экономическая формация, форма государственного устройства и государственного правления, политический режим формируют свой тип личности, со своими специфическими характеристиками, особенностями положительных и отрицательных черт. Названные и другие обстоятельства оказывают влияние на положение личности в обществе, на ее взаимоотношения с государством и на правовой статус, закрепленный в законодательстве данной страны. Если сделать небольшой исторический экскурс, то можно наглядно увидеть, как изменялись характеристики личности и ее правовое положение. Например, личность раба, являвшегося человеком, практически не признавалась. Раб рассматривался как говорящее орудие. Он не обладал каким-либо позитивным социальным статусом, свойственным свободному человеку и тем более рабовладельцу. Его социальная связь ограничивалась степенью зависимости от рабовладельца. Аналогичным или очень близким по социальному статусу были положение крепостного крестьянина в условиях феодального государства, когда он находился в полной экономической и личностной зависимости от помещика. В то же время свободные крестьяне, ремесленники, помещики, служители церкви, обладали достаточными экономическими, политическими, моральными, религиозными основам для проявления себя как личности. И в этом отношении они имели возможность развиваться в социальном отношении. Наибольшими возможностями в этом плане обладали наиболее крупные феодалы, главы церкви, крупные чиновники государства. Одновременно являясь подданными короля, они были зависимыми от него и их социальные особенности личности во многом определялись монархом. В последующем, после победы буржуазных революций, разделения властей, провозглашения и юридического закрепления равенства всех граждан, появление самого института гражданства, статус личности приобрел свое подлинное значение. Каждый гражданин получил возможность формировать свою личность самостоятельно и на равных основаниях с другими людьми. И хотя равенство этих оснований было во многом формальным, развитие новой буржуазной общественно-экономической формации, разделение властей, конституционное закрепление равенства всех граждан позволило в теоретическом плане анализировать личность, как социально-правовое явление. Такая личность может и должна соотноситься с государством в их взаимных правах и обязанностях. И когда говорят о правах и свободах человека и гражданина имеют в виду права и свободы личности в ее социально-правовом значении. Наиболее полно права и свободы человека сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Этот документ является основой для определения прав и свобод граждан современных демократических государств, закрепляемых в Конституциях этих стран. Наличие у граждан реальных прав для проявления себя как личности во всех сферах социальной жизни - экономической, политической, культурной, научной, семейной, творческой, спортивной и т.д. обусловливает возможность стать и полноценным субъектом социально-правовых отношений в обществе и государстве. Права и свободы граждан, в соответствии с названной декларацией, должны предоставляться в различных сферах общественной жизни: политической, экономической и личной. Но прежде чем рассматривать характер этих прав и свобод целесообразно определить, что понимается под словами "свобода" и "право". Данные понятия идентичны или между ними есть разница? Гоббс определял свободу, как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы. Однако следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе, нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого. Это означает, что свобода может быть только ограниченной свободой и это ограничение должно быть четко определено правом; Поэтому свобода человека, живущего в обществе, — есть свобода его действий в рамках права, в пределах того, что не запрещено правом. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы, которую можно определить как предоставленную законом возможность действовать по своему усмотрению, то есть свободно. В условиях государственно организованного общества свобода и права человека, можно сказать, совпадают. Так, например, свобода слова - есть право выражать свое мнение, каким бы оно ни было, за исключением запрещенного законом. Так, нельзя призывать к межнациональной, межрелигиозной вражде и свержению насильственным путем законной власти. В тоталитарных, автократических и других недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное "право" может лишить человека свободы. При рассмотрении вопроса о правовом статусе личности необходимо отличать права и свободы гражданина и права и свободы человека. Дело в том, что права и свободы гражданина связаны с определенным государством гражданином которого он является. А права и свободы человека относятся к лицам без гражданства, иностранцам беженцам, переселенцам, то есть лицам, не являющимся гражданами государства, на территории которого они проживают. Гражданин обладает большим количеством прав и свобод. Не граждане как правило, не могут участвовать в голосовании при формировании государственных органов, быть избранными в органы государства, служить в армии, министерстве внутренних дел, работать в других правоохранительных органах. На них в меньшей степени распространяются различные социальные права и блага, предусмотренные для граждан и т.д. В соответствии с решениями судебных органов, граждане, совершившие правонарушения, могут быть лишены некоторых прав. Например, права свободы, участия в выборах и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.187 (0.015 с.) |