Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие подходы к происхождению права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В истории развития правовой мысли существовали различные точки зрения на происхождение права. Некоторые мыслители считали, что право дано Богом (М/м лекция № 2, слайд № 37). В частности такой точки зрения придерживался теолог Фома Аквинский. Он полагал, что право - это заветы и правила жизни, установленные Господом и переданные людям. Эти правила содержатся в проповедях Христа, учениях его пророков, религиозных текстах. Патриархальная теория (М/м лекция № 2, слайд № 38) источник права видела в правилах, устанавливаемых патриархом, то есть старейшиной, родоначальником. Повелевая своими соплеменниками, он предписывал им правила поведения и взаимоотношений друг с другом. Согласно теории естественного права (М/м лекция № 2, слайд № 39), каждый человек наделяется определенной совокупностью прав от рождения. Таким образом, появление человека означает и появление права. Так считали Руссо. Локк, Монтескье, Радищев и другие. Сторонники исторической школы права (М/м лекция № 2, слайд № 40) полагали, что право - это продукт народного духа, сознание народа, который формируется и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, создается самим народом в процессе его исторического развития. Классовая теория (М/м лекция № 2, слайд № 41) видела источник права в интересах господствующего класса, который насильно навязывал свою волю другим классам общества. Поэтому появление права было связано с разделением общества на господствующие и угнетенные классы. Господствующий класс создавал нормы права и предписывал исполнение их остальными членами общества с помощью принуждения. Таким образом, даже беглое знакомство с существующими доктринами, объясняющими процесс происхождения права, наталкивает исследователей на выявление аналогий с теориями происхождения государства. Учитывая, что современная наука считает государство и право неразрывно связанными между собой социальными явлениями, подобное единство взглядов на происхождение государства и права представляется вполне закономерным. Однако, каковы бы ни были теории происхождения права, общепризнанно, что право в качестве особой системы юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. Как бы то ни было, социальное расслоение общества и возникновение групп (слоев, классов, каст) с противоположными интересами, то есть усложнение социальной структуры общества, привело к тому, что родовые обычаи в комплексе с иными социальными нормами самостоятельно уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Коренной исторической задачей нового, сменявшего родовые обычаи регулирования было создание общего порядка отношений между людьми, соответствующего потребностям производящего хозяйства. С этой задачей могли справиться лишь принципиально иные средства социального регулирования, обладавшие совершенно иным механизмом реализации, а именно, возможностью публичного принуждения. Хотя процесс появления и становления подобных норм, получивших название правовых, растянулся на столетия и даже, применительно к отдельным цивилизациям, на тысячелетия, его периодизация укладывается в следующие рамки (М/м лекция № 2, слайд № 32). Первоначально роль подобного регулятора взяли на себя обычаи, сложившиеся в период становления древних цивилизаций, которые освящались религией и охранялись государством (так называемое обычное право). В них еще сохранялись остатки обычаев родового строя, но все большее значение приобретали нормы патриархального быта сельской общины, закрепляющие неравенство членов «большой семьи», привилегии высших сословий, обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных сводов законов (Законы Хаммурапи, Законы XII таблиц, «варварские правды»). Первоначально, в эпоху дикости, существовало господство более сильного члена племени. Он действовал по своему усмотрению, повелевал более слабыми, а те ему подчинялись. В последующем слабые для своей защиты объединялись и давали отпор сильному либо мстили ему. Такой способ использовался и в спорах между семьями и родами. При этом, считавшие себя обиженными убивали обидчиков. Этот способ приводил к взаимному уничтожению враждующих сторон. Он сохранился у некоторых народов до настоящего времени в форме кровной мести. Постепенно общество стало находить иные способы разрешения конфликтов. Одним из них является противоборство. Споры стали разрешаться с помощью поединков (ордалий) и с соблюдением определенных правил: равное вооружение спорщиков, одежда, доспехи, исходные позиции и т.д. Затем на основе религиозных догматов стали применять правила, основанные на божественном провидении и отношении Бога к виновным и невиновным людям. Чтобы определить виновность подозреваемого в совершении преступления, проводилось его испытание водой, огнем, ядом, другими способами. Естественно, эти варварские способы не оправдывали себя. Слишком часто погибали невиновные. Поэтому от них постепенно отказались. Правосудие осуществляли также и старейшины, другие уважаемые люди, мнение которых было авторитетным. Они выслушивали спорщиков и на основе обычаев, других правил того времени, решали, кто был прав. Данные способы разрешения споров представляли собой зачатки судопроизводства судебных органов. Этот период развития права принято именовать архаичным правом (М/м лекция № 2, слайд № 33), применительно к которому употребляются также такие названия как право племенное, народное, варварское, примитивное, вульгарное, обычное. Второй стадией развития права может быть названо сословное или корпоративное право (М/м лекция № 2, слайд № 34). Его возникновение явилось результатом постепенного развития экономики и сопутствующей ему специализации общественного труда, и как следствие этого – неумолимой дифференциации общества. Наличие сходных потребностей у людей, выполнявших определенные социальные или профессиональные функции и тем или иным образом отличавшихся от других, формировало общие интересы и общие механизмы защиты этих интересов, общие для них правила поведения. Третьей стадией развитии права считается развитое или государственное право (М/м лекция № 2, слайд № 35), возникновение которого можно отнести к XVI – XVII вв., когда сложились сильные централизованные государства с единой властью монарха, которые и взяли на себя функцию создания и обеспечении реализации правовых установлений. Судебный опыт старейшин, уважаемых людей уступил место специальным органам государства: правотворческим, которые создавали законы, и судебным, которые на основании законов осуществляли правосудие. Были также приняты законы, регулирующие деятельность самих судов. В отдельных государствах эти функции осуществлялись одними и теми же органами, например Королевскими судами в Англии. Древние средства доказывания (ордалия, поединок, присяга) вытеснялись современными формами осуществления правосудия. Возникающее право опиралось на принудительную силу публичной власти. Нормы права устанавливали и поддерживали единый для всего населения государства порядок общественных отношений, условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна нормальная мирная жизнь любого общества. Наконец, создание мощных суверенных государств объективно потребовало правовую защиту их внешнеполитических интересов. Издревле вырабатываемые дипломатические церемониалы, нормы, касающиеся заключения межгосударственных союзов, установления таможенных правил и сборов и т.д. трансформируются в нормы международных договоров и общепризнанных принципов международного права.
Тема 3. Государственная власть, сущность и типы государства (РП, Тематический план, п/н 3 (Стр.6); Содержание курса «Тема 3» (Стр. 10); Планы СЗ «Тема 3» (Стр. 33); М/м лекция № 3; СХиОП (Стр. 2 – 4, 15 – 17).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.43 (0.007 с.) |