Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акты применения права: понятие, особенности, виды. Механизм правоприменения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принятие решения – творческий процесс. Результатом его является письменный акт, документ, в котором излагаются обстоятельства дела, их анализ, оценка и государственно-властное веление. Акт применения права есть конкретное воплощение нормы права в жизнь, приказ государственного органа, адресованный конкретным участникам отношения. Как официальный документ, решение должно быть оформлено в надлежащей, предусмотренной форме, а именно: иметь название, дату, место его принятия, наименование органа, его принявшего, подписи уполномоченных должностных лиц, печать органа. Итак, акт применения норм права представляет собой индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела. Другими словами, акт применения права представляет собой официальный документ уполномоченного субъекта по конкретному юридическому делу. Признаками актов применения права являются: 1) принимаются данные акты компетентными органами государства либо должностными лицами; 2) носят государственно-властный (обязательный) характер; 3) индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам; 4) имеют документальную форму; 5) являются юридическими фактами, то есть влекут за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений; 6) выносятся в соответствии с законом, опираются на правовые установления; 7) обеспечиваются в случае необходимости государственным принуждением. Акты применения права следует отличать от нормативно-правовых актов. В нормативно-правовых актах содержатся предписания общего характера – нормы права, а правоприменительные акты представляют собой индивидуальные предписания, конкретизирующие положения нормативно-правовых актов в отношении конкретных лиц в конкретных ситуациях. Поэтому нормативно-правовые акты являются источниками права, в то время как правоприменительные акты не могут быть отнесены к их числу, поскольку не содержат норм права. Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-конкретные предписания, содержащиеся в правоприменительных актах, адресованы определенным субъектам права, регулируют конкретные ситуации и имеют обычно разовое значение. Наконец, нормативно-правовые акты оформляются в виде законов, указов, иных правовых актов, имеющих нормативный характер; акты применения права – в виде указов, постановлений, приговоров, имеющих индивидуальное значение. Правоприменительные акты в качестве юридических документов характеризуются формализацией своего содержания. В классическом варианте структура правоприменительного акта выглядит как последовательное единство и взаимосвязь четырех элементов: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части правоприменительного решения. Во вводной части обычно излагаются: наименование органа и фамилия, имя, отчество должностного лица, рассматривающего юридическое дело; наименование самого дела; время и место его рассмотрения. Все это относится к числу реквизитов правоприменительного акта, показателей его легальности. Описательная часть выражается в письменном изложении фабулы юридического дела. В ней содержатся выявленные должностным лицом фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение. На основе принципов относимости и допустимости правоприменитель делает краткий анализ материального отношения, подлежащего правовому регулированию. Тем самым закладывается основа для объективной и беспристрастной правовой квалификации. В юрисдикционном правоприменении описательная часть решения содержит изложение добытых доказательств, в соответствии с которыми решается юридическое дело. Мотивировочная часть правоприменительного акта содержит в себе юридическую аргументацию излагаемого ниже решения по делу. Обычно она выглядит в виде ссылок на нормы материального и процессуального права, в соответствии с которыми решается данное дело. Роль мотивировочной части в обеспечении справедливости и законности акта применения права исключительно велика. Юридическая аргументация показывает и подчеркивает, что в принимаемом решении нет места произволу должностного лица, а, наоборот, дело рассматривается в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, соблюдением принципов справедливости и целесообразности, о которых мы поговорим чуть позже, и, следовательно, решение имеет справедливый и законный характер. Резолютивная часть правоприменительного акта излагает содержание принимаемого решения в виде индивидуально-властных правовых предписаний. В них констатируется объем прав и обязанностей субъекта, к которому применена норма, либо определяются меры поощрения или наказания. После этого следует подпись должностного лица, а в необходимых случаях – печать правоприменяющего органа. Подобную структуру имеют большинство правоприменительных актов, прежде всего, такие как, судебные решения и приговоры, некоторые акты предварительного следствия и др. Тем не менее, довольно часто встречаются правоприменительные акты, имеющие усеченную структуру. Например, следственные и административные протоколы состоят из трех частей: вводной, описательной, резолютивной. Юридическая квалификация совершаемых действий в них, как правило, отсутствует. Отдельные разрешительные акты на совершение определенных действий с учетом места, времени, условий, порядка реализации и т.д. содержат только вводную и резолютивную части. И, наконец, ряд правоприменительных актов имеют только резолютивную часть, а именно резолюции: «утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.д., - наложенные каким-либо должностным лицом на соответствующие документы. Кроме того, существует точка зрения, в соответствии с которой правоприменительный акт может и не иметь определенной формы, а осуществляться как действие: акты – сигналы, акты – действия. Примером могут служить указания постового милиционера, устные распоряжения непосредственного начальника и т.д. В этой связи различают правоприменительный акт как документ и как действие. Подобные правоприменительные акты основываются на специфическом правовом статусе должностных лиц и остаются на уровне действий при взаимном согласии правоприменителя и субъекта, которому адресованы соответствующие предписания. В случае спора о праве они могут приобретать письменную форму. Рассмотрев данную особенность правоприменительных актов мы вплотную подошли к вопросу о классификации актов применения права. Правоприменительные акты можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от субъектов правоприменения их можно подразделить на акты органов законодательной власти, исполнительной власти и акты органов правосудия. Отдельно можно выделить акты контрольно-надзорных органов. По отраслевой принадлежности акты применения права могут быть актами применения норм уголовного, административного, трудового, гражданского права и т.д. По характеру решения акты применения права можно классифицировать на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные). По функциональному признаку акты правоприменения подразделяются на правонаделительные, правообеспечительные, акты-регламентаторы. По наименованию акты применения права также бывают чрезвычайно различны. К их числу можно отнести приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении и помиловании, протоколы, решения, предупреждения, предписания. 5. Основные требования, предъявляемые к применению норм права Применение норм права только тогда оправдано и социально полезно, когда оно соответствует определенным требованиям. К числу таких требований относятся: 1) Соблюдение принципа законности, который при применении права включает в себя следующие условия: - норма права должна применяться на основании закона и в его пределах; недопустимо вольное понимание закона и произвольное его применение; - норма права должна применяться в пределах компетенции органа, применяющего норму; не может быть произвольного издания властных решений по усмотрению органа; - недопустимо принятие двух решений по одному делу, например вышестоящим и нижестоящим органами; - любое решение по применению права должно основываться на норме права. При отсутствии нормы права не может приниматься решение о ее применении. 2) Решение по применению нормы права должно быть обоснованным. Это означает, что должны быть установлены и изучены все относящиеся к делу фактические обстоятельства, ни один факт не должен быть упущен или отброшен. Решение должно приниматься с учетом всех фактов. 3) Важное значение при принятии решения имеет соблюдение принципа целесообразности, который заключается в том, что орган, применяющий право, должен при назначении, например, меры воздействия на правонарушителя, учитывать его личность, материальное состояние, семейное положение, поведение и другие обстоятельства. Исходя из этих обстоятельств возможна отсрочка исполнения наказания, либо замена его на другое, более мягкое и т.д. С принципом целесообразности связана также своевременность применения взыскания, поскольку в противном случае оно теряет актуальность. 4) Применение права должно отвечать принципу справедливости, который выражается, прежде всего, в соответствии принятого решения тяжести совершенного правонарушения, вины лица его совершившего, то есть требованиям содержащимся в норме права. Кроме того, решение должно соответствовать требованиям морали, нравственности, общественному отношению к данным правонарушениям в период принятия решения. Соблюдение названных принципов способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.007 с.) |