Акты применения права: понятие, особенности, виды. Механизм правоприменения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акты применения права: понятие, особенности, виды. Механизм правоприменения.



Принятие решения – творческий процесс. Результатом его является письменный акт, документ, в котором излагаются обстоятельства дела, их анализ, оценка и государственно-властное веление. Акт применения права есть конкретное воплощение нормы права в жизнь, приказ государственного органа, адресованный конкретным участникам отношения.

Как официальный документ, решение должно быть оформлено в над­лежащей, предусмотренной форме, а именно: иметь название, дату, место его принятия, наименование органа, его принявшего, подписи уполномоченных должностных лиц, печать органа.

Итак, акт применения норм права представляет собой индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела. Другими словами, акт применения права представляет собой официальный документ уполномоченного субъекта по конкретному юридическому делу.

Признаками актов применения права являются:

1) принимаются данные акты компетентными органами государства либо должностными лицами;

2) носят государственно-властный (обязательный) характер;

3) индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам;

4) имеют документальную форму;

5) являются юридическими фактами, то есть влекут за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений;

6) выносятся в соответствии с законом, опираются на правовые установления;

7) обеспечиваются в случае необходимости государственным принуждением.

Акты применения права следует отличать от нормативно-правовых актов. В нормативно-правовых актах содержатся предписания общего характера – нормы права, а правоприменительные акты представляют собой индивидуальные предписания, конкретизирующие положения нормативно-правовых актов в отношении конкретных лиц в конкретных ситуациях. Поэтому нормативно-правовые акты являются источниками права, в то время как правоприменительные акты не могут быть отнесены к их числу, поскольку не содержат норм права. Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-конкретные предписания, содержащиеся в правоприменительных актах, адресованы определенным субъектам права, регулируют конкретные ситуации и имеют обычно разовое значение. Наконец, нормативно-правовые акты оформляются в виде законов, указов, иных правовых актов, имеющих нормативный характер; акты применения права – в виде указов, постановлений, приговоров, имеющих индивидуальное значение.

Правоприменительные акты в качестве юридических документов характеризуются формализацией своего содержания. В классическом варианте структура правоприменительного акта выглядит как последовательное единство и взаимосвязь четырех элементов: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части правоприменительного решения.

Во вводной части обычно излагаются: наименование органа и фамилия, имя, отчество должностного лица, рассматривающего юридическое дело; наименование самого дела; время и место его рассмотрения. Все это относится к числу реквизитов правоприменительного акта, показателей его легальности.

Описательная часть выражается в письменном изложении фабулы юридического дела. В ней содержатся выявленные должностным лицом фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение. На основе принципов относимости и допустимости правоприменитель делает краткий анализ материального отношения, подлежащего правовому регулированию. Тем самым закладывается основа для объективной и беспристрастной правовой квалификации. В юрисдикционном правоприменении описательная часть решения содержит изложение добытых доказательств, в соответствии с которыми решается юридическое дело.

Мотивировочная часть правоприменительного акта содержит в себе юридическую аргументацию излагаемого ниже решения по делу. Обычно она выглядит в виде ссылок на нормы материального и процессуального права, в соответствии с которыми решается данное дело. Роль мотивировочной части в обеспечении справедливости и законности акта применения права исключительно велика. Юридическая аргументация показывает и подчеркивает, что в принимаемом решении нет места произволу должностного лица, а, наоборот, дело рассматривается в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, соблюдением принципов справедливости и целесообразности, о которых мы поговорим чуть позже, и, следовательно, решение имеет справедливый и законный характер.

Резолютивная часть правоприменительного акта излагает содержание принимаемого решения в виде индивидуально-властных правовых предписаний. В них констатируется объем прав и обязанностей субъекта, к которому применена норма, либо определяются меры поощрения или наказания. После этого следует подпись должностного лица, а в необходимых случаях – печать правоприменяющего органа.

Подобную структуру имеют большинство правоприменительных актов, прежде всего, такие как, судебные решения и приговоры, некоторые акты предварительного следствия и др. Тем не менее, довольно часто встречаются правоприменительные акты, имеющие усеченную структуру.

Например, следственные и административные протоколы состоят из трех частей: вводной, описательной, резолютивной. Юридическая квалификация совершаемых действий в них, как правило, отсутствует.

Отдельные разрешительные акты на совершение определенных действий с учетом места, времени, условий, порядка реализации и т.д. содержат только вводную и резолютивную части.

И, наконец, ряд правоприменительных актов имеют только резолютивную часть, а именно резолюции: «утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.д., - наложенные каким-либо должностным лицом на соответствующие документы.

Кроме того, существует точка зрения, в соответствии с которой правоприменительный акт может и не иметь определенной формы, а осуществляться как действие: акты – сигналы, акты – действия. Примером могут служить указания постового милиционера, устные распоряжения непосредственного начальника и т.д. В этой связи различают правоприменительный акт как документ и как действие. Подобные правоприменительные акты основываются на специфическом правовом статусе должностных лиц и остаются на уровне действий при взаимном согласии правоприменителя и субъекта, которому адресованы соответствующие предписания. В случае спора о праве они могут приобретать письменную форму.

Рассмотрев данную особенность правоприменительных актов мы вплотную подошли к вопросу о классификации актов применения права.

Правоприменительные акты можно классифицировать по различным основаниям.

Так, в зависимости от субъектов правоприменения их можно подразделить на акты органов законодательной власти, исполнительной власти и акты органов правосудия. Отдельно можно выделить акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности акты применения права могут быть актами применения норм уголовного, административного, трудового, гражданского права и т.д.

По характеру решения акты применения права можно классифицировать на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По функциональному признаку акты правоприменения подразделяются на правонаделительные, правообеспечительные, акты-регламентаторы.

По наименованию акты применения права также бывают чрезвычайно различны. К их числу можно отнести приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении и помиловании, протоколы, решения, предупреждения, предписания.

5. Основные требования, предъявляемые к применению норм права

Применение норм права только тогда оправдано и социально полезно, когда оно соответствует определенным требованиям. К числу таких требова­ний относятся:

1) Соблюдение принципа законности, который при применении права включает в себя следующие условия:

- норма права должна применяться на основании закона и в его преде­лах; недопустимо вольное понимание закона и произвольное его применение;

- норма права должна применяться в пределах компетенции органа, применяющего норму; не может быть произвольного издания властных ре­шений по усмотрению органа;

- недопустимо принятие двух решений по одному делу, например вы­шестоящим и нижестоящим органами;

- любое решение по применению права должно основываться на норме права. При отсутствии нормы права не может приниматься решение о ее применении.

2) Решение по применению нормы права должно быть обоснованным. Это означает, что должны быть установлены и изучены все относящиеся к делу фактические обстоятельства, ни один факт не должен быть упущен или отброшен. Решение должно приниматься с учетом всех фактов.

3) Важное значение при принятии решения имеет соблюдение принци­па целесообразности, который заключается в том, что орган, применяющий право, должен при назначении, например, меры воздействия на правонару­шителя, учитывать его личность, материальное состояние, семейное положе­ние, поведение и другие обстоятельства. Исходя из этих обстоятельств воз­можна отсрочка исполнения наказания, либо замена его на другое, более мягкое и т.д.

С принципом целесообразности связана также своевременность приме­нения взыскания, поскольку в противном случае оно теряет актуальность.

4) Применение права должно отвечать принципу справедливости, кото­рый выражается, прежде всего, в соответствии принятого решения тяжести совершенного правонарушения, вины лица его совершившего, то есть требо­ваниям содержащимся в норме права. Кроме того, решение должно соответ­ствовать требованиям морали, нравственности, общественному отношению к данным правонарушениям в период принятия решения.

Соблюдение названных принципов способствует укреплению законно­сти и правопорядка в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.24.244 (0.012 с.)