Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные характеристики (признаки) применения праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Применение права является одной из форм в первую очередь государственной деятельности. В ходе применения права должностное лицо призвано организовать и контролировать процесс использования или защиты права. Строгое и точное применение юридической нормы в целях установления четких начал в юридических взаимоотношениях предоставляет возможность сосредоточить решение наиболее важных и значимых для общества вопросов в руках органов, наделенных для этого соответствующими полномочиями. Необходимость участия в этой форме реализации права компетентных должностных лиц (профессиональных юристов), зачастую вызывается задачами защиты права от нарушений, но в юридической практике все же чаще имеет место применение компетентным органом диспозиций правовых норм, а не санкций. Это вызывается тем, что реализацию некоторых юридических возможностей, в силу особой значимости некоторых прав для общества, важно каждый раз контролировать и утверждать специальным решением компетентного должностного лица (например, награждение орденом, назначение пенсии, регистрация нотариусом завещания и др.). Участие компетентного органа (должностного лица) определяется необходимостью регистрации наличия или отсутствия определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми закон связывает возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов права. Например, наличие трудового стажа, факт достижения лицом определенного возраста, совершения правонарушения и др. Участие компетентного органа необходимо также и там, где возникает спор по поводу наличия права. Отмеченное выше ведет к выводу, будто правоприменение осуществляют только специально уполномоченные на то должностные лица государственных или иных органов. Подавляющее число отечественных ученых стоят именно на такой позиции. Более того, непременно подчеркивают, что правоприменение – это властная (принудительная) деятельность. Похоже, подобный подход – результат укоренившегося стереотипа. Во всяком случае, в нем отчетливо просматривается односторонность взгляда, а потому он не бесспорен. Следует отметить, что и в прошлом, и сегодня, наряду с рассматриваемым подходом, высказывался взгляд, согласно которому граждане также применяют право. Остановимся на этом и попытаемся разобраться в не простом вопросе. Директор предприятия издает приказ о приеме гражданина на работу, ректор вуза отчисляет студента за неуспеваемость, суд выносит решение по жалобе на отказ районной администрации в создании кооператива, совет трудового коллектива принимает решение о направлении средств на строительство жилого дома, министр обороны издает приказ об очередном призыве в вооруженные силы, должностное лицо отдела социального обеспечения выносит решение о назначении гражданину пенсии, декан факультета издает приказ о сроке ухода преподавателей в отпуск, депутаты сессии проголосовали за назначение министра и др. Что общего во всех этих действиях? Все эти действия объединяет то, что во всех этих ситуациях происходит применение права. Сравним обозначенные выше действия, с действиями граждан, которые, как будто, схожи с названными: гражданин подал заявление о приеме на работу, написал завещание, представил в орган налоговой инспекции налоговую декларацию о доходах и др. Эти действия, хотя и схожи с рассмотренными выше, однако в них отсутствуют важные признаки, которые характерны для выше обозначенных. Об этих признаках речь пойдет ниже, сейчас же обратим внимание на следующее. Дело в том, что при применения права граждане выступают участниками этого процесса, стороной в возникшем правовом отношении. Поэтому, в особенности в странах с высоким уровнем правового развития, граждане не объекты, а субъекты правоприменения; они не являются винтиком в правоприменительной практике. Они могут и влияют на процесс применения права (в их адрес), в том числе и в случаях уклонения правоприменителя от предписаний применяемого нормативно-правового акта. Вместе с тем, для однозначного вывода о том, что граждане самостоятельно применяют право, достаточных оснований нет. Ниже этот вывод получит дополнительную аргументацию. Характеризуя применение права, важно отметить, что необходимость в применении права зачастую возникает тогда, когда на пути использования гражданами своих прав возникают препятствия, мешающие процессу осуществления права, протеканию правовой коммуникации. Последнее является следствием юридических конфликтов.1 При этом следует иметь в виду, что понятие юридического конфликта нельзя сводить к понятию правонарушения, юридический конфликт – более широкое понятие, нежели правонарушение. Можно сказать, что всякое правонарушение является юридическим конфликтом, но не всякий юридический конфликт есть правонарушение. Споры о признании права, восстановления права, борьба в преследовании тех или иных юридически значимых результатов далеко не всегда принимает форму правонарушения. Характерная особенность правоприменения заключается в том, что оно осуществляется не произвольно, по субъективному усмотрению сторон, а на основе и в соответствии с действующим законодательством. Во-первых, действующими нормами права определяется правомочие правоприменителей на издание актов применения права, причем не каждый государственный орган (должностное лицо) может выносить акты применения права. Во-вторых, сама правоприменительная деятельность (процесс) детально регулируется законодательством. В-третьих, устанавливаемые актом применения права конкретные права и обязанности основываются непосредственно на законе (иных нормативно-правовых актах). 2 Нередко один и тот же орган (должностное лицо) реализует правотворческую и правоприменительную функции. Необходимо различать эти функции. Правотворчество имеет своей целью подготовку, принятие и издание нормативно-правовых актов (внесение изменений в существующие акты, отмена устаревших). Важным направлением правотворческой деятельности является признание тех или иных жизненных обстоятельств (событий, действий) в качестве юридических фактов, или фактов, порождающих юридически значимые последствия. Правоприменение, в своей основе, не направлено на издание, изменение или отмену правовых норм. Основное назначение применения права состоит в том, чтобы «приложить» закон к конкретной ситуации, обеспечить его точное исполнение в том или ином конкретном случае. (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. Проф. М.Н. Марченко. М.. 1998. Сканировать: Гл.ХУ. Реализация права. § 2. С. 314-322). Конечно, не все грани затронутой проблемы оказались в центре нашего внимания. И это можно объяснить тем, что исходной посылкой являлось предположение, будто действующая система законодательства состоит преимущественно из добротных норм законодательства, а соответствующие должностные лица добросовестно и ответственно содействуют гражданам в использовании того, что им принадлежит по закону. Значит, приходилось отвлекаться от ситуаций, когда должностное лицо оказывается вынужденным сталкиваться с таким количеством препятствий, что пробиться к смыслу, как самой юридической ситуации, так и к смыслу, вложенному в норму законодателем, ему подчас невозможно. Поэтому наличие многих проблем рамках этого способа реализации права менее всего хотелось бы связывать со злой волей должностного лица, призванного содействовать гражданам в использовании ими своих субъективных прав. Хотя недооценивать эту сторону дела было бы заблуждением. В печати публиковались и продолжают публиковаться достаточно сведений, которые проливают свет на рассматриваемую проблему именно в этом направлении. Однако если рассматривать имеющиеся на этот счет сведения в целом, учитывать материалы социологических исследований проблем реализации и действия права, то заметным становится круг проблем, лежащих, видимо, в самой основе низкого качества реализации (действия) права в нашем обществе. Речь идет о положении профессионального юриста в обществе, условиях его работы. Давно уже устарели нормативы обслуживания населения профессиональным юристом, условий труда, оплаты, материально-технического обеспечения; явно недостаточны средства поддержания на должном уровне престижа этой профессии в обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.007 с.) |