Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки правовой нормы

Поиск

<QUEST1< FONT>Нормы права составляют часть права в целом как социального явления. Поэтому признаки правовой нормы должны соответствовать признакам права. В истории политико-правовой мысли и в современной литературе, посвященной понятию права, сложились определенные традиции, типы, модели правопонимания, основанные на разной методологии познания юридической действительности. Трудно найти два одинаковых мнения по вопросу о том, что считать правом. Представители разных типов правопонимания формулируют по-разному определение права. Соответственно и признаки правовой нормы в современной научной и учебной литературе раскрываются по-разному в зависимости от признаков (внутренних свойств, принципов) права, которые исследуются авторами. Тем не менее, нормативность – одно из важнейших проявлений юридической действительности. Термин «норма права» использовался еще в Древнеримской юриспруденции. Понятие «норма» было заимствовано римскими юристами из строительного искусства. И в расширительном значении «норма» означает образец, меру, признанный обязательным порядок.

Норма права – основная доктринальная категория и конструкция (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С.390.), «центральное звено догмы права»1. Норма права выступает в качестве логической модели правового регулирования. <CLOSETEST2< FONT>Эмпирически юридическая действительность предстает в виде множества правовых актов (правовых текстов). Чаще всего мы имеем дело с письменными юридическими актами, например, законами, договорами, судебными решениями. Но это могут быть и устные сделки, и конклюдентные действия2, и даже самые разные юридические символы и сигналы, например, сигналы светофора на перекрестке. Правовая норма является первичным системообразующим элементом объективного (позитивного, действующего) права. Правовой порядок предполагает правовое упорядочение общественных отношений. Регулятивной моделью правового упорядочения общественных отношений выступает право как система норм. <CLOSETEST3< FONT>В этом смысле позитивное (объективное) право предстает не как система законов, судебных прецедентов, правовых обычае и др. форм (юридических) источников права, а как единая регулятивная модель (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С.388.), внутреннюю структуру которой составляют нормы права. <CLOSETEST5< FONT>Система правовых норм должна определять структуру юридических (формальных) источников права и, в частности, систему законодательства, так как содержание норм права объективируется (формализуется) в юридических предписаниях статей законов, указов, постановлений, в правовых прецедентах, договорах нормативного содержания, юридических обычаях.

Поэтому нельзя в полной мере отождествлять норму права и статью (норму) закона, признаки нормы права и признаки нормы закона, структуру нормы права и структуру статьи закона, виды норм права и виды статей (норм) закона. Правовые нормы должны составлять содержание норм закона (юридических норм). <CLOSETEST6< FONT>Действующие кодексы, указы, постановления и иные нормативные правовые акты являются правовыми именно потому, что объективируют в своей структуре нормы права (правовые свойства, правовые принципы), а не потому, что содержат в своих статьях (нормах) слова «вправе», «обязан» и т.п. Формализация, т.е. внешнее выражение, правовых норм в юридических источниках права подчиняется технико-юридическим правилам, логическим приемам, стилю изложения юридических предписаний. Иллюзия тождества правовой нормы и статьи закона исчезает при первой же попытке урегулировать взаимоотношение между субъектами на основе статьи (нормы) закона. Это не возможно из-за отсутствия в одной статье закона всех необходимых элементов правовой нормы как правовой модели поведения субъектов права. Отдельные статьи могут быть посвящены определенным, как пишет С.С. Алексеев (Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 97 - 98.), «юридическим операциям, деталям и частностям, а в тексте наличествуют только какие-то укороченные фразы, чуть ли не их обрывки»3. Нормы закона часто формулируются или как регулятивные, или как охранительные. Соответственно в регулятивных нормах (статьях) закона отсутствует санкция, т.е. последствия нарушения правовой нормы, а в охранительных нормах закона не определено само правило поведения субъектов, их взаимные права и обязанности.

Таким образом, физические и юридические лица, ссылаясь в своих актах реализации прав и обязанностей на статьи закона, например, в договоре, а правоприменители в актах применения норм закона, например, в решении суда, в действительности, реализуют, воплощают в фактических отношениях (приводят в действие) целую систему правовых норм. В.С. Нерсесянц (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С.388) считал, что «само право в целом (право как системное нормативно-регулятивное целое) мыслится как единая норма права и именно как позитивно-правовая норма (с соответствующими структурными компонентами – диспозицией, гипотезой и санкцией)» 4. В отдельных статьях (нормах) закона содержатся лишь элементы правовой нормы в целом как правила (модели) взаимодействия субъектов5.

Но дело не только в этом. Другим важным обстоятельством, с которым нельзя ни считаться, и которое также разрушает иллюзию отождествления нормы права и нормы закона, является сама природа правовых норм. Правовые нормы являются нормами социальными, их возникновение и существование социально необходимо. Так В.Э.Краснянский (Проблемы теории права и государства. Курс лекций/ Под общей ред. В.П. Сальникова. СПб., 1999. С.157) указывал, что «человек в процессе деятельности эмпирически или рационально познает окружающую его действительность и на этой основе вырабатывает правила поведения, обобщая накопленные знания и опыт» 6. Взаимное признание субъектами норм права основано на том, что право в целом служит институтом социальной интеграции (взаимодействия) индивидов. Поэтому правовые нормы выражают правовые свойства (принципы) формальной свободы, юридического равенства, юридической справедливости, а, следовательно, реализация (применение) правовых норм приводит к правовому порядку отношений.

Нормы закона (судебного прецедента, правового обычая, договора с нормативным содержанием и иных формальных источников права) устанавливают формальные границы (масштаб) неперсонифицированного должного поведения, которые должны реализовываться (применяться) в конкретной жизненной ситуации в соответствии с правовыми принципами. Следуя правилам техники законотворчества, законодатель в ряде случаев в самом тексте норм закона использует понятия, термины и определения, предполагающие исключительно юридическую интерпретацию в соответствии с требованиями всей системы правовых норм (права в целом), признаваемых в обществе в данных социо-культурных условиях. Например, в ст.205 Гражданского кодекса РФ «Восстановление срока исковой давности» указывается, что «в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите»7. Законодатель, допуская восстановление судом срока исковой давности, требует, чтобы причиной такому судебному решению послужили обстоятельства, заслуживающие внимания. Однако одно и то же обстоятельство, например, болезнь истца, может быть при рассмотрении одного гражданского дела признано судом в качестве уважительной причины для восстановления срока исковой давности, а при рассмотрении другого гражданского дела суд может установить, что болезнь истца не являлась препятствием для своевременного обращения в суд за защитой своих нарушенных прав. При этом руководствоваться суд обязан принципами правового равенства сторон перед законом и судом, состязательности, справедливости и иными правовыми принципами.

<QUEST2< FONT>Итак, правовая норма и норма закона – явления не тождественные, разнопорядковые (Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 103.). Правовые нормы (их содержание) выражаются в формализованном виде в текстах норм законов и иных юридических источников права. Поэтому противопоставления норм права и норм закона не происходит. Так или иначе, но нормы законов, судебных прецедентов, и тем более, юридических обычаев и договоров (как актов, не одностороннего, а многостороннего волеизъявления) являются социально признанными (легитимированными) и социально значимыми в качестве норм действующего (позитивного) права. Связано это с тем, что даже юридические источники права, создаваемые в порядке одностороннего волеизъявления парламента или суда, сохраняют свою социальную правовую природу, исходя из презумпции легитимности и легальности государственных органов, издавших эти юридические нормы. В той же степени, в какой не происходит противопоставления органов государственной власти и правосудия обществу в целом, не происходит и противопоставления норм закона (судебного прецедента) правовым нормам, взаимопризнаваемым субъектами права.

<QUEST3< FONT>Исследование правовой нормы и ее признаков проводится в современной научной и учебной литературе на основе признания факта действия (существования) правовых норм в формализованном виде – в текстах юридических источников права.8 Правовая норма в формально-юридическом смысле представляет собой общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в юридическом источнике права, выраженное в формально-определенных предписаниях, как правило, - в письменной форме и охраняемое государством путем контроля за его реализацией (действием) и применения предусмотренных законом мер юридической ответственности за правонарушения.9 Правовые нормы устанавливают рамки и порядок совместного, одновременного осуществления разных интересов и целей деятельности. Тем самым правовые нормы отличаются, например, от технических, которые определяют порядок достижения конкретных целей, правила изготовления какого-либо продукта и т.п.10. Нормы права являются социальными, но они в большей степени, чем другие социальные нормы, отражают экономические условия общественных отношений. Правовые нормы непосредственно регулируют отношения товарообмена. Кроме того, правовые нормы разграничивают те интересы и цели деятельности, которые осуществляются отдельными индивидами и их объединениями, а также государством.

Правила нравственности могут быть признаны юридическими нормами и получить государственную защиту своей реализации. Например, Германское гражданское уложение запрещает требовать возврата переданного во исполнение обязательства, если чинивший удовлетворение знал, что он не обязан чинить его, или если оно было учинено во исполнение нравственной обязанности или ради соблюдения требований приличия. Действующее гражданское законодательство Российской Федерации признает недействительной сделку, совершенную с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. (Ст. 169 Гражданского кодекса РФ)

Нормы права носят общий характер. Общий характер, т.е. неперсонифицированность и многократность реализации (повторяемость) трудно рассматривать как специфический признак только правовой нормы потому, что любая норма предполагает определенное правило, которое повторяется. В этом отличие норм от индивидуальных предписаний11. В индивидуальном предписании, например, решении суда, индивидуализируется общее правило поведения применительно к конкретной ситуации и конкретному субъекту (персоне)12. Наиболее ярко общий характер правовых норм проявляется в абстрактных нормах законов. Однако этот признак сохраняется и в судебном прецеденте. Несмотря на казусный характер в целом решения суда по конкретному делу, правовая норма, содержащаяся в мотивировочной части решения (ratio decidendi), подлежит применению при рассмотрении других аналогичных дел. Таким образом, общий характер правовых норм проявляется, во-первых, в том, что они безличны (не индивидуальны), а во-вторых, в том, что они относительно постоянны, т.е. действуют (реализуются, применяются) всякий раз, когда наступают предусмотренные гипотезой нормы обстоятельства.

<CLOSETEST1< FONT>Специфическим признаком правовых норм является их системность. При этом системность норм права следует рассматривать в двух аспектах: внешняя систематизированность правовых норм, т.е. образование системы норм права, и внутреннюю структурированность правовой нормы как юридико-логической модели, включающей гипотезу, диспозицию и санкцию. В отличие от других социальных норм, нормы права выстраиваются в разветвленную систему – систему юридических масштабов поведения, обеспечивающих единую, равную регламентацию общественных отношений. Взятая в отдельности, вне системы нормы права в целом норма права реализована быть не может. В.С. Нерсесянц ссылался на суждение римского юриста Павла о том, что «не из правила (regula) выводится право, но из существующего права должно быть создано правило» (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С.389.).

<QUEST4< FONT>Системность связана с другим специфическим признаком правовых норм – формальной определенностью.13 Прежде всего, формальная определенность означает, что правовые нормы, в отличие от иных социальных норм регулируют общественные отношения в определенной, признанной государством форме, например, в форме закона. «При всей исключительной важности, - пишет С.С. Алексеев, - …фактического содержания законов, … в области юриспруденции первостепенное значение принадлежит именно форме (которая и образует своеобразную юридическую материю)». (Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 99.) В разных правовых системах, разных сферах общественных отношений могут доминировать разные юридические источники (формы) права: писаные и неписаные, договорные и односторонне изданные государственными органами. В процессе эволюции общества правовые нормы все чаще оформляются в письменных актах–документах или, как минимум, записываются и публикуются, например, сборники обычаев, свод правил по толкованию международных торговых терминов «Инкотермс», определяющих условия поставки. По мнению С.С. Алексеева, «закон» (иные источники права) - …не просто фиксирует, документально закрепляет определенные нормы…, но и выполняет … конституирующую функцию…». (Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 102.) Формы внешнего выражения правовых норм (юридические источники права) обеспечивают определенность их содержания в процессе правового регулирования общественных отношений. В правоведении развивается целое направление юридической техники, посвященное правилам законотворчества (нормотворчества). Исследуются требования, предъявляемые к тексту норм закона.

Несомненно, степень формальной определенности норм писаного и неписаного права отличается. Трудно сформулировать общие требования к тексту обычно-правовых норм, так как они реализуются в фактических отношениях между субъектами, независимо от их признания государством. В.Э. Краснянский (Проблемы теории права и государства. Курс лекций/ Под общей ред. В.П. Сальникова. СПб., 1999. С.159) отмечал, что «… в обычаях, этой наиболее традиционной системе норм, реальный их смысл, причины и условия возникновения остаются закодированными и, как правило, не осознаются субъектами реализации. …Норма реализуется в силу привычки». Однако существуют юридические традиции санкционирования обычных норм, например, признание сложившихся обычаев в качестве юридических норм посредством указания на их признаки в законе14.

Формальная определенность правовых норм не сводится лишь к их внешней форме выражения в различных юридических источниках права. Важно, что в рамках национальной правовой системы все источники права существуют не изолированно друг от друга, а в единой системе источников права данного государства. Более того, признавая приоритет международных правовых норм (п.4 ст.15 Конституции РФ), в систему юридических источников включаются и нормы международных договоров. Таким образом, правовые нормы получают свое внешнее выражение в единой системе источников права. Образуется некое единое правовое поле (пространство)15. И внутренняя структурированность правовой нормы как юридико-логической модели (гипотеза, диспозиция, санкция) может получить формальное закрепление (позитивацию, объективацию) не только в разных статьях одного или нескольких законов, но и в нормах нескольких видов юридических источников права, например, в норме юридического обычая и закона или закона и международного договора16.

Таким образом, позитивное право в целом, т.е. система формальных источников права, регулирует общественные отношения посредством системных взаимосвязей диспозиции, гипотезы и санкции правовой нормы. Внутренняя структура нормы права как модели взаимоотношения субъектов права требует, чтобы в нормах законов и иных источников права были четко определены права и обязанности субъектов правоотношения, условия их осуществления и последствия их нарушения. При этом правовая норма является формальной по своему характеру в том смысле, что, будучи рассчитанной на регулирование, как правило, какого-то вида общественных отношений (например, трудовых, семейных, налоговых), правовая норма адресована кругу лиц, определяемых общими признаками (например, работники, работодатели, налогоплательщики, супруги и т.д.). Другими словами, правовая норма представляет собой формальный масштаб (эталон, образец) тех или иных отношений и связей между субъектами и выступает мерой юридической оценки действия (бездействия) субъекта как правомерного или неправомерного17. «Лишь формальная определенность нормы, - писал Л.И. Спиридонов, - придает ей способность быть масштабом поведения, мерой свободы человека и правомерности его требований к другим субъектам.» (Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Курс лекций. СПб., 1995. С. 151) При этом в частном праве правовой масштаб поведения субъектов менее детализирован в нормах закона, чем в публично-правовой сфере, особенно в части юридического закрепления компетенции государственных органов и должностных лиц. Частное право, считал В.Э. Краснянский (Проблемы теории права и государства. Курс лекций/ Под общей ред. В.П. Сальникова. СПб., 1999. С.158), «представляет собой договорное регулирование, в формировании которого принимают непосредственное участие стороны конкретного отношения».

Еще одним специфическим признаком (свойством) правовой нормы является ее общеобязательность или, как писал Г.Ф. Шершеневич, «повелительный характер»18. «Всякая норма права – приказ. Нормы права не предлагают только, не советуют, не убеждают, не просят, не учат поступать известным образом, но требуют известного поведения»19. Некоторые авторы расценивали юридические нормы как «веление государства»20. Л.И. Спиридонов считал юридическую норму выражением общественного требования, «велением общества»21. Само веление, общества ли, государства, может быть выражено в юридической норме как в форме повелительного, так и в форме изъявительного наклонения. Юридическая норма требует от субъекта либо совершить определенные действия (позитивная обязанность или «повеления», как их называл Г.Ф. Шершеневич22), либо воздержаться от определенных действий (негативная обязанность или «запрещения»23). «Приказ может быть выражен как в положительной форме, так и в отрицательной», - считал Г.Ф. Шершеневич24. Правовая норма, предоставляющая субъекту возможность вести себя определенным образом (правомочие), выражается в форме дозволения. Но и они, писал Г.Ф. Шершеневич, «в действительности содержат приказ»25, т.е. носят обязательный характер. Даже в том случае, когда норма права устанавливает порядок награждения медалью или орденом, она содержит обязательное для исполнения веление представить необходимые документы, установить юридические факты, подтверждающие право на награждение.

<QUEST5< FONT>Общеобязательность нормы права связана с ее общим характером. Являясь институтом социальной интеграции (взаимодействия) право должно выражать равный для всех масштаб свободы, единый правовой порядок отношений и, следовательно, единую правовую законность. Субъекты права, взаимно признавая права и обязанности друг друга, формально (юридически) равны между собой26. «Общеобязательность норм, - писал Л.И. Спиридонов (Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Курс лекций. СПб., 1995. С. 152), - очевидно, связана и с признаком равенства субъектов юридического общения, внутренне присущим праву…» Поэтому правовые нормы в равной мере обязательны для всех участников общественных отношений. Каждый, кто оказался в определенной сфере правоотношений, обязан руководствоваться тем масштабом (эталоном) поведения, который установлен юридическими нормами в этой сфере27. В этом смысле нормы права выступают как некое надындивидуальное начало. Норма права всегда уравнивает, нивелирует индивидуальные особенности и обстоятельства. Один человек, не равный другому физически, психологически, экономически и т.п., взаимодействует с другими людьми посредством норм права, как с равными субъектами. Таким образом, нормы права выступают средством объединения людей, и поэтому они общеобязательны28.

Обеспечивается (защищается) общеобязательность норм права посредством деятельности государственных органов и должностных лиц. Государственное обеспечение – это один из специфических признаков норм права. Другие социальные нормы могут поддерживаться государством при их непротиворечии юридическим нормам. Возможностью же государственного принуждения обеспечиваются только нормы права29. Наиболее важную роль в обеспечении реализации норм права и защите прав человека играют институт юридической ответственности и правосудие.

Исходя из презумпции признания (легитимации) нормы права субъектами общественных отношений, предполагается, что, как и другие социальные нормы, нормы права реализуются индивидами добровольно. При этом люди в ряде случаев точно не знают конкретные юридические правила и руководствуются стереотипами, т.е. подражают сложившимся в общественном правосознании и национальной правовой культуре образцам поведения. В формировании таких стереотипов большая роль принадлежит принципам права. Поэтому, прежде всего, реализация правовой нормы обеспечивается посредством социального признания права в качестве ценности культуры данного общества, общезначимого справедливого регулятора социальных отношений. Применение государственного принуждения – крайняя мера обеспечения действия нормы права и защиты прав человека.

Итак, можно предложить следующее определение правовой нормы. Правовая норма – это формально-определенное, общеобязательное правило поведения, выражающее масштаб (меру) свободы формально (юридически) равных субъектов, реализация (действие, применение) которого обеспечивается посредством деятельности государственных органов и должностных лиц.

 

Виды правовых норм

Одной из специфических особенностей правовых норм является их формальная определенность, связаная с тем, что содержание правовых норм всегда получает определенную внешнюю форму своего выражения в государственно признанных источниках (формах) права: нормативных правовых актах, правовых прецедентах, юридических обычаях, договорах с нормативным содержанием и др. При этом закон или иной источник права не просто закрепляет нормы права, а объективирует (конституирует) правовые нормы. Правовые нормы регулируют общественные отношения в определенных формах, посредством всей системы юридических источников права, в которой получают выражение диспозиции, гипотезы и санкции, составляющие содержание правовых норм как логических моделей. Поэтому исследование видов правовых норм в современной научной и учебной литературе проводится, прежде всего, на основе различных классификаций норм действующего (объективного) права, главным образом, ном действующих законов30.

Классификация <QUEST6< FONT>(от лат. сlassis – разряд, класс и facio – делаю) – формально-логический метод, используемый как средство для установления связей между понятиями (классами объектов классификации) какой-либо области знания или деятельности человека31. В результате классификации, согласно признакам, присущим одним правовым нормам и отсутствующим у других, выделяют виды правовых норм, правовые институты, отрасли права и т.д. Как указывал В.Э. Краснянский, «отнесение правовых норм к различным видам… представляет собой результат классификации правовой материи…» (Проблемы теории права и государства. Курс лекций/ Под общей ред. В.П. Сальникова. СПб., 1999. С.158). При этом различают основания (критерии) классификации, т.е. признаки, по видоизменению которых правовые нормы делятся на виды (группы), и принципы классификации, т.е. правила выбора оснований классификации и построения системы норм права.

Учитывая, что одним из специфических признаков правовых норм является их системность: внутренняя структурированность нормы как логической модели и образование разветвленной системы норм права в целом, одной из важнейших в теоретическом и практическом плане стала классификация норм права по отраслям. Основной критерий деления правовых норм на отрасли – предмет правового регулирования. Соответственно, выделяют группы правовых норм (отрасли права), регулирующие качественно-однородные общественные отношения32, например, нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы уголовного права и т.д. Кроме деления норм права на отрасли, по предмету правового регулирования можно выделить правовые институты, т.е. группы норм права, либо регулирующих в рамках крупной отрасли права отдельный вид отношений (например, институт преступления в уголовном праве), либо регулирующих вид общественных отношений межотраслевого значения (так называемые межотраслевые институты), например, институт юридической ответственности, институт договора и т.п.

Наконец, в системе норм права различают нормы материального и процессуального права. Нормы материального права (материально-правовые нормы) определяют, прежде всего, модели взаимоотношений физических и юридических лиц, государства как участника гражданских отношений33, т.е. в буквальном смысле слова упорядочивают общественные отношения, например, ст. 307, 382 Гражданского кодекса РФ. <OPENTEST8< FONT>Нормы процессуального права (процессуально-правовые нормы) регулируют (устанавливают правила) отношения процедурного (процессуального) характера, например, порядок рассмотрения гражданско-правового спора в суде (Глава 15 «Судебное разбирательство» Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), юридические требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления (Ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) или решения суда (Ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В этом смысле, если судебную власть считают «лицом» правового государства, то по нормам процессуального права можно судить о развитии национальной правовой культуры и правового сознания.

<OPENTEST2< FONT>Другой важной классификацией правовых норм в системе норм права в целом является различение норм частного и публичного права. Связано это с выделением двух правовых общностей – частного и публичного права. Самостоятельный характер деление норм права на частно-правовые и публично-правовые может иметь только в случае рассмотрения частного и публичного права как двух сфер права (общностей), регулирующих отношения, в которых субъекты находятся в «горизонтальных» связях друг с другом (не соподчинены друг другу) и в «вертикальных» связях (один субъект наделен властными полномочиями по отношению к другому). В случае понимания частного и публичного права как двух разных совокупностей отраслей права, т.е. при делении отраслей права на частно-правовые и публично-правовые, данная классификация по сути совпадает с названной выше, т.е. с дифференциацией норм права по отраслям (а отрасли, в свою очередь, объединяются в отрасли частного и публичного права).

С делением норм права по предмету правового регулирования связана еще одна классификация норм права, а именно деление норм права по методу правового регулирования, т.е. по способу воздействия (упорядочения) на общественные отношения, точнее – на поведение субъектов правовых отношений. Метод правового регулирования – второй, дополнительный критерий деления норм на отрасли. Однако дифференциация норм по методу правового регулирования является самостоятельной классификацией норм права, так как в рамках отдельных отраслей обнаруживается определенное сочетание разных методов правового регулирования, преобладание какого-то одного метода. Поэтому виды норм права, различаемые по методу правового регулирования, могут включаться в одну и ту же группу норм права (отрасль права), выделяемую по предмету правового регулирования.

Два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный соответствуют, в принципе, двум сферам общественных отношений – публичной (политической, государственно-властной) и частной (гражданской). Разница в способах воздействия на поведение субъектов права, на возможность их самостоятельного договорного упорядочения своих прав и обязанностей, всегда подчеркивается в исследованиях частного и публичного права как двух правовых общностей. Однако и эти классификации не следует отождествлять, так как отличием в методах правового регулирования не исчерпывается суть различения частного (сфера гражданского общества) и публичного (сфера публично-властных отношений) права. Более того, полного отделения публичного права от частного не происходит. Частное и публичное право взаимодействуют и взаимосвязаны друг с другом.

<QUEST7< FONT>Итак, по методу правового регулирования можно выделить четыре группы (вида) норм права: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. Императивные (от лат. Imperatives – повелительный) нормы – <OPENTEST3< FONT>это правовые нормы, которые содержат единственно возможный вариант поведения субъектов. Императивные нормы не допускают изменения их содержания ни какой-то одной из сторон правового отношения, ни по их соглашению (договору). Субъекты обязаны безусловно следовать правилу, установленному императивной нормой, не допуская отступлений. Преобладают императивные нормы в конституционном (например, ст. 48, 111 Конституции РФ), уголовном, административном праве, в сфере публичного права, но и в действующем гражданском (например, ст. 164, 165 Гражданского кодекса РФ), трудовом, семейном законодательстве Российской Федерации объем императивных норм достаточно велик.

Диспозитивные (от лат. dispositivus – распоряжающийся) нормы буквально означают «допускающие выбор». Устанавливая определенную модель взаимоотношений субъектов права, диспозитивная норма предоставляет участникам правового отношения самостоятельно урегулировать свои права и обязанности в договоре (соглашении). При этом стороны могут определить свои права и обязанности так же, как установлено в диспозитивной норме, если сочтут такой вариант наиболее целесообразным для себя, или изменить своим соглашением (договором) объем, порядок реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Таким образом, конструктивно диспозитивная норма закона представляет собой правило поведения и оговорку: «если иное не установлено соглашением (договором) сторон» (например, п.1 ст.341, п.1 ст.344, п.3 ст.414 Гражданского кодекса РФ).

<QUEST8< FONT>Отдельную группу (вид) правовых норм составляют, так называемые, поощрительные нормы. Выделение таких норм в данной классификации связано с особым методом правового регулирования – поощрительным, направленным на стимулирование правомерного поведения субъектов. К таким нормам относятся, например, положения об орденах, медалях, о присвоении почетного звания и т.п. В соответствии с поощрительными нормами, лица, добросовестно выполняющие свои обязанности либо совершившие поступки, превосходящие обычные требования, имеют право на меры поощрения со стороны компетентных органов и должностных лиц. Поощрительные нормы должны устанавливать основания, порядок и процедуру предоставления мер поощрения, которые являются обязательными, так как их нарушение может привести к неблагоприятным последствиям, например, не поощрение достойного гражданина может вызвать у людей чувство разочарования, нежелания в дальнейшем добросовестно следовать правовым предписаниям. При этом нарушение порядка или процедуры поощрения компетентным органом или должностным лицом означает ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.

Что касается рекомендательных норм, то такие нормы действующего законодательства содержат варианты желательного, наиболее целесообразного поведения участников правовых отношений. Субъект, которому адресована рекомендация (совет, предложение), должен осуществлять свои права и обязанности в конкретной ситуации в строгом соответствии с императивными нормами, но с учетом данной рекомендации. Примером рекомендательной нормы может служить знак дорожного движения, указывающий рекомендуемую скорость движения транспорта. Специфика рекомендательной нормы состоит в том, что в ней установлен не единственно правильный вариант поведения, как в императивной норме, и не диспозитивный вариант поведения, а наиболее целесообразный вариант. Нарушение или следование рекомендательной норме должно учитываться по совокупности с другими обстоятельствами в случае совершения лицом правонарушения. Однако, само по себе нарушение рекомендательной нормы закона не может влечь неблагоприятные последствия для субъекта, в противном случае речь должны идти не о рекомендации, а об императиве.

По роли (функции) в механизме правового регулирования правовые нормы можно разделить на два вида правовых предписаний. Первую и наиболее крупную группу норм составляют нормы-правила, а вторую – исходные (первичные, учредительные) нормы. <OPENTEST6< FONT>Нормы-правила имеют предоставительно-обязывающий характер и непосредственно регулируют общественные отношения, устанавливая (упорядочивая) права и обязанности субъектов и меры ответственности за их нарушение. Исходные нормы непосредственно не регулируют отношения между субъектами права, так как не устанавливают прав, обязанностей и мер ответственности субъектов. Они не обладают предоставительно-обязывающим характером. Исходные нормы определяют принципы, порядок реализации норм-правил, а точнее – прав и обязанностей, закрепленных в нормах-правилах, дают легальные определения терминам, понятиям, содержащимся в нормах-правилах, с целью их единообразного применения. К исходным нормам относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции (от лат. definitio) и т.д. Нормы-принципы устанавливают общие начала (принципы, смысл) правового регулирования в целом. Нормы принципы закрепляются, прежде всего, в конституции (например, ст.2, 15, 19, 46 Конституции РФ), а также кодифицированных законах (например, п.1 ст.1, ст.10 Гражданского кодекса РФ. <OPENTEST4< FONT>В нормах-дефинициях (определениях) объясняется, раскрывается смысл закрепленных в законе юридических понятий и категорий (например, п.2 ст.15, п.1 ст.19 Гражданского кодекса РФ).

В определенном смысле к группе исходных норм можно отнести оперативные и коллизионные нормы, которые также не обладают предоставительно-обязывающим характером и регулируют общественные отношения опосредованно, в системной связи с нормами-правилами. Но без оперативных и коллизионных норм в ряде случаев не возможно реализовать субъективные права ил



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.012 с.)