Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие теории государственного управления в России и Беларуси.

Поиск

Отечественная наука в области государственного управления развивалась в рамках российской управленческой науки главным образом как учение о государстве и праве. Начиная с введения Петром I знаменитого «Табеля о рангах», основное внимание было сосредоточено на решении проблемы повышения эффективности деятельности государственного аппарата. Так, М. Сперанским была разработана программа рационализации государственной службы, в которой он предлагал в качестве критериев, заложенных в «Табеле о рангах», использовать образование и профессиональные качества чиновников взамен выслуги лет.

На первых этапах строительства социализма в СССР была поставлена задача изучения и использования в деятельности государственного аппарата научного менеджмента. Были созданы научно-исследовательские институты и лаборатории по изучению научной организации труда и управления, но в 30-х годах эти исследования были приостановлены.

Некоторый перелом и поворот к проблемам государственного управления наметился в 70 - 80 годы, когда весьма успешными были попытки развития теории управления на основе системного подхода. Но вывести теорию государственного управления за рамки юридических наук в этот период так и не удалось.

Это объясняется тем, что в бывшем СССР государственное управление, основанное на марксистско-ленинской идеологии, обеспечивало реализацию решений партии, которой отводилась руководящая и направляющая роль.

Сегодня развитие отечественной науки по данному направлению находится на стадии становления. Оно должно опираться на накопленный мировой опыт, на наиболее прогрессивные идеи современных ученых и мыслителей в области теории государственного управления. При этом государственное управление должно быть адаптированным к отечественной практике, представлено, что очень важно, в национальном лексиконе, должно раскрывать и делать понятными, доступными и действенными его прикладные технологии.

Безусловно, этому может способствовать фактическое признание в Республике Беларусь государственного управления как самостоятельного научного направления. В частности, этому может способствовать внесение государственного управления в список научных специализаций ВАКа, а также подготовка студентов по специальности «Государственное управление» в вузах.

13. Общая характеристика субъектов государственного управления.


Прежде всего следует отметить, что в демократическом, правовом государстве, в котором мы живем, главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий своих представителей в органы власти, и, таким образом, участвующий в процессе управления.
Государство, действуя от имени народа, создает для управления свои органы: парламент, правительство, суды и др. и выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм, составляющих ее субъектов управления. Индивид или группа людей, представляющих тот или иной субъект управления, наделяются властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других. Они воплощают активное, направляющее начало и выступают в качестве генератора идей, целевых установок и их материализации.
Все субъекты управления обладают рядом универсальных признаков, в которых проявляется их сущность.
Каждый субъект управления:выражает интересы определенной социальной общнос-
ти – народа, класса, социальной группы;является системно организованным, ему свойственны черты социальной системы;имеет присущие ему определенные функции;обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный компонент;занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений.
Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства государственного управления, которые разрешены им законом.
Взаимодействие субъектов управления обеспечивают также и обратные связи.Обратные связи могут проявляться в различных формах: носители хозяйственных функций могут поддерживать, либо отказывать в поддержке правительству, выступать с предупреждениями в адрес правительства. Парламент может выражать недоверие правительству.
14. Государство – консолидирующий субъект государственного управления.

Кроме того, государство объединяет людей особым, юридическим способом объединяет не только граждан, но и иностранцев, лиц без гражданства. Равноправие каждого из них по отношению к государству формирует предпосылки для свободного развития и самореализации человека.

Следующий момент, придающий государству особый статус в обществе, заключается в том, что именно через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государство посредством своих органов принимает за­коны и другие нормативные акты (правила поведения) и обеспе­чивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распо­ряжении методами, в том числе административными и уголовно-правовыми. Таким образом, государству принадлежит легитимная монополия на принятие и реализацию законов.

Наиболее общим определением государства как особой структуры может быть следующее: государство – это универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет.

Сущность государства определяется также тем, что для обес­печения реализации своих целей и функций оно создает и под­держивает в определенном объеме и состоянии свой аппарат - совокупность людей (с соответствующими средствами), профес­сионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений (норм) в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает принятие, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании, другая - поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устойчивость и безопасность государства, его взаимоотношения с мировым сообществом.

В виде формы общества государство выступает единовремен­но структурой и механизмом общественного самоуправления. Государство должно таким образом организовывать деятельность своих институтов, чтобы они вовлекали в свое формирование и функционирование возможно большее число граждан. С этой точки зрения открытость государ­ства обществу и степень вовлечения граждан в процессы его дея­тельности характеризуют в главном развитость государства как де­мократического и правового общественного института.

Кроме того, государство представляет собой объединенное им общество людей в качестве целостности («закрытой» структу­ры) на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами. Таким образом, государство олицетворяет собой сложное об­разование, воспроизводящее и содержащее в себе много общест­венного и одновременно оказывающее большое влияние на со­стояние и развитие общества.


15. Характеристика объекта государственного управления, свойства и уровни управляемых объектов.


Часто наряду с процессами и явлениями, протекающими в обществе, объектами государственного управления признавались территория, ее ресурсы, средства и орудия труда и другие вещественные элементы.
Исходя из человеческой сущности управляемых объектов (систем) можно выделить следующие свойства управляемых объектов:
Самоактивность управляемых объектов (систем), то есть их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных), побудительных причин. Самоактивность управляемых объектов реализуется в различных формах: в преобразовании окружающей среды; в установлении с ней активного взаимодействия; в приспособлении к складывающейся ситуации;
Целенаправленный характер, ориентация на конкретные предметы, явления, отношения, результаты;
Адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам социального бытия;
Самоуправление (социальное саморегулирование) своей жизнедеятельности и своего развития;
Зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности.
В управляемой общественной системе в компонентно-структурном отношении четко обнаруживаются три основных уровня управляемых объектов:
человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, в своей ценностной социально-продуктивной активности;
коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;
общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие активности людей и их объединений.
В соответствии с основными сферами общества и указанными критериями управляемые объекты (системы) подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные.
В большинстве экономических управляемых объектов осуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства.
Социальные управляемые объекты осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, в которых выражается процесс воспроизводства и общение человека.
К духовно управляемым объектам относятся те организационные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность, так и духовно-практическая.

16. Принципы государственного управления: содержание понятия, характеристика, классификация.

Реализация государственного управления базируется на принципах – фундаментальных положениях, проверенных теорией и практикой.Принцип (от лат. principium – первоначало, первооснова) отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами системы государственного управления. Принципы государственного управления – это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует система государственного управления.

Сегодня принципы государственного управления должны формироваться исходя из определенных требований.

Во-первых, они должны отражать устойчивые закономерности развития отношений и взаимосвязей, объективно существующих в государственном управлении. Во-вторых, отражать специфику государственного управления как целостного социального явления. В-третьих, принципы должны взаимодополнять, уравновешивать и усиливать друг друга. И, наконец, все принципы должны выступать как согласованное целостное единство.

В системе государственного управления принципы выступают в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных государством.Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправленного процесса воздействия на объекты и одновременно на функционирование субъекта управления.

Выделяют следующие виды принципов управления:

· общие (общесистемные) – общеметодологические принципы определяют содержание государственного управления и раскрывают общецелевую направленность управления. Они сформулированы на основе познания законов общественного развития, закреплены в правовых нормативных актах и применяются в качестве научно-практических рекомендаций.

Среди общих принципов государственного управления можно выделить принцип системности. Принцип системности в первую очередь раскрывает государственное управление как сложную систему, состоящую из управляющей, управляемой и коммуникативной подсистем, которые в совокупности образуют единое целое.

· организационно-технологические – раскрывают организационную и технологическую стороны государственного управления.

К ним можно отнести принципы единоначалия; единства республиканского, регионального и местного управления; принцип иерархичности и т. д.

На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов государственной власти.

· частные – касаются главным образом непосредственного руководства деятельностью людей – участников управленческого процесса.

 

К основным принципам государственного управления в Республике Беларусь следует отнести следующие. /* можно назвать только некоторые*/

Принцип научности в государственном управлении ориентирует на то, что в основе всех управленческих действий должны лежать научные подходы и методы.

Принцип социальной направленности, с уть которого состоит в том, что вся деятельность органов государственного управления осуществляется в интересах человека.

Принцип демократизма позволяет учитывать интересы граждан и объединять их усилия в достижении целей государственного управления. Следует подчеркнуть, что применение принципа демократизма не исключает использования принципа централизма, ибо только их единство способно уберечь общество как от административного произвола, так и от хаоса и анархии.

Принцип законности предполагает, что государственное управление в процессе своего осуществления строго основывается на действующем законодательстве. Таким образом, в процессе осуществления государственного управления в Республике Беларусь должны строго соблюдаться Конституция, законы и нормативно-правовые акты Президента и правительства.

Принцип гласности означает, что граждане должны быть информированы о целях и задачах органов государственного управления.

Надежность системе государственного управления, гибкость и динамизм в кризисных ситуациях придает принцип разделения власти

Принцип эффективности направлен на достижение максимального результата при минимальных затратах.

Принцип разделения труда – это дифференциация трудовой деятельности, приводящая к наделению соответствующего органа или должностного лица определенными конкретными правами и обязанностями.

Принцип иерархичности означает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящими структурами, причем каждый служащий административной иерархии отвечает за вверенный ему участок работы и подчиненный ему коллектив.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.67 (0.014 с.)