ТОП 10:

Идея управления в трудах мыслителей древнего Египта и Азии.



Идея управления в трудах мыслителей древнего Египта и Азии.

В Древнеегипетском царстве были созданы первые, дошедшие до нас письменные источники, которые содержали простейшие аспекты управления. В них констатировалось наличие и важность управления государством, указывалось на существование особых групп людей, занятых данным видом деятельности. Центральной фигурой, вокруг которой формировались управленческие воззрения, был государь. Его образ восхвалялся и идеализировался. Наиболее популярны в этих текстах были кадровые вопросы. Главной формой хозяйства в Др. Египте было земледелие, основанное на искусственном орошении, поэтому важной функцией управленцев была организация и поддержание в порядке ирригационные системы. Характеризуя управленческую деятельность, египтяне уделяли внимание и взаимоотношениям между управленцами и подчиненными. Особое место здесь уделялось карательной функции, которая была направлена на поддержание порядка и подавление противодействия. Источники говорят о выгодности управленческой деятельности, при этом обращается внимание на то, что при её осуществлении имеют место недобросовестность и вымогательство. В Др. Вавилоне впервые была выдвинута идея деления страны на административные округа. Управленческая система в Передней Азии к 7 веку до н. э. достигла таких масштабов, что в списках царей Ассирии содержалось упоминание о 160 управленческих должностях.

 

Экономические учения древней Греции.

Афинская демократия и Спартанская модель управления. Илоты в Спарте-90%. Рабы-иностранцы.

Ксенофон (430 г до н. э.) принадлежал к рабовладельческой аристократии, сторонник спартанской модели управления. «Домострой»- работа с его воззрениями. Основная отрасль экономики- земледелие. Ремесло и торговля не достойны свободного грека. Допускал наличие товарно-денежных отношений, но только в мелкой торговле. Главная функция управленца- обеспечение производства полезных вещей. Деятельность управленца- эксплуатация рабов. Выражает ярое сопротивление физическому труду. Первый в истории обосновал разделение труда. Управленческие идеи продолжили свое развитие в трудах философа Платона. «Политика или государство». Концепция идеального государства: общество разделено на классы (философы, воины и земледельцы), каждый класс делает свое дело. Платон рассматривает государство как сообществ людей, неравенство которых порождено самой природой, высказывает мысль о неизбежности деления государства на свободных и (-), богатых и (-). Рабы- основная производительная сила, а их эксплуатация- средство обогащения всего общества. Главная отрасль экономики- земледелие, но одобрительно относится и к ремеслам. К торговле отношение отрицательное. Аристотель. Основная работа- «Политика». Ярый противник аристократической формы правления и олигархической власти. Деление общества на свободных и (-), свободные- греки, рабы- иностранцы. Выделяет 5 классов: крестьяне, ремесленники, торговцы, наемные рабочие и военные. Он впервые начинает изучать формы обмена и формы стоимости. Является родоначальником экономического анализа. Формула его экономических воззрений : «Все, что соответствует интересам укрепления хозяйства, является естественным и справедливым».

 

Литература об организации рабовладельческого хозяйства в древнем Риме.

Управленческая мысль Др.Рима является очередной ступенью в эволюции рабовладения. Впервые римская управленческая мысль сформулировала новые формы организации рабовладельческого хозяйства с характерной для них жестокостью в эксплуатации рабов. Разделение на рабов и рабовладельцев. Первым автором, выдвинувшим свои идеи в области управления был Катон Старший (3 в. до н. э.). Идеал- натуральное хозяйство. В отличие от др. греков, римляне гораздо более рационально подходили к организации управления. Большое место в его работах занимают советы по содержанию рабов (держать строго, покупать в малолетнем возрасте). Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советует разжигать между ними конфликты. Советует избавляться от старых и больных, жестоко наказывать. Свое развитие идеи Катона получили в трудах Варрона. Он впервые в истории высказывает тревогу о судьбе рабовладения. Но наиболее остро кризис рабовладения отразился в сочинениях Колумелла. Он впервые пишет о крайне низкой доходности рабского труда. Выход их ситуации Колумелл видит в переходе к более производительному труду в свободных колоннах.

 

Управленческие мысли древнего Китая и древней Индии.

Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна (XI—X в. до н. э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением Небо предоставляет мандат властелина тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, справедливость).На стыке VIII—VII вв. до н. э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба-дао» — правление, основанное на силе, и «ван-дао» — правление, основанное на честности. Своего расцвета управленческая мысль Древнего Китая достигла во второй половине первого тысячелетия до н. э. В это время сформировались основные управленческие учения, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Даосизм: лучший руководитель тот, о котором люди знают лишь то, что он существует, методы и стиль управления выбираются управленцем по ситуации, в соответствии с ней, управление страной при помощи знаний приносит ей несчастья, а без их применения приводит страну к счастью, управлять легче малым и немногим, чем большим и многочисленным. Конфуцианство: Конфуций первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого труда, определил основные механизмы в управлении людьми (закон, страх, моральное развитие), одним из первых сформулировал принцип разделения и специализации труда, Руководителем можно стать лишь на основе изучения прошлого опыта и постоянного познания нового.

Индия: Артхашастра, или “Наука политики”- политико-экономический трактат древней Индии, составителем которого считается Каутилья. Он содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству давнего индийского о6щества . В нем проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину». Однако авторы трактата главную роль в законодательной деятельности отводили государю и рекомендовали царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством.

Управленческая мысль в Византии.

При императоре Юстиниане Византия контролировала почти все средиземноморье, В период раннего средневековья Византия Господствовала экономически, ее валюта была основной. На управленческую мысль огромное влияние оказала Библия. Византийские авторы: Метохит, Магистр – идеализирует физический труд. В период средневековья физический труд восхвалялся из-за Библии. Доход должен получаться из физического труда. Деньги не должны делать деньги (осуждают ростовщичество). Порой чуть ли не доходят до коммунистических идей.

 

Ломоносов.

Наряду с бессмертными заслугами Ломоносова в области естественных наук значительны его достижения в развитии русской управленческой мысли. Он был не только теоретиком в области организации производств и в развитии отечественной промышленности. Все свои научные труды он рассматривал прежде всего с точки зрения практического применения. Он призывал науку пройти «до самых дальних мест», исследовать «землю и пучину и степи и глубокий лес». Стремление к апробации своих управленческих и предпринимательских идей привело к тому, что в 1752 г. в городе Усть-Рудицы он заложил «фабрику делания разноцветных стекол и бисера». Таким образом, он возобновил забытое в России с XII в. мозаичное ремесло и наладил его производство в промышленных масштабах.Основными целями государственной политики, по Ломоносову, должны быть «благополучие, слава и цветущее состояние» страны. Под этим он понимал прежде всего политическую и экономическую независимость России, развитие ее производительных сил, улучшение материального положения народа и подъем культуры страны.Приведем только несколько цитат Ломоносова, демонстрирующих его вполне современные взгляды на управление персоналом в организации. «При распределении обязанностей нужно соблюдать должную соразмерность: не следует тратить больше труда и средств там, где их требуется меньше, и наоборот, где требуется их больше, тем нельзя их тратить меньше...При распределении должностей... должно установить между старшими и подчиненными сотрудниками постоянную связь, чтобы каждый для каждого, насколько это возможно, был как бы кровно близок. Из этого последует, что равные между собой, особенно же из числа руководящих... будут жить в дружеском общении и проявлять законную власть по отношению к подчиненным, а эти последние будут оказывать им должное повиновение».Эти высказывания подтверждают его рациональный и хозяйственный подход в управлении конкретными организационными делами, которых у него было не меньше (а скорее даже больше), чем научных интересов. Все документы, относящиеся к организационно-хозяйственным делам Ломоносова, — а их более 600 — представляют собой ценнейший источник управленческой мысли, ибо содержат его представления практически обо всех отраслях народного хозяйства и о многих вопросах управления — от комплексных до мелких деталей.

 

Ордин-Нащекин.

Многие предложения Ордина-Нащокина напоминают рекомендации Ю. Крижанича — о развитии торговли и промышленности как основах сильного государства, об использовании передового опыта в государственном и местном управлении, об учреждении специального Приказа по делам промышленности и торговли, о стимулировании «геологоразведочных работ», о политических свободах, о протекционизме во внешней торговле, о развитии науки и образования в стране. Во всех преобразованиях и программах Ордин-Нащокин был откровенным «западником». Его главная идея — во всем брать образец с Запада, все делать «с примеру сторонних чужих земель», которые достигли успехов в мирной и военной жизни, «заимствовать от них то, чем они явились сильнее». Будучи воеводой Пскова, Ордин-Нащокин попытался применить идеи по делегированию полномочий и опыт западных стран в совершенствовании местного управления.
Второе его предложение было также связано с внешней торговлей. Ордин-Нащокин предложил следующие меры: составить списки всех маломочных купцов; выявить их торговые интересы и промыслы; распределить маломочных купцов между лутчими торговыми людьми Пскова для контроля над их промыслами; создать при земской избе из городских средств специальный фонд для выдачи ссуд маломочным купцам; выдать ссуды маломочным купцам для покупки товаров, которые необходимо завезти в Псков не позднее чем за месяц до ярмарки (в декабре или апреле соответственно); лутчим людям организовать в земской избе прием от приписанных им маломочных купцов привезенного товара; лутчим людям оплатить принятые товары по предварительной цене, равной покупной цене плюс некоторая надбавка «для прокормления»; в январе (или мае) лутчим людям участвовать в зимней (или весенней) ярмарке и реализовать иностранцам доверенные им товары оптом по договорным ценам; доплатить маломочным купцам разницу между предварительной и фактической ценами («компанейский дивиденд»).Третье предложение Ордина-Нащокина относилось к организации продажи вина на территории Пскова и его пригородов. Ордин-Нащокин предложил установить свободную продажу вина с оплатой пошлины в местную казну из расчета 2 деньги с рубля (т.е. 1%). Но «если же кто станет торговать напитками больше, чем другими товарами, на тех брать с рубля по гривне» (т. е. 10%). И наконец, четвертая группа мер относилась к организационной структуре местного управления. Согласно предложению Ордина-Нащокина посадское общество города должно было выбирать из своей среды 15 человек, которые будут управлять всеми делами города в течение 3 лет по 5 человек ежегодно. В ведение этих «земских выборных людей» передавались городское хозяйственное управление; надзор за питейной продажей, таможенными сборами и торговыми отношениями псковичей с иностранцами; суды «над посадскими людьми во всех торговых и обидных делах». Пошлины с судных дел, решенных 5 избранниками, поступали в земскую избу «для покрытия градских расходов»

 

Посошков.

Основной труд- «Книга о скупости и богатстве». Многие мысли опередили свое время. Он считал возможным разделить крестьянские и помещичьи земли и точно определить размеры крестьянской повинности. И лишь спустя десятилетия правительство при Екатерине 2 сделало робкую попытку ограничить число барщинных дней. Известный историк 19в. Погодин писал: «Многие важные реформы, которые прославили царствование Екатерины 2 и Александра 2 были предложены Посошковым». Программа Посошкова выражала интересы рождающейся торговой и промышленной буржуазии. Посошков был не только экономистом-теоретиком, но и внес вклад в практику совершенствования русских денег, в реорганизацию денежной системы России. Объектом изучения Посошкова были макроэкономические и хозяйственные вопросы. Главный вопрос его учения-гос.хоз-во. Большое значение он признавал торговле. Он выражал недовольство, что в торговлю стремятся различные слои населения, по его мнению, торговлей должны заниматься только представители купеческого сословия. Он боролся за то, чтобы русское купечество монополизировало всю торговлю в стране. Посошков стремился устранить конкуренцию в торговле и этим обеспечить высокую прибыль купцам. В отношении внутренней торговли он пытался установить одинаковые цены на товары, установленная цена должна была назначена государством. Одним из важнейших средств достижения благосостояния в стране он считал развитие отечественной промышленности, создание крупных предприятий для насыщенного крупного рынка. У Посошкова нет понятия «мануфактрура», но есть много категорий, описывающих тогдашние промышленные фирмы- «мастерские дома», «мельницы». Все они носят домовый характер. Это в связи с тем, что мануфактура больше походила на расширенное домохозяйство. На ее территории было сосредоточено не только основное промышленное производство, но им большое подсобное хозяйство, где трудились семьи рабочих и стали появляться общежития, школы, детские сады. Эти крупные мануфактурные комплексы находились на самообеспечении. Посошков призывал поощрять на государственном уровне отечественных изобретателей и новаторов в промышленности и даже ввести защиту патентов в стране. Основная управленческая мысль Посошкова как идеолога модели управления полицейским государством заключалась в следующем: «Государство тот же большой дом, где у каждого свои определенные обязанности. И благополучие зависит от согласия всех живущих в нем людей. Правитель- глава дома, отец- «семьи сословий», в месье все должно строиться на повиновении главе. Так и в государстве, все люди должны беспрекословно подчиняться царю».

 

Крижанич.

В 1-й части в разделе «О торговле», состоящем из 64 глав, речь идет об основных методах обогащения государства, а таковых способов и промыслов суть три: земледелие, ремесло и торговля. А четвертый промысел — хозяйство, или общее устройство, и он является основой и душой всех остальных. Они называются доходными промыслами. Первым из промыслов подвергается анализу торговля. Крижанич предложил комплекс мер по устранению недостатков в организации внешней торговли в России. В частности, необходимо увеличивать число торжищ, ибо «чем больше торжищ в королевстве, тем оно богаче». Чтобы содействовать торговле, Крижанич предлагает узаконить в государстве деятельность менял наподобие европейских. Обычно менялы — это люди из богатых торговцев, которые меняют по просьбе любого гражданина одни монеты на другие, беря за обмен проценты и фиксированную плату. В этой же главе он предлагает создать в России торговую почту с использованием в ней специально подготовленных гонцов, как в Европе. Очень интересны его наблюдения и предложения по снижению рисков при транспортировке товаров, когда крупные европейские торговцы при отправке товара в другую страну «не складывают весь свой товар на один корабль, а каждый из торговцев, сколько их есть, разделяют свой товар по всем кораблям так, что если какой корабль и погибнет, то не весь его товар пропадет». Очень интересны и современны идеи Крижанича о царском заказе. Это очень напоминает сегодняшние программы планирования производства и реализации продуктов по госзаказу. Крижанич пишет: воеводы и правители городов совместно с царским торговцем «должны заботиться о том, чтобы договариваться с ремесленниками о всяких ремесленных, рукодельных товарах. Далее нужна соответствующая правовая среда , которая бы стимулировала ремесленное хозяйство, предоставляя занятым в нем людям определенные льготы, свободу в выборе профессии, учителей, места учебы и последующей работы, гарантии защиты этих свобод. Крижанич высказывает свои наблюдения и рекомендации, которые представляют собой комплексную преобразовательную программу совершенствования государственного управления народным хозяйством в виде 4 групп мероприятий. Во-первых, жесткая самодержавная регламентация всех мероприятий в общественной и частной жизни государства, Во-вторых, политическая свобода, При самодержавии не должно быть жестокости в управлении, обременения народа непосильными поборами и взятками, Для этого необходимы определенные политические права, сословное самоуправление; купцам надо предоставить право выбирать себе старост с сословным судом, ремесленников соединить в цеховые корпорации, всем промышленным людям дать право ходатайствовать перед правительством о своих нуждах и о защите от областных правителей, крестьянам обеспечить свободу труда и выбора профессий. В-третьих, ускоренное развитие науки, всеобщее просвещение, организация книгопечатания в государстве. И наконец, в качестве последнего направления указывается обязательное распространение профессионально-технического образования.

 

Школа соц. Систем.

Теоретики этой школы рассматривали организации как социальное целое, исследовали вопросы мотивации, стимулирования, авторитета и власти, коммуникаций в организации, принятия решения человеком, моделируя внутриорганизационные процессы и их комбинации, выясняя, какие из этих комбинаций наиболее эффективные с точки зрения целей организации. Духовным отцом школы социальных систем считается Ч. Барнард. Барнард выделяет 4 группы конкретных побуждений {стимулов) к деятельности в организации:1) материальные стимулы (деньги, вещи или физические условия);2) личные нематериальные возможности для отличия, престижа и личной власти;3) желаемые физические условия работы;4) духовные побуждения (гордость мастерством, чувство соответствия, альтруистическое служение семье или другим целям, лояльность по отношению к организации, патриотизм, эстетические или религиозные чувства и т. п.).

 

Ситуационный подход.

Его суть состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута, т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход затронул почти все основные школы американской теории управления и проявился при изучении всех элементов управления: организационной структуры, категорирования различных типов и ситуаций группового поведения людей в организации, стилей руководства, влияния различных методов руководства на поведение групп и индивидуумов и др. В этом проявился отход от традиционного стремления формировать универсальные принципы руководства людьми в организации. Ситуационный подход к проблемам управления является в настоящее время доминирующим в американской теории управления.Основателем классической школы "научного менеджмента" считается Фредерик Тейлор. Он предложил научную систему знаний, составные элементы которой используются и в наше время. 1)Математический способ исчисления себестоимости 2)Дифференциальная система оплаты труда 3)Широкое использование функции движения и времени 4)Способ рационализации трудовых приемов 5)Инструкционные карточки. Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т. е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.Система Тейлора получила весьма широкое распространение в передовых капиталистических странах в первые три десятилетия XX в. - Германии, Швеции и других западноевропейских странах, как движение за научную организацию труда, рационализацию, научное управление и т. д. Создаются школы консультантов, фирмы и т. п.Таким образом, заслуга Тейлора и его последователей заключается в утверждении принципов научного управления:- исследование каждого отдельного вида деятельности;- отбор работников для выполнения определенных операций и их обучение;- обеспечение работников необходимыми ресурсами;- систематическое и правильное использование методов стимулирования;- выделение, планирование в отдельный процесс управления;- утверждение менеджмента в качестве самостоятельной деятельности. Главной причиной низкой производительности труда было несовершенство системы стимулирования. Системы Тейлора так и не умерла, стремление к максимально высокой рационализации производства применяется и в наши дни на некоторых предприятиях.

 

 

Идея управления в трудах мыслителей древнего Египта и Азии.

В Древнеегипетском царстве были созданы первые, дошедшие до нас письменные источники, которые содержали простейшие аспекты управления. В них констатировалось наличие и важность управления государством, указывалось на существование особых групп людей, занятых данным видом деятельности. Центральной фигурой, вокруг которой формировались управленческие воззрения, был государь. Его образ восхвалялся и идеализировался. Наиболее популярны в этих текстах были кадровые вопросы. Главной формой хозяйства в Др. Египте было земледелие, основанное на искусственном орошении, поэтому важной функцией управленцев была организация и поддержание в порядке ирригационные системы. Характеризуя управленческую деятельность, египтяне уделяли внимание и взаимоотношениям между управленцами и подчиненными. Особое место здесь уделялось карательной функции, которая была направлена на поддержание порядка и подавление противодействия. Источники говорят о выгодности управленческой деятельности, при этом обращается внимание на то, что при её осуществлении имеют место недобросовестность и вымогательство. В Др. Вавилоне впервые была выдвинута идея деления страны на административные округа. Управленческая система в Передней Азии к 7 веку до н. э. достигла таких масштабов, что в списках царей Ассирии содержалось упоминание о 160 управленческих должностях.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.014 с.)