ТОП 10:

Экономические учения древней Греции.



Афинская демократия и Спартанская модель управления. Илоты в Спарте-90%. Рабы-иностранцы.

Ксенофон (430 г до н. э.) принадлежал к рабовладельческой аристократии, сторонник спартанской модели управления. «Домострой»- работа с его воззрениями. Основная отрасль экономики- земледелие. Ремесло и торговля не достойны свободного грека. Допускал наличие товарно-денежных отношений, но только в мелкой торговле. Главная функция управленца- обеспечение производства полезных вещей. Деятельность управленца- эксплуатация рабов. Выражает ярое сопротивление физическому труду. Первый в истории обосновал разделение труда. Управленческие идеи продолжили свое развитие в трудах философа Платона. «Политика или государство». Концепция идеального государства: общество разделено на классы (философы, воины и земледельцы), каждый класс делает свое дело. Платон рассматривает государство как сообществ людей, неравенство которых порождено самой природой, высказывает мысль о неизбежности деления государства на свободных и (-), богатых и (-). Рабы- основная производительная сила, а их эксплуатация- средство обогащения всего общества. Главная отрасль экономики- земледелие, но одобрительно относится и к ремеслам. К торговле отношение отрицательное. Аристотель. Основная работа- «Политика». Ярый противник аристократической формы правления и олигархической власти. Деление общества на свободных и (-), свободные- греки, рабы- иностранцы. Выделяет 5 классов: крестьяне, ремесленники, торговцы, наемные рабочие и военные. Он впервые начинает изучать формы обмена и формы стоимости. Является родоначальником экономического анализа. Формула его экономических воззрений : «Все, что соответствует интересам укрепления хозяйства, является естественным и справедливым».

 

Литература об организации рабовладельческого хозяйства в древнем Риме.

Управленческая мысль Др.Рима является очередной ступенью в эволюции рабовладения. Впервые римская управленческая мысль сформулировала новые формы организации рабовладельческого хозяйства с характерной для них жестокостью в эксплуатации рабов. Разделение на рабов и рабовладельцев. Первым автором, выдвинувшим свои идеи в области управления был Катон Старший (3 в. до н. э.). Идеал- натуральное хозяйство. В отличие от др. греков, римляне гораздо более рационально подходили к организации управления. Большое место в его работах занимают советы по содержанию рабов (держать строго, покупать в малолетнем возрасте). Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советует разжигать между ними конфликты. Советует избавляться от старых и больных, жестоко наказывать. Свое развитие идеи Катона получили в трудах Варрона. Он впервые в истории высказывает тревогу о судьбе рабовладения. Но наиболее остро кризис рабовладения отразился в сочинениях Колумелла. Он впервые пишет о крайне низкой доходности рабского труда. Выход их ситуации Колумелл видит в переходе к более производительному труду в свободных колоннах.

 

Управленческие мысли древнего Китая и древней Индии.

Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна (XI—X в. до н. э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением Небо предоставляет мандат властелина тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, справедливость).На стыке VIII—VII вв. до н. э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба-дао» — правление, основанное на силе, и «ван-дао» — правление, основанное на честности. Своего расцвета управленческая мысль Древнего Китая достигла во второй половине первого тысячелетия до н. э. В это время сформировались основные управленческие учения, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Даосизм: лучший руководитель тот, о котором люди знают лишь то, что он существует, методы и стиль управления выбираются управленцем по ситуации, в соответствии с ней, управление страной при помощи знаний приносит ей несчастья, а без их применения приводит страну к счастью, управлять легче малым и немногим, чем большим и многочисленным. Конфуцианство: Конфуций первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого труда, определил основные механизмы в управлении людьми (закон, страх, моральное развитие), одним из первых сформулировал принцип разделения и специализации труда, Руководителем можно стать лишь на основе изучения прошлого опыта и постоянного познания нового.

Индия: Артхашастра, или “Наука политики”- политико-экономический трактат древней Индии, составителем которого считается Каутилья. Он содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству давнего индийского о6щества . В нем проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину». Однако авторы трактата главную роль в законодательной деятельности отводили государю и рекомендовали царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством.

Новый класс управления Бюргерство.

Бюргерство- — горожане, так называемое «третье сословие» в Средневековой Европе. То же самое, что (франц.) буржуазия. Бюргерство формировалось в процессе борьбы (11-13 вв.) с феодалами-сеньорами за городскую землю, освобождение от феодальной эксплуатации. Бюргеры происходили главным образом из зависимых крестьян и деревенских ремесленников, бежавших или переселившихся в город. На ранней стадии развития города (приблизительно до 14-15 вв.) городская община обычно свободно принимала их в свой состав (то есть в число бюргеров), помогая феодально-зависимым крестьянам приобрести личную свободу. Личная свобода и вытекавшие из неё исключительная подсудность городскому суду, право распоряжаться своим имуществом и др. привилегии были обязательными признаками бюргерского состояния.
Экономически заинтересованное в централизации страны, Бюргерство в большинстве случаев поддерживало королевскую власть против крупных феодалов. С возникновением так называемой сословной монархии экономически усилившееся Бюргерство получило право участвовать в сословно-представительных учреждениях, окончательно оформившись в качестве сословия феодального общества. В сословных учреждениях представительствовала обычно только богатая бюргерская верхушка, она же захватывала власть в городе в случаях победы Бюргерство над патрициатом. Бюргерство, занимая в феодальном обществе двойственное положение (с одной стороны, это было податное сословие, непривилегированное, неполноправное, с другой - имущий слой населения, верхушка которого эксплуатировала городские низы), активно участвовало в антифеодальных выступлениях, проявляя в то же время склонность к соглашению с феодалами. Мелкое Бюргерство часто выступало совместно с плебейством и крестьянами.

 

Управленческая мысль в Византии.

При императоре Юстиниане Византия контролировала почти все средиземноморье, В период раннего средневековья Византия Господствовала экономически, ее валюта была основной. На управленческую мысль огромное влияние оказала Библия. Византийские авторы: Метохит, Магистр – идеализирует физический труд. В период средневековья физический труд восхвалялся из-за Библии. Доход должен получаться из физического труда. Деньги не должны делать деньги (осуждают ростовщичество). Порой чуть ли не доходят до коммунистических идей.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.125 (0.004 с.)